"Поддержка инициативы и самостоятельности ребёнка в образовательном пространстве ДОО"
консультация
Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. И очень важно в этот период не подавить этот порыв, а поддержать и развить его в нужном направлении.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Поддержка инициативы и самостоятельности ребёнка в образовательном пространстве ДОО.
Слайд 1
Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. И очень важно в этот период не подавить этот порыв, а поддержать и развить его в нужном направлении.
Слайд 2
Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей ведется в основном по двум направлениям:
1. Создание условий для реализации детского выбора.
2. Недирективная помощь и поддержка детских идей.
В младшем дошкольном возрасте, в силу возрастных особенностей, инициативность детей проявляется ограниченно и отражается в выборе ребенком тематики игр, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.
Слайд 3
На своей группе, начиная с младшего возраста, мы используем следующие приемы, способствующие развитию детской инициативы и самостоятельности:
Во время самостоятельной деятельности ребенка:
1. Предоставление выбора варианта самостоятельной деятельности по интересам и предпочтениям.
Игровой материал в нашей группе находится в ближайшем доступе для ребенка. Тематика игр разнообразна, дидактический материал периодически обновляется с учетом тематического календарного планирования и зоны ближайшего развития детей.
Слайд 4
2. Помощь в организации игрового пространства по предложению ребенка.
Слайд 5
3. Выслушивание и обсуждение идей ребенка.
Слайд 6
4. Выбор партнёров по совместной деятельности.
Слайд 7
Во время деятельности, организованной педагогом:
1. Организация детского выбора, учет интересов и предпочтений ребенка (выбор цвета фона, формы предмета, участника совместной деятельности). Предоставление возможности каждому ребенку высказаться по теме занятия.
Слайд 8
2. Организация опытов, экспериментов с непосредственным участием детей.
Слайд 9
3. Предоставление ребенку возможности выполнить определенное действие в первую очередь самостоятельно. В случае затруднения – совместно с педагогом, но никак не вместо него. И затем снова самостоятельно до тех пор, пока не выработается навык.
4. Похвала, одобрение.
Слайд 10
В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. В этом возрасте ребенок уже может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.
К вышеупомянутым приемам добавляются следующие:
1. Предоставление выбора средств и материалов для самостоятельной продуктивной деятельности.
В свободной деятельности дети старшего возраста очень часто проявляют инициативу по созданию каких-либо творческих поделок, открыток, коллажей в подарок близкому человеку или другу. В этой ситуации важно создать условия, которые способствовали бы реализации детского замысла. Необходимо обеспечить доступ детей к изобразительным средствам и материалам, организовать возможность их выбора.
Слайд 11
2. Организация квест-игр.
Квест это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Квест-игра стимулирует детей быть активными и самостоятельными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.
Слайд 12
3. Организация проектов.
Проект может быть, как групповым, так и индивидуальным, отражающим интересы и увлечения ребенка.
Слайд 13
4. Поддержка детской активности и желания детей участвовать в конкурсах и различных мероприятиях. Это находит отражение в оформлении стены успеха и портфолио дошкольника.
Слайд 14
6. Персональные выставки.
Это могут быть творческие выставки, выставки личных коллекций, выставки личных достижений.
Слайд 15
7. Выполнение посильных трудовых поручений.
Трудовая деятельность удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его с взрослыми – именно так воспринимает эту деятельность сам ребенок. В процессе трудовой деятельности дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.
Слайд 16
8. Делегирование.
Дети с большим удовольствием исполняют роль воспитателя. В старшем дошкольном возрасте они уже способны организовать подвижную игру, провести утреннюю зарядку, быть организатором групповой продуктивной деятельности.
9. Познавательная гостиная «Я познаю мир».
Слайд 17
Познавательная гостиная «Я познаю мир» - форма культурной практики. Она представляет собой познавательную встречу, на которой дети имеют возможность поделиться новыми впечатлениями или приобретенными знаниями об окружающем мире. Это впечатления от поездки в другой город, другую страну, от посещения музея или зоопарка, от занятий в новой секции или кружке, от прогулки в лес или поездки в деревню и просто детское «открытие», основанное на личном опыте. Родители помогают оформить материал, подготовиться к выступлению.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация педагогического совета "Метод проектов – как средство развития и поддержки инициативы и самостоятельности у дошкольников"
Презентация, сопровождающая педагогический совет...
Статья «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности»
Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм....
Развивающий потенциал РППС, возможности поддержки инициативы и самостоятельности ребёнка (презентация)
Развивающий потенциал РППС, возможности поддержки инициативы и самостоятельности ребёнка....
Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...
Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».
При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...
Поддержка детской инициативы и самостоятельности посредством современных образовательных технологий в доу Е. Г. юдиной и Е. В. бодровой
Поддержка детской инициативы и самостоятельности посредством современных образовательных технологий в ДОУ Е. Г. Юдиной и Е. В. Бодровой Здравствуйте коллеги! Меня зовут Антонова Ильина Юрьевна, Я рабо...
Мастер – класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ»
Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности....