«Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
статья (старшая группа)

Сугак Оксана Николаевна

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме

«Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного  возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста (внимания, памяти, речи). Моделируя  действия  взрослых  в  игре, ребенок  развивается, учится  общаться  с окружающим миром. Классические исследования игры проводились в 50-60 годах прошлого века, когда  отношения и общество  были  другими. Поэтому  понимание характера произошедших изменений нам представляется интересным для исследования. Особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития их интересов и  ценностей. Именно при определении трудностей, возникающих в игре, формируется личность ребенка, рождается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми как  партнерами по игре.    Актуальность нашей темы определяется ведущим значением игры для  развития дошкольников, а  также необходимостью изучения игровой деятельности современных детей  для разработки адекватной стратегии дошкольного образования.

Объектом  - исследования выступает сюжетно-ролевая игра старшего  дошкольника.

Предметом - исследования является психологические особенности сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника.  

- О влиянии игры на психические процессы личности дошкольника.                 

- Об  игровой роли как единице сюжетно- ролевой игры.               

- О различии сюжета и содержания игры.                                                    

Одно из главных положений – утверждение о социальной природе игровой деятельности. Игра  тесно связана  с  социумом,  с  обществом  и  условиями  его  жизни    в   обществе.                             

                                           

Цель исследования   выявить психические   особенности сюжетно- ролевой игры   современных  дошкольников.                                     

Задачи   исследования:

 – На основе анализа  теоретического материала проанализировать  назначение роль игровой деятельности в развитии психических   процессов детей старшего дошкольного возраста;

 - Выявить  специфику игровых сюжетов детей старшего  дошкольного  возраста;                                

– Определить содержания сюжетно- ролевой  игры  современных дошкольников и  объяснить полученные закономерности;             

- Разработать  рекомендации   для воспитателей и родителей, направленных  на помощь в организации игры для  старшего дошкольного  возраста.                            

Методы  исследования:             

Теоретический  метод (анализ  пихолого  - педагогической  литературы  по  проблеме  игры;      

Эмпирические методы (наблюдения, беседа,  методики);               

Методы обработки данных    (количественный  и качественный  анализ,  полученный  результатов);                              

Методы   графического анализа  (диаграмма, таблица )          

  Исследования проводилось на  базе Тюкалинского  детского сада  №4.    

Наблюдения проводилось в течение месяца. 

Для исследования  нами  были  использованы следующие методики:

     « Придумай игру»; «Способность оригинально  обыграть игрушку»

Как  показали  результаты нашей   методики,  среди  детей  старшего  дошкольного возраста  8  детей  создали  сюжет  игры  среднего    уровня 

Ребенок  предлагает   замысел  из   известной  сказки, мультфильма, не всегда готов принимать  новый  замысел.    Затрудняется  в  предложение  нового

только в одном случае  из  20 мы  наблюдаем  очень  высокие  показатели

 

 Ребенок  может  предложить  различные  новые замыслы, может быстро адаптироваться к  игровой   задаче,  новому  замыслу.  Может  предложить  не 

один вариант  сюжета, способен  предложить  новое использование  для  известных  предметов  и  объектов.              

Пять испытуемых  имеют  низкие  показатели  по  методике  .  При  этом  очень низкие  показатели наблюдаются у  у 6   испытуемых 

Ребенок не  может  предложить  новый  замысел, хочет  играть по известному  замыслу.  Имеет затруднения  при принятии  игровой  задачи.  Использует  известный  вариант. 

Согласно данным результатам у детей  старшего дошкольного возраста

 5%  очень высокие показатели;  

0%   имеют  высокие показатели;   

40 %  средние показатели;

30  %  низкие показатели;

25%   очень  низкие показатели. 

Таким  образом, в целом  для   нашей   выборки  характерен низкий уровень придуманной  игры (среднее значение показателя – 4,6). Причем  наиболее   низкие показатели получены по критериям 

«Оригинальность        и  новизна»  (средний показатель 0,9).

 «Принятие  ролей» (средний показатель – 0,55).              

Полученные результаты  свидетельствуют, что дети не могут  предложить новый замысел  создать сюжет игры, а  предпочитают играть по известному замыслу, заданному взрослым.  Игровая тематика однообразна.  Игровые задачи дети решают привычными способами.

Более высокие средние показатели получены по  критериям

« принятие правил» (средний показатель- 1,15),

«продуманность  условий» (средний показатель 1)

 «точность воспроизведения» (средний показатель 1). 

 

Таким  образом, дети склонны следовать правилам в игре, предложенным    взрослым и в точности соблюдать процедуру игры. Это на наш взгляд, негативно сказывается на  креативности  детей их творческом развитии.

В результате проведенной  работы исследования нами было отмечено, что 40% испытуемых могут эпизодически придумать новый сюжет, но могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Больше половины детей испытывают сложности  придумывании темы, сюжета продуктивной игровой  деятельности, у них  отсутствует способность фантазировать, придумывать что – то                  необычное, оригинальное.

Необходимо  обратить внимание на игру «Семья».  В целом, замысел игры возникает спонтанно. Но статичен в течение игры, легко предлагается и принимается другими детьми. Таким образом, сюжет в данной игре бытовой и отражает действие семьи. В результате проведенного наблюдения стоит отметить. Что большинство сюжетов игр  либо бытовые,  либо телевизионные. Отсутствуют в играх литературные сюжеты. А также стоит отметить, что дети практически не знают традиционных игр. Полученные данные. На наш взгляд. Свидетельствуют о том, что родители слишком мало времени занимаются детьми. В основном родителей интересует лишь внешняя сторона – накормить и одеть ребенка на большее же просто не хватает времени. А также в сюжетах игр нередко отражается учебная деятель6ность детей дети нередко играют в школу. 

В ходе исследования   были  получены     следующие результаты. 

В играх  современных детей преобладают  бытовые, телевизионные и  компьютерные  сюжеты, которые на наш  взгляд  вызывают   агрессивность.                                         

Отсутствуют  в играх литературные сюжеты, а также  стоит, отметит, что дети практически не  знают традиционных игр.  Полученные   данные, на наш взгляд свидетелвствут о  том,  что  родители  слишком  мало  времени  занимаются детьми.  В играх современных  детей наблюдается  средний  уровень использования  игрушки.  Дети принимают игрушку, играют с  ней, но  сюжет их однообразен и уже  известен, в  поведении  нередко  проявляется поведение    взрослых.  Главной причиной недостаточного  развития сюжетно-  ролевой  игры  современных детей,  является  отсутствие  практического участия   взрослого  в  игровой  деятельности детей.                              

Нами  разработаны  рекомендации  направленные   на  помощь   ребенку   в  создании  полноценной  игры.                       

Таким   образом,  в   заключении   хочется    отметить,  что  на   сюжет,  содержание   и   характер    игры  оказывают  влияние   социальные  и исторические условия. Социальные   условия  постоянно   изменяются,  а  соответственно  и   игровая   деятельность   претерпевает  изменения.           

У  современных детей   изменилось отношение  к  игре, а  соответственно          сама  игровая   деятельность.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                                                  1

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме

«Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного  возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста (внимания, памяти, речи). Моделируя  действия  взрослых  в  игре, ребенок  развивается, учится  общаться  с окружающим миром. Классические исследования игры проводились в 50-60 годах прошлого века, когда  отношения и общество  были  другими. Поэтому  понимание характера произошедших изменений нам представляется интересным для исследования. Особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития их интересов и  ценностей. Именно при определении трудностей, возникающих в игре, формируется личность ребенка, рождается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми как  партнерами по игре.    Актуальность нашей темы определяется ведущим значением игры для  развития дошкольников, а  также необходимостью изучения игровой деятельности современных детей  для разработки адекватной стратегии дошкольного образования.

Объектом  - исследования выступает сюжетно-ролевая игра старшего  дошкольника.

Предметом - исследования является психологические особенности сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника.  

- О влиянии игры на психические процессы личности дошкольника.                  

- Об  игровой роли как единице сюжетно- ролевой игры.                

- О различии сюжета и содержания игры.                                                    

Одно из главных положений – утверждение о социальной природе игровой деятельности. Игра  тесно связана  с  социумом,  с  обществом  и  условиями  его  жизни    в   обществе.                              

                                           

                                                                                                        2

Цель исследования   выявить психические   особенности сюжетно- ролевой игры   современных  дошкольников.                                      

Задачи   исследования:

 – На основе анализа  теоретического материала проанализировать  назначение роль игровой деятельности в развитии психических   процессов детей старшего дошкольного возраста;

 - Выявить  специфику игровых сюжетов детей старшего  дошкольного  возраста;                                

– Определить содержания сюжетно- ролевой  игры  современных дошкольников и  объяснить полученные закономерности;              

- Разработать  рекомендации   для воспитателей и родителей, направленных  на помощь в организации игры для  старшего дошкольного  возраста.                            

Методы  исследования:            

Теоретический  метод (анализ  пихолого  - педагогической  литературы  по  проблеме  игры;      

Эмпирические методы (наблюдения, беседа,  методики);                

Методы обработки данных    (количественный  и качественный  анализ,  полученный  результатов);                              

Методы   графического анализа  (диаграмма, таблица )          

  Исследования проводилось на  базе Тюкалинского  детского сада  №4.    

Наблюдения проводилось в течение месяца.  

Для исследования  нами  были  использованы следующие методики:

     « Придумай игру»; «Способность оригинально  обыграть игрушку»

Как  показали  результаты нашей   методики,  среди  детей  старшего  дошкольного возраста  8  детей  создали  сюжет  игры  среднего    уровня  

Ребенок  предлагает   замысел  из   известной  сказки, мультфильма, не всегда готов принимать  новый  замысел.    Затрудняется  в  предложение  нового

только в одном случае  из  20 мы  наблюдаем  очень  высокие  показатели

                                                       

                                                                                                                                      3

Ребенок  может  предложить  различные  новые замыслы, может быстро адаптироваться к  игровой   задаче,  новому  замыслу.  Может  предложить  не  

один вариант  сюжета, способен  предложить  новое использование  для  известных  предметов  и  объектов.              

Пять испытуемых  имеют  низкие  показатели  по  методике  .  При  этом  очень низкие  показатели наблюдаются у  у 6   испытуемых  

Ребенок не  может  предложить  новый  замысел, хочет  играть по известному  замыслу.  Имеет затруднения  при принятии  игровой  задачи.  Использует  известный  вариант.  

Согласно данным результатам у детей  старшего дошкольного возраста

 5%  очень высокие показатели;  

0%   имеют  высокие показатели;    

40 %  средние показатели;

30  %  низкие показатели;

25%   очень  низкие показатели.  

Таким  образом, в целом  для   нашей   выборки  характерен низкий уровень придуманной  игры (среднее значение показателя – 4,6). Причем  наиболее   низкие показатели получены по критериям  

«Оригинальность        и  новизна»  (средний показатель 0,9).

 «Принятие  ролей» (средний показатель – 0,55).              

Полученные результаты  свидетельствуют, что дети не могут  предложить новый замысел  создать сюжет игры, а  предпочитают играть по известному замыслу, заданному взрослым.  Игровая тематика однообразна.  Игровые задачи дети решают привычными способами.

Более высокие средние показатели получены по  критериям

« принятие правил» (средний показатель- 1,15),

«продуманность  условий» (средний показатель 1)

 «точность воспроизведения» (средний показатель 1).  

                                                         

                                                                                                                                       4

Таким  образом, дети склонны следовать правилам в игре, предложенным                                         взрослым и в точности соблюдать процедуру игры. Это на наш взгляд, негативно сказывается на  креативности  детей их творческом развитии.

В результате проведенной  работы исследования нами было отмечено, что 40% испытуемых могут эпизодически придумать новый сюжет, но могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Больше половины детей испытывают сложности  придумывании темы, сюжета продуктивной игровой  деятельности, у них  отсутствует способность фантазировать, придумывать что – то                  необычное, оригинальное.

Необходимо  обратить внимание на игру «Семья».  В целом, замысел игры возникает спонтанно. Но статичен в течение игры, легко предлагается и принимается другими детьми. Таким образом, сюжет в данной игре бытовой и отражает действие семьи. В результате проведенного наблюдения стоит отметить. Что большинство сюжетов игр  либо бытовые,  либо телевизионные. Отсутствуют в играх литературные сюжеты. А также стоит отметить, что дети практически не знают традиционных игр. Полученные данные. На наш взгляд. Свидетельствуют о том, что родители слишком мало времени занимаются детьми. В основном родителей интересует лишь внешняя сторона – накормить и одеть ребенка на большее же просто не хватает времени. А также в сюжетах игр нередко отражается учебная деятель6ность детей дети нередко играют в школу.  

В ходе исследования   были  получены     следующие результаты.  

В играх  современных детей преобладают  бытовые, телевизионные и  компьютерные  сюжеты, которые на наш  взгляд  вызывают   агрессивность.                                          

Отсутствуют  в играх литературные сюжеты, а также  стоит, отметит, что дети практически не  знают традиционных игр.  Полученные   данные, на наш взгляд свидетелвствут о  том,  что  родители  слишком  мало  времени  занимаются детьми.  В играх современных  детей наблюдается  средний  уровень

                                                                                                                                    5

использования  игрушки.  Дети принимают игрушку, играют с  ней, но  сюжет их однообразен и уже  известен, в  поведении  нередко  проявляется поведение    взрослых.  Главной причиной недостаточного  развития сюжетно-  ролевой  игры  современных детей,  является  отсутствие  практического участия   взрослого  в  игровой  деятельности детей.                              

Нами  разработаны  рекомендации  направленные   на  помощь   ребенку   в  создании  полноценной  игры.                        

Таким   образом,  в   заключении   хочется    отметить,  что  на   сюжет,  содержание   и   характер    игры  оказывают  влияние   социальные  и исторические условия. Социальные   условия  постоянно   изменяются,  а  соответственно  и   игровая   деятельность   претерпевает  изменения.            

У  современных детей   изменилось отношение  к  игре, а  соответственно          сама  игровая   деятельность.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологические особенности современных детей-дошкольников - родительское собрание

Психологическая сказка, игровые упражнения, беседа-диалог- групповая консультация для родителей ....

Психологические особенности современного дошкольника

Дошкольное детство – важный и насыщенный период развития ребенка. У ребенка активно развиваются психические функции, формируется фундамент познавательных способностей, выстраивается иерархическая стру...

Психологические особенности современного дошкольника

Дошкольное детство – важный и насыщенный период развития ребенка. У ребенка активно развиваются психические функции, формируется фундамент познавательных способностей, выстраивается иерархическа...

Современный ребенок: какой он? Психологические особенности современных детей.

quot; Мир, который мы оставим детям, во многом зависит от того, каких детей мы оставим миру"Фредерико Майор.Меняется мир-меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик ил...

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...

Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».

Актуальность нашей темы  в  том,  что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...