«Использование технологии «Друдлы» для развития креативного мышления и речи старших дошкольников»
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)
Развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_pedagogov_1.docx | 178.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Использование технологии «Друдлы» для развития креативного мышления и речи
старших дошкольников»
Развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе одарены от природы, а развивать их способности возможно, посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка. По мнению многих авторов, такой вид деятельности считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми.
В процессе решения вышеупомянутой задачи, наше внимание привлек один из перспективных современных методов - техника «Друдлы».
В 1953 г. художник Роджер Прайс изобрел картинки-друдлы. Название
«droodle» происходит, как комбинация трех слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка).
Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.
Друдл представляет собой некую задачу, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Чаще всего друдл – это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры, волнистые, изогнутые, ломаные линии.
Смысл друдлов - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить массу информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.
Очень важно, что работая с технологией «Друдлы», вместе с детьми развиваются и сами родители и педагоги. Ведь по большей части у нас всех сформировано мышление, которое подразумевает поиск одного единственно верного решения. В свою очередь и детей мы оцениваем соответственно: либо ты ответил правильно, либо ответ неверный.
А современная жизнь и вызовы социума требуют разнонаправленного, творческого мышления, т.е. чтобы мы могли осуществлять поиск множества решений для одной задачи.
Друдлы укрепляют связь между воображением и речью.
Многим знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык актуализации пассивного словаря.
Тренируют творческое мышление.
Для Друдла нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое или, так называемое, дивергентное мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив.
Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.
Психолог Л.С. Сызранцева в своей работе, применяла друдлы, как средство развития образного мышления дошкольников. Она предлагала дорисовать друдлы на бумаге, или в своем воображении. Задача детей придумать, как можно больше ответов на материал, изображённый на рисунке. Целей может быть несколько:
- максимальное количество придуманных ответов каждым ребёнком;
- смешной вариант;
- самый оригинальный нестандартный ответ.
По её мнению, данная техника способствует развитию образного мышления детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие
способности детей и учит мыслить не стандартно.
Кому подходят друдлы?
Детям от 4 лет, взрослым.
Где можно использовать друдлы в детском саду?
- в организованной образовательной деятельности.
- в совместной деятельности педагога с детьми.
- в самостоятельной деятельности.
Планируемый результат:
Развитие у детей гибкости мышления, умения подойти к ситуации с разных сторон, развитие связной речи
Достигнутые результаты применения техники «Друдлы»:
- Самостоятельно придумывают разнообразные сюжеты в изобразительной деятельности.
- Качественно и количественно обогатился словарный запас детей.
- Сформирована способность к речевому описанию сюжета.
- Активизирована фантазия, воображение.
Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?
Технология Друдлы подходит для использования в работе с разными детьми, как с одаренными, так и с задержкой психического развития.
Друдлы классифицируются по уровням сложности выполнения заданий: простой, средний, сложный, то есть выбор нужного уровня завит от индивидуальных особенностей детей. Для работы с детьми можно использовать детский комплект друдлов, который можно разбить на темы: (животные, игрушки, мебель и другие), а можно использовать все вместе или каждую карточку отдельно.
Классификация друдлов по уровню сложности
1 уровень сложности | |||||||||
2 уровень сложности | ||||||
3 уровень сложности | ||||||
Этапы обучения
- «Дорисуй геометрическую фигуру»
Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это превращения во что-либо геометрических фигур. Но нужно придумать, как можно больше вариантов.
- «Что за зверь?»
Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т.д., можно использовать тематические наборы)? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами и фантазии ребенка продолжаются.
- «Дорисуй картинку».
Перед ребёнком лежит лист с друдлом. Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?» данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.
- «Придумай и нарисуй друдл».
Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, взрослый и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у него не только воображение, но и умение вести диалог.
Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии
Еще варианты использования:
- Придумайте 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.
На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.
- Играть в компании. Смысл игры: подобрать как можно больше версий. Игроки по очереди дают описание картинки. Описания не должны повторяться. Кто не может придумать оригинальное описание – «вылетает». Игра продолжается пока не останется один победитель.
- Предложить несколько друдлов, дети определяют, что в них зашифровано и составляют небольшие рассказы.
В процессе работы с техникой «Друдл», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога или родителя.
Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», сказанный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание.
Друдлы - одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.
Как научить ребенка придумывать интерпретации друдлов?
- Подсказка рисунка
Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите. Например, зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе, так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д. изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки. Или машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?
- Изменение ракурса
Пусть ребенок попробует представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса, очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации, и т.д.
- Случайный импульс
Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке. Как угодно! Затем, то же самое попробуйте проделать с двумя, а потом тремя словами сразу – это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше.
Пример:
Например, слово "размытая". Первая мысль, которая приходит в голову почти сразу - озеро с втекающим в него ручейком. Подумав еще, можно додуматься до заглушки в ванную на веревочке (ассоциативная связь через слово вода и мыться).
Удачи Вам и полета фантазии Вашим детям!
22
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ МЕТОДИКИ ТРИЗ В РАЗВИТИИ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР.
quot;Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта"(Г.С. Альтшуллер)....
Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста
Использование техники «Дудлинг» для развитие креативного мышления детей старшего дошкольного возраста...
Конспект квест-игры по развитию креативного мышления у детей старшего возраста по теме: «Три царевны подземного царства»
Данное образовательное событие проходило в рамках проекта «Красота вокруг нас – красота внутри каждого». Целью занятия является развитие креативных способностей у детей дошколь...
Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...
Использование технологии КРОССЕНС в развитии логического мышления дошкольников
Дидактическое пособие для развития логического мышления дошкольников....
Игровые технологии как инструмент развития креативного мышления обучающихся
Тема практико-значимой работы«Игровые технологии как инструмент развития креативного мышления обучающихся...
Мастер-класс для педагогов ДОО «Использование техники «Друдлы» для развития креативного мышления у дошкольников»
Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Креативность задействуется во множестве сфер ...