"Поддержка инициативы и самостоятельности ребёнка в образовательном пространстве ДОО"
консультация

Яшина Наталья Вячеславовна

Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. И очень важно в этот период не подавить этот порыв, а поддержать и развить его в нужном направлении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Поддержка инициативы и самостоятельности ребёнка в образовательном пространстве ДОО.

Слайд 1

Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. И очень важно в этот период не подавить этот порыв, а поддержать и развить его в нужном направлении.

Слайд 2

Поддержка детской инициативы и самостоятельности детей ведется в основном по двум направлениям:

1. Создание условий для реализации детского выбора.

2. Недирективная помощь и поддержка детских идей.

В младшем дошкольном возрасте, в силу возрастных особенностей, инициативность детей проявляется ограниченно и отражается в выборе ребенком тематики игр, вопросах и предложениях, с которыми ребенок обращается к взрослому и сверстникам, в организации и осуществлении самостоятельной продуктивной деятельности.

Слайд 3

На своей группе, начиная с младшего возраста, мы используем следующие приемы, способствующие развитию детской инициативы и самостоятельности:

Во время самостоятельной деятельности ребенка:

1. Предоставление выбора варианта самостоятельной деятельности по интересам и предпочтениям.

Игровой материал в нашей группе находится в ближайшем доступе для ребенка. Тематика игр разнообразна, дидактический материал периодически обновляется с учетом тематического календарного планирования и зоны ближайшего развития детей.

Слайд 4

2. Помощь в организации игрового пространства по предложению ребенка.

Слайд 5

3. Выслушивание и обсуждение идей ребенка.

Слайд 6

4. Выбор партнёров по совместной деятельности.

Слайд 7

Во время деятельности, организованной педагогом:

1. Организация детского выбора, учет интересов и предпочтений ребенка (выбор цвета фона, формы предмета, участника совместной деятельности). Предоставление возможности каждому ребенку высказаться по теме занятия.

Слайд 8

2. Организация опытов, экспериментов с непосредственным участием детей.

Слайд 9

3. Предоставление ребенку возможности выполнить определенное действие в первую очередь самостоятельно. В случае затруднения – совместно с педагогом, но никак не вместо него. И затем снова самостоятельно до тех пор, пока не выработается навык.

4. Похвала, одобрение.

Слайд 10

В старшем дошкольном возрасте инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка - общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. В этом возрасте ребенок уже может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников.

 К вышеупомянутым приемам добавляются следующие:

1. Предоставление выбора средств и материалов для самостоятельной продуктивной деятельности.

В свободной деятельности дети старшего возраста очень часто проявляют инициативу по созданию каких-либо творческих поделок, открыток, коллажей в подарок близкому человеку или другу. В этой ситуации важно создать условия, которые способствовали бы реализации детского замысла. Необходимо обеспечить доступ детей к изобразительным средствам и материалам, организовать возможность их выбора.

Слайд 11

2. Организация квест-игр.

Квест это, прежде всего, деятельность ребенка, в которой он самостоятельно или совместно со взрослым открывает новый практический опыт. Квест-игра стимулирует детей быть активными и самостоятельными в познавательной, поисковой или продуктивной деятельности.

Слайд 12

3. Организация проектов.

Проект может быть, как групповым, так и индивидуальным, отражающим интересы и увлечения ребенка.

Слайд 13

4. Поддержка детской активности и желания детей участвовать в конкурсах и различных мероприятиях. Это находит отражение в оформлении стены успеха и портфолио дошкольника.

Слайд 14

6. Персональные выставки.

Это могут быть творческие выставки, выставки личных коллекций, выставки личных достижений.

Слайд 15

7. Выполнение посильных трудовых поручений.

Трудовая деятельность удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, познании собственных возможностей, сближает его с взрослыми – именно так воспринимает эту деятельность сам ребенок. В процессе трудовой деятельности дети приобретают трудовые навыки и умения, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

Слайд 16

8. Делегирование.

Дети с большим удовольствием исполняют роль воспитателя. В старшем дошкольном возрасте они уже способны организовать подвижную игру, провести утреннюю зарядку, быть организатором групповой продуктивной деятельности.

9. Познавательная гостиная «Я познаю мир».

Слайд 17

Познавательная гостиная «Я познаю мир» - форма культурной практики. Она представляет собой познавательную встречу, на которой дети имеют возможность поделиться новыми впечатлениями или приобретенными знаниями об окружающем мире. Это впечатления от поездки в другой город, другую страну, от посещения музея или зоопарка, от занятий в новой секции или кружке, от прогулки в лес или поездки в деревню и просто детское «открытие», основанное на личном опыте. Родители помогают оформить материал, подготовиться к выступлению.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Поддержка инициативы и самостоятельности дошкольников в различных видах деятельности»

Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков. Она всегда заключена в жёсткие рамки принятых в обществе норм....

Развивающий потенциал РППС, возможности поддержки инициативы и самостоятельности ребёнка (презентация)

Развивающий потенциал РППС, возможности поддержки инициативы и самостоятельности ребёнка....

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности. Основная идея технологии состоит в то...

Мастер - класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ».

При внедрении в свою работу технологии «План – дело – анализ», можно увидеть то, как растёт инициативность детей, как меняется направленность интересов (от игровых действий к у...

Поддержка детской инициативы и самостоятельности посредством современных образовательных технологий в доу Е. Г. юдиной и Е. В. бодровой

Поддержка детской инициативы и самостоятельности посредством современных образовательных технологий в ДОУ Е. Г. Юдиной и Е. В. Бодровой Здравствуйте коллеги! Меня зовут Антонова Ильина Юрьевна, Я рабо...

Мастер – класс «Средства и способы поддержки детской инициативы и самостоятельности» по технологии образовательной деятельности «План – Дело – Анализ»

Повышение профессиональной компетентности педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования и поддержки у дошкольников инициативности и самостоятельности....