«Звучащие жесты» в музыкальной педагогике
статья по музыке (подготовительная группа) на тему

Жесткова Ксения Борисовна

 

Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучение музыке происходит непосредственно через тело ребенка.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др.

Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые положительно сказываются на разработке детской мимике. Всё это вместе взятое позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuchashchie_zhesty.docx17.84 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

«Звучащие жесты» в музыкальной педагогике

Звучащие жесты – это «природные инструменты» человека, которые воплощают в себе идею телесного происхождения музыки. Их уникальность и незаменимость состоит в том, что на первоначальном этапе обучение музыке происходит непосредственно через тело ребенка.

Звучащие жесты – это хлопки, шлепки по бедрам, груди, притопы, щелчки пальцами, удары ладонями по грудной косточке и др.

Речь, музыка и жесты должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга. Благодаря этим трём компонентам развивается музыкальный слух, память, внимание, ритмичность. И в результате педагог добивается не только чистоты интонирования, но, главное, выразительности в пении детей. Слаженность этих трёх компонентов помогает развивать детские эмоции, которые положительно сказываются на разработке детской мимике. Всё это вместе взятое позволяет повысить интересы ребёнка к занятиям и пробудить его мысль и фантазию.

Термин «звучащие жесты» принадлежит Гунильду Кетману. Звучащие жесты – это ритмичная игра звуками своего тела, игра на его поверхностях:

  •  хлопки (звонкие – всей ладонью, тихие – согнутыми ладонями, потирание ладоней и др.);
  • шлепки (по коленям, по бёдрам, по груди, по бокам);
  • притопы (всей стопой, пяткой, носком);
  • щелчки (пальцами в воздухе, по коленям, по надутым щекам).

Дети с воодушевлением включаются в игру, открывая новые способы извлечения звуков на собственном теле, оживляя декламируемые стихи. Некоторые тексты дети постарше придумывают сами.

Игра со звуками своего тела – это верный путь к началу импровизации детей. Спонтанная моторика тела даёт ребёнку удивительную эмоционально-двигательную разрядку. Видимо, поэтому и существует у всех народов мира.

Звучащие жесты в орфовской педагогике принято на определённом этапе «переносить» на инструменты. Если инструментов нет, - их звучание могут заменить простейшие предметы: наполненные крупой коробочки от «киндер-сюрприза», карандаши, рыболовные колокольчики, стаканчик из-под йогурта с надетой на него канцелярской резинкой и т. д.

Звучащие жесты – эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей.

Логическое продолжение игр со звучащими жестами – это музицирование с инструментами. В китайской книге мудрости Ли Ги написано: «Свободно двигающиеся руки хлопают, хватают палочку и ударяют по звучащему дереву, металлу, натянутой коже…Рот, которому недостаточно восклицаний, посылает своё дыхание в звучащую трубку…Так рука и нога подчиняются ритму и дыханию…»

Анализ педагогической практики показывает прямую зависимость между простотой инструмента и возрастом детей. Чем меньше ребёнок, тем проще ему нужен инструмент. Чем беднее музыкальный опыт ребёнка, тем с более простых инструментов нужно начинать обучение.

Этот этап требует времени, т. к. с помощью шумовых инструментов в музыкальном обучении детей проходит несколько важных ступеней. Это и формирование метроритмического чувства, и постепенное развитие тембрового, а затем и интонационного слуха, образно-ассоциативного мышления, когда происходит перенос природных (дождь, буря) и бытовых звучаний (часы) на инструмент.

Очень важно изучать с детьми звуковые свойства разных материалов и предметов из них (стеклянных, металлических, деревянных, бумажных….):

  • детских музыкальных инструментов, голоса;
  • приобретение опыта звуковых ощущений;
  • изучение способов получения звуков;
  • развитие тембрового слуха как основы для звуковысотного;
  • приобретение навыков музыкальной композиции.

Идея использовать звучащие жесты пришла ко мне благодаря программе Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование».

При разучивании новых распевок дети всегда с интересом включаются в игру и придумывают новые звучащие жесты, подходящие к данной распевке. Играйте ритмы звучащих жестов с детьми на каждом занятии и вы совсем скоро увидите волшебный результат. Это один из природных, биологических законов развития музыкальности.

Лиса.

Русская народная мелодия.

Текст        Звучащие жесты

Уж как шла лиса дорожкой        Хлопок, шлепок по коленям

Нашла азбуку в обложке        Поочерёдно шлепки по коленям

Она села на пенёк        Притопы

И читала весь денёк.        Раскрыть ладони – смотреть в «книгу»

Лесенка.

Музыка Е.Тиличеевой.

Текст        Звучащие жесты

Вот иду я вверх        Пальчики «шагают» по коленям, шлепок

Вот иду я вниз.        Притопы ногами, хлопок

Лепёшки.

Украинская прибаутка.

Текст        Звучащие жесты

Наберу мучицы,        Круговые движения по коленям

Подолью водицы        Шлепки оп коленям

Для детей хороших        Притопы

Напеку лепёшек.        Хлопки

 

Скок – скок – поскок.

Русская народная потешка.

Текст        Звучащие жесты

Скок-скок-поскок        Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

Сколочу мосток.        Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

Серебром замощу        Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

Всех ребят пущу.        Два шлепка по коленям, притоп, хлопок.

Лягушка.

Автор Л.В.Виноградов.

Текст        Звучащие жесты

Вот лягушка по дорожке        Поочерёдные хлопки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)

Скачет, вытянувши ножки:        Щелчки ногами (не отрывая пятки от пола, шлёпать пальцами ног)

Ква-ква-ква        Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши

Ква-ква-ква!        Руки согнуты в локтях, пальцы растопырены, сгибать и разгибать пальцы – 3 раза, хлопок в ладоши

Дятел.

Муз. Н.Леви.

Текст        Звучащие жесты

Тук, тук, тук-тук-тук        Стучим кулачок об кулачок.

Мы в лесу слыхали стук.        Поочерёдно хлопки по коленям.

Тук, тук, тук-тук-тук        Стучим кулачок об кулачок.

Это дятел сел на сук        Поочерёдно притопы ногами.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук        Стучим кулачок об кулачок.

Тук-тук-тук        Поочерёдно хлопки по коленям

Тук-тук-тук, тук-тук-тук        Стучим кулачок об кулачок

Тук-тук-тук        Притопы ногами.

Ёжик и бычок.

Автор Л.В.Виноградов.

Текст        Звучащие жесты

Встретил ёжика бычок        Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)

И лизнул его в бочок.        Поочерёдно шлепки по коленям (себе-соседу-себе-соседу)

А лизнув его в бочок        Притопы

Уколол свой язычок.        Пальчиками по коленям

Жучка и кот.

Чешская народная прибаутка.

Текст        Звучащие жесты

В погреб лезет Жучка,        Пальчики «бегут» по коленям

С нею кот.        Поочерёдно шлепки по коленям

Если в небе тучка -         Пальчики стучат по коленям

Дождь пойдёт.        Погладить колени.

Едет, едет паровоз.

Автор Г.Р.Несакс.

Текст        Звучащие жесты

Едет, едет паровоз        Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям

Две трубы и сто колёс        Поочерёдно притопы ногами, 3 шлепка по коленям

Две трубы, сто колёс        2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок

Машинистом – рыжий пёс.        Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям

Две трубы, сто колёс        2 шлепка – хлопок, 2 шлепка – хлопок

Машинистом – рыжий пёс.        Поочерёдно притопы, 3 шлепка по коленям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс. Семинар для родителей "Игры со звучащими жестами"

Один из методов обучения детей пению – метод "Звучащих жестов". Звучащие жесты – это: хлопки, шлепки, притопы и щелчки пальцами. Так просто – удивитесь Вы. Да, да, так просто! Эти элементарные зв...

Речевые игры со звучащими жестами

Игры используются для отработки чувства ритма, развития фонематического слуха и речи....

Консультация для воспитателей "Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма"

Краткие теоретические вопросы о развити чувства ритма детей дошкольного возраста и возможности использовать музыкальные игры в условиях совместной деятельности восптателя и детей в режимных моме...

Звучащие жесты как эффективный способ формирования чувства метра и ритма у детей

Дети одновременно и играют, и обучаются, даже не замечая, что их обучают. Игровое общение педагога и детей становится более результативным, эмоциональным, непредсказуемым, ярко запоминающимся. Конечно...

ЗВУЧАЩИЕ ЖЕСТЫ

Вся наша жизнь – это ритм. Музыку создают как маленькие дети, играющие в ладушки, так и резвящаяся толпа футбольных фанатов на стадионе. И чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто звучать и дв...

«Музыкальные игры с использованием звучащих жестов для развития чувства ритма»

Консультация для воспитателей для организации совместной деятельности с предлагаемым практическим материалом....

Игры со звучащими жестами

Игры со звучащими жестами для развития чувсива ритма....