Картотека игр по сенсомоторному развитию
картотека
Предварительный просмотр:
КАРТОТЕКА
сенсомоторное развитие детей раннего возраста.
Собери пирамидку
Цель: учить выполнять действия нанизывания на стержень, закреплять умение брать кольцо кончиками пальцев, обхватывая его сверху, или большим и указательным пальцами, обхватывая его сбоку; развивать координацию движений рук под зрительным контролем, совершенствовать осязание; формировать положительное отношение к занятию.
Материал: одноцветные пирамидки из 5 колец одинакового размера из расчета одна пирамидка на ребенка (красного, желтого, зеленого, синего цветов).
Ход занятия: дл. 3 — 5 мин.
Воспитатель показывает пирамидку, сосредотачивает внимание на предмете, начинает снимать кольца, предлагая детям поочередно помочь ему в этом. Затем кольца вновь и вновь надевают на стержень. Воспитатель помогает детям. После этого раздается индивидуальный материал для самостоятельной деятельности.
Задание считается выполненным, если ребенок снимает и нанизывает кольца самостоятельно или с помощью взрослого. Педагог следит, чтобы все дети проявляли эмоциональное отношение к цвету предметов, стремление выполнять то или иное действие.
Пирамидка из шариков, кубиков, колец.
Цель: закреплять умение действовать с разными
предметами, имеющими сквозное отверстие, при выполнении соотносящих действий уметь ориентироваться на форму предмета (шар брать кончиками пальцев, округлив ладонь, а кольцо - большим и указательным, втулку - большим, указательным, средним), формировать пространственное воображение при сборе пирамидки из различных объемных геометрических фигур (сбор одной пирамидки).
Материал: стержень вертикальный. Кольца, шары, втулки, кубы, имеющие сквозное отверстие, коробка.
Ход занятия: дл. 3-5 мин.
Воспитатель показывает пирамидку, сосредоточив внимание на предмете, начинает снимать с нее формы, предлагая детям помочь ему в этом. Затем снова нанизывают формы на пирамидку (после того, как дети их рассмотрели и поиграли в них). Педагог в случае затруднения помогает детям. Им раздается индивидуальный материал для самостоятельной деятельности. Задание считается выполненным, если ребенок снимает и нанизывает формы самостоятельно или с периодичной помощью взрослого. Педагог следит, чтобы все дети проявляли эмоциональное отношение к цвету предметов, стремление выполнить то или иное действие.
«Катится-не катится»
Цель: учить выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать в зависимости от свойств; формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические формы.
Материал: шары и кубы одного цвета и размера,
лоток для скатывания шаров или ворота.
Ход занятия: длительность занятия: 3-5 мин.
Воспитатель ставит на столе ворота или лоток для (скатывания). Предлагает детям прокатить шар и куб. Естественно, они начинают понимать, что шар катится а куб нет. После этого детям предлагают выбрать тот предмет, который можно прокатить. Заканчивая игру
воспитатель подводит итог: «Шар катится, а куб нет». Воспитатель просит детей взять кубики и говорит: «Сейчас мы построим башню». Кладёт кубик на стол, ребёнок, подражая, делает то же самое. Потом воспитатель ставит кубик на кубик и помогает ребёнку и т.д.
Предлагает: «А теперь возьмём шар и поставим на шар. Ой, упал, не ставится» дети пробуют. Итог: из шаров башню не построишь.
Протолкни круглый предмет.
Цель: формировать у детей представление о форме предметов, учитывать это свойство при выполнении элементарных действий, развивать зрительно-двигательную координацию, воспитывать положительное отношение и интерес к занятиям.
Материал: коробка с отверстиями разной формы: круглой и квадратной, кубик и шарик.
Ход занятия
Воспитатель показывает детям коробку с отверстиями разной формы. Обводя рукой круглое отверстие, поясняет, что есть такое окошко; обводя квадратное отверстие, говорит, что есть еще и такое окошко. Затем предлагает детям обвести рукой эти отверстия, акцентируя внимание на том, что они разные: такое и такое. Последние слова должны совпадать с жестом, обводящим форму отверстий.
После этого педагог показывает шарик и объясняет, что его можно опустить в окошко. Предлагает детям поискать это отверстие. Момент исчезновения шарика воспитатель сопровождает радостным восклицанием: «Нет шарика!», вызывая у ребят положительные эмоции.
Затем воспитатель дает кубик, дети могут попытаться опустить его в круглое отверстие, но, убедившись в том, что он туда не проходит, малыш по предложению взрослого проталкивает кубик в квадратное окошко.
Совершенствование навыка проявляется в том,
что дети без предварительного промеривания, только на глаз, будут определять идентичность формы и отверстий.
Одноместная матрешка.
Цель: побуждать детей открывать и закрывать игрушку, различать верхнюю и нижнюю части матрешки, понимать слово «матрешка», воспитывать интерес и наблюдательность.
Материал: игрушка в ярком сарафане на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель говорит: Посмотрите, дети, кто к нам пришел! Матрешка. Какой у нее красивый сарафан. На голове у матрешки яркий платочек. Видите, как нарядно она одета. У матрешки есть глазки, вот они, посмотрите, есть ротик и носик. Она хочет с вами поиграть. Смотрите, как она ходит топ-топ-топ, бегает, танцует. Наша матрешка раскрывается. Вот так (воспитатель раскрывает матрешку). Это верхняя часть матрешки: голова. А это нижняя часть красивый сарафан. Показывает.
Теперь можно сложить матрешку. Вот, посмотрите, как это надо делать. Ставим нижнюю часть-сарафан, а на нее верхнюю часть. Видите, у нас получилась целая матрешка.
Затем педагог дает ребенку матрешку и просит показать где у матрешки сарафан. Где голова, платье? Открой матрешку, теперь сложи. Возьми матрешку в руки, покажи ей, как нужно ходить, бегать по дорожке. Ребенок играет с матрешкой.
Мы матрешки, мы матрешки!
Вот такие крошки
Как у нас, как у нас
Яркие платочки!
Сборно-разборные игрушки.
Цель: учить действовать со сборно-разборными игрушками, состоящими из двух однотипных и взаимосвязанных частей; развивать цепкость кончиков пальцев, умение разъединять и соединять части игрушки, производя действия в горизонтальном направлении.
Материал: курочка большая, корзина с яичками (деревянными), сборно-разборными, в которых находятся цыплята.
Ход занятия: длительность 3-5 мин.
Воспитатель приносит курочку с корзинкой и говорит, что курочка снесла яички, дает их детям, они рассматривают (катают и крутят). Потом педагог берет яичко и гремит им: «Ой, там что-то есть. Давайте посмотрим». Раскручивает и показывает детям цыпленка. Обучает детей открывать и закрывать яйца.
Собери башенку из двух колец.
Цель: побуждать детей различать размеры колец и располагать их в определенном, постепенно убывающем порядке, понимать слово «кольцо» и название цвета, воспитывать интерес к занятию.
Материал: одноцветные, окрашенные в основные цвета (красный, синий, желтый, зеленый) башни резко контрастные по размеру по кол-ву детей.
Ход занятия:
Воспитатель на глазах у детей собирает башенку приговаривая: «Возьму самое большое кольцо (нанизывает его на стержень). А теперь возьму маленькое кольцо. Вот и башенка готова. Затем предлагает ребенку построить башенку, также приговаривая. Если
ребенок ошибся, можно предложить ему наложить одно кольцо на другое, обвести его пальцем и выбрать большее. Можно предложить и другой прием: ребенку предлагается снять кольца и уложить их в ряд, потом, начиная с большого кольца, по порядку собрать башню Расположение колец в ряд на плоскости помогает зрительно воспринять разницу в их размерах.
Нанизывание шариков.
Цель: закрепить у детей понятие о резко контрастных размерах (большой, маленький), познакомить с промежуточными размерами: самый большой, поменьше, самый маленький.
Материал: стержни с тремя шариками разного размера и одного цвета на каждого ребенка.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям стержень с шариками разного размера, катает их по столу, называет: «Этот шарик большой, а этот - самый маленький. Покажи самый большой шарик. А где шарик поменьше? А самый маленький?».
Затем воспитатель раздает детям шарики и стержни
и предлагает надеть шарики по убывающей величине на
стержень. Повторить несколько раз.
Собери пирамидку на конической основе.
Цель: побуждать детей выполнять цепь последовательных действий. Осуществлять выбор предметов, ориентируясь на большую величину. Познакомить детей с промежуточной величиной предметов, соответствующей понятиям большой, поменьше, маленький. Развивать координированные движения рук, глазомер,
воспитывать внимательность и аккуратность.
Материал: одноцветная пирамидка-елочка на конической основе из четырех колец. На занятии используются три верхних кольца.
Ход занятия:
Воспитатель предлагает ребенку снять крышечку. Убираем ее в сторону. Затем он предлагает снять маленькое, среднее и большое кольцо. С помощью взрослого ребенок выкладывает на столе кольца цепочкой, от большего к меньшему. «Какое самое большое кольцо?» спрашивает воспитатель. Проверяет, правильно ли ребенок подобрал кольца. Предлагает нанизать большое кольцо на коническую основу. Затем просит выбрать из оставшихся двух нужное колечко. «Какое колечко больше?» - спрашивает он и побуждает детей повторить действие. Оставшееся самое маленькое колечко ребенок нанизывает самостоятельно. Когда три кольца в определенной последовательности будут помещены на основу, воспитатель дает крышечку, ребенок закрывает ею пирамидку.
Педагог обращает внимание на конечный результат
их работы: пирамидки похожи на елочку значит все
кольца нанизаны в определенной последовательности -
большое, поменьше, маленькое.
Большая и маленькая башни.
Цель: на эмоционально-чувственной основе познакомить детей с особенностями полых предметов разной величины: можно накладывать меньший на больший, накрывать меньший большим. Развивать тонкие движения кончиками большого, указательного и среднего пальцев. Воспитывать интерес к занятиям.
Материал: набор из 2 - 4 одноцветных полых конусов (колпачков), убирающихся последовательно
один в другой.
Ход занятия:
На столе находится набор конусов. Воспитатель говорит: «Это колпачки. Я их разбираю на маленькие и большие». Снимает сначала верхний колпачок, затем оставшиеся. Далее он предлагает рассмотреть колпачки, обвести по поверхности рукой, заглянуть внутрь.
Затем ребенок также снимает самостоятельно верхний колпачок и у него оказывается 2 колпачка одного цвета, но разной величины. «Этот колпачок большой, а этот маленький», говорит взрослый и просит ребенка показать какой из двух колпачков, находящихся у него, большой, а какой маленький.
Далее педагог показывает, как большим колпачком можно накрыть маленький, чтобы его не было видно. «Где маленький колпачок? Спрятался. Где же он? Вот он». Воспитатель поднимает верхний колпачок, ставит рядом с маленьким. Побуждает ребенка сделать то же самое.
После этого воспитатель обучает детей еще одному действию-накладыванию меньшего предмета на больший. Она показывает, как можно составить башенку из двух полых колпачков, накладывая меньший на больший. Ребенок должен произвести действие по показу.
Большие и маленькие кубики.
Цель: обучать умению сравнивать предметы по величине методом зрительного соотнесения; сортировать предметы двух резко различающихся размеров; учить понимать и использовать в речи понятия: большой, маленький, такой же, одинаковый по величине.
Материал: разноцветные кубики, резко различающиеся по величине; большое и маленькое ведерки.
Ход занятия:
Перед началом занятия положить большие и маленькие кубики в соответствующие по размеру ведерки. Показать ребенку ведро с большими кубиками предложить достать их и поиграть с ними: «Какое большое ведро. А в ведре лежат большие кубики вот
такие».
Затем показать детям маленькое ведерко с маленькими кубиками. Дать поиграть с ними. Сравнить маленький кубик с большим, для чего поставить их рядом. Когда дети поиграют с кубиками, предложить сложить их обратно в ведерки соответствующей величины.
Подобную игру можно организовать и с другими
игрушками: большой и маленькой машинами, большим
и маленьким брусками, шариками и т.д.
Две коробки.
Цель: Закреплять знания о величине, умение сравнивать предметы по величине способом зрительного соотнесения.
Материал: две картонные коробки с прорезями для проталкивания предметов (в одной коробке большая прорезь, а в другой маленькая) большие и маленькие предметы, соответствующие по размеру прорезям.
Ход занятия:
Поиграем с использованием шариков. Дать ребенку большие и маленькие шарики одного цвета и предложить протолкнуть их в соответствующие прорези в коробках. « У тебя есть большой и маленький шар.
Сейчас мы их спрячем в коробки. Опусти шары в прорези!» Обратить внимание ребенка, что большие шары проталкиваются только в большие отверстия, а маленькие шарики можно протолкнуть в любое отверстие. В следующий раз предложить детям спрятать шары в коробки, только внимательно следить: размер шарика и отверстия должны быть одинаковыми.
Большой шар надо проталкивать в большое отверстие,
а маленький - в маленькое.
Затем открыть коробки и проверить результат. Если в коробке с большим отверстием оказался маленький шарик, провести игру еще раз: «Ой, кажется кто-то заблудился! Давай поможем маленькому шарику добраться до дома!»
Двухместная матрешка.
Цель: продолжать формировать представления о величине большая-маленькая). Научить открывать и закрывать матрешку, закрепить навык называния цвета (красный, синий, желтый, зеленый), расширять активный словарь: большая, маленькая матрешка, верх, низ, платочек, фартучек.
Материал: матрешки с одним вкладышем внутри
строительный материал красного и синего цветов.
Ход занятия:
Воспитатель строит на столе два домика: большой-красного цвета, маленький-синего. Берет матрешку и показывает ее детям:
-Кто это? К нам в гости пришла матрешка. Матрешка большая. Какая матрешка? Как красиво она одета! Какого цвета платочек у матрешки? Какого цвета фартук? Я ее открою. Смотрите, в ней есть еще одна матрешка-маленькая. (Ставит ее на стол). Сложу большую матрешку и поставлю ее рядом. Какая матрешка? Большая.
А эта? Маленькая. Как одета маленькая матрешка? Какого цвета платочек? Фартук? Матрешки хотят поиграть в прятки. Они будут прятаться в домики. В какой домик спрячется большая матрешка? А маленькая? Спрячем матрешек в домик.
В конце можно предложить ребенку открыть матрешки, достать маленькие и поставить рядом, а затем положить матрешки обратно и закрыть их.
Разноцветные палочки.
Цель: Учить различать цвета по принципу «такой — не такой»; сортировать предметы по цвету.
Материал: счетные палочки двух контрастных цветов (по 5 штук каждого цвета).
Ход занятия:
Высыпать перед ребенком счетные палочки и предложить разделить на две кучки. Показать, как следует раскладывать палочки, комментируя свои действия: «Давай разложим палочки на две кучки: сюда все такие, а сюда все такие. Продолжай».
Когда ребенок выполнит задание, прокомментируйте результат, называя цвет палочек «Молодец, ты отлично справился, Сюда положил все красные палочки, а сюда все зеленые».
Постепенно количество палочек можно увеличить.
Угадай, какой цвет.
Цель: формировать цветовое восприятие: красный, желтый, синий; развивать внимание на цветовые свойства предметов, совершенствовать навык выполнять задания с однородными предметами, ориентируясь на одно свойство.
Материал: куклы, одетые в наряды трех цветов: кпасный, желтый, синий.
Ход занятия:
Педагог вносит в группу куклу в красном костюмчике:
-Ребята, это кукла Катя, у нее вся одежда красного цвета; шапочка красная, кофточка красная, штанишки красные. Носочки красные. Но она пришла не одна, с ней ее подружки Маша и Таня. Посмотрите, у всех кукол есть шапочка, кофточка, штанишки, носочки, Но одежда у них разного цвета. Кукла Маша одета в синюю одежду. Какого цвета шапочка у Маши? - Синяя.
- У куклы Тани желтая шапочка, желтая кофточка, желтые
штанишки и желтые носочки. Какого цвета у Тани штанишки? - Желтые.
- Посмотрите, дети куклы принесли с собой корзинку с мячиками разного цвета. Кукла Катя в красной шапочке любит играть красным мячиком. Кукла Маша в синей шапочке играет синим мячиком. Кукла Таня в желтой шапочке любитиграть желтым мячиком.
- Говоря это, воспитатель дает по одному мячику соответствующего цвета каждой кукле.
-Посмотрите, дети, остальные мячики в корзинке перемешались. Давайте поможем куклам найти еще по одному мячику. У куклы Кати какого цвета шапочка? - Красная.
- Найди такого же цвета мячик. Скажи: «На, Катя, красный мя-
чик». (Ребенок повторяет фразу). Аналогично проводится работа с мячиками другого цвета. В конце можно провести игру « Мой веселый, звонкий мяч»
Мой веселый звонкий мяч, ты куда пустился вскачь?
Красный, желтый, голубой - не угнаться за тобой.
Грибочки по местам.
Цель: побуждать детей вкладывать грибочки в отверстия стола и различать основные цвета, воспитывать положительное отношение к занятиям.
Материал: небольшой столик, разделенный на четыре
квадрата красного, зеленого, желтого и синего цветов и 8 гри-
бочков, по 2 каждого цвета.
Ход занятия.
Ребенок стоит возле столика (так он лучше видит квадрат). Ребенку дают коробку сначала с 2 грибами одного цвета и он должен их вставлять в отверстия находящегося перед ним квадрата, не выходя за его пределы. Первый раз воспитатель показывает, как это сделать, называет цвет квадратов и грибов. Затем ребенку дают поочередно коробочки с грибами других цветов и предлагают самому расположить грибы по местам и назвать их цвет.
Если ребенок ошибается и неправильно выбирает грибы или выходит за границы квадрата, то не надо спешить с поправками, лучше предложить ребенку внимательно посмотреть, проверить себя: «Какой же это грибок к тебе попал? Сюда нужны все зеленые, а красный грибок не на свое место попал, куда же его поставим? Посмотри, все ли грибочки на своих местах?»
Способность к самооценке является важным условием
умственного развития детей.
Найди такой же предмет
Цель: Формировать у детей простейшие приемы установления тождества и различия цвета однородных предметов, воспитывать интерес к занятиям.
Материал: игрушки- ежики двух цветов (красный и зеленый), грибы двух цветов (красные и зеленые), ковролин.
Ход занятия.
На ковролине расположены грибочки - это небольшая лесная полянка, там же находятся ежики, Воспитатель предлагает подойти к полянке.
-Ребята, посмотрите, сколько выросло грибов на лесной опушке после дождика, какие они красивые и разные! Вот этот грибок какого цвета? Кто знает?
- Воспитатель показывает красный гриб и, если кто-то отвечает правильно, поощряет малыша. Аналогично с зеленым грибком.
- Посмотрите, ребята, на поляне ежики, какие они славные! Один ежик красного цвета (показывает), другой – зеленого. А давайте мы соберем для этих ежиков грибочки. Только будьте внимательны; я красному ежику дам красный грибочек, а зеленому ежику - зеленый грибок, вот так. Воспитатель показывает, как надо прикрепить грибочки к «колючкам ежиков»
Если кто-либо из малышей неправильно выполняет задание, педагог помогает.
Разложи фигуры по местам.
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными метдами.
Материал: Доски Сегена с тремя (круг, квадрат, треугольник) и пятью формами (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник).
Ход занятия.
Вынуть фигурки из углублений и дать ребенку поиграть с ними: «Вот веселые разноцветные фигурки. Это круг, он катится-вот так! А это квадрат. Его можно поставить. А теперь фигурки прыгают, танцуют. Затем предложить ребенку разложить фигурки «по кроваткам»: «Наступил вечер. Фигуркам пора отдыхать. Давайте положим их спать в кроватки».
Давать ребенку по одной фигурке и предложить по очереди найти место для каждой из них. Когда малыш разложит фигурки, подвести итог игры: «Вот теперь все фигурки нашли свои кроватки и отдыхают». Затем еще раз показать и назвать все фигурки, не требуя от детей повторения.
Эту игру можно повторять многократно, каждый раз
изменяя ее сюжет.
Веселый поезд.
Цель: Познакомить с плоскими геометрическими формами - квадратом, кругом, треугольником, овалом, прямоугольником; учить подбирать нужные формы разными методами.
Материал: Рамки Монтессори (квадрат, круг, треугольник, овал, прямоугольник).
Ход занятия:
Показать детям квадратные рамки Монтессори, вынув из них формы. Затем разложить их в ряд на столе или на полу и сказать: «Вот поезд, а это вагончики. В этом необычном поезде отправятся в путешествие фигурки. Фигурки должны занять свои места. Помогите фигуркам сесть в поезд».
Раздать детям фигурки, предложить найти нужный вагончик и посадить фигурку на место. Когда все фигурки займут свои места, поезд отправляется в путь: подталкивая пальцем последнюю фигурку, медленно передвинуть рамки вперед.
Можно продолжить игру, устроив остановку поезда, на которой фигурки выходят из вагонов и идут за соком, а затем снова садятся на свои места. По ходу игры называть фигурки, не требуя от детей повторения названий.
Найди такую же фигуру.
Цель: Учить находить нужную форму методом зри-
тельного соотнесения.
Материал: Два набора плоских геометрических фигур одного и разного цвета и размера (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники).
Ход занятия.
Занятие лучше проводить индивидуально, используя фигуры одного цвета и размера.
Разложить на столе фигуры двух форм, например, квадраты и круги (по 5 фигур каждой формы) и предложить отобрать фигуры одной формы:»Вот тебе фигурка. Отбери все фигуры такой же формы Что это за фигурки? Это круги».
Постепенно можно увеличивать количество фигур, ис-
пользовать фигуры разного размера и цвета, давать задание
одновременно нескольким детям.
Найди лишнюю фигурку.
Цель: Учить сравнивать фигуры методом зрительного соотнесения.
Материал: Плоские геометрические фигуры разного цвета или карточки с их изображением (круги, квадраты, треугольники, овалы, прямоугольники) по 2 - 3 шт. каждой формы.
Ход занятия.
Это занятие проводится индивидуально. Перед ребенком положить по 3 фигурки одного цвета, одна из которых отличается по форме. Предложить ребенку найти и показать лишнюю фигурку: «Рассмотри внимательно фигурки. Найди и покажи фигуру, которая отличается от других по форме.
Игру можно усложнить, предлагая малышу фигурки разного цвета и размера.
Подбери такой же предмет
Цель: побуждать различать цвета предметов (красный, синий, желтый, зеленый), расширять чувственный опыт, выделять предметы и подбирать их по одинаковой окраске, воспитывать положительный интерес к занятиям.
Материал: Игрушечный паровоз, авгончики, машины красного, желтого, синего, зеленого цветов.
Ход занятия:
Воспитатель показывает игрушечный паровоз «Посмотрите, какой красивый паровоз к нам приехал. Сколько шариков он в вагончиках привез. Что это? (показывает детям красный шарик). Какого цвета шарик? Красный. А этот шарик синего цвета. Саша, подержи синий шарик. Вот едет машина, она гудит «Би-би». А какого она цвета? Машина красная, а эта синяя.
Воспитатель раскладывает шарики и приговаривает: « В красную машину положу красный шарик, еще один красный шарик положу сюда. В синюю машину положу синий шарик и еще синий шарик. А в зеленую машину какой шарик нужно положить? Саша, положи в зеленую машину зеленый шарик. Поехала с красными шариками красная машина, теперь поедет синяя с синими шариками. Иди, Саша, вези зеленую машину с зелеными шариками. Теперь положим каждый шарик в свой вагончик. В красный – красные шарики, в синий - синие и т.д. Саша, возьми красный шарик. Какого цвета у тебя шарик? Положи в вагончик такого же цвета». Затем воспитатель перемешивает все шарики и предлагает детям найти желтый, зеленый шарики и положить их в соответствующие вагончики.
Загудел паровоз и вагончики повез,
Чох-чоу, чу-чу, чу! Далеко укачу!
Разложи по форме.
Цель: формировать навык группировки предметов по форме, используя простейшие приемы установки тождества и различия объектов по форме, ориентируясь на слова: форма, такая, не такая, разные, одинаковые.
Материал: круги и квадраты, прямоугольники и треугольники, одинаковые по величине, цвету, фактуре. Каждому ребенку дают по 5 кругов и 5 квадратов или по 5 прямоугольников и 5 треугольников.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям 5 кругов и 5 квадратов, перемешанных произвольно, и объясняет, что у него разные игрушки. Выбрав из общего материала один кружок. Демонстрирует его детям:» Вот какая игрушка». Затем берет квадрат и, показав его, поясняет, что есть еще и такие игрушки. Акцентирует внимание малышей на том, что оба предмета разные: такие и вот такие. Непосредственный показ сопровождается названными словами.
Затем воспитатель показывает детям, как можно группировать предметы. Показав детям круг, он объясняет, что такие игрушки он будет класть в одну сторону. Показав квадрат, говорит, что такие игрушки он будет класть в другую сторону. Сначала выполняет действие сам взрослый, спрашивая при этом детей, куда положить круг, а куда квадрат. Важно показать воспитанникам каждый предмет. Так, демонстрируя круг, педагог спрашивает: «Где у нас лежит такая игрушка? Куда мы ее положим?». Наложив круг на круг, воспитатель показывает их и поясняет, что эти игрушки одинаковые.
Далее к группировке предметов привлекают детей. Подозвав малыша к своему столу, воспитатель показывает ему, что с одной стороны лежат одни игрушки (кружочки), а с другой - другие (квадраты), предлагает ребенку взять из общего материала любой предмет и положить его к таким же (кругам либо квадратам). Аналогичное задание ребенок выполняет с предметом
другой формы. Правильность группировки предметов контролируется путем наложения предметов друг на друга.
Во время занятия воспитатель показыват детям круг, квадрат, называют их игрушками. Различие в их форме подчеркивается словами: «такой», «не такой», «разные», «одинаковые». В отдельных случаях педагог может употребить слова-названия «круг», «квадрат», но от детей нельзя требовать повторения и запоминания этих слов.
В индивидуальной работе ребенку предлагается материал: 5 предметов одной и 5 предметов другой формы важно, чтобы у детей, сидящих рядом, был разный материал.
Разложи по форме.
Цель: продолжать фиксировать внимание детей на форме предмета, устанавливать тождества и различия однородных предметов, сопоставлять форму объекта с образцом, ориентируясь на слова форма, такая, не такая, разные, одинаковые.
Материал: одинаковые по цвету, величине, фактуре квадраты и прямоугольники по 5 предметов одной и другой
формы на каждого ребенка.
Ход занятия.
Воспитатель демонстрирует 5 кругов и 5 овалов, перемешанных произвольно. Поочередно показывая детям один круг и один овал, он поясняет, что игрушки разные. При показе круга внимание воспитанников фиксируется на его форме. Обводя круг рукой, воспитатель поясняет: «Посмотрите, какой кружок у меня, вот такой». Показывая овал, педагог тоже обводит его рукой и поясняет, что эта игрушка другая, она как огурчик (используется определенное слово). Далее педагог говорит детям, что надо одни игрушки (кружки) разместить в одном месте, а другие (овалы) - в другом. Для установления тождества или различия можно использовать прием накладывания предметов друг на друга. После объяснения воспитатель подзывает к своему столу кого-либо и предлагает взять круг (или овал), рассмотреть его, определить, куда положил педагог такую же игрушку, и присоединить круг или овал к предмету такой же формы. Поочередно каждый воспитанник подходит к столу воспитателя и выполняет задание. При этом очень важна последовательность выполнения упражнения: взяв предмет из общего материала, ребенок должен рассмотреть его, затем внимательно посмотреть на круг и овал, размещенные в разных местах на столе педагога, сравнить свой предмет с ними, найти такой же предмет и потом положить их вместе. В конце проводится индивидуальная работа детей на группировку предметов в соответствии с их формой. Воспитатель обращает внимание на аккуратность выполнения задания, партнерские отношения.
Протолкни фигуры.
Цель: Учить действовать с предметами, ориентируясь на два свойства: величину и форму, выполнять захватывание предмета сверху и сбоку. В процессе действия с объемными формами: прямоугольником и разносторонней призмой (крышей) умение выполнять относительно тонкие движения захватывания и проталкивания кончиками большого, указательного и среднего пальцев.
Материал: коробка с отверстиями (круг и квадрат; круг и треугольник, квадрат и прямоугольник), шары, призмы,
кирпичики, кубы.
Ход занятия:
Воспитатель показывает коробку с круглым и квадратным отверстиями, а рядом кладет куб и шар. Говорит детям, что сейчас они узнают, чей это домик, что в нем должно находиться. Вызывает ребенка и просит протолкнуть в отверстие одну из форм, Побуждает малыша примерить ту или иную форму к отверстиям, провести пальчиком по контуру окошка. При выполнении задания результат закрепляется словами воспитателя «Ты правильно подобрал форму, тут должен находиться шар»
Машины в гараж.
Цель: учить выполнять действия с предметами, учитывая их динамические свойства. Подбирать однородные предметы, ориентируясь на два свойства: величину и цвет.
Материал: машины разного цвета и размера, гаражи из
картона (двух цветов и размеров).
Ход занятия: 5
На столе стоят гаражи из картона белого и черного цветов, один большой, другой маленький. Воспитатель показывает две машины (белая и черная, большая и маленькая). Предлагает детям разместить машины в гараже. Если ребенок неправильно ставит машину, то воспитатель говорит: «Смотри, какой маленький гараж для машины, она не умещается здесь, куда ее надо поставить?» В конце занятия воспитатель подводит итог: «Большая машина стоит в большом гараже (белом), и машина там белая, а маленькая машина (черная) - в маленьком (черном) гараже.
Что получилось?
Цель: обогащать зрительно-осязательный опыт малышей, выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца, Закреплять положительное отношение к занятиям, воспитывать трудолюбие и желание выполнять действие до конца.
Материал: коническая пирамидка из пяти колец, одноцветные пирамидки; красная, оранжевая, желтая, зеленая, синяя, фиолетовая, черная и белая.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям одну из пирамидок и говорит, что она очень красивая, Предлагает снять с пирамидки колечки. Воспитатель фиксирует внимание малышей на том, что кольца у пирамидки разные. Сняв первое кольцо, показывает его детям поясняет, что оно совсем маленькое (кладет его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимает следующее кольцо, снова показывает его детям и объясняет, что оно побольше (кладет его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирует каждое следующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: «Это большое кольцо, вот такое».
На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине, справа от пирамидки. Затем, в соответствующем порядке, пирамидка собирается. Педагог поясняет: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это самое маленькое». Закрыв пирамидку колпачком, воспитатель предлагает детям провести рукой вдоль ее поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что пирамидка книзу расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно. Когда дети приступают к самостоятельным действиям с
индивидуальными пирамидками, педагог подсказывает, как снять вершину, куда ее положить (справа, рядом с основани-
ем пирамидки).
При снятии колец, воспитатель обращает внимание на их величину, (самое маленькое колечко надо положить рядом с колпачком). Воспитатель может показать место, куда надо положить кольцо. Когда все кольца будут сняты, он предлагает детям посмотреть, как много колечек, как красиво они выстроились в ряд: вначале лежит самое большое кольцо (показывает на кольцо соответствующего размера), затем поменьше, еще меньше и, наконец, самое маленькое. Дети вслед за педагогом указывают размер колец.
На следующем этапе можно предложить детям собирать
пирамидку, выбирая кольца необходимого размера из произ-
вольно перемешанных.
Посмотри, что у нас?
Цель: совершенствовать зрительно-мыслительные операции с предметами: кубиками-вкладышами, побуждать детей узнавать, сравнивать и называть изображения, воспитывать внимательность и аккуратность.
Материал: кубики-вкладыши цветными картинками
по количеству детей, мишка, чудесный мешочек.
Ход занятия:
Пришел Мишка к детям и принес им чудесный мешочек. Воспитатель достает из мешочка кубики-вкладыши.
Педагог предлагает малышам рассмотреть кубики: «Что нарисовано на этой стороне? Что на другой стороне?»
Дети называют: кукла, мишка, утка, петух, заяц. Затем воспитатель дает каждому ребенку по большому кубику, чтобы он самостоятельно рассмотрел картинки, а меньшие кубики раскладывает в ряд на столе и дает задание детям: «Найди у себя на кубике уточку, покажи ее, - предлагает воспитатель.
- Правильно, это уточка, а теперь найди такую же картинку
у меня на столе».
Следующему ребенку дается другая картинка на кубике и он должен отыскать подобную ей. В ходе детской деятельности отыскиваются все картинки.
В конце воспитатель предлагает вложить маленький
кубик в большой.
Спрячь игрушку.
Цель: учить соотносить форму предметов с помощью проб, отбрасывая ошибочные варианты и фиксируя правильные.
Материал: коробки с крышками разной формы (круглой, квадратной, многоугольной), мелкие игрушки.
Ход занятия:
Педагог раскладывает на стол вперемешку 2 коробки и крышки к ним. Показывает детям маленькую игрушку, которую можно положить в коробку и говорит, что нужно спрятать ее, а потом найти. Педагог учит детей подбирать крышки путем проб (подходит, не подходит). При повторном проведении игры пары коробок меняются, а количество их увеличивается до 4-5 штук.
Найди предмету свое место.
Цель: закрепить умение детей сравнивать предметы по величине, осуществлять выбор из двух величин одинаковой формы, развивать мелкую моторику и воспитывать наблюдательность.
Материал: доска с большими и маленькими отверстиями, отверстия круглые, двух разновидностей: в одной 4 больших, в другой 5 маленьких. Для каждого ребенка необходима одна доска с комплектом вкладышей.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям доску, которую можно называть домиком, Фиксирует их внимание на том, что в домике есть окна, их много и они разные. Показывая детям большие окна, воспитатель называет их большими, показывая маленькие окна, называет их маленькими. Еще раз подчеркивает, что окна разные.
После того, как все дети рассмотрят отверстия, педагог показывает им вкладыши, обращая внимание малышей на то, что игрушки разные, Показывая большой вкладыш, называет его большим, маленький называет маленьким. Внимание детей акцентируется на том, что окна разные, большие и маленькие, и вкладыши тоже большие и маленькие. Большими и маленькими вкладышами можно закрыть все окна.
Воспитатель закрывает одно большое и одно маленькое отверстия, показывая детям всякий раз вкладыш в соответствующее окно.
Затем приглашает к своему столу кого-либо из детей и
предлагает закрыть по одному отверстию большого и маленького размера, предварительно примерив вкладыши к гнездам.
Вначале ребенку предлагается большой вкладыш, чтобы закрыть большое окно. После того, как малыш разместит вкладыш в соответствующем гнезде, ему дают маленький вкладыш для маленького отверстия. Если задание выполнено неверно, то педагог объясняет, что окно закрыто плохо.
Поочередно все дети приглашаются к столу и выполняют задание.
Далее проводится индивидуальная работа по размещению вкладышей в соответствующие отверстия. При правильной раздаче материала большие отверстия должны находиться в левой части доски, а вкладыши размещают перед ребенком, перемешанные таким образом, чтобы они равномерно распределялись между собой (крайним правым при этом должен быть большой вкладыш). Педагог при этом создает условия, при которых ребенок обучается сенсорным
действиям, заключающимся в рассматривании, сравнении величины предметов.
Разложи по цвету.
Цель: формировать цветовое восприятие, устанавливать тождества и различие цвета однородных предметов. Использовать слова: цвет, такой, не такой, разные.
Материал: палочки разного цвета: красного, желтого, зеленого, синего, черного, белого.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям 5 палочек черного цвета и 5 палочек желтого цвета, перемешанных произвольно, объясняя при этом, что они разного цвета. Продемонстрировав палочку одного (чернрго) цвета, откладывают ее в одну сторону. Затем показывает предмет другого цвета (желтого), откладывает его в другую сторону. Слово - название цвета воспитатель не произносит, а говорит только слова: цвет, такой, разные. Взяв в руки еще черную палочку, взрослый показывает ее детям и спрашивает, куда ее положить. В начале прикладывает черную палочку вплотную к желтой и говорит, что они разные. Затем прикладывает черную палочку к черной и поясняет, что она такая же. Так воспитатель раскладывает первые две пары палочек сама.
При сортировке третьей пары предметов взрослый предлагает кому-либо из детей подойти к его столу, взять любую палочку, посмотреть, где лежат палочки такого же цвета, и положить их вместе. Затем предлагает ребенку выполнить аналогичное задание с палочкой другого цвета.
Дети поочередно раскладывают по одной паре палочек
на столе воспитателя.
Чудесный мешочек.
Цель: Закреплять и расширять знания детей о предметах
и их свойствах, развивать тактильную чувствительность ладоней.
Материал: Фонарик в форме круглой коробки без верхней крышки или «чудесный мешочек», разноцветные шарики, кубики, игрушки небольшого размера.
Ход занятия:
Воспитатель показывает детям «чудесный мешочек» и называет его, а в нем что-то есть, гремит: «Сейчас мы с вами будем доставать из него игрушки круглой формы (шары), не подглядывая. Сначала воспитатель показывает, как надо просунуть руку, поискать, пощупать, достать шарик, Далее действия выполняют дети.
Собери матрешку.
Цель: побуждать детей различать низ, верх предметов и соотносить их по размеру, подбирать две половинки предмета одинакового размера, последовательно выполнять нужные действия, воспитывать аккуратность и внимательность.
Материал: трехместная матрешка по количеству детей, собачка, корзинка
Ход занятия:
Воспитатель обращает внимание на собачку, которая пришла к детям и принесла корзинку. В корзинке что-то лежит. «Давайте, дети, посмотрим, Ой, да здесь куколка матрешка спит, одеялом прикрытая, Сейчас я ее возьму на руки. Смотрите, дети, матрешка проснулась, щечки у нее раскраснелись, Посмотрите, какой на голове у нее красивый платочек. А сарафан-то какой... Дети, что это стучит внутри
матрешки? Давайте посмотрим». Воспитатель берет матрешку и раскрывает, приподнимает верхнюю часть. «Смотрите, да здесь еще одна матрешка. (Достает ее). Точно такая же, как и первая, только поменьше ростом. И платок такой же на голове, и сарафпн на ней такой же пестрый. (Потом воспитатель достает еще одну матрешку). Вот чудо, у нас есть три матрешки. Споем ребятам песенку:
Мы веселые матрешки, ладушки-ладушки,
На ногах у нас сапожки, ладушки-ладушки.
В сарафанах наших пестрых, ладушки-ладушки.
Мы похожи, словно сестры, Ладушки-ладушки.
Посмотрим, в корзиночке еще никто не спрятался? Ой, да здесь много больших матрешек, А ну-ка, берите их, дети, и посмотрите, может, в них еще спрятались маленькие матрешки». Раздает матрешки детям. Дети рассматривают их, а потом начинают открывать их и находят там маленьких матрешек. Играют с ними, а в конце вкладывают маленькие матрешки в большие.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дидактиктической игры в сенсомоторном развитии детей с задержкой психического развития
В данной работе раскрывается значение дидактической игры в коррекционно-воспитательном процессе с детьми с задержкой психического развития, в частности в сенсомоторном развитии....
Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ
Тактильная и кожная чувствительность и восприятие у умственно отсталых детей как способ познания окружающего мира...
«Организация сенсомоторного центра, направленная на сенсомоторное развитие и воспитание дошкольников»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ПУРОВСКИЙ РАЙОНДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ПУРОВСКОГО РАЙОНАМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ...
Картотека дидактических игр по Сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста
Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук. В детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных способностей маленького человека.Кажд...
Картотека игр для сенсорного и сенсомоторного развития средняя группа.
Картотека игр 3-5 лет для сенсорного развития, изготовленные своими руками для средней группы из бросового материала. Детский сад № 19 г. ЭнгельсВидео готовых игр https://www.youtube.com/wa...
Картотека игр по сенсомоторному развитию детей раннего возраста.
Сенсорное развитие ребенка- это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, размере, цвете....
Картотека дидактических игр по сенсомоторному развитию
Дидактическая игра - это такая коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш....