«Звучащие жесты для развития слухо-моторной координации»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Якуненко Нинель Анатольевна

Мастер - класс для воспитателей.

Цель: Знакомство педагогов с методом «Звучащие жесты».

 

Задачи:

1.Познакомить педагогов с игровыми упражнениями, направленными на развитие ритмического, эмоционального чувства, слухо-моторной координации.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в использовании данного материала в практике.

3. Создать условия для получения эмоционального настроения от процесса музицирования с использованием звучащих жестов.

 

Информационно-техническое обеспечение: компьютер, колонки.

 

Материалы и оборудование: грецкие орехи, музыкальные инструменты.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchashchie_zhesty.docx20.44 КБ

Предварительный просмотр:

«Звучащие жесты для развития слухо-моторной координации»

Мастер - класс для воспитателей

Цель: Знакомство педагогов с методом «Звучащие жесты».

Задачи:

1.Познакомить педагогов с игровыми упражнениями, направленными на развитие ритмического, эмоционального чувства, слухо-моторной координации.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в использовании данного материала в практике.

3. Создать условия для получения эмоционального настроения от процесса музицирования с использованием звучащих жестов.

Информационно-техническое обеспечение: компьютер, колонки.

Материалы и оборудование: грецкие орехи, музыкальные инструменты.

Ход мероприятия

Не секрет, что наш основной инструмент – это голос. Но мало кто обращает внимание, что ритм можно воспроизвести и с помощью тела: хлопки в ладоши, отбивание ритма по груди, шлепки, щелчки или топанье ногами. Всё это - звучащие жесты.

Звучащие жесты – это игра звуками человеческого тела, которое испокон веков и до нынешних времён становится первым и незаменимым "оркестром" разнообразных инструментов. Эти "инструменты" даны человеку самой природой, и их использование отличается универсальностью.

Термин «звучащие жесты» принадлежит немецкому педагогу Гунильд Кетман, коллеге Карла Орфа, который широко использовал речь в обучении музыке. В нашей стране значительный вклад в продвижение Орфовской педагогики внесла практик-новатор Татьяна Эдуардовна Тютюнникова.

Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. Звучащие жесты — это хорошие помощники педагогу, а не только музыкальному руководителю.

Использование звучащих жестов – это первый шаг к музицированию и лучший способ научиться импровизировать и сформировать чувство ритма у детей. 

Поэтому логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами. Китайский мудрец Ли Ги писал: «Свободно двигающиеся руки хлопают, хватают палочку и ударяют по звучащему дереву, металлу, натянутой коже…Рот, которому недостаточно восклицаний, посылает свое дыхание в звучащую трубку…Так рука и нога подчиняется ритму и дыханию…»

Сейчас я хочу предложить вашему вниманию несколько упражнений и игр, способствующих развитию у детей чувства ритма.
А начнем мы с простейшего упражнения.

1. Приветствие

Проговаривать имя – хлопки II

Дети повторяют имя ласково – шлепки по коленям II I

2. Речевая игра со звучащими жестами «Фруктовый салат»

ЯБЛОКО

Хлопки I II

АПЕЛЬСИН

По груди II I

КИВИ

По коленям I I

МАНДАРИН

Пальцами рук II I

ГРУША

Щелчки I I

АНАНАС

Притопы II I

БАНАН

Бокам коленей I I

ЛИМОН

Щелчок, хлопок I I

3. «Взял- отдал»

Ритмическая игра с орехами

Дети сидят в кругу на коврике на коленях. Один орех кладётся в левую руку,

другой лежит перед ребёнком на ковре.

1 ФРАЗА: 1 орех кладется на левую руку, и дети его накрывают у себя и передают соседу. 6 тактов 4/4

(Разучивается со словами «У МЕНЯ», «У СОСЕДА», «ВЗЯЛ», «ОТДАЛ»)

В проигрыше берут 2-ой орех

2 ФРАЗА: отстукивают ритм || III ||III ||II I||II I|| II I||III

Проговаривают слова: раз, два, раз, два, три

В проигрыше вновь кладут 2-ой орех перед собой

3 ФРАЗА: повтор 1 фразы, без слов: 6 тактов 4/4 в конце – поднимают руки с орехами верх.

4. Музыкальная игра «Приветствие» муз.  Лео Делиба

(гуляя врассыпную по залу),

(Развитие коммуникативных навыков, умения видеть другого, эмоционально вовлекаться в общение)

Воспитатели врассыпную гуляют по залу, улыбаясь друг другу! На конце фраз встречаются с тем, кто в этот момент оказался рядом, и говорят ему: «Привет!», хлопая в ладоши два раза

В средней части танцуют, кружатся.   

5. «Волшебные булки»

Раз, два, всем привет! (раз, два - хлопают- всем привет два раза хлопки по коленям)

Побежали, прибежали дружно все в буфет. (идут в круг- хлопают восьмыми – буфет – четверть)

А теперь назад идём, (из круга с хлопками назад)

Булки все жуём. (Булки - скользящий хлопок, все жуём – топаем)

промежуточных два хлопка (восьмые)- с капустой - руки раскрыли (четверть) с морковкой, с клубникой. … и т.д.)

Финал этой игры

Хлоп- хлоп,

Что это за булки (разводят руками)

Хлоп- хлоп

Вкусные булки (разводят руками)

Хлоп-хлоп

Оставим булки

Хлоп-хлоп

Все у нас

6. Поэтическое музицирование

Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. 

В этой игре развиваются музыкальные и творческие способности детей, совершенствуются навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой).

Стихотворение С. Маршака «Апрель»

Апрель! Апрель!

На дворе звенит капель – треугольник

По полям бегут ручьи, - глиссандо по металлофонам

На дорогах лужи 

Скоро выйдут муравьи

После зимней стужи – погремушка, молоточек

 

Пробирается медведь

Сквозь лесной валежник – барабан, трещотки

Стали птицы песни петь – свистулька, дудочка

И расцвел подснежник - колокольчик

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой, 

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям, играет на тон-блоке)

Санки скрипят (вертушка)

Бубенчики звенят (бубенцы)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Ветер шумит (маракасы)

Дятел стучит (стуколка)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Холод, стужа (треугольник)

Снег пушистый кружит, кружит (бубенцы)

Едем, едем на лошадке по лесной дорожке гладкой,

Цок, цок, цок! (ладошкой по коленям)

Белка на ветки орешки всё грызёт (

Рыжая лисичка зайчишку стережёт (мять, шуршать бумагой)

Ехали мы ехали, наконец приехали

С горки покатились, (рубель) в ямку свалились, бух! (тарелочки)

        Наш мастер-класс подошел к концу. Мне бы хотелось получить от вас оценку моего мероприятия. Но сделать это я предлагаю с помощью звучащих жестов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Звучащие жесты» в музыкальной педагогике

Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе об...

Конкурс. Семинар для родителей "Игры со звучащими жестами"

Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные зв...

Речевые игры со звучащими жестами

Игры используются для отработки чувства ритма, развития фонематического слуха и речи....

Консультация для воспитателей "Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма"

Краткие теоретические вопросы о развити чувства ритма детей дошкольного возраста и возможности использовать музыкальные игры в условиях совместной деятельности восптателя и детей в режимных моме...

Звучащие жесты как эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей

Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно...

«Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма»

Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности с предлагаемым практическим материалом....