Психологические особенности современного дошкольника
консультация (старшая группа) по теме
Дошкольное детство – важный и насыщенный период развития ребенка. У ребенка активно развиваются психические функции, формируется фундамент познавательных способностей, выстраивается иерархическая структура мотивов, уточняется и дифференцируется самооценка, развивается волевая регуляция. Все это происходит в контексте общения со взрослыми и сверстниками, становления такой сложной формы деятельности, как игра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psikhologicheskie_osobennosti_sovremennogo_doshkolnika.docx | 15.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологические особенности современного дошкольника
Дошкольное детство – важный и насыщенный период развития ребенка. У ребенка активно развиваются психические функции, формируется фундамент познавательных способностей, выстраивается иерархическая структура мотивов, уточняется и дифференцируется самооценка, развивается волевая регуляция. Все это происходит в контексте общения со взрослыми и сверстниками, становления такой сложной формы деятельности, как игра.
Социальная ситуация развития ребенка изменяется. Она характеризуется, прежде всего, расширением круга общения ребенка за пределы семьи, распадом совместной деятельности со взрослым в том виде, в котором она существовала весь предыдущий период развития. В центре социальной ситуации находится взрослый, прежде всего, как носитель определенной общественной функции (Карабанова, 2005). Благодаря тому, что в центре внимания ребенка оказываются человеческие взаимоотношения и способы взаимодействия, у него появляется желание быть «как взрослый», попробовать себя в мире этих отношений. Хотя полноценное участие в реальной жизни взрослых людей для ребенка оказывается неосуществимым, тем не менее, он успешно моделирует ее и действует в ней в рамках игры. Именно взрослый человек с его общественными функциями и отношениями является предметом сюжетно-ролевой игры дошкольника. Такая игра позволяет развиваться ключевым новообразованиям этого возраста, таким как произвольная регуляция поведения, опосредствованность, наглядно-образное мышление, воображение, первичная иерархиезация мотивов и т.д.
В современном мире полноценная сюжетно-ролевая игра встречается все реже, ее заменяют игры на электронных носителях, а также многочисленные учебные занятия. Игры на компьютере и всевозможных приставках, даже имея некий сюжет, не дают ребенку возможности взаимодействия с другим человеком – ребенком или взрослым. Отсутствие или недостаточность игровой деятельности – В.П. Зинченко ярко обозначил это «игровой дистрофией» – может приводить к печальным и сложно поддающимся коррекции последствиям (Зинченко, 1995). Ребенок (а впоследствии это иногда можно наблюдать и у взрослых людей) испытывает трудности произвольного поведения и соподчинения мотивов, а также сложности в общении, обедняется его мотивационно-потребностная и нравственная сферы, он с трудом пользуется воображением.
Не только уход сюжетно-ролевой игры из жизни ребенка характерен для современного дошкольника. Специалисты констатируют соматическую ослабленность большинства детей, что естественным образом отражается и на их психическом развитии (Бурменская, 2002).
Также специфичной для современного ребенка является отчужденность от реальной жизни взрослого – в частности, профессиональные функции взрослого зачастую неочевидны для ребенка (Смирнова, 2005).
Дети потребляют огромное количество информации, что может приводить к снижению любознательности и познавательной потребности.
Однако наряду с этим Н.А. Горлова, научный руководитель проекта «Современный ребенок: какой он?», говорит о переходе современных детей от системно-структурного сознания, где ключевым вопросом является вопрос «Почему?», к системно-смысловому сознанию с ключевым вопросом «Зачем?».
Таким образом, изменения современного дошкольника связаны не только с темпами развития тех или иных психических функций, но и с качественными их преобразованиями. Все это в совокупности с ценностями общества задает направление и критерии оценки поведения ребенка.
В этой связи большой интерес представляет проблема так называемого «удобного» поведения, одобряемого взрослым, но не являющегося адекватным реальной ситуации (например, деятельность не соответствует потребностям или психофизиологическому состоянию ребенка, но поведение остается «хорошим»). Причиной «удобного» поведения могут быть разнообразными: личностные особенности ребенка, такие как тревожность или застенчивость, особенности мотивационной сферы, например, стремление получить одобрение взрослого, несформированность мотивационной сферы, выраженная в равнодушии, пассивности и т.д. Проблемы таких детей часто остаются незамеченными в условиях дошкольного учреждения, тем не менее, их последствия могут быть весьма печальными.
Таким образом, оценка поведения ребенка с точки зрения особенностей современного дошкольника представляется актуальной и сложной задачей педагогов и психологов, работающих в дошкольных образовательных учреждениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологические особенности развития дошкольников.
Психологические особенности развития дошкольников. 2 - 3 годаВ 2 - 3 года малыш с интересом познает окружающий мир. Развивается мышление, ребенок самостоятельно пробует освоить разные действия с ...
Психологические особенности современных детей-дошкольников - родительское собрание
Психологическая сказка, игровые упражнения, беседа-диалог- групповая консультация для родителей ....
Психологические особенности современного дошкольника
Дошкольное детство – важный и насыщенный период развития ребенка. У ребенка активно развиваются психические функции, формируется фундамент познавательных способностей, выстраивается иерархическая стру...
Современный ребенок: какой он? Психологические особенности современных детей.
quot; Мир, который мы оставим детям, во многом зависит от того, каких детей мы оставим миру"Фредерико Майор.Меняется мир-меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик ил...
Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
Актуальность нашей темы в том, что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...
Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
Актуальность нашей темы в том, что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...