План по самообразованию на тему: «Развитие речи с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»
материал (младшая группа)
План по самообразованию на тему: «Развитие речи с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_po_samoobrazovaniyu.docx | 124.74 КБ |
Предварительный просмотр:
К У ХМАО – Югра «Урайский специализированный Дом ребенка»
План по самообразованию на тему: «Развитие речи с помощью пальчиковых игр и развития мелкой моторики»
2020 – 2021 уч. год
Составила
Воспитатель
Крюкова Наталья
Истиславовна
Цель: развивать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Изучить литературу и опыты работы по данной теме.
- Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей.
- Совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры.
- Повысить компетентность педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста.
- Мониторинг.
Формы работы с детьми:
- совместная работа с детьми;
- индивидуальная работа;
- свободная самостоятельная деятельность самих детей.
Методы и приёмы работы: (Объяснение, показ, беседа, игра)
-массаж кистей рук;
- пальчиковые гимнастики и физкультминутки;
- изготовление дидактических игр, шнуровок;
- лепка из пластилина;
- игры с кубиками, конструкторами;
- рисование с использованием шаблонов, трафаретов
-пальчиковый театр.
Использовались игры:
-«Геометрические вкладыши»;
-«Крупная и мелкая мозаика»
- «Пирамидка»;
- «Игры в сухом бассейне для рук»;
-«Узнай что в мешочке?»;
- «Разрезные картинки»;
- «Строим из Лего»;
- «Пазлы деревянные и картонные»;
- «Шнуровка»,
- «Прищепки»;
Этапы работы по теме:
1 этап – планирование работы: изучение литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы, диагностические срезы;
II – этап – создание информационной базы пальчиковых игр, которые были направлены на устранение имеющихся проблем речевого развития, развития мелкой моторики рук; вовлечение в работу детей и родителей в данном направлении опираясь на перспективное планирование, наметив главную цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр. Анализ результатов реализации поставленных задач, корректировка содержания деятельности.
III – этап – анализ результатов работы, формулирование выводов, внедрение системы пальчиковых игр в основной образовательный процесс.
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствует о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают за ребятами на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика — способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординированной работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка, его внимание, умственную активность, интеллектуальную и творческую деятельность. Кроме того, мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка, на уровень логического мышления, памяти, умения рассуждать, концентрировать внимание и воображение.
И, поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Сентябрь В течении года В течении года, ежедневно | Проведение диагностического исследования (первичное). Изучить литературу и опыты работ по данной теме. Создание картотеки пальчиковых игр и игр-драматизаций. Самомассаж ( по книге Османова Г.А НОВЫЕ ИГРЫ С ПАЛЬЧИКАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ) | Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.) Повышение своего уровня знаний, профессионального. Обогащение развивающей среды. Нормализация мышечного тонуса, стимуляция тактильных ощущений. Улучшение координации движений, восстановление ослабленных мышц, снятие напряжения. |
Октябрь | Д/и.: «Прищепки» Заучивание пальчиковых игр: «Замок», «Солим капусту», "Пальчики, здравствуйте!" Д/и. : «Шнуровка». | Цель: Учить детей пользоваться прищепками «дождик для тучки», «иголочки для ёжика». Побуждать детей к дополнению изображения предмета характерными деталями. Учить детей держать прищепку тремя пальцами, сжимать и разжимать её. Совершенствовать умение прикреплять прищепки по периметру фигуры. Развитие мелкой моторики рук. Улучшить координацию и точность движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность; Учить детей соприкасаться поочередно пальчики одной ладони с другой, начиная с большого пальчика. развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук; развивают пространственное ориентирование, способствуют усвоению понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева" развитие усидчивости терпения |
Ноябрь | Д/и с сыпучими материалами( «сухой бассейн» , ищем игрушку, рисуем на крупе) Создание разнообразного «Пальчикового театра» Заучивание пальчиковых игр: «Осень-осень, листопад», «Дождик» «Деревья» «Корни» | Выявить степень осведомленности родителей о том, что такое «Мелкая моторика». Определить степень осведомленности родителей о том, как развивать мелкую моторику у дошкольников, и где брать необходимый материал. Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук, повышение чувствительности пальцев; сенсомоторное развитие, формирование основных сенсорных эталонов: форма, величина, материал, вес; воспитание усидчивости и терпеливости в работе; снятие эмоционального напряжения. Создание игровой среды для самостоятельной театрализованной деятельности детей. развивать мелкую моторику рук с использование пальчикового театра Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам; развитие мелкой моторики |
Декабрь | Д\И : «Массажный мячик» Создание картотеки игр с массажными мячиками. Д/и «Веселые упражнения с карандашами» Заучивание пальчиковых игр : "Новогодние игрушки"., Снежок, «Дедушка Мороз» | Цель: Развивать сгибательные и разгибательные мышцы кистей рук. Отрабатывать слаженность движений обеих рук. Развивать координацию дв Учить раскатывать карандаш между ладошками. Улучшать координацию движений кисти, активизировать речевые центры мозга. движения пальцев рук. Учить детей поочередно соединять большой пальчик с остальными левой и правой рукой вместе. Развивать переключаемость общих и мелких движений. |
Январь | Консультация для родителей «Игры на развитие мелкой моторики рук» Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Настольная игра «Мозаика». Заучивание пальчиковых игр: «Елка», «Где же, где же наши ручки?», «Тили - бом» | Повысить компетентность родителей в значимости пальчиковых игр, упражнений для детей дошкольного возраста Развитие координации движений пальцев ведущей руки; Учить детей выкладывать из мелких геометрических фигур рисунок по образцу. Продолжать учить детей выполнять действия рук в соответствии словам |
февраль | Создание пособия «тактильные дощечки» "Бусы для мамы" нанизывание крупных бусин на шнурок Заучивание пальчиковых игр: «Снеговик», «Киска», «Машина», | развивают моторику, зрительное восприятие, внимание, память, усидчивость, интуицию, помогают познакомиться со свойствами разных предметов и поверхностей. Развивать соотносящие действия, координацию действий обеих рук, эмоциональное отношение к результату своей деятельности. развивать моторику рук, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
март | Семинар – практикум для педагогов на тему: «Использование пальчиковой гимнастики как средства развития мелкой моторики рук у детей младшего дошкольного возраста» "Пальчиковые шаги" Создание пособия для игры( использовать книгу Тимофеева Е. Ю., Чернова Е. И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики.) Заучивание пальчиковых игр: «Наши мамы», «тесто», «компот» | Выставка для педагогов дидактических игр на развитие мелкой моторики дошкольников развитие и совершенствование движения кистей и пальцев рук. развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста |
апрель | Проведение круглого стола для педагогов Дома ребенка «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста»; Сказка "Ёжик" (упражнение с шариком массажёром) Д/И-"Чудесный мешочек" определи игрушки на ощупь Заучивание пальчиковых игр: «Большая стирка», »Рыбка» | Выставка для педагогов дидактических игр и пособий на развитие мелкой моторики дошкольников развивать ручную умелость и мелкую моторику; формировать навыки выразительности, пластичности в движении. Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Активизировать движения пальцев рук |
май | Д/и «С крышками» Создание пособия для игры с крышками от бутылок Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей.. | Развивать пространственные представления, мелкую моторику; закреплять счётные навыки; развивать фантазию и воображение Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие речи с помощью пальчиковых игр
Пальчиковые игры для разновозрастных детей...
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством работы над мелкой моторикой рук
Формирование речевой деятельности детей дошкольного возраста через развитие мелкой моторики, в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности....
План проведения встречи в Родительском клубе «Роль артикуляционной и пальчиковой гимнастики в развитии речи детей».
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу развития артикуляционной и мелкой моторики. Задачи: - информировать родителей о значении артикуляционных и пальчиковых упражнений; - познакомить...
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой моторики"
Проект "Развитие речи дошкольника через пальчиковые игры и развитие мелкой маторики"...
Консультация для родителей на тему: «Развитие речи при помощи пальчиковых игр»
Консультация для родителей на тему:«Развитие речи при помощи пальчиковых игр» Цель: повысить уровень осведомленности родителей по использованию разных приемов и способов развития мелк...
Конспект НОД по развитию речи во второй младшей группе с использованием мелкой моторики рук на тему «Театр в руке»
Тема: «Театр в руке»Цель: Развивать мелкую моторику рук у детей 3-4 лет посредством пальчиковых игр;Задачи:Учить сюжетным пальчиковым упражнениям, развивая внимание, память, ориентир...
Развитие речи с помощью пальчикового театра.
Пальчиковые игры...