Дополнительное образование в логопедической работе ДОУ
статья

В настоящее время в нашей стране большое внимание удиляется образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Главная задача государства, образовательных учреждений, педагогов, родителей помочь такому ребенку реализоваться в жизни, открыть свои таланты, научиться чему-то новому и главное научиться жить в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnoe_obrazovanie_v_logopedicheskoy_rabote_dou.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДОУ

В последние годы в нашей стране, большое внимание уделяется образованию и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)  и инвалидов. Главная задача государства, образовательных учреждений, педагогов и родителей помочь такому ребенку реализоваться в жизни, открыть свои таланты, научиться чему-то новому и самое главное подготовиться к жизни в коллективе. Социализация дошкольника заключается в процессе усвоения знаний, норм и культурных ценностей, позволяющих ребенку активно участвовать в жизни общества, взаимодействовать с окружающими людьми.

Работая учителем-логопедом в ДОУ, в силу специфики своей деятельности, занимаюсь в основном с детьми, имеющими статус ребенка с ОВЗ. И в основном это дети с нарушением речи. И не понаслышке знаю, как этим детям трудно построить взаимоотношения со сверстниками, с взрослыми. Уметь четко и внятно изложить свои мысли. Научиться адекватно, оценивать себя и других. Да и просто научиться общению. А как этому научиться, если не в совместной деятельности: ребенок-ребенок, ребенок-взрослый. Именно в процессе совместной работы дети учатся взаимообщению, взаимопомощи. Занятия в дополнительных кружках, секциях, группах и т. д. во многом помогают ребенку:

  1. Ребенок открывает для себя новый, интересный, творческий мир, где он может реализовывать себя. Соответственно, он сам выбирает путь дальнейшего индивидуального развития
  2. Увеличивается пространство, в котором развивается личность ребенка. У него появляется возможность открыть в себе новые таланты. А это обеспечивает ему «ситуацию успеха».
  3. Занятия творчеством помогают ребенку ОВЗ раскрепоститься, учат общаться со сверстниками и взрослыми, помогают искать нерациональные варианты решения проблем.
  4. Немаловажным является и положительный результат. Это помогает ребенку не останавливаться,  двигаться дальше, добиваться более высоких результатов. Это своего рода «вечный двигатель».
  5. Получение новых умений, навыков в системе дополнительного образования может стать для ребенка с ОВЗ не только приятным времяпровождением, но и его профориентацией, и в конечном результате жизненным статусом.

Занятия в дополнительных кружках помогает подготовить детей к дальнейшему обучению в школе, а так же к жизни в обществе.

Логопедическая помощь в качестве дополнительной образовательной услуги – это частный пример внедрения инклюзии в деятельность современного детского сада. Поэтому и в нашем детском саду была организована поддержка детей через систему дополнительного образования.

Дополнительная общеразвивающая программа «Читайка» рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Коррекционные мероприятия нацелены на максимальное развитие речи и обогащение практического речевого опыта ребенка.

На дополнительных занятиях по развитию речи я активно использую мнемотехнику и создание синквейна. Синквейн – это пятистрочная нерифмованная строфа стихотворения. Есть определенные правила составления синквейна:

- первая строка – одно слово. Обычно существительное, отражающее главную мысль;

- вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие предмет;

- третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия;

- четвертая строка – фраза из нескольких слов, которая показывает отношение к теме;

- пятая строка – слова, связанные с первым и отражает сущность темы.[1, с. 27-28]

Чтобы правильно, грамотно выразить тему синквейна, ребенок должен обладать богатым словарным запасом.[4, с. 36-52] Поэтому предварительно ведется работа по обогащению и уточнению словаря. Для этого в своей работе пользуюсь мнемотехникой.[3, с. 8-43] Мнемотехника является эффективным приемом запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Суть мнемотаблиц заключается в том, что на каждое слово, даже самое маленькое придумывается символ, схема или рисунок. [2]

Речь является весомым фактором в развитии дошкольника, его социализации. Красивая и правильная речь - это залог успеха в любом деле. Умение говорить четко, последовательно, правильно оформляя высказывания, пригодится во всех сферах жизни.

Таким образом, красивая, грамотная речь один из важнейших факторов социализации. Отставание в овладении словесной речью приводит к ограничению в общении, а, следовательно, к обеднению жизненного опыта. Поэтому дополнительная кружковая работа облегчает подготовку к основным занятиям по коррекции звукопроизношения, дает возможность четко и своевременно реагировать на любые изменения возможностей, потребностей и личные предпочтения ребенка. Что в свою очередь несет в себе более легкий процесс вхождения в социум, а так же поддерживает у ребенка желание и возможность общаться.

Список литературы:

1.     Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. Ростов н/Д., 2011.

2. Большева Т.В.Учимся по сказке: Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники: Учебно-методическое пособие. СПб: Детство-Пресс , 2011

3. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2009. - 64 с.

4.     Коноваленко  В.В.  Родственные  слова.  Лексико – грамматические  упражнения  и  словарь  для  детей  6 – 8 лет. – ГНОМ  и  Д – Москва, 2009.

5.     Ушакова  О.С.,  СтрунинаЕ.М.  Методика  развития  речи  детей  дошкольного  возраста. – Владос – Москва,2010.

6.     Ушакова  О.С.  « Развитие  речи и творчества  дошкольников ». – Т.Ц.  Сфера, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»

Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «Как много вам хочу сказать»

Развитие познавательной сферы и обучение описательной речи дошкольников с общим недоразвитием речис использованием игр - моделированийПрограмма предназначена для детей от 5 до 7 лет Пояснит...

Рабочая программа дополнительного образования в логопедической группе «УМный КАрандаш»

Развитие мелкой моторики посредством художественно - творческой деятельности.Программа предназначена для детей от 5 до 7 лет....

Программа дополнительного образования старшей логопедической группы «Строим, конструируем»

1. Место реализации: МАДОУ д/с № 52 « Ромашка»2. Название кружка: «Строим, конструируем»3. Ф. И. О. руководитель кружка: Данюк Ирина Петровна4. Тип программы: конструирование, ...

Программа дополнительного образования детей логопедический кружок «Говоруша»

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РИТМИКЕ «ВЕСЁЛЫЙ ЯЗЫЧОК»

Данная программа представляет собой систему логоритмических занятий для детей с интеллектуальными нарушениями, которая поможет исправить речевые нарушения.Логоритмические занятия составлены с опорой н...