Творческий проект в средней группе "Зимушка-зима"
проект (средняя группа)
Творческий проект в средней группе "Зимушка-зима"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimushka-zima.docx | 132.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Рябинка»
Творческий проект по знакомству с нетрадиционными техниками рисования в средней группе
«Зимушка-зима»
Автор-составитель:
Борисова Т. А.
Дорогобуж, 2023
Тип проекта: творческий.
Сроки: краткосрочный, 1 месяц.
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, родители.
Актуальность темы
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия по изобразительной деятельности способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Цель проекта: развитие художественно-творческих способностей и активизация
творческого потенциала детей старшего дошкольного возраста через
нетрадиционные техники рисования.
Задачи:
Образовательные:
- Закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества.
- Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник
рисования с использованием различных изобразительных материалов.
- Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с
нетрадиционными техниками.
- Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники
рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками т. д.)
- Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования;
стимулировать их совместное творчество с детьми.
- Научить создавать свой неповторимый образ, используя различные техники
рисования. Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе
нетрадиционными техниками.
Развивающие:
- Развивать творческое мышление, устойчивый интерес к художественной
деятельности
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное
воображение, чувство ритма, эстетическое восприятие.
- Развивать умения и навыки, необходимые для создания творческих работ.
- Развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства:
удивление, сомнение, радость от узнавания нового.
Воспитательные:
- Воспитывать усидчивость, аккуратность целеустремлённость, творческую
самореализацию.
Техническое оснащение
- листы бумаги
- гуашь
- кисточки с коротким ворсом
-ватные палочки
- поролон
- свечки
- пластилин для рисования
-листы с раскрасками зимних персонажей: снеговик, снегирь, Снегурочка и т. д.
Ожидаемый результат:
1 У детей сформированы знания о нетрадиционных способах рисования;
2 Дошкольники владеют простейшими техническими приемами работы с
различными изобразительными материалами;
3 Умеют самостоятельно применять некоторые нетрадиционные техники
рисования;
4 Повышен профессиональный уровень педагогов по формированию
художественно – творческих способностей детей старшего дошкольного возраста
посредством использования нетрадиционной техники рисования;
5 Повышена компетентность родителей воспитанников старшей группы «Звёзды» в
вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники.
Этапы реализации проекта
1этап: Подготовительный.
Разработка проекта:
- Изучение и систематизация научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данному вопросу.
-Подбор программно-методического обеспечения по данной проблеме; наглядно-демонстрационного, раздаточного
материала.
- Расширение предметно-развивающей, материальной среды группы по тематике
проекта.
- Разработка консультаций: «Роль рисования в жизни ребенка», «Нетрадиционные
техники рисования».
- Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию
проекта.
2 этап: Практический.
Работа с детьми:
- Дидактические игры для развития воображения и фантазии (Приложение 1)
- Беседы: «Кто такие художники?», «Чем можно рисовать?».
- Занятия с использованием нетрадиционных и не стандартных изобразительных
техник.
- Чтение художественной литературы:
Пляцковский Михаил - Разноцветные зверята,
Сутеев Владимир - Сказки про карандаши и краски,
Маршак Самуил - Разноцветная книга,
Приходько В. - Коробка с карандашами
- Беседы: «Кто такие художники?», «Чем можно рисовать?».
работа с родителя
- Беседы с родителями.
- Консультации для родителей.
- Оформление наглядной информации для родителей по данной теме.
- Выставка (работы детей).
- Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, нитки, свечи, пробки т. д.).
3 этап. Завершающий
1. Выявление уровня художественно- творческих способностей детей, выработанных в ходе занятий по нетрадиционным техникам рисования.
2. Оформление детского альбома «Зимушка-зима».
3. Выставка работ.
План мероприятий с детьми в рамках реализации проекта
Тема | Содержание работы | Сроки проведения |
Беседа на тему: «Кто такие художники?» +Дидактическая игра «Удивительная ладонь». | Познакомить детей с профессией художника, значимостью его деятельности для общества, орудиях его труда. Рассматривание иллюстраций. | 10 января |
Зимнее дерево. Рисование пальчиками Чтение Приходько В. – «Коробка с карандашами» | Закреплять умение рисовать в нетрадиционной изобразительной технике - рисование пальчиками. Учить наносить ритмично точки на поверхность бумаги. | 11 января |
«Елочка в снегу». Тычок жёсткой полусухой кистью | Вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом. Закрепление техники нетрадиционного рисования. | 12 января |
«Морозный узор» | Учить рисовать узоры свечей, закрашивать белой краской узоры на темном фоне бумаги. | 13 января |
«Две половинки» (кляксография обычная) Чтение Сутеев В. «Сказки про карандаши и краски» | Познакомить с новой техникой- кляксография обычная. Учить детей творить, наслаждаться красотой этого действия. Развивать воображение и фантазию у ребёнка. | 16 января |
«Снеговик». Рисование смятой бумагой | Познакомить с техникой рисования смятой бумагой, передавать образ снеговика, солнца, туч. | 17 января |
Рассматривание картин: А. Пластов «Первый снег». +Дидактическая игра «Разноцветное домино» | Вызвать эмоциональный отклик на художественный образ зимнего пейзажа; развивать художественное восприятие пейзажных картин. | 18 января |
«Вижу - дорисовываю» +Дидактическая игра «Собери узор» | Развивать у детей творческое воображение. | 19 января |
«Птица Снегирь» Чтение Маршак С.«Разноцветная книга» | Научить приёмам работы в технике пластилиновой живописи. | 23 января |
Оформление детского альбома «Зимушка-зима». Выставка работ. | Совместная работа педагога и детей. | 27 января |
Результат проекта:
-Изготовлен альбом с рисунками «Зимушка-зима».
-Разработаны консультации для родителей, папки-передвижки по нетрадиционным техникам рисования.
Литература:
1. Давыдов Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду Часть 1.-М.:» Издательство Скрипторий 2003», 2007.
2. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование, конспекты занятий. Пособия для воспитателей и заинтересованных родителей. -СПб.: КАРО, 2008
3. Фатеева А. А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития: Академия холдинг,2004.
4. Казакова Р. Т Занятия по рисованию с дошкольником- М.: ТЦ «Сфера», 2008.
5. Комарова Т. С. Обучение дошкольников технике рисования. - М.: Педагогическое общество России, 2005.
6. Рузанова Ю. В. Развитие моторики у дошкольников нетрадиционной изобразительной деятельности. - СПб.: КАРО,2007.
Приложение 1
Дидактические игры для развития воображения и фантазии:
1 «УДИВИТЕЛЬНАЯ ЛАДОНЬ»
Цель: развитие воображения, образного мышления, изобразительных навыков,
художественного вкуса.
Оборудование: образцы рисунков, выполненных на основе эталона (изображение
раскрытой ладони); лист бумаги, простой карандаш, ластик, наборы цветных
карандашей, восковых мелков, краски и кисти (для каждого ребенка).
Ход игры: Воспитатель предлагает детям обвести свою ладонь с раскрытыми
пальцами. После завершения подготовительной работы он говорит: «Ребята, у вас
получились похожие рисунки; давайте попробуем сделать их разными. Дорисуйте
какие-нибудь детали и превратите обычное изображение ладони в необычный
рисунок». Фантазия ребенка позволит превратить эти контуры в веселые рисунки: в
осьминога, ежа, птицу с большим клювом, клоуна, рыбу, солнце и т. д. Пусть малыш
раскрасит эти рисунки.
Примечание: При возникновении затруднений, взрослый показывает образцы
выполнения задания, но предупреждает детей, что копировать их не следует.
2.«РАЗНОЦВЕТНОЕ ДОМИНО»
Цель игры: научить детей правилам игры в детское домино, показать важность
подбора нужного цвета, продолжить обучение правильному названию цветов.
Оборудование: детское домино из 28 штук, в котором вместо картинок квадраты
окрашены в разные цвета (которых должно быть 7 видов).
Ход игры: воспитатель набирает команду игроков, в которой должно быть не более
4 человек, и раздает домино. Каждому участнику достается по 7 штук. После этого
один из игроков, которому досталась карточка «красный-красный» выкладывает ее
на стол. Следующий участник кладет домино, в котором один из квадратов окрашен
в красный цвет. Далее необходимо выложить карточку, чтобы цвета совпадали. Если
у ребенка нет необходимого цвета, то он пропускает ход. Выигрывает человек, у
которого раньше остальных закончатся карточки домино.
Если в игре участвуют только 2 или 3 человека, то на столе должны остаться 14 или
7 карточек, перевернутых цветами вниз. Они будут служить запасными для тех
ребят, у которых во время игры не оказалось нужного цвета.
Для лучшего закрепления названия цветов желательно просить детей называть их,
когда они выкладывают необходимую карточку на стол.
3. «СОБЕРИ УЗОР»
Воспитатель предлагает детям в индивидуальном порядке выложить на бумажных
кругах или полосках узор из плоских природных форм – семян тыквы, арбуза, дыни
и т. д. Используется прием чередования контрастных по форме и цвету природных
материалов.
Консультация для родителей «Использование нетрадиционных методов рисования»
“Каждый ребенок – художник.
Трудность в том, чтобы остаться художником, выйдя из детского возраста”.
Пабло Пикассо
Положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей. А поскольку рисование является источником хорошего настроения ребенка, то следует поддерживать и развивать интерес ребенка к изобразительному творчеству.
Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес, к рисованию начиная с младшего дошкольного возраста, можно использовать нетрадиционные способы изображения. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Разве вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно чем угодно, и на чем угодно! Лежа на полу, под столом, на столе… На листочке дерева, на газете… Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывками бумаги и т. п.
Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все время что-нибудь придумывать. Умение создавать новое, необычное, нестандартное дано с рождения не каждому, но многие профессии, жизненные ситуации требуют наличия именно этих качеств. Поэтому в детских дошкольных учреждениях необходимо достаточно много уделять внимания фантазированию, развитию нестандартного видения мира, творческому решению задач.
Нетрадиционные техники рисования:
Рисование мыльными пузырями
Подмешайте немного акварели в мыльный раствор для пузырей. Разложите на полу бумагу для рисования и попросите ребенка выдувать пузыри – они будут садиться на бумагу и создавать причудливые узоры.
Выдувание трубочкой
Разведите немного краски и налейте небольшое количество на бумагу, дайте ребенку трубочку и позвольте выдуть любой узор (только следите, чтобы ребенок дул на краску, а не всасывал ее).
Рисование пальчиками
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Рисование ладошкой
Способ получения изображения: ребёнок опускает ладошку в гуашь (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисти и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.
Восковые мелки или свеча + акварель
Способ получения изображения: ребёнок рисует восковыми мелками или свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов.
Печать по трафарету
Способ получения изображения: ребёнок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берут другие тампон и трафарет.
Кляксография обычная
Способ получения изображения: ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается: определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.
Тычок жёсткой полусухой кистью
Способ получения изображения: ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом, заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.
Рисование шерстяной ниткой
В более младшем возрасте дети выполняют изображения с опорой на контур, в старшем дошкольном возрасте самостоятельно придумывают, как расположить изображение, а затем заполняют контур нитками. Тематика занятия задается взрослым.
Печать листьев
Осенью, гуляя с ребенком в парке, можно собрать листья с разных деревьев, отличающиеся по форме размеру и окраске. Листья покрывают гуашью, затем окрашенной стороной кладут на лист бумаги, прижимают и снимают, получается аккуратный отпечаток растения.
Рисование на мокрой бумаге.
Смочите водой бумагу и сразу начинайте рисовать. Когда подсохнет -снова смочите и рисуйте дальше. Получается дымчатое изображение с размытыми очертаниями и плавными переходами.
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Описание познавательно-творческого проекта в средней группе «Море»
Цель проекта: создание разноплановых условий, способствующих экологическому развитию дошкольников...
Исследовательско - творческий проект в средней группе «Что за чудесница, водица - волшебница »
Этот проект я разработала для более широкого изучения свойств воды для детей средней групп. В проекте я использовала в основном опытно - экспериментальну. деятельность. Включила в процесс реализации п...
Творческий проект в средней группе "Мир сказок В.Сутеева"
Творческий проект направлен на развитие у детей театрализованной деятельности, формирования выразительности речи детей и художественно-эстетического воспитания. Содержит перспективный план и отчет о п...
Исследовательско - творческий проект в средней группе "Вода вокруг нас"
Проект направлен на закрепление и углубление знаний детей о свойствах воды. В ходе проекта дети узнают о том, что вода находится вокруг нас не зависимо от времени года в разном состоянии (снег, град, ...
Творческий проект в средней группе «Я и моя прическа »
Тип проекта: информационно-творческий, коротко срочный.Участники проекта: дети 5-года жизни, воспитатели, родители.Сроки проведения проекта: ноябрь.Цель: привлечь внимание воспитанников...
Исследовательско - творческий проект в средней группе«Что за чудесница, водица-волшебница»/
Проект познакомит воспитателей с новым формами работы с детьми по познавательно-исследовательской деятельности....
Творческий проект в средней группе «Мы играем сказку» Разработчик проекта: Гончарова Е.Н., воспитатель МКДОУ д/с № 420 г. Новосибирск
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 420 комбинированного вида «Сибирячок» Творческий проект в средней группе&la...