Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ
методическая разработка на тему
Тактильная и кожная чувствительность и восприятие у умственно отсталых детей как способ познания окружающего мира
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st4.doc | 41 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие тактильного восприятия как основа сенсомоторного развития детей с ОВЗ
Весь окружающий мир ребенок познает через взаимодействие с ним с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. В связи с этим трудно переоценить значение сенсорного развития ребенка.
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие представляет собой развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира. Информация от них анализируется в соответствующих отделах головного мозга и выдает целостную картину. Сенсорная система - это датчик восприятия окружающего мира. Это система, которая считывает информацию извне, опираясь на ранее сформированные сенсорные эталоны. Именно сенсорное развитие служит базой для совершенствования деятельности органов чувств и накопления представлений об окружающем мире.
В связи с этим, развитие базовых сенсорных эталонов является важным в развитии и воспитании детей со сложными и множественными нарушениями развития. Дети со сложными нарушениями развития – это, как правило, дети с врожденной патологией, у которых отмечаются аномалии развития органов чувств. А это значит, что они с первых дней жизни воспитываются в условиях сенсорной и двигательной депривации.
Анализ научно-методической литературы, практика обучения и воспитания, педагогические наблюдения за детьми данной категории позволяют выделить некоторое своеобразие сенсорного развития и интеграции детей со сложными нарушениями развития. Очевидно, что слабое развитие восприятия оказывается одной из основных причин замедленного овладения деятельностью, а так же жизненно необходимыми двигательными и социально-бытовыми умениями и навыками, что отрицательно сказывается на физическом и психическом развитии данной категории детей.
Сенсорному развитию детей с различными нарушениями в развитии уделяли большое внимание такие известные ученые-исследователи, как И. М. Сеченов, П. Ф. Лесгафт, Л. С. Выготский, И. А. Соколянский, Н. А. Бернштейн и др. В настоящее время эта проблема освещена в работах Т. А. Басиловой, М. А. Боровской, Т. В. Лисовской. Все они сходятся в том, что фундамент сенсорного развития и интеграции – это взаимодействие органов чувств ребенка. А для полноценного развития мозгу необходимо постоянное поступление сенсорной информации. Чем больше информации поступает в мозг, тем больше мозгу приходится трудиться, чтобы ее переработать. А что тренируется, то развивается.
Одной из причин сенсорной депривации может быть недостаток сенсорных (тактильных, зрительных, слуховых) стимулов. И, как результат, недостаточность сенсорного анализа, что ведет к нарушению процесса осмысления построения двигательного действия. Своеобразие сенсорной интеграции детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями заключается в недоразвитии у них способности к приему, переработке и хранению информации, недостаточности словесного опосредования, а так же в возникновении различного рода функциональных перестроек. Для детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложными и множественными психофизическими нарушениями) характерны более поздние сроки становления сенсорных функций.
Тактильная или, как ее еще называют, кожная чувствительность и двигательная память становится у детей со сложными и множественными психофизическими нарушениями особым способом познания окружающего мира. Зачастую у данной категории детей наблюдается нарушение функционирования зрительных и слуховых анализаторов. Тактильная чувствительность позволяет им воспринимать предметы только касанием и действием с предметами в непосредственном контакте. Интересно, что при помощи тактильных ощущений ребенок получает достаточно большой объем информации об окружающем мире. Именно поэтому так важно развивать осязание ребенка. К осязанию относят тактильную, поверхностную чувствительность - ощущение прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др. Тактильная форма ощущений является наиболее древней для человека. Это те ощущения. Которые мы получаем через кожу. Это отражение отдельного чувственного качества предметов. Поэтому необходимы специальные игры-упражнения на тренировку тактильных ощущений.
С помощью тактильных ощущений, наряду с зрительными, слуховыми и вкусовыми, ребенок воспринимает окружающий мир. Существует множество игр и упражнений, помогающих ребенку совершенствовать тактильную чувствительность всего тела и чувствительность пальчиков.
Упражнения для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием самомассажа.
«Утюг»
Утюгом разгладим складки, будет всё у нас в порядке,
Перегладим все штанишки зайцу, ёжику и мишке.
Ребром ладони дети имитируют «пиление» по всем направлениям тыльной стороны кисти руки (прямолинейное движение). Кисть и предплечье располагаются на столе, ребёнок сидит.
«Пила»
Пили, пила, пили, пила! Зима холодная пришла.
Напили нам дров скорее, печь истопим, всех согреем!
Основанием кисти делаются вращательные движения в сторону мизинца.
«Тесто»
Тесто месим, тесто мнём, пирогов мы напечём
И с капустой, и с грибами. – Угостить вас пирогами?
Самомассаж кисти руки со стороны ладони. Кисть и предплечье располагаются на столе или на колене, ребёнок сидит. Поглаживание.
«Тёрка»
Дружно маме помогаем, тёркой свёклу натираем,
Вместе с мамой варим щи, - Ты вкуснее поищи!
Фалангами сжатых в кулак пальцев производится движение по принципу «буравчика» на ладони массируемой руки.
«Барашки»
На лугах пасутся «бяшки», раскудрявые барашки.
Целый день всё: «Бе да бе», носят шубы на себе.
Шубы в кудрях, погляди, «бяшки» спали в бигуди.
Утром сняли бигуди, попробуй гладкую найти,
Все кудрявы до одной, бегут кудрявою толпой.
Уж такая у них мода, у бараньего народа.
Движения, как при растирании замёрзших рук.
«Морозко»
Заморозил нас Морозко, влез под тёплый воротник,
Как воришка, осторожно в наши валенки проник.
.
«Урок»
Нажимаем на звонок, начинается урок: дзинь, - дзинь
1.Ребёнок поочерёдно нажимает подушечками пальцев обеих рук на бугорки массажёра.
Вот разгладим мы ладошки, поработаем немножко.
Правой, затем левой ладонью проводят по всей поверхности массажёра, делая движения «вперёд – назад».
И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.
Раскрытой рукой, правой, затем левой, проводят по всей поверхности массажёра круговым движением.
А теперь бежит дорога по ухабам, между пней,
Прогуляемся немного, станут пальчики сильней: вот так.
Ребёнок поочерёдно подушечкой каждого пальца «пробегает по дорожке» массажёра по направлению к себе.
Снова гладим мы ладошки, поработаем немножко.
Упражнения повторяются.
И по кругу проведём, каждый пальчик разомнём.
Вот опять звенит звонок, и кончается урок: дзинь, дзинь.
2. Сжимание и разжимание в ладони маленьких резиновых мячей, грецких орехов:
Крепко мячики сжимаем, наши мышцы напрягаем,
Чтобы пальцы никогда не боялись бы труда!
3.Перекатывание мяча по столу с удержанием его сначала (на первые две строки) между ладошками, затем большими пальцами, указательными, средними, безымянными, мизинцами.
«Футбол»
Поиграем мы в футбол и забьём в ворота гол!
Палец большой за ворота – горой!
Указательный – смельчак, забивает гол – вот так!
Средний – точно уж герой, забивает головой!
Безымянный, вдруг споткнулся и с досады промахнулся!
Малыш – мизинец – молодец, гол забил – игре конец!
Предлагаемая литература
Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». – СПб., 2003г
«Пальчиковые игры». – СПб., 2005г
Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка». – М., 1973г.
Альбомы – развитие мелкой моторики:
«Привет, ладошка!», «Мой мизинчик, где ты был?», «Вышли пальчики гулять» «Здравствуй, как живёшь?» и др. «Карапуз»
Занимайтесь, играя по 10-15 минут, возвращайтесь к уже знакомому и освоенному. Ободряйте ребёнка и хвалите за любое правильное и неправильное движение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации для родителей по развитию тактильного восприятия и мелкой моторики у детей с ОВЗ
Краткие советы по развитию детей с ОВЗ...
Дистанционное обучение.Теория и методика развития детского музыкального творчества дошкольников Дисциплина 5. Модуль 2. Методика развития музыкального восприятия как основы творческой деятельности детей дошкольного возраста
Тема 1Тема 2Тема 3Практическая работа....
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уровня развития способности рассуждать. 4.Проверка уровня развития способности ко
Презентация «Интеллектика» часть 1(6) (после занятий): 1.Проверка уровня развития способности анализировать. 2.Проверка уровня развития способности планировать. 3.Проверка уров...
Презентация «Развитие тактильного восприятия как основа речевого развития детей с ТНР»
laquo;Развитие тактильного восприятия как основа речевого развитиядетей с ТНР»(Опыт работы с развивающими играми Вячеслава Вадимовича Воскобовича) Дошкольный возраст - п...
Игры на развитие тактильного восприятия, мелкой моторики рук для детей группы раннего возраста (1-3 года)
Цель игры: развитие мелкой моторики, тактильной чувствительности пальцев рук, развитие усидчивости, умения доводить дело до конца....
Развитие тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ОВЗ
Маериал представлен для учителей-дефектологов и воспитателей, работающих с детьми с ТМНР...
конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР
Конспект коррекционно-развивающего занятия по развитию тактильного восприятия на основе тактильных анализаторов у детей с ТМНР...