Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
консультация (старшая группа)
Актуальность нашей темы в том, что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста (внимания, памяти, речи). Моделируя действия взрослых в игре, ребенок развивается, учится общаться с окружающим миром. Классические исследования игры проводились в 50-60 годах прошлого века, когда отношения и общество были другими. Поэтому понимание характера произошедших изменений нам представляется интересным для исследования. Особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития их интересов и ценностей. Именно при определении трудностей, возникающих в игре, формируется личность ребенка, рождается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми как партнерами по игре. Актуальность нашей темы определяется ведущим значением игры для развития дошкольников, а также необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования.
Объектом - исследования выступает сюжетно-ролевая игра старшего дошкольника.
Предметом - исследования является психологические особенности сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника.
- О влиянии игры на психические процессы личности дошкольника.
- Об игровой роли как единице сюжетно- ролевой игры.
- О различии сюжета и содержания игры.
Одно из главных положений – утверждение о социальной природе игровой деятельности. Игра тесно связана с социумом, с обществом и условиями его жизни в обществе.
Цель исследования выявить психические особенности сюжетно- ролевой игры современных дошкольников.
Задачи исследования:
– На основе анализа теоретического материала проанализировать назначение роль игровой деятельности в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста;
- Выявить специфику игровых сюжетов детей старшего дошкольного возраста;
– Определить содержания сюжетно- ролевой игры современных дошкольников и объяснить полученные закономерности;
- Разработать рекомендации для воспитателей и родителей, направленных на помощь в организации игры для старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретический метод (анализ пихолого - педагогической литературы по проблеме игры;
Эмпирические методы (наблюдения, беседа, методики);
Методы обработки данных (количественный и качественный анализ, полученный результатов);
Методы графического анализа (диаграмма, таблица )
Исследования проводилось на базе Тюкалинского детского сада №4.
Наблюдения проводилось в течение месяца.
Для исследования нами были использованы следующие методики:
« Придумай игру»; «Способность оригинально обыграть игрушку»
Как показали результаты нашей методики, среди детей старшего дошкольного возраста 8 детей создали сюжет игры среднего уровня
Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принимать новый замысел. Затрудняется в предложение нового
только в одном случае из 20 мы наблюдаем очень высокие показатели.
Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не
один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
Пять испытуемых имеют низкие показатели по методике . При этом очень низкие показатели наблюдаются у у 6 испытуемых
Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи. Использует известный вариант.
Согласно данным результатам у детей старшего дошкольного возраста
5% очень высокие показатели;
0% имеют высокие показатели;
40 % средние показатели;
30 % низкие показатели;
25% очень низкие показатели.
Таким образом, в целом для нашей выборки характерен низкий уровень придуманной игры (среднее значение показателя – 4,6). Причем наиболее низкие показатели получены по критериям
«Оригинальность и новизна» (средний показатель 0,9).
«Принятие ролей» (средний показатель – 0,55).
Полученные результаты свидетельствуют, что дети не могут предложить новый замысел создать сюжет игры, а предпочитают играть по известному замыслу, заданному взрослым. Игровая тематика однообразна. Игровые задачи дети решают привычными способами.
Более высокие средние показатели получены по критериям
« принятие правил» (средний показатель- 1,15),
«продуманность условий» (средний показатель 1)
«точность воспроизведения» (средний показатель 1)
Таким образом, дети склонны следовать правилам в игре, предложенным взрослым и в точности соблюдать процедуру игры. Это на наш взгляд, негативно сказывается на креативности детей их творческом развитии.
В результате проведенной работы исследования нами было отмечено, что 40% испытуемых могут эпизодически придумать новый сюжет, но могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Больше половины детей испытывают сложности придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, у них отсутствует способность фантазировать, придумывать что – то необычное, оригинальное.
Необходимо обратить внимание на игру «Семья». В целом, замысел игры возникает спонтанно. Но статичен в течение игры, легко предлагается и принимается другими детьми. Таким образом, сюжет в данной игре бытовой и отражает действие семьи. В результате проведенного наблюдения стоит отметить. Что большинство сюжетов игр либо бытовые, либо телевизионные. Отсутствуют в играх литературные сюжеты. А также стоит отметить, что дети практически не знают традиционных игр. Полученные данные. На наш взгляд. Свидетельствуют о том, что родители слишком мало времени занимаются детьми. В основном родителей интересует лишь внешняя сторона – накормить и одеть ребенка на большее же просто не хватает времени. А также в сюжетах игр нередко отражается учебная деятель6ность детей дети нередко играют в школу.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
В играх современных детей преобладают бытовые, телевизионные и компьютерные сюжеты, которые на наш взгляд вызывают агрессивность.
Отсутствуют в играх литературные сюжеты, а также стоит, отметит, что дети практически не знают традиционных игр. Полученные данные, на наш взгляд свидетелвствут о том, что родители слишком мало времени занимаются детьми. В играх современных детей наблюдается средний уровень использования игрушки. Дети принимают игрушку, играют с ней, но сюжет их однообразен и уже известен, в поведении нередко проявляется поведение взрослых. Главной причиной недостаточного развития сюжетно- ролевой игры современных детей, является отсутствие практического участия взрослого в игровой деятельности детей.
Нами разработаны рекомендации направленные на помощь ребенку в создании полноценной игры.
Таким образом, в заключении хочется отметить, что на сюжет, содержание и характер игры оказывают влияние социальные и исторические условия. Социальные условия постоянно изменяются, а соответственно и игровая деятельность претерпевает изменения.
У современных детей изменилось отношение к игре, а соответственно сама игровая деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrakova.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1
Вашему вниманию предлагаю доклад по теме
«Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
Актуальность нашей темы в том, что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет формирование главных новообразований этого возраста (внимания, памяти, речи). Моделируя действия взрослых в игре, ребенок развивается, учится общаться с окружающим миром. Классические исследования игры проводились в 50-60 годах прошлого века, когда отношения и общество были другими. Поэтому понимание характера произошедших изменений нам представляется интересным для исследования. Особенности игры современных дошкольников отражают своеобразие их психического развития их интересов и ценностей. Именно при определении трудностей, возникающих в игре, формируется личность ребенка, рождается потребность в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми как партнерами по игре. Актуальность нашей темы определяется ведущим значением игры для развития дошкольников, а также необходимостью изучения игровой деятельности современных детей для разработки адекватной стратегии дошкольного образования.
Объектом - исследования выступает сюжетно-ролевая игра старшего дошкольника.
Предметом - исследования является психологические особенности сюжетно-ролевой игры старшего дошкольника.
- О влиянии игры на психические процессы личности дошкольника.
- Об игровой роли как единице сюжетно- ролевой игры.
- О различии сюжета и содержания игры.
Одно из главных положений – утверждение о социальной природе игровой деятельности. Игра тесно связана с социумом, с обществом и условиями его жизни в обществе.
2
Цель исследования выявить психические особенности сюжетно- ролевой игры современных дошкольников.
Задачи исследования:
– На основе анализа теоретического материала проанализировать назначение роль игровой деятельности в развитии психических процессов детей старшего дошкольного возраста;
- Выявить специфику игровых сюжетов детей старшего дошкольного возраста;
– Определить содержания сюжетно- ролевой игры современных дошкольников и объяснить полученные закономерности;
- Разработать рекомендации для воспитателей и родителей, направленных на помощь в организации игры для старшего дошкольного возраста.
Методы исследования:
Теоретический метод (анализ пихолого - педагогической литературы по проблеме игры;
Эмпирические методы (наблюдения, беседа, методики);
Методы обработки данных (количественный и качественный анализ, полученный результатов);
Методы графического анализа (диаграмма, таблица )
Исследования проводилось на базе Тюкалинского детского сада №4.
Наблюдения проводилось в течение месяца.
Для исследования нами были использованы следующие методики:
« Придумай игру»; «Способность оригинально обыграть игрушку»
Как показали результаты нашей методики, среди детей старшего дошкольного возраста 8 детей создали сюжет игры среднего уровня
Ребенок предлагает замысел из известной сказки, мультфильма, не всегда готов принимать новый замысел. Затрудняется в предложение нового
только в одном случае из 20 мы наблюдаем очень высокие показатели
3
Ребенок может предложить различные новые замыслы, может быстро адаптироваться к игровой задаче, новому замыслу. Может предложить не
один вариант сюжета, способен предложить новое использование для известных предметов и объектов.
Пять испытуемых имеют низкие показатели по методике . При этом очень низкие показатели наблюдаются у у 6 испытуемых
Ребенок не может предложить новый замысел, хочет играть по известному замыслу. Имеет затруднения при принятии игровой задачи. Использует известный вариант.
Согласно данным результатам у детей старшего дошкольного возраста
5% очень высокие показатели;
0% имеют высокие показатели;
40 % средние показатели;
30 % низкие показатели;
25% очень низкие показатели.
Таким образом, в целом для нашей выборки характерен низкий уровень придуманной игры (среднее значение показателя – 4,6). Причем наиболее низкие показатели получены по критериям
«Оригинальность и новизна» (средний показатель 0,9).
«Принятие ролей» (средний показатель – 0,55).
Полученные результаты свидетельствуют, что дети не могут предложить новый замысел создать сюжет игры, а предпочитают играть по известному замыслу, заданному взрослым. Игровая тематика однообразна. Игровые задачи дети решают привычными способами.
Более высокие средние показатели получены по критериям
« принятие правил» (средний показатель- 1,15),
«продуманность условий» (средний показатель 1)
«точность воспроизведения» (средний показатель 1).
4
Таким образом, дети склонны следовать правилам в игре, предложенным взрослым и в точности соблюдать процедуру игры. Это на наш взгляд, негативно сказывается на креативности детей их творческом развитии.
В результате проведенной работы исследования нами было отмечено, что 40% испытуемых могут эпизодически придумать новый сюжет, но могут заимствовать сюжеты известных сказок, фильмов, мультфильмов; не всегда реализуют свой замысел деятельности. Больше половины детей испытывают сложности придумывании темы, сюжета продуктивной игровой деятельности, у них отсутствует способность фантазировать, придумывать что – то необычное, оригинальное.
Необходимо обратить внимание на игру «Семья». В целом, замысел игры возникает спонтанно. Но статичен в течение игры, легко предлагается и принимается другими детьми. Таким образом, сюжет в данной игре бытовой и отражает действие семьи. В результате проведенного наблюдения стоит отметить. Что большинство сюжетов игр либо бытовые, либо телевизионные. Отсутствуют в играх литературные сюжеты. А также стоит отметить, что дети практически не знают традиционных игр. Полученные данные. На наш взгляд. Свидетельствуют о том, что родители слишком мало времени занимаются детьми. В основном родителей интересует лишь внешняя сторона – накормить и одеть ребенка на большее же просто не хватает времени. А также в сюжетах игр нередко отражается учебная деятель6ность детей дети нередко играют в школу.
В ходе исследования были получены следующие результаты.
В играх современных детей преобладают бытовые, телевизионные и компьютерные сюжеты, которые на наш взгляд вызывают агрессивность.
Отсутствуют в играх литературные сюжеты, а также стоит, отметит, что дети практически не знают традиционных игр. Полученные данные, на наш взгляд свидетелвствут о том, что родители слишком мало времени занимаются детьми. В играх современных детей наблюдается средний уровень
5
использования игрушки. Дети принимают игрушку, играют с ней, но сюжет их однообразен и уже известен, в поведении нередко проявляется поведение взрослых. Главной причиной недостаточного развития сюжетно- ролевой игры современных детей, является отсутствие практического участия взрослого в игровой деятельности детей.
Нами разработаны рекомендации направленные на помощь ребенку в создании полноценной игры.
Таким образом, в заключении хочется отметить, что на сюжет, содержание и характер игры оказывают влияние социальные и исторические условия. Социальные условия постоянно изменяются, а соответственно и игровая деятельность претерпевает изменения.
У современных детей изменилось отношение к игре, а соответственно сама игровая деятельность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Психология детей с ЗПР. Воспитание и обучение детей с ЗПР». Тема: «Психологические особенности ребёнка с ЗПР дошкольного возраста»
1. Когнитивная сфера.· Внимание.· Память.· Речь.·...
Современный ребенок: какой он? Психологические особенности современных детей.
quot; Мир, который мы оставим детям, во многом зависит от того, каких детей мы оставим миру"Фредерико Майор.Меняется мир-меняются и дети. Старые методы воспитания, такие как запугивание, крик ил...
Вашему вниманию предлагаю доклад по теме «Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
Актуальность нашей темы в том, что именно сюжетно- ролевая игра является ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте. Именно сюжетно-ролевая игра дошкольника определяет ...
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается материал по лексической теме "Космос"
Познавательная информация по теме "Космос"...
Уважаемые родители! Вашему вниманию предлагается анкета "Патриотическое воспитание"
Патриотическое воспитание – это воспитание любви к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, начинает формироваться уже в дошкольном возрасте. Без...
«Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».
Вашему вниманию предлагаю доклад по теме«Психологические особенности современной игры ребёнка старшего дошкольного возраста».Актуальность нашей темы в том, что имен...