Конспект проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Богатыри земли Русской"
проект (старшая группа)
Любовь к Родине - это одно из самых сильных чувствв. Поэтому важно, что ребёнок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личнуюответственность за родную землю и её будущее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bogatyri.docx | 32.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципльное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 “Незабудка»
Конспект проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
«Богатыри земли Русской»
Составили: Конкова Н.А., воспитатель,
Минина Л.В., старший воспитатель
Саров,
2024 г.
Авторы проекта (Ф.И.О.) | Конкова Наталья Анатольевна (воспитатель) Минина Лариса Валентиновна (старший воспитатель) |
Участники проекта | Воспитанники старшей группы, родители (законные представители), музыкальный руководитель. |
Регион | Нижегородская область |
Населенный пункт, в котором находится ОУ | г.Саров |
Название проекта | «Богатыри земли Русской» |
Актуальность проекта | Любовь к Родине - это одно из самых сильных чувств. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте чувствовал причастность к своей Отчизне, личную ответственность за родную землю и ее будущее. За период дошкольного детства важно сформировать у детей представление о богатырской славе и верности русского народа своему Отечеству. |
Возраст | Данный проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. |
Приблизительная продолжительность проекта | Краткосрочный (одна неделя), групповой, познавательно-творческий. |
Образовательные области | Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. |
Образовательная цель | Сформировать у детей представление об образе былинного богатыря как защитника земли Русской, о былине, как о жанре устного народного творчества. |
Образовательные задачи | 1. Закреплять и расширять знания детей о силе и славе богатырской Руси. 2. Способствовать проявлению интереса к историческим событиям и личностям, первым защитникам земли Русской. 3. Расширять словарный запас детей (Отчизна, Русь, клинок, предки, дружина, держава и т.д.). |
Развивающая цель | Развивать у воспитанников интерес к изучению устного народного творчества и истории родной страны, интерес к чтению как к способу познания и развития. |
Развивающие задачи | 1. Развивать познавательный интерес у детей, желание получать новые знания из книг, видеофильмов. 2. Развивать творческие способности, умение отражать полученные впечатления в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности. 3. Развивать речь детей,умение выражать свои мысли, впечатления. |
Воспитательная цель | Воспитание любви к Родине, интереса к истории своей страны, чувства гордости за литературных героев, изображенных в былинных произведениях. |
Воспитательные задачи | 1. Воспитывать в детях отвагу, мужество. 2. Побуждать оказывать помощь тем, кто нуждается в защите. 3. Поддерживать в детях желание быть похожими на русских богатырей. |
Ожидаемые результаты | 1. У детей сформируются представления об образе былинного богатыря как защитника земли Русской, о былине, как о жанре устного народного творчества. 2. Развитие у детей интереса к поисковой деятельности. 3. Вовлечение родителей (законных представителей) воспитанников в педагогический процесс. |
Вопросы, направляющие проект | - Кто такие богатыри? - Каких русских богатырей вы знаете? - Какие подвиги совершали русские богатыри? - С кем они сражались? - Кого защищали? - Что надевали на себя богатыри перед битвой? - Какое оружие было у богатырей? - Как стать богатырем? - В чем кроется секрет силушки богатырской? - Как называются произведения, прославляющие подвиги богатырей? - Что дала любимая матушка в дорогу Добрыне Никитичу? - С кем бился Алеша Попович в стольном Киеве-граде? - Назовите реку, на которой победил Илья Муромец Соловья – разбойника? - Назовите художника, нарисовавшего картину «Богатыри»? - Какой персонаж в мультфильмах о русских богатырях тебе больше всего понравился? Почему? - Как можно одним словом назвать всех былинных богатырей, оберегавших и отстоявших землю Русскую? |
Образовательная деятельность в режимных моментах | Познавательное развитие. - Беседы-рассуждения: «Как жили наши предки», «Кто такой русский богатырь?», «Подвиги русских богатырей», «Как стать богатырем?». - Просмотр мультимедийных презентаций о богатырях. - Моделирование макета «Богатырская застава». Речевое развитие. - Составление рассказов по картине В.Васнецова «Богатыри». - Составление детьми творческих рассказов на тему «Если бы я был богатырем». - Придумывание сказок о богатырях. - Знакомство с пословицами и поговорками о Родине и ее защитниках. Чтение художественной литературы: И.Карноухова «Русские богатыри», И.С.Никитин «Русь», былины об Илье Муромце, Добрыне Никитиче, Алеше Поповиче и других богатырях. Загадки, пословицы, поговорки о силе, смелости, храбрости. Заучивание: Н.Морозов «Силен как вольный ветер». Социально-коммуникативное развитие. - Сюжетно-ролевые игры: «Илья Муромец и соловей разбойник», «Три богатыря», «Богатырская застава». - Дидактические игры: «Что может пригодиться богатырю в бою», «Угадай, о ком я говорю», «Было- небыло», «Узнай по описанию», «Подбери словечко», «Узнай богатыря по отрывку из былины». Художественно-эстетическое развитие. - Рисование: « Богатырь», « Богатырь на коне». Работа в альбомах для раскрашивания: «Богатыри», «Бой богатыря», «Три богатыря». - Лепка: «Богатырский конь». - Аппликация: «Укрась щит богатыря». - Рассматривание картин: В.М.Васнецов «Богатыри», В.М.Васнецов «Витязь на распутье», Н.Рерих «Илья Муромец». - Слушание музыки: звучания гуслей; М.А.Пахмутова, Н. Добронравов «Богатырская сила». Физическое развитие. - Подвижные игры «Поймай хвост Змея Горыныча», «Хвост и голова». Эстафеты: «Кто скорее проскачет на коне», «Кто сильнее», «Перетягивание каната», «Меткий богатырь». - Физкультурные минутки: «Богатыри», «Силачи». - Спортивный досуг «Наши богатыри». - Беседа «Могучий богатырь - здоровый богатырь». Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников. - Сбор познавательной информации, аудио, видеоматериалов, презентаций по теме проекта. - Чтение детям энциклопедий и книг по данной теме. - Поиск информации совместно с детьми о богатырях земли Русской. - Подбор пословиц и поговорок о Родине и ее защитниках. - Совместный с детьми просмотр мультфильмов о богатырях. - Участие в изготовлении макета «Богатырская застава». |
Итоговое мероприятие | Праздник, посвящённый Дню народного единства». |
Материалы и ресурсы, необходимые для проекта | Технологии-оборудование Фотоаппарат, компьютер, принтер, видео, DVD-проигрыватель, проекционная система, сканер, телевизор. |
Програмное обеспечение | Программы обработки изображения, тестовые редакторы, другие справочники на CD-ROM. |
Печатные материалы | 1. Программа «Истоки» и «Воспитание на социокультурном опыте», И.А. Кузьмин, Л.П. Сильвестрова. – М.: Издательский дом «Истоки», 2009. 2. «Русское народное поэтическое творчество», Ю.Г. Круглов, Москва «Высшая школа»,1986. 3. «Былины», М.: изд. «Художественная литература»,1986. 4. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»,О.Л.Князева,М.Д.Маханева, Санкт-Петербург «Детство-пресс»,1999. 5. « Пословицы русского народа»,В.Даль, Москва,1984 6. Художественно-познавательная литература, энциклопедии, методические пособия, хрестоматии, спрвочные материалы. |
Интернет-ресурсы |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №14 «Незабудка»
Конспект итогового мероприятия с детьми старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню народного единства
Составили: Конкова Н.А., воспитатель,
Минина Л.В., старший воспитатель
Саров, 2014 г.
Музыкальный зал украшен воздушными шарами в цвета Российского флага, символом России – берёзкой.
Звучит в записи песня «С чего начинается Родина» (музыка В. Баснера, слова М. Матусовского).
Дети в русских народных костюмах входят парами в музыкальный зал и
останавливаются полукругом вдоль центральной стены.
Воспитатель. Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! 4 ноября вся Россия отмечает День народного Единства. Этот праздник патриотизма, взаимопомощи и единения всех народов России.
- Ребята, как вы понимаете, что такое - единение? (Единение - это когда все люди вместе).
- А кто такие патриоты? (Это люди, которые любят свою Родину и всегда готовы встать на её защиту).
Дети 1. Россия, как из песни слово,
Берёзок юная листва.
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье – русская душа!
2. Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий как ручей.
Песня «Моя Россия»
музыка Г. Струве, слова Н. Соловьёва
(После песни дети садятся на стульчики).
Дети 3. Нет края на свете красивей,
Нет Родины в мире светлей!
Россия, Россия, Россия –
Что может быть сердцу милей?
4. И если бы нас вдруг спросили:
«А чем дорога вам страна?»
- Да тем, что для всех нас Россия,
Как мама родная, - одна!
Звучит в записи песня в исполнении Людмилы Зыкиной «Красно солнышко»
(муз. П. Аедоницкого, сл. И. Шаферана)
Хороводный танец «Россиюшка»
(исполняют девочки)
Воспитатель. Во все времена русские люди любили свою Родину. Во имя родной стороны совершали подвиги. - Ребята, а какая наша Родина? Подберите слова…(сильная, могучая, щедрая, богатая, любимая, чудесная, огромная).
Беседа о народном ополчении с мультимедийным сопровождением.
Воспитатель. Россия много раз подвергалась испытаниям, не раз переживала времена войн. И всегда находились герои, готовые встать на защиту Родины. (Показ слайда – картина В.М. Васнецова «Три богатыря»). - Ребята, а каких защитников земли русской вы знаете? (Перечисляют.) - Молодцы! (Показ слайда – К. Минин и Д. Пожарский) - Ребята, кого вы видите на слайде? (Это герои - Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, которые когда-то давно жили в Нижнем Новгороде). - Какой подвиг совершили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский? (Они собрали сто тысяч воинов из разных городов России и освободили Москву от врагов – польских захватчиков). Мы знаем, что Ярослав Румянцев вместе с мамой ездили в Нижний Новгород и сейчас они расскажут, что интересного там увидели. Сообщение семьи Румянцевых. (Показ слайда – «Площадь Минина» в Нижнем Новгороде). Воспитатель. Не только в Нижнем Новгороде, но и в Москве на Красной площади поставлен памятник «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник – День народного единства. (Показ слайда - памятник Минину и Пожарскому в Москве).
(Показ слайда – К. Минин и Д. Пожарский с чудотворной Казанской иконой Божией Матери).
- Ребята, вспомните название иконы, которую держат в руках Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский? (Ответы детей). Перед решающей битвой воины три дня молили о помощи пред чудотворной Казанской иконой Божией Матери. Храбро сражались воины и победили! Об этой чудотворной иконе нам расскажет семья Скузоваткиных: Серёжа вместе с папой - отцом Сергием. (Показ чудотворной Казанской иконы Божией Матери).
Воспитатель. А сейчас я предлагаю нашим мальчикам, будущим защитникам Отечества, надеть богатырские доспехи и показать свою богатырскую силушку!
Игра «Кто быстрей соберётся в военный поход»
(Звучит фонограмма песни «Богатырская наша сила», муз. А. Пахмутовой,
сл. Н. Добронравова. Два мальчика надевают на себя кольчугу, шлем, берут в руки меч,
копьё).
Воспитатель. Как зовут вас, добрые молодцы? (Добрыня Никитич, Илья Муромец и т.д.).
Ну что ж, богатыри, собирайте свою дружину и померяйтесь силушкой.
Игра «Перетягивание каната»
(под народные наигрыши)
Воспитатель. А теперь пришла пора, поиграть нам детвора! А играть мы будем в
русскую народную игру «Клубочек». В этой игре есть правило: нужно крепко держаться за руки, чтобы наш клубочек не размотался, а ниточка не порвалась. А чтобы ниточка была длиннее, а клубочек – больше, мы приглашаем поиграть с нами наших гостей.
Русская народная игра «Клубочек»
Уж я улком шла, переулком шла,
Клубок ниточек нашла,
Нитка тянется, перетянется,
Клубок катится, перекатится,
Нитка доле, доле, доле
Клубок далее, далее, далее…
(Играющие выстраиваются за водящим в ряд, встают в пол-оборота цепочкой и берут друг друга за руки. Водящий идёт неторопливым шагом, увлекая за собой играющих, все поют игровой текст. Водящий меняет направление, играющие описывают различные фигуры и в конце выстраивают круг).
Воспитатель. Дорогие ребята, уважаемые гости! Посмотрите, какой у нас с вами получился большой, прочный круг. Это потому, что нас много и мы едины! Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Так бывает и в жизни: один посадит дерево, а все вместе – сад; один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе взялся за дело – уж дом готов! Соединяет людей и народы дружба!
Ребенок Если дружба велика,
Будет Родина – крепка!
Так давайте дружно жить.
Дружбой, миром дорожить.
Детям не нужна война –
Очень страшная она.
Пусть будет мир у всех на Земле,
Это так нужно и мне, и тебе!
Песня «Солнечный круг»
(муз. А. Островского, сл. Л. Ошанина)
Воспитатель. Дорогие друзья, на этом наш праздник заканчивается. Всем вам желаем мира, добра, благополучия. По русской традиции приглашаем всех на праздничное чаепитие с пышными пирогами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Земля - наш общий дом"
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Земля - наш общий дом"...
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста "Матрёшка - символ русской семьи", в рамках программы инновационной опорной площадки по духовно - нравственному развитию и воспитанию дошкольников.
«Мы, русские, совсем не знаем своего прошлого… Это прошлое – наше наследство, наше достояние…» (Максимилиан Волошин)....
Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"
Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...
Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»»
Сопоставление русской народной сказки «Лисичка сестричка и серый волк» и чувашской народной сказки «Хитрая лиса»Обучающие задачи:Познакомить с чувашской народной сказкой «...
Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»
Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТема: «Фруктовая лаборатория» Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных св...
Методическая разработка .Конспект занятия с элементами проектной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста Тема: «Фруктовая лаборатория»
quot;Фруктовая лаборатория" Цель: Совершенствование представлений детей о разнообразных свойствах фруктов.Задачи:Закреплять знания детей о здоровом образе жизни;Развивать восприятие, умение...
Конспект образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста "Дружат дети всей земли"
Тема актуальна и занимает важное место в воспитании толерантности у детей дошкольного возраста. Цель занятия формировать у детей понятия дружбы между людьми разных национальностей. Продолжать знакомит...