План по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» сентябрь 2022-май2023г
методическая разработка (младшая группа)

Войтенко Евгения Ивановна

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский» «Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_2_ml.gr_.22.docx53.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  дошкольное образовательное учреждение № 1 «Тополек».

План по самообразованию

Войтенко Евгении Ивановны.

1-квал.категория

на тему:

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» 

 сентябрь 2022-май2023г

п.Тарасовский 2022 г

« Ум ребенка находится на кончиках  его пальцев»

                                                                               В.А.Сухомлинский.

   Пояснительная записка

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. Разнообразные действия руками, пальчиковые игры стимулируют процесс речевого и умственного развития ребенка, так как развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.

 Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка требует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых и учебных действий.

 Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребенка. Если ребенок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строками, то есть его речь станет более четкой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенные положения рук и последовательность движений, у ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями он может «рассказывать пальцами» целые истории. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопление информации – прикосновения. Ребенку необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус Роль взрослого помочь ему в этом дать необходимый стимул развития. Поэтому начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста.  В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  Также в раннем детстве полезны игры с кубиками, пирамидками, матрешками. Позже - с различного вида конструкторами, например, "Лего", когда ребенку приходится собирать и разбирать мелкие детали, складывать целое из отдельных частей, а для этого очень важно, чтобы пальчики слушались и хорошо работали, тем самым стимулировали речевое развитие малыша. В результате вышесказанного актуальность программы «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста через различные виды деятельности» необходима и продиктована временем.

 

Актуальность

           В последнее время у детей довольно часто наблюдается задержка в развитии речи, хотя они здоровы. Не страдают нарушениями слуха или поражениями нервной системы .В чем же причина задержки речи?Главная причина кроется в снижении уровня развития кистевой моторики у детей. Этому способствует современный уровень научно-технического прогресса. Родителям проще посадить у телевизора ,чем заняться с ним полезной деятельностью, в виде игр. Например; перебрать рис, горох,  карандаши, порисовать полепить и т.д.Это касается так же и бытовой стороны жизни ребенка. Родителям всегда некогда и не каждый взрослый ждет, пока ребенок самостоятельно умоется, оденется, зашнурует ботинки, или застегнет пуговицы. Последнее время родители забыли, что такое колыбельная или сказка ,прочитанная на ночь и тем более игра с пальчиками, ладошками, их значение не осмысляются взрослыми. Родители видят в них развлекательные , а не развивающие, оздоровительные воздействия.

Таким образом у большинства современных детей мелкие движения пальцев перестают играть главенствующую роль, а это отрицательно сказывается на общем развитии, развитии речи ,мышления ребенка, вызывая трудности в старшем дошкольном возрасте, а затем и в школе в овладении письмом ,счетом и являются причиной появления вторичных психологических расстройств и школьной  дезадаптации.

         Актуальность решения вопросов развития детской руки способствует то, что для успешного обучения в школе ребенок должен не только легко и без напряжения говорить ,но и выполнять письменные работы. Доказано ,что формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движение пальцев рук достигает достаточной точности, что несовершенство тонкой двигательной координации кистей рук не дает ребенку овладеть письмом, рисованием и другими важными в учебном процессе навыками. Поэтому так необходимо с раннего возраста заниматься развитием руки малыша через организацию  самообслуживания,  разных видов продуктивной деятельности, специальных  игр и упражнений.

Из опыта работы в группе раннего возраста, где речь  некоторых детей только формируется, у других уже активна, почему так происходит? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей младшего школьного возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития  речи дошкольников»

     Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. «Рука – это вышедший наружу мозг человека». От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.       Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.

     Для развития речи детей я использую в своей работе пальчиковые игры. Я выбрала тему по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий.», так как эта тема очень актуальна и имеет значение в жизни моих воспитанников. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость. Со слов взрослых дети могут многое запомнить и воспроизвести, надо только несколько раз повторить текст. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.

Задачи:

1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;

2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;

3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;

4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.

5. Содействовать нормализации речевой функции.

6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Методы и приёмы работы:

Традиционные:

Пальчиковый игротренинг, массаж кистей рук, пальчиковая гимнастика, физкультминутки, пальчиковые тигры со стихами, со скороговорками.
Пальчиковый театр.

Нетрадиционные технологии: лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.)конструирование из бумаги в технике оригами, работа с конструктом,  различные виды аппликаций, пазлы, мозаика, работа со счётными палочками, самомассаж кистей и пальцев рук.
Нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щёткой, свечкой.
Ручной труд: нанизывание бус.
Рисование по трафаретам, штриховка.

Этапы самообразования:

Подбор и изучение методической литературы.

Формирование опыта по теме.

Представление презентации по теме: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы на 2022-2023 учебный год

                                           Работа с детьми    

Месяц

Содержание

Задачи

Сентябрь

Д/и «Цветные колечки», «Собери гусеницу»

Упражнять детей в нанизывании колец на стержень. Развивать глазомер. Закрепить знания основных цветов и геометрических форм.

Самомассаж рук

Упражнять детей в поглаживании тыльной и ладонной поверхностей кисти рук подушечками 2-5 пальцев.

Пальчиковая гимнастика «Шел один я по дорожке»

Активизировать речь детей, Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту.

Шел один я по дорожке,   (показывает один пальчик)
Шли со мной мои  две ножки, (показывает два пальчика)
Вдруг на встречу три мышонка, (показывает три пальчика)
Ой, мы видели котенка!  хлопает себя ладошками по щечкам и как бы качает ладошками голову)
У него четыре лапки, (показывает четыре пальчика)
На лапках - острые царапки,  (царапает ноготками поверхность того что под рукой)
Один, два, три, четыре, пять, (на каждый счет показывает соответствующее число пальчиков)
Нужно быстро убегать! (двумя пальчиками, указательным и средним, убегает по поверхности)
Играем сначала левой рукой, затем правой, затем двумя руками.

Конструирование «Поезд»

 Развивать умение сооружать постройки по образцу.

Закрепить с детьми название строительного материала. Развивать память, мышление, внимание, речь.

- Формировать умения и навыки совместного взаимодействия со сверстниками и  взрослыми.

Д/и «Оденем куклу на прогулку»

Активизировать речь детей, называть предметы одежды, способствовать запоминанию последовательности одевания, развивать внимание, речь, общую моторику.

Октябрь

Д/и «Чудесный мешочек»

Совершенствование тактильных ощущений и восприятия; формирование умения узнавать и называть предметы; развитие речи.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. Развивать мелкую моторику рук

Осень, осень ,    (трем ладошки друг о друга)

Приходи!        (по очереди сжимаем кулачки)

Осень, осень ,       (трем ладошки друг о друга)

Погляди!           (положить ладошки на щеки)

Листья желтые кружатся ,       (движение ладонями сверху вниз)

Тихо на землю ложатся.           ( поглаживаем коленки)

Солнце нас уже не греет ,         (по очереди сжимаем кулачки)

Ветер дует все сильнее ,       (разводим одновременно ручки в разные стороны)

К югу полетели птицы ,      (скрестить ручки и пошевелить пальчиками)

Дождик к нам в окно стучится.       ( стучим пальчиками по ладошкам)

Шапки, куртки надеваем        (делаем вид)

И ботинки обуваем           (постучать ногами)

Знаем месяцы:                 (похлопать ладошками по коленкам)

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь.      ( кулак, ребро, ладонь)

Аппликация

 « Осеннее дерево»

Лепка из соленого теста.

« Осенние листья»

   Развитие моторных действий в нетрадиционной технике обрывной аппликации 

Закреплять умения и навыки в лепке из соленого теста;  

Развитие у детей художественно-творческих способностей, воспитания  терпения и усидчивости.

Д/и «Сухой бассейн»

«Спрячь зайку от волка»

 «Найди мишку»

Дети произвольно сидят в бассейне. Педагог кладет в центр бассейна игрушку — зайца. Дети набрасывают на него шары.

Упражнение выполняется, стоя в бассейне. Педагог при детях прячет игрушку-мишку в шарах. По его сигналу дети должны отыскать ее

Д/и «Прищепки»

Развивать мелкую моторику рук, развивать координацию движений кисти рук и пальцев.

Способствовать формированию умений пользоваться прищепками, держать прищепку тремя пальцами , сжимать и разжимать ее. Закрепление сенсорных навыков и пространственных представлений, развитие воображения,

Ноябрь

Пальчиковая гимнастика.

« Пальчики спят»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений кисти рук и пальцев.

Хочет этот пальчик спать.

Загнуть мизинчик.

И вот этот — прыг в кровать.

Загнуть безымянный.

Этот палец прикорнул.

Загнуть средний.

Этот сразу же заснул.

Загнуть указательный.

Пальчик, тише, не зуди!

Братьев ты не разбуди!

Двигать большим пальцем и стишок проговаривать шепотом.

Вот проснулись все, ура!

В детский сад спешить пора!

Сжимать и разжимать кулачки, стишок произносить радостно, с восклицанием.

Затем нужно выполнить то же упражнение, поменяв руки

Подвижная игра «Зарядка для зверят»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту под музыку.

Зайцы встали по- порядку, упражнения для шейного отдела (повороты и наклоны головы)
Зайцы делают зарядку,
Саша тоже не ленись-
На зарядку становись.
Припев:
Прыг-скок, руки вверх 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши над головой
Прыг-скок, руки вниз 2 прыжка на месте, 2 хлопка в ладоши внизу
А теперь давай, дружок, подтянись. поднять руки вверх и встать на носочки
(повторить 2 раза)
2 куплет

Рядом ежик травку топчет, подъемы на полупальцы 
Заниматься с нами хочет. 
Будем с ежиком шагать, марш на месте с высоко поднятыми коленями
Выше ноги поднимать.
Припев:
Топ-топ, шаг вперед, 2 притопа, шаг вперед
Топ-топ, шаг назад. 2 притопа, шаг назад
А теперь в ладошки хлопнуть
Встали и стоять.
(повторить 2 раза)
Проигрыш:
3 куплет
А лягушки на кувшинке «мячик» на месте, руки как у лягушек
Дружно выпрямили спинки,
Ставят лапки на бока руки поставить на пояс
И качаются слегка. наклоны в стороны
Припев:
Кач-кач, вправо, влево, наклоны корпуса в стороны
Кач-кач, влево, вправо.
Вот такая лягушачья повороты корпусом в стороны
И зарядка, и забава.
(повторить 2 раза)
Проигрыш: прыжки на месте

Упражнение «Пуговицы»

Формировать умения детей застегивать пуговицы . Способствовать стабилизации эмоционального состояния детей.

Развивать мелкую моторику рук; умение классифицировать предметы по величине, цвету.

массаж «Мячик-ежик»

Воздействовать на биологически активные точки по системе Су-Джок для улучшения функционирования речевых центров мозга. 

1. Массаж Су – Джок шарами. /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/ 

2. Пальчиковая игра «Мячик - ёжик». /упражнение выполняется сначала на правой руке, затем на левой/

Ежик колет нам ладошки,                 (катаем шарик в разных направлениях)

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –                (шариком ударяем по ладошке)

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем,                    (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем.                            (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,                  (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем.                               (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол,                         (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                         (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…                       (катаем мячик по столу)

Потом ручку поменяем                           (меняем руки)

.

Игра» Художник»

Развивать умения рисовать с помощью волшебной палочки или пальчиком.

Декабрь

Пальчиковая гимнастика    

«Мы во двор пришли гулять.»

Упражнять детей в выполнении движений, согласно тексту. Развивать мелкую моторику рук, координацию движений кисти рук и пальцев.

Раз, два, три, четыре, пять  

Загибаем пальчики по одному 

Мы во двор пришли гулять.     

«Идём» по столу указательным и средним пальчиками 

Бабу снежную лепили,  

«Лепим» комочек двумя ладонями 

Птичек крошками кормили,       

Крошащие движения всеми пальцами 

С горки мы потом катались,       

Проводим указательным пальцем  правой руки  по ладони левой руки 

А ещё в снегу валялись.    

Кладём ладошки на стол то  одной стороной, то другой  

И снежками мы кидались        

имитируем движения по тексту                                

Все в снегу домой пришли.     

Отряхиваем ладошки 

Съели суп и спать легли.    

Движения воображаемой ложкой,  руки под щёки 

Конструирование «Башенка»

Привлекать детей к конструированию башенки. Знакомить с деталями строительного материала.

Д/и «Рисуем на крупе»

Укреплять и развивать мелкую моторику пальцев рук.

Настольная игра «Мозаика»

Развивать координацию движений пальцев ведущей руки. Учить выкладывать небольшие картинки.

Подвижная игра «Зайцы и лиса»

Упражнять в выполнении движений, согласно тексту. 


Дили-дили-дили-дили,
Зайцы по воду ходили.
По дороге так скакали,
Что всю воду расплескали.
А за ними шла лисица
По лесной дороге,
Наступила в ту водицу -
Промочила ноги.
И стоит, ругается:
"Погодите, зайцы!
Раз, два, три, четыре, пять,
Я бегу вас догонять!.

Январь

Игра «Веселые упражнения с карандашом»

Формировать умения раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, движения пальцев рук.

Конструирование из кирпичиков «Заборчик», «Дорожка».

Упражнять детей выкладывать из строительного материала ;забор, дорожку -по образцу.

Игра «Лепим снежки»

Развивать умения скатывать шарики разного размера из салфеток.

Игра с массажным мячом

«Мой веселый мячик»

Развивать кисти рук ребёнка, движений его пальцев, разработки мышц..

Прыгал мячик по дорожке,

(катаем мячик между ладоней)

И попал в мои ладошки,

(Спрятали мячик в ладошках)

Будем мы с тобой играть, (перекладываем с одной руки в другую)

Мои ручки развивать.

Здравствуй мячик желтый бок,

(перекладываем мячик с одной ладошки в другую)

Кругленький как колобок.

Посиди в моих ладошках, (спрятать мячик в ладошках)

Отдохни на них немножко.

Я тебя слегка сожму (катаем мячик в ладошках)

Покатаю, покручу,

А потом пущу в лесок, (подбрасываем мячик и ловим)

Прыгай дальше колобок.

Графическое упражнение «Проведи дорожку»

Формировать умения проводить линию от одной картинки к другой.

Пальчиковая гимнастика «Семья пальчиков"

Упражнение способствуют улучшению мелкой моторики, развитию памяти и воображения, усидчивости и концентрации внимания.

В ходе игры дети держат ладошки перед собой, повернув их внутренними сторонами друг к другу. Затем, в процессе рассказывания стихотворения, они должны соединять соответствующие пальцы.

Пальчик, пальчик, где ты был?

Сжать пальцы в кулачок, поднимая вверх большие пальцы.

С этим братом в лес ходил!

Соединить указательные пальцы.

С этим братом суп варил!

Соединить средние пальцы.

С этим братом кашку ел!

Соединить безымянные пальцы.

С этим братом песню пел!

Соединить мизинцы.

Самомассаж

 крупными бигудями.

Нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры; уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата .

Загудел паровоз

И вагончики повез:

«Чу-чу-чу-чу-чу!

Далеко я укачу»

Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой.

Т. Волгина

Конструирование из палочек

Упражнять детей выкладывать из счетных палочек по образцу геометрические фигуры

Д/и «Уложим куклу спать»

Упражнять в закреплении навыков раздевания. Активизировать речь детей, называть предметы одежды.

Март

Пальчиковое рисование «Букетик для мамы»

Развивать умения детей рисовать пальчиками.

Пальчиковая гимнастика «Этот пальчик..»

Формировать умения поочередно разгибать пальчики. 

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик - прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише, пальчик, не шуми,

Братиков не разбуди.

Встали пальчики, ура!

В детский сад идти пора.

Поднять левую руку ладонью к себе и в соответствии с текстом загибать правой рукой по очереди пальцы левой руки, начиная с мизинца. Затем обратиться к большому пальцу, разогнуть все пальчики.

Конструирование «Машина»

Развивать умение сооружать машину, знакомить с деталями строительного материала.

Самомассаж «Блины»

 Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонуса данных мышц. ..

Мы блинов напекли:

 первый дали зайке, зайке - попрыгайке.

 А второй лисенке, рыженькой сестричке.

 Третий дали мишке, бурому братишке.

 Блин четвертый – котику, котику с усами.

 Пятый блин поджарили и съедим мы сами.

Хлопают: то одна рука сверху, то другая рука.

Поочередно массажируют пальцы, начиная с большого пальца.

Игра-тренажёр «Запасливый ёжик»

Развивать интерес к дидактическим играм и сенсорные способности. ...

Познакомьтесь - это ёжик,

Он знаток лесных дорожек.

 (пуговица, пришивные кнопки разного диаметра, шнуровка, крючок), на которые нужно прикрепить грибы, осенние листья, яблоки.

.

Апрель

Пальчиковая гимнастика

«Наши уточки»

Коррекция мелкой моторики (пальчиковая гимнастика), упражнения на координацию речи с движением.

Наши уточки с утра —

Кря-кря, кря-кря.

Наши гуси у пруда —

Га-га, га-га.

(сложить пальцы обеих рук щепотью, при этом большой палец не соприкасается с остальными — получится раскрытый клюв)

Наши гуленьки вверху —

Гу-гу, гу-гу.

(поднять руки вверх и помашите кистями)

Наши курочки в окно —

Ко-ко, ко-ко.

(постучать указательными пальцами по столу, словно курочка клювом)

А как Петя-петушок

Рано-рано поутру

Нам споёт: «Ку-ка-ре-ку!»

(выпрямить спину, поднять голову, развести руки в стороны, взмахнуть ими, как крыльями, и прокукарекать)

Игра с фасолью «Золушка»

 Развитие мелкой моторики рук, координации движений рук у детей 3-4 лет через использование пальчиковых игр и игр с предметами

Предложить ребёнку рассортировать фасоль разных цветов по тарелочкам: красную фасоль брать левой рукой и класть в левую тарелочку, а белую фасоль брать правой рукой и класть в правую тарелочку.

Игра «Спрячь  платочек в ладошке»

Укреплять мышцы пальцев и кистей рук.

Упражнение «Обведи шаблон»

Развивать умения детей левой рукой крепко прижимать шаблон к бумаге, а правой обводить его карандашом.

Самомассаж шестигранным карандашом

  Грани карандаша лег-ко покалывают ладони и активизируют нервные окончания, снимают напряжение..   стимулируют речевое развитие малыша, способствуют овладению тонкими движениями пальцев.

Карандаш качу, качу,

Карандаш не уроню

(ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)

Ладошка правая,

(катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),

Ладошка левая,

Катаю ловко и умело я!

(катает карандаш на весу, левая ладонь сверху)    С.В. Ихсанова

.

Май

Игра «Собери бусы»

Упражнять детей в нанизывании крупных деталей на шнурок.

Пальчиковая гимнастика «Братья»

Формировать умения детей соединять поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика.

Пять братишек в тёплый день Ладони обеих рук расположить напротив друг

Повстречали пять друзей:         друга. Пальчики-братья по очереди

Старший братец – крепкий малый,   здороваются со своими «друзьями».

Друг его – моряк бывалый.

У второго братца друг

Знает несколько наук.

Средний братец долговяз –

У него друг – водолаз.

У четвёртого братишки

Любит друг смешные книжки.

А последний, младший брат

Ходит с другом в детский  сад.

Аппликация в технике посыпания

« Цыпленок»

Обучение детей умению создавать композицию в аппликации из пшена, располагать предмет на листе бумаги..

Игра «Наше тело»

Учить познанию самого себя, своей индивидуальности. Обучать детей составлению лица человека (с использованием различных предметов). Развивать мелкую моторику рук.

Головушка-соловушка,
Лобик-бобик,
Носик- абрикосик,
Ушки- непослушки,
Глазки- алмазки,
Бородушка-молодушка,
Шейка-индейка,
Плечики-кузнечики,
Грудочка- уточка,
Ручки-хватучки,
Пальчики-мальчики,
Пузик-арбузик,
Коленки-поленки,
Ножки-сапожки
Бегут тихо по дорожке.

Самомассаж пальчиков «Мышиная семья»

 Нормализация мышечного тонуса; упражнение в умении загибать пальцы по одному, начиная с большого.

Раз гостила у меня

Вся мышиная семья:

(круговые движения одной ладошки по другой)

Папа-мышка,

Мама-мышка,

Мышь-дочурка,

Мышь-сынишка

И ещё сынок-мышонок –

Самый маленький ребёнок.

(растирание пальцев, как бы снимая кольцо, от основания к кончику, начиная с большого)

Вот такая у меня

Раз в гостях была семья!

(круговые движения одной ладошки по другой)

Е. Савельева

Работа с родителями:

Сентябрь

Анкетирование родителей на тему «Роль семьи в развитии речи ребенка»

Октябрь

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития мелкой моторики»

Ноябрь

Памятка «Рекомендации родителям по активации словарного запаса для ребенка 3-4 лет» Для чего нужна пальчиковая гимнастика.

Декабрь

Индивидуальные беседы: «Развивая мелкую моторику, развиваем навыки самообслуживания»

Январь

Рекомендации для родителей «Развитие мелкой моторики или несколько идей, чем занять ребенка дома.»

Февраль

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Март

 Консультация для родителей «Речевые игры по дороге в детский сад»

Апрель

Папка – передвижка «Рисуем без кисточки»

май

Открытый показ НОД по развитию речи. Представление презентации по теме: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

Список методической литературы:

1.О.И.Крупенчук «Тренируем пальчики-развиваем речь» Санкт-Петербург 2013г

2.О.И. Крупенчук «Стихи для развития речи» Санкт-Петербург 2014г

3.Е. А.Янушко «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста» Москва 2009г

4.Т. Ю. Бардышева «Расскажи стихи руками» Москва 2014г

5.«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» .СПб .ДЕТСТВО ПРЕСС 2013г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

Самообразование «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Самообразование " Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"...

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...

Планирование по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

Тема по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» на 2022-2023учебный год.

В нашем дошкольном учреждении большое внимание уделяют развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировк...