Картотека дидактических игр по Сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста
картотека (старшая группа)
Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
В детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных способностей маленького человека.
Каждый педагог знает, о том, какое большое значение оказывает развитие мелкой моторики рук на речь детей.
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей лежат на кончиках их пальцев» Благодаря играм и упражнениям по развитию мелкой моторики у детей происходит активизация речевых и мыслительных центров головного мозга. Развивается координация движений, тактильная чувствительность, творческие способности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kartoteka_didakticheskih_igr_po_sensomotornomu_razvitiyu_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 33.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Пушкинского городского округа
Детский сад № 15 «Аистенок»
Картотека дидактических игр по Сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста
Воспитатель:
Бавыкина Кристина Евгеньевна
г. Пушкино
Мелкая моторика - координированные движения мелких мышц пальцев и кистей рук.
В детстве - мощнейший инструмент развития мозга и сенсорных способностей маленького человека.
Каждый педагог знает, о том, какое большое значение оказывает развитие мелкой моторики рук на речь детей.
В. В. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей лежат на кончиках их пальцев» Благодаря играм и упражнениям по развитию мелкой моторики у детей происходит активизация речевых и мыслительных центров головного мозга. Развивается координация движений, тактильная чувствительность, творческие способности.
Игровые пособия по сенсомоторному развитию детей
дошкольного возраста.
1. «Разноцветные ленты» Ленточки разного цвета, на них завязаны узелки по счету. Ребенок перебирает узелки рукой на ощупь. Называет количество узелков, цвет ленты, длинная-короткая.
2. «Шарики». Шарики разного размета, разной фактуры. Наполненные: манкой, гречкой, крахмалом, бумагой, лоскутками и т.д. Можно положить предметы, чтобы шарики пищали, звенели. Упражнение «Найди на ощупь парные мешочки».
3. «Салфетки». Разные по цвету и тканевой фактуре. Упражнение «Собери салфетку в ладонь». Ребенок берет платочек за уголок, пытаясь вобрать его в кулак, не помогая второй рукой. Затем другой рукой. Далее двумя руками. Проговаривая слова: «У меня живет проглот, все подряд проглот жует. Вот и стало у проглота брюшко, как у бегемота».
4. «Силуэты одежды». Из картона вырезать силуэты одежды и наклеить на них ткань разной фактуры. Упражнение «определи на ощупь»; «найди пару».
5. «Погремушки». В бутылки с крышками насыпать: камешки, песок, конфеты мелкие, манеты и т.д. Упражнения «сравни звуки»; «найди пару»; «Распознай, что внутри».
6. «Фасолинка». Раскрасить фасоль, горох, орех в разные цвета. Упражнения «Разложи по цвету»; «выложи фигуру»; «составь узор».
7. «Веер». Блестящую бумагу самоклейку свернуть гармошкой, согнуть пополам, середину сгиба перевязать шнурком - получиться веер. Можно разного цвета. Использование: в играх «веером сейчас взмахну вас в зверюшек превращу»; при артикуляционной гимнастики «вот я веер раскрываю, полной грудью я вздыхаю. А теперь я закрываю, с силой воздух выдуваю»; при рассказывании сказки «веер, веер, мой дружок, ты над нами помаши, деткам сказку покажи».
8. «Найди ящичек». Взять спичечные коробки, сверху оклеить различным материалом: бархатом, шелком, бумагой, линолеумом, вельветом ит.д. Во внутрь ящичков тоже приклеить материал.
9. «Что в мешочке». Сшить мешочки разного цвета и размера. Наполнить их: горохом, фасолью, бобами, манкой, рисом, гречкой. Перебирая мешочки разложить их в ряд: по размеру, по мере увеличения размера наполнителя, определяя на ощупь.
10. «Отгадай цифру». Обратной стороной карандаша нарисовать ребенку цифру, при этом ребенок закрывает глаза и определяет цифру.
11. «Прочитай». Играющие становиться друг за другом спиной. Стоящий позади пишет пальцем на спине партнера цифры, рисует фигуры, предметы. Стоящий впереди отгадывает.
12.»Поймай киску». Педагог касается мягкой игрушкой в разные части тела ребенка, а ребенка с закрытыми глазами определяет, где киска. (можно использовать колючего ежика, мокрую рыбку и т.д.)
13. «Узнай предмет по контуру». Ребенку завязывают глаза и дают вырезанную из картона фигуру, предмет. Спрашивают, что это за предмет. Убирают фигуру и просят по памяти нарисовать ее.
14.»Откуда вода». Бутылочки с холодной, горячей и теплой водой. Картинки: прорубь в реке зимой, река летом, чайник на плите. Соотнести картинки.
15.»Шершавый коврик»правая и левая рука». Повесить у входа в группу. Подписать правая, левая. Ребенок при входе в группу прикладывает свои ладони.
16. «Шершавый коврик «перчатки». Пришить детские перчатки с разноцветными пальчиками. Подписать: мизинец, указательный, средний, безымянный, большой – на вырезанных из картона пальцах по цвету перчатки. Ребенок раскладывает пальчики и называет их.
17. «Осязательные ванны». В небольшую коробку рассыпать бобы, фасоль, горох. Упражнение «Найди на ощупь предмет». Мелкие предметы спрятать в зернах.
18. «Поляна в лесу». Сенсорная панель для рук. Панно со съемными деталями. Сюжет: пенек, деревья, кусты, цветы, ягоды, ежик, травку. Детали крепятся с помощью кнопок, крючков, застежек, липучек.
19. «Сенсорная тропа для ног». Дорожка, на которой с помощью липучек закрепляются разные по фактуре «кочки» мешочки из плотной ткани с разными наполнителями: тряпочки, песок, паралон, мелкие камушки и т.д.
20. «Что нам запах подскажет?». В пустые бутылки с темным стеклом поместить вещества с характерными запахами: ванилин, духи, мыло, лук, чеснок, апельсиновая корка, кофе и т.д. Научите правильно нюхать вещества: держа емкость с запахом на небольшом расстоянии от носа, втягивая ноздрями воздух, нагоняя запах из пузырька к носу ладонью руки.
21. «Учимся рассматривать предмет». Учить малыша смотреть на один и тот же предмет по- разному: через стекло, воду, целлофан, цветное стекло, лупу. С различного расстояния: из далека, вблизи, сверху вниз, снизу вверх. Например: сначала посмотрим вблизи через стекло – нарисуем предмет; затем посмотрим через целлофан; третий раз – ощупаем его с закрытыми глазами и нарисуем ит.д. Всю серю рисунков разложить на столе и попросить ребенка рассказать о своих ощущениях.
22. «Разные звуки». В коробочки от киндеров положить разные предметы: рис, кнопки, пуговицы, сахар ит.д. Потрясти пузырек, послушать и нарисовать то, что услышал.
23. «Дотронься до лица друга». Ощупать лица друг друга с открытыми и закрытыми глазами. Попросить рассказать о том, что они почувствовали. Выплеснуть свои ощущения на листе бумаги.
24. «Пробковый тренажер». Крышку стола раскрасить полосками разного цвета и приклеить на клей «момент» горлышки от бутылок, а пробки подобрать по цвету полосок.
25. «Цветочки и бабочки». Сшить из материала разной фактуры цветы и бабочки. Нашить на них пуговицы и сделать петли. Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук.
26. «Звуковое панно». На полоску двп выложить из пластилина сюжет и украсить разным бросовым материалом. Развитие тактильных ощущений и речи. Например: СА-СА-СА, вот летит оса; Ло-ло-ло, вот и солнышко взошло и т.д.
27. Панно для ног «Времена года». На полосу ДВП наклеить картинки по временам года и следки из разного материала по цвету и размеру.
- Кто скорее свернет ленту? Педагог вызывает к себе двух детей, демонстрирует ленты и говорит: «Будем
играть. Это лента. Надо свернуть ленту. Кто свернет быстрее, тому подарок». «Раз, два, три - крути». Вначале педагог показывает, как надо крутить палочку, чтобы
свернуть ленту.
Затем педагог предлагает двум детям выполнить показанное действие. Двое других детей помогают - они держат свободные концы лент, стоя на одной линии,
отмеченной педагогом, стараясь с нее не сходить. Выигрывает тот, кто первым свернет ленту, крутя палочку и наматывая на нее ленту.
Можно также устроить соревнования команд. Детям дается большее число лент. По команде педагога сразу несколько человек одной команды и другой начинают
скручивать ленты. Победителям призы - значок, наклейка или что-нибудь подобное.
Усложнением может быть задание свернуть ленту за определенное время.
Например, педагог говорит: «Я буду считать (хлопать) ». Педагог вместе с детьми начинает хлопать, ребенок скручивает ленту. Если успел - получает приз, не успел - лента переходит к другому ребенку и все начинается сначала.
Сделай бусы. Детям раздают разноцветные трубочки от фломастера, различной длины (от 1см. до 3, 5см, шнурки разного цвета и разной длины от 20см до 35см, схема последовательности нанизывания трубочек. Вначале показывались детям образцы бус и предлагали сделать такие же бусы для любимых кукол. Объяснить детям, как следует правильно держать шнурок, чтобы удобнее нанизывать колечки. Вначале просто предлагалось детям собрать бусы, а затем задача усложнялась, и надо было собрать бусы либо определѐнного цвета, либо длинны или нанизывать длинные и короткие трубочки.
«Составь узор или картинку из резинок»
Детям предлагают в этой игре составить узор из банковских резинок, натягивая их на столбики, которые закреплены на фанере. Было объяснено, что из этих резинок можно сделать различные фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник.
Вначале учили детей, как правильно выполнять данную работу: чтобы выполнить фигуру, нужно взять резинку и закрепить еѐ за столбик, а дальше пальцами правой и левой рукой растягивать резинку на нужную длину, и закреплять за столбики.
Затем предлагается детям выполнить любую фигуру, следить за действиями их рук.
«Составь узор из спичек и палочек»
Эта игра заключается в том, чтобы выложить из спичек или счетных палочек фигуру по образцу. Также необходимо было, сопоставить выполненную работу с образцом.
Для выполнения работы необходимы образцы узоров и спички и счѐтные палочки. Детям предлагается поработать в художественной мастерсккой, выполнить узор, из палочек. Можно выполнять по подготовленным образцам или придумать узор самим.
«Нитяные узоры»
Пользуясь карточками - образцами, требуется выполнить задания на выкладывание узоров, петель, завязывание узелков и связывание верѐвочек. Вначале узоры из ниток необходимо выкладывать непосредственно на образец, а когда будет усвоено выполнение, на отдельной карточке.
«Успевай-ка! »
В процессе игры дети строят столбик из рук, производя различные общепринятые комбинации. Например, кулак – кулак – ладонь.
Правило: Нельзя ошибаться. Рука, совершившая ошибку, убирается.
«Зайка и зеркало»
Левая ладонь кверху, делаем «козу». Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает «козу» (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.
«Чет-нечет»
На одном крае отмечается граница и на другом. Расстояние выбирается игроками произвольно. Игроки должны ходить по очереди, отмечая линией (прямые, по диагонали клетки) от конца к следующему концу клетки так далее. Выигрывает тот, кто дойдет первым до границы (косвенные границы) .
«Кто запомнит? »
Взрослый показывает ребенку образец 5-10 сек. Ребенок должен внимательно его рассмотреть и запомнить, в каком порядке размещены палочки. Взрослый убирает таблицу, и ребенок самостоятельно выкладывает из палочек рисунок, который он только что видел. По окончанию работы, ребенок сверяет рисунок с образцом.
Игра с прищепками «Зарядка для пальчиков»
Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:
«Сильно кусает котенок-глупыш,
Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.) Но я же играю с тобою, малыш,
А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш! ».
«Скользим на лыжах»
Пробки кладем на столе вверх резьбой. Это — «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог:
«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы, Мы любим забавы холодной зимы».
То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.
Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в
«гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких
сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем: В новеньких сапожках
-Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ- топ- топ. Ну-ка, веселее: топ- топ- топ, Топаем дружнее: топ- топ- топ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование дидактических игр и пособий в работе по сенсомоторному развитию детей дошкольного возраста.
Данный материал может быть использован в практической деятельности педагога с детьми по развитию сенсомоторных навыков....
Выступление на педсовете с презентацией "Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры".
quot;Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста через дидактические игры"....
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции....
Картотека дидактических игр для математического развития детей дошкольного возраста
Дидактические игры по математическому развитию, которые развивают память, внимание, сообразительность....
Картотека дидактических игр для речевого развития детей дошкольного возраста 4-7 лет.
Обзор дидактических игр направленных на речевое развитие дошкольника. В картотеку включены игры на развитие словарного запаса, Развитие предикативного словаря. Развитие грамматического стороя речи....
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста.
Картотека дидактических игр по речевому развитию детей дошкольного возраста. Для всех возрастных групп. Цель речевого развития детей дошкольного возраста: формирование не только правильной,...
Картотека дидактических игр по сенсорному развитию детей дошкольного возраста
В картотеке представлены дидактические игры по сенсорному развитию детей от младшего до старшего дошкольного возраста....