Проект по нравственно -патриотическому воспитанию в младшей группе "Моя семья"
проект (младшая группа)

Наренкова  Юлия Александровна
Проект Моя семья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект по нравственно – патриотическому  воспитанию в младшей группе 

Тема: «Моя семья»

 

Актуальность.

 

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.

Цель проекта.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представление о семье, о семейных традициях.

Задачи проекта:

 закреплять с детьми понятия «семья», «имя», «фамилия»;

 закреплять умение называть имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек;

 познакомить детей с понятием «семейные ценности»;

 воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

 привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий. 

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 1 неделя.

Участники проекта: педагоги, родители, дети  младшей группы.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

У детей формируется представление о своей семье, о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

Проект состоит из трех этапов реализации: подготовительный, практический, заключительный.

В проекте используются разные методы работы (беседы, чтение художественной литературы, наглядный метод), а также разные виды детской деятельности (познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая).

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

1.     Постановка цели и задач.

2.     Составление плана мероприятий по реализации проекта.

3.     Подбор наглядно-иллюстративного материала.

4.     Подбор художественной литературы.

5.     Подбор дидактических игр.

6.     Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке.

7.     Подбор материала для продуктивной деятельности.

8.     Проведение с родителями бесед по теме проекта.

2 этап – основной.

Работа с детьми.

1.     Подвижные игры, дидактические, пальчиковые.

2.     Чтение художественных произведений.

3.     Рассматривание иллюстраций.

4.     Беседы.

5.     Продуктивные виды деятельности.

Работа с родителями.

1.     Консультация.

2.     Беседы.

3 этап – заключительный.

1.     Итоговое занятие « Моя семья».

2.     Выставка проделанных работ.

3. Совместная работа детей и родителей .Рисование по теме « Дом ,в котором я живу».Выставка работ на стенде .

4.Коллективная работа « Ромашки в вазе »

 План мероприятий по реализации проекта.

«Социально-коммуникативное развитие»

 Игровые упражнения: «Мама ,папа  и я – дружная семья », «Как мы с папой маме помогали».

 Беседы: «Моя семья»«Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме», «У меня есть брат (сестра).

«Речевое развитие»

Чтение художественной литературы:

 Д. Габе «Моя семья».

 К. Ушинский «Петушок с семьёй».

 Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине».

 Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья».

 Потешки: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки-ладушки»..

 Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Три поросенка», «Репка».

 Загадки: тема «Семья».

Упражнения: 

 «Доскажи предложение», «Назови ласково», «Кто какой», «Позвони по телефону маме (папе).

«Познавательное развитие»

Конструирование: «Дом для семьи».

Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки».

Игры: «Дружно маме помогали»,  «Наведи порядок», «Одень куклу».

Художественно-эстетическое развитие:

Музыка: «Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М. Красева; рус. нар. песенка «Ладушки»; муз. игра «Кошка с котятами»; слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского.

Аппликация : «Цветы для мамы».

Рисование : « Мой любимый домашний питомец »

Конструирование: «Дом для семьи»

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Курочка-хохлатка».

Пальчиковые игры: «Моя семья».

Физкультминутки: «Семья», «Вот какие мы», «Буратино», «Здравствуйте».

Работа с родителями:

Консультации: «Семья и семейные ценности», « Роль семьи в жизни ребенка»

 

Выводы: Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате  мероприятий,  которые были проведены в ходе проекта: беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат. У детей сформировалось представление о семье, о семейных традициях.

 

Приложение

 Конспект итогового занятия по нравственно – патриотическому воспитанию для младших дошкольников «Моя семья».

 Цель:формировать представления детей о семье и её членах.

Задачи:

- Формировать навыки правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».

Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

- воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Предварительная работа:

1.Заучивание имени и фамилии родителей

2.Дидактическая  игра «Моя семья»

3.Рассматривание семейных портретов.

Материал и оборудование: отдельные картинки с изображением членов семьи, панно «домик» с картинками, вырезанные из цветной бумаги круги, всей семьи,

                                                    Ход занятия.

Воспитатель: Утром встали малыши,

   В детский садик свой пришли.

   Гости здесь у нас с утра,

   Поздоровайтесь, друзья!

Дети - здороваются

                    Организационный момент.

Слышится плач детей (аудиозапись)

Воспитатель: Ребята, кто это плачет?

Появляются две куклы Маша и Миша.

Воспитатель: Дети, как вас зовут   и почему вы плачете?

Мы очень расстроены. Мы не слушали маму и ушли далеко от дома , а когда  вернулись , дома никого нет. Где же наши родные? Наша семья? Что с ними случилось? Куда они все подевались? . Нам нужна помощь.  

Воспитатель: Ребята, давайте поможем детям найти семью.

Воспитатель: Скажите, а что же такое семья?  (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, семья – это самые близкие люди,  которые живут вместе в одном доме иле квартире  В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.

Воспитатель: Ребятки, наши герои сегодня попали в беду потому, что не слушались своих родителей. Хорошо  или плохо они сделали?

Воспитатель: Да, плохо.

                            Д/И     «Радость или огорчение».

Воспитатель: Ребята, вы  знаете, что поступки детей могут радовать или

огорчать ваших родных. 

Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких. если этот поступок порадует ваших близких – вы поднимаете красный кружок, Если нет - черный

Разбросали по комнате все игрушки;

Сын помог папе подчинить машинку ;

Старший брат дергает за волосы свою сестру ;

Всегда говорите своим родным « спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Помогали маме помыть посуду;

Убегали от взрослых;

Почитали вместе с дедушкой сказку ;

Принесли бабушке чай ;

Защищали братика или сестричку от хулигана.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!

Воспитатель:  Молодцы, ребята вы хорошо справились.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Воспитатель : А сейчас  давайте покажем всю семью на ладошке?

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папа,

 Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

   Воспитатель : Ребята, как же нам помочь деткам?

Воспитатель: Ой , здесь какое-то письмо. Давайте я его прочитаю.

   ( Письмо : «Чтоб семью свою собрать,  нужно вам загадки отгадать». )                              

Загадки о членах семьи.

Воспитатель: В мире нет ее родней ,

                       Справедливей и добрее.

                       Я скажу друзья вам прямо –

                         Лучше всех на свете …

                                                                   (Мама )

                        Дети: мама.( Ставлю картинку мамы возле домика)

Воспитатель:   Молодцы ребята, правильно.

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут вашу маму?

– Как мама называет тебя ласково?

-– Кто ты для мамы?

– А в чем вы помогаете маме по дому?

                                  Дети: ответы.

Воспитатель: Замечательно. Следующая загадка:

 Кто научит гвоздь забить

 И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

 Все вы знаете ребята

Это наш любимый …

                       Дети: папа.

Воспитатель: Правильно, хорошо 

(воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)

Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут твоего папу?

– Кто ты для папы?

– Какой он папа?

                      Дети: ответы.

Воспитатель :  А  сейчас мы отдохнём и разминку проведём.

Физминутка:

"Кто живёт у нас в квартире?"

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Воспитатель:  Вы немного отдохнули , тогда продолжим .

Воспитатель: Слушайте следующую  загадку:

       Кто любить не устает,

       Пироги для нас печет,

       Вкусные оладушки?

       Это наша …

                          Дети: бабушка.  (Выставляю бабушку к домику)

Воспитатель : Молодцы, конечно…  

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут бабушку?

– Кто ты для бабушки?

– Что умет делать бабушка?

– Что вы любите делать вместе?

Дети: ответы.

Воспитатель:  Молодцы, следующая загадка:

            Он трудился не от скуки,

            У него в мозолях руки,

             А теперь он стар и сед

            – Мой родной, любимый….

                                                        Дети: дед. (Ставлю дедушку)

Воспитатель: молодцы ребятки, правильно.

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как его зовут?

– А кто мы  для дедушки?

Дети: ответы.

Воспитатель : Ещё загадка.

- Кто веселый карапузик

- Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка

- Это младший мой. (братишка)

- Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

- Очень модная девчонка

- Моя старшая. (сестренка)

Воспитатель: Ребята посмотрите вся семья в сборе.

 Назовите,  пожалуйста, всех  кого вы здесь видите.

Дети: (перечисляют всех)

Воспитатель : правильно ребятки.

Воспитатель: Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, изменилось ли настроение у Маши и Миши? Почему?

Дети: Потому что вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.

Педагог: Маша и Миша благодарят вас за помощь.

Вы молодцы, отгадали все загадки и заселили дом..

Дети прощаются с гостями .

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация ) « Цветы для мамы ».

Цель: учить составлять из частей цветка красивое целое изображение;

Задачи:

закреплять представление детей о частях цветка; показывать и называть его части

Учить детей рассматривать готовые работы;

выделять ровные красивые цветочки

Демонстрационный материал: образец открытки, кукла.

Раздаточный материал:  разноцветный   лист картона, вырезанные заготовки (цветок, листочки)  клей,  клеенка, салфетка, 

Ход:

(стук за дверью)

Воспитатель: Ребята слышите, кто-то к нам стучится, кто бы это мог быть, посмотрим?

Воспитатель: Посмотрите, а кто это к нам в гости пришёл?

Дети: кукла

(рассмотреть)

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуй

Воспитатель: Давайте познакомимся с куклой, как тебя зовут?

Кукла: меня зовут Катя

Воспитатель: Катя, почему грустная?

Кукла Катя: скоро у мамы праздник, а я не знаю, что подарить

Воспитатель: Ребята, а вы знаете  какой  скоро будет праздник?

Дети: день мамы

Воспитатель: Ребята, подскажите кукле Кате, что можно подарить маме?

Дети: можно подарить конфеты, цветы, открытку, игрушку.

Воспитатель: А давайте сделаем маме цветы из цветной бумаги и  на клеем.

(воспитатель показывает открытку детям)

Кукла Катя: я  думаю моя мама очень обрадуется такому подарку

Воспитатель: Но прежде чем приступить к аппликации нам надо размять пальчики

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем маму поздравлять! 

Шаги на месте

Милую, любимую,

Самую красивую.

Хлопки в ладоши

И подарки,

Протянуть ладони вперед

И цветы

Поднять ладони кверху и сложить их вместе в виде цветка

Дарим мамам я и ты.

Показать ладонью на себя и на стоящего напротив

Воспитатель: вот мы с вами размяли наши пальчики, а теперь приступим к работе.

Воспитатель: А теперь я поставлю вам красивую музыку, чтобы вы вспоминали свою любимую, ласковую мамочку и делали ей подарок с любовью.

Воспитатель: Вот какая красота у нас получилась! Катя держи открытку для твоей мамы!

Кукла Катя: до свидания ребята, спасибо вам за помощь!

Дети: до свидания Катя

Воспитатель: дети, с каким праздником мы скоро будем поздравлять наших мам?

Дети: день  Матери

Воспитатель: Что мы им подарим?

Дети: открытку с цветами

 

Консультация для родителей.

Тема: «Семья и семейные ценности».

 Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

         Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

        Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

      Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Начните с малого - чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции:

- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";

- в вашей семье состоится то, что заведено;

- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

- настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";

- создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

- повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения         Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

 

 Консультация для родителей.

« Роль семьи в жизни ребенка»

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занима¬ет в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном разви¬тии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

В первые 5 лет у человека формируется самое важное - структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворя¬ются его потребности.

Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.

Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т.д.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

В работе с родителями в нашем детском саду используются разные направления, формы и методы взаимодействия.

Направления:
- нравственно-патриотическое (совместные экскурсии к достопримечательностям нашего поселка; участие в параде, праздниках, ярмарках и других значимых мероприятия),
- физкультурно-оздоровительное (организация и участие в семейных спортивных праздниках, викторинах, ознакомление с нетрадиционными методами оздоровления и изготовление массажных ковриков и мобильных тренажеров),

Формы взаимодействия подразделяются на 
- коллективные, 
- индивидуальные 
- наглядно-информационные.

1.Коллективные:
- Родительские собрания по проблемам воспитания детей, 
- Круглые столы, дискуссии;
- Совместные досуги, праздники:
подготовка детей, изготовление костюмов и атрибутов, украшение зала;
- Участие родителей в различных выставках,
детского творчества, творчества взрослых, совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические).
- Организация дней открытых дверей. 
- Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада) 
- Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето»)

2. Индивидуальные. 
- Внеплановые индивидуальные беседы;
- Рекомендации по изучению педагогической литературы;
- Рекомендации по использованию методических пособий;
- Консультации специалистов детского сада;

3. Наглядность. 
- Рекламно-информационный стенд;
- Подборка лекций педагогов-специалистов;
- Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
- Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
- Подарки и приглашения к праздникам. 
Эффективна и необходима работа с родителями по образовательной области «Труд»
Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое прояв¬ление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Советы родителям:

¦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
¦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
¦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
¦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
¦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
¦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.
¦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Используемая литература

     1.     Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность /Младшая группа/.

     2.     Васильева М. А, Гербова В. В, Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду».



Предварительный просмотр:

Краткосрочный проект по нравственно – патриотическому  воспитанию в младшей группе 

Тема: «Моя семья»

 

Актуальность.

 

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них доброе и уважительное отношение к окружающим людям и, прежде всего, любовь к своей семье, к своим близким. Развитие личности ребёнка невозможно без семейного воспитания. Именно в семье он учится любить, радоваться, сочувствовать, именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества.

Цель проекта.

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представление о семье, о семейных традициях.

Задачи проекта:

 закреплять с детьми понятия «семья», «имя», «фамилия»;

 закреплять умение называть имя и отчество своих родителей, бабушек и дедушек;

 познакомить детей с понятием «семейные ценности»;

 воспитывать любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях;

 привлечь родителей к совместной деятельности с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

Тип проекта: краткосрочный, познавательно-творческий. 

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 1 неделя.

Участники проекта: педагоги, родители, дети  младшей группы.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

У детей формируется представление о своей семье, о членах семьи, традициях. Проявление уважения и заботливого отношения ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.

Проект состоит из трех этапов реализации: подготовительный, практический, заключительный.

В проекте используются разные методы работы (беседы, чтение художественной литературы, наглядный метод), а также разные виды детской деятельности (познавательная, коммуникативная, продуктивная, игровая).

Этапы реализации проекта.

1 этап – подготовительный.

1.     Постановка цели и задач.

2.     Составление плана мероприятий по реализации проекта.

3.     Подбор наглядно-иллюстративного материала.

4.     Подбор художественной литературы.

5.     Подбор дидактических игр.

6.     Подборка стихов о маме и папе, о бабушке и дедушке.

7.     Подбор материала для продуктивной деятельности.

8.     Проведение с родителями бесед по теме проекта.

2 этап – основной.

Работа с детьми.

1.     Подвижные игры, дидактические, пальчиковые.

2.     Чтение художественных произведений.

3.     Рассматривание иллюстраций.

4.     Беседы.

5.     Продуктивные виды деятельности.

Работа с родителями.

1.     Консультация.

2.     Беседы.

3 этап – заключительный.

1.     Итоговое занятие « Моя семья».

2.     Выставка проделанных работ.

3. Совместная работа детей и родителей .Рисование по теме « Дом ,в котором я живу».Выставка работ на стенде .

4.Коллективная работа « Ромашки в вазе »

 План мероприятий по реализации проекта.

«Социально-коммуникативное развитие»

 Игровые упражнения: «Мама ,папа  и я – дружная семья », «Как мы с папой маме помогали».

 Беседы: «Моя семья»«Кто, где работает?», «Как ты помогаешь маме», «У меня есть брат (сестра).

«Речевое развитие»

Чтение художественной литературы:

 Д. Габе «Моя семья».

 К. Ушинский «Петушок с семьёй».

 Е. Благинина «Вот какая мама», «Посидим в тишине».

 Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья».

 Потешки: «Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор», «Ладушки-ладушки»..

 Сказки: «Волк и козлята», «Маша и медведь», «Три медведя», «Три поросенка», «Репка».

 Загадки: тема «Семья».

Упражнения: 

 «Доскажи предложение», «Назови ласково», «Кто какой», «Позвони по телефону маме (папе).

«Познавательное развитие»

Конструирование: «Дом для семьи».

Беседы: «Что такое хорошо и что такое плохо» (по картинкам); «Мамы и детки».

Игры: «Дружно маме помогали»,  «Наведи порядок», «Одень куклу».

Художественно-эстетическое развитие:

Музыка: «Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М. Красева; рус. нар. песенка «Ладушки»; муз. игра «Кошка с котятами»; слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского.

Аппликация : «Цветы для мамы».

Рисование : « Мой любимый домашний питомец »

Конструирование: «Дом для семьи»

Физическое развитие:

Подвижные игры: «Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Курочка-хохлатка».

Пальчиковые игры: «Моя семья».

Физкультминутки: «Семья», «Вот какие мы», «Буратино», «Здравствуйте».

Работа с родителями:

Консультации: «Семья и семейные ценности», « Роль семьи в жизни ребенка»

 

Выводы: Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том, что в результате  мероприятий,  которые были проведены в ходе проекта: беседы, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, мы получили  положительный результат. У детей сформировалось представление о семье, о семейных традициях.

 

Приложение

 Конспект итогового занятия по нравственно – патриотическому воспитанию для младших дошкольников «Моя семья».

 Цель:формировать представления детей о семье и её членах.

Задачи:

- Формировать навыки правильно называть членов семьи. Дать понятие «семья».

Развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.

- воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Предварительная работа:

1.Заучивание имени и фамилии родителей

2.Дидактическая  игра «Моя семья»

3.Рассматривание семейных портретов.

Материал и оборудование: отдельные картинки с изображением членов семьи, панно «домик» с картинками, вырезанные из цветной бумаги круги, всей семьи,

                                                    Ход занятия.

Воспитатель: Утром встали малыши,

   В детский садик свой пришли.

   Гости здесь у нас с утра,

   Поздоровайтесь, друзья!

Дети - здороваются

                    Организационный момент.

Слышится плач детей (аудиозапись)

Воспитатель: Ребята, кто это плачет?

Появляются две куклы Маша и Миша.

Воспитатель: Дети, как вас зовут   и почему вы плачете?

Мы очень расстроены. Мы не слушали маму и ушли далеко от дома , а когда  вернулись , дома никого нет. Где же наши родные? Наша семья? Что с ними случилось? Куда они все подевались? . Нам нужна помощь.  

Воспитатель: Ребята, давайте поможем детям найти семью.

Воспитатель: Скажите, а что же такое семья?  (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, семья – это самые близкие люди,  которые живут вместе в одном доме иле квартире  В семье все любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают друг другу.

Воспитатель: Ребятки, наши герои сегодня попали в беду потому, что не слушались своих родителей. Хорошо  или плохо они сделали?

Воспитатель: Да, плохо.

                            Д/И     «Радость или огорчение».

Воспитатель: Ребята, вы  знаете, что поступки детей могут радовать или

огорчать ваших родных. 

Сейчас я вам раздам кружки и мы с вами поиграем: я называю поступок, а вы с помощью кружка показываете, порадует или огорчит этот поступок ваших близких. если этот поступок порадует ваших близких – вы поднимаете красный кружок, Если нет - черный

Разбросали по комнате все игрушки;

Сын помог папе подчинить машинку ;

Старший брат дергает за волосы свою сестру ;

Всегда говорите своим родным « спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», «до свидания».

Помогали маме помыть посуду;

Убегали от взрослых;

Почитали вместе с дедушкой сказку ;

Принесли бабушке чай ;

Защищали братика или сестричку от хулигана.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить и порадовать ваших родных. Надеюсь, что вы будете совершать только хорошие поступки!

Воспитатель:  Молодцы, ребята вы хорошо справились.

Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.

Воспитатель : А сейчас  давайте покажем всю семью на ладошке?

Пальчиковая гимнастика «Моя семья»

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

 Этот пальчик – папа,

 Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – это я,

Вот и вся моя семья.

   Воспитатель : Ребята, как же нам помочь деткам?

Воспитатель: Ой , здесь какое-то письмо. Давайте я его прочитаю.

   ( Письмо : «Чтоб семью свою собрать,  нужно вам загадки отгадать». )                              

Загадки о членах семьи.

Воспитатель: В мире нет ее родней ,

                       Справедливей и добрее.

                       Я скажу друзья вам прямо –

                         Лучше всех на свете …

                                                                   (Мама )

                        Дети: мама.( Ставлю картинку мамы возле домика)

Воспитатель:   Молодцы ребята, правильно.

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут вашу маму?

– Как мама называет тебя ласково?

-– Кто ты для мамы?

– А в чем вы помогаете маме по дому?

                                  Дети: ответы.

Воспитатель: Замечательно. Следующая загадка:

 Кто научит гвоздь забить

 И подскажет, как быть смелым,

Сильным, ловким и умелым?

 Все вы знаете ребята

Это наш любимый …

                       Дети: папа.

Воспитатель: Правильно, хорошо 

(воспитатель достает картинку папы и вставляет в панно домик)

Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут твоего папу?

– Кто ты для папы?

– Какой он папа?

                      Дети: ответы.

Воспитатель :  А  сейчас мы отдохнём и разминку проведём.

Физминутка:

"Кто живёт у нас в квартире?"

Раз, два, три, четыре (хлопаем в ладоши)

Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)

Раз, два, три, четыре, пять (прыжки на месте)

Всех могу пересчитать (шагаем на месте)

Папа, мама, брат, сестра (хлопаем в ладоши)

Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища вправо, влево)

Мой сверчок, щегол и я - (повороты туловища вправо, влево)

Вот и вся моя семья. (хлопаем в ладоши)

Воспитатель:  Вы немного отдохнули , тогда продолжим .

Воспитатель: Слушайте следующую  загадку:

       Кто любить не устает,

       Пироги для нас печет,

       Вкусные оладушки?

       Это наша …

                          Дети: бабушка.  (Выставляю бабушку к домику)

Воспитатель : Молодцы, конечно…  

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как зовут бабушку?

– Кто ты для бабушки?

– Что умет делать бабушка?

– Что вы любите делать вместе?

Дети: ответы.

Воспитатель:  Молодцы, следующая загадка:

            Он трудился не от скуки,

            У него в мозолях руки,

             А теперь он стар и сед

            – Мой родной, любимый….

                                                        Дети: дед. (Ставлю дедушку)

Воспитатель: молодцы ребятки, правильно.

 Беседа (опрос 2-3 детей)

– А как его зовут?

– А кто мы  для дедушки?

Дети: ответы.

Воспитатель : Ещё загадка.

- Кто веселый карапузик

- Шустро ползает на пузе?

Удивительный мальчишка

- Это младший мой. (братишка)

- Кто любит и меня, и братца,

Но больше любит наряжаться?

- Очень модная девчонка

- Моя старшая. (сестренка)

Воспитатель: Ребята посмотрите вся семья в сборе.

 Назовите,  пожалуйста, всех  кого вы здесь видите.

Дети: (перечисляют всех)

Воспитатель : правильно ребятки.

Воспитатель: Давайте будем их мирить, семью свою нужно любить.

Друг другу улыбнёмся и за руки возьмёмся

(взяться за руки и улыбнуться друг другу)

Дружно все обнимемся и тогда помиримся!

Воспитатель: Ребята, посмотрите, изменилось ли настроение у Маши и Миши? Почему?

Дети: Потому что вся семья снова улыбается, всё у них хорошо, они помирились.

Педагог: Маша и Миша благодарят вас за помощь.

Вы молодцы, отгадали все загадки и заселили дом..

Дети прощаются с гостями .

Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию (аппликация ) « Цветы для мамы ».

Цель: учить составлять из частей цветка красивое целое изображение;

Задачи:

закреплять представление детей о частях цветка; показывать и называть его части

Учить детей рассматривать готовые работы;

выделять ровные красивые цветочки

Демонстрационный материал: образец открытки, кукла.

Раздаточный материал:  разноцветный   лист картона, вырезанные заготовки (цветок, листочки)  клей,  клеенка, салфетка, 

Ход:

(стук за дверью)

Воспитатель: Ребята слышите, кто-то к нам стучится, кто бы это мог быть, посмотрим?

Воспитатель: Посмотрите, а кто это к нам в гости пришёл?

Дети: кукла

(рассмотреть)

Воспитатель: Давайте поздороваемся с ней.

Дети: Здравствуй

Воспитатель: Давайте познакомимся с куклой, как тебя зовут?

Кукла: меня зовут Катя

Воспитатель: Катя, почему грустная?

Кукла Катя: скоро у мамы праздник, а я не знаю, что подарить

Воспитатель: Ребята, а вы знаете  какой  скоро будет праздник?

Дети: день мамы

Воспитатель: Ребята, подскажите кукле Кате, что можно подарить маме?

Дети: можно подарить конфеты, цветы, открытку, игрушку.

Воспитатель: А давайте сделаем маме цветы из цветной бумаги и  на клеем.

(воспитатель показывает открытку детям)

Кукла Катя: я  думаю моя мама очень обрадуется такому подарку

Воспитатель: Но прежде чем приступить к аппликации нам надо размять пальчики

Раз, два, три, четыре, пять —

Будем маму поздравлять! 

Шаги на месте

Милую, любимую,

Самую красивую.

Хлопки в ладоши

И подарки,

Протянуть ладони вперед

И цветы

Поднять ладони кверху и сложить их вместе в виде цветка

Дарим мамам я и ты.

Показать ладонью на себя и на стоящего напротив

Воспитатель: вот мы с вами размяли наши пальчики, а теперь приступим к работе.

Воспитатель: А теперь я поставлю вам красивую музыку, чтобы вы вспоминали свою любимую, ласковую мамочку и делали ей подарок с любовью.

Воспитатель: Вот какая красота у нас получилась! Катя держи открытку для твоей мамы!

Кукла Катя: до свидания ребята, спасибо вам за помощь!

Дети: до свидания Катя

Воспитатель: дети, с каким праздником мы скоро будем поздравлять наших мам?

Дети: день  Матери

Воспитатель: Что мы им подарим?

Дети: открытку с цветами

 

Консультация для родителей.

Тема: «Семья и семейные ценности».

 Для ребёнка семья - это среда, в которой складываются условия его физического, психического, эмоционального и интеллектуального развития.

Для взрослого человека семья является источником удовлетворения ряда его потребностей и малым коллективом, предъявляющим к нему разнообразные и достаточно сложные требования. На стадиях жизненного цикла человека последовательно меняются его функции и статус в семье.

         Семья... На чем же должна строиться семья? Может быть, на доверии и любви? А может, на взаимоуважении и взаимопонимании? Конечно же, все это составляющие крепкого фундамента для семьи, словом семейные ценности. То есть семейные ценности - это то, что нельзя купить ни за какие деньги, получить по наследству. Семейные ценности можно обрести и пронести их через всю жизнь всем вместе. Конечно, в рамках одной статьи рассказать обо всех этапах становления семьи сложно. Поэтому поговорим о том, каким образом можно привнести семейные ценности, такие, например, как семейные традиции.

        Действительное стремление к семейному счастью и семейному благополучию находит выражение в создании семейных традиций. Когда-то традиции были обязательной особенностью «объединенной» семьи, отражали нравственную позицию ее членов. Раннее приобщение детей к обсуждению всех вопросов семейной жизни - давняя хорошая традиция.

      Семейные традиции - это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные трапезы, обсуждение планов, появляется повышенное внимание к проблемам друг друга.

Начните с малого - чтение на ночь. Каждая книга должна учить ребенка, воспитывать его.

Если нужно, Вы можете самостоятельно сочинять вечерние сказки. Во-первых, это не займет у вас много времени (20-30 минут в день), так как сказка не должна быть длинной, чтобы ребенок не утомился. Во-вторых, вы сможете сами учить его тому, что вы считаете хорошим.

Семейные традиции:

- позволяют малышу ощущать стабильность жизненного уклада: "при любой погоде";

- в вашей семье состоится то, что заведено;

- дают ему чувство уверенности в окружающем мире и защищенности;

- настраивают ребенка на оптимизм и позитивное восприятие жизни, когда каждый день – праздник";

- создают неповторимые детские воспоминания, о которых малыш будет когда-нибудь рассказывать своим детям;

- позволяют ощутить гордость за себя и свою семью.

Вам вполне по силам создать несколько семейных традиций, которых, возможно, будут придерживаться дети и внуки! Не забудьте только три главных правила:

- повторяющееся событие должно быть для малыша ярким, позитивным, запоминающимся;

- традиция на то и традиция, чтобы соблюдаться всегда;

- можете задействовать запахи, звуки, зрительные образы,

Главное, чтобы в этом традиционном действии было что-то, влияющее на чувства и восприятие ребенка. Может быть, Вы удивитесь, но самая лучшая традиция, связанная с днем рождения ребенка, это... действительно отмечать этот день как самый лучший праздник! Многие взрослые с грустью вспоминают, что в их семье "было не принято отмечать дни рождения". Пусть Ваш малыш никогда не произнесет эту печальную фразу!

День рождения как шумный веселый праздник именно с теми гостями, которых хочет пригласить сам виновник торжества, – лучший подарок. Пусть кроха с детства чувствует свою значимость для близких, учится принимать гостей и... конечно, привыкает к традиции непременно отмечать дни рождения         Воскресные совместные просмотры фильмов не в кинотеатре, а именно дома. Помните, как раньше, когда не было компьютеров и планшетов вся семья собиралась у телевизора и смотрела фильм, обсуждая героев, делясь впечатлениями от увиденного. Это очень объединяет. Независимо от того, стараетесь ли вы сохранить старые домашние традиции, которые дороги вам или вашему мужу, или – пытаетесь придумать и привить семье нечто новое, помните, что детство формирует ребенка на всю жизнь. И главное в детстве – чтобы оно у ребенка было. Старайтесь знать меру: чрезмерно строгие правила, по которым живет семья, не оставляющие детям никакой «свободы маневра», перенапрягают детскую психику. Отсутствие же устойчивого домашнего уклада и предсказуемых домашних ритуалов, успокаивающих малыша своей непременной обязательностью, - передают ребенку ощущение незащищенности дома и шаткости вселенной.

 

 Консультация для родителей.

« Роль семьи в жизни ребенка»

Семья – важнейший институт общества, микрогруппа, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка со взрослыми является основополагающей детерминантой психического развития и психического здоровья детей.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на ее воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе. Воспитание детей дошкольного возраста осуществляется в семье и детских дошкольных учреждениях.
Для формирования полноценного члена общества, способного регулировать свою эмоциональную жизнь, для развития у него адекватной самооценки, необходимой для воспитания в будущем своих собственных детей, рядом с ребенком должен постоянно находиться любящий и понимающий его взрослый человек. Очевидно, что обеспечить такой тесный, а главное постоянный контакт оказывается возможным только в семье.

Развитие ребенка, его социализация, превращение в «общественного человека» начинается с общения с близкими ему людьми. Непосредственно-эмоциональное общение ребенка с матерью - первый вид его деятельности, в которой он выступает в качестве субъекта общения.

Все дальнейшее развитие ребенка зависит от того, какое место он занима¬ет в системе человеческих отношений, в системе общения. Развитие ребенка непосредственно зависит от того, с кем он общается, каков круг и характер его общения.

Потребность детей в общении не появляется у них автоматически. Она формируется постепенно, в зависимости от условий существования, от воздействия окружающих людей, прежде всего - близких взрослых.

Улыбка, кивок головы, слово, жест или надменный взгляд, крик - заменяют ощущение некоторых контактов. Недостаток эмоциональных контактов всегда негативно отражается на личности ребенка. Невнимание родителей к чувствам и потребностям ребенка препятствует его здоровому развитию.

В первых ощущениях от положительных или отрицательных контактов дети начинают улавливать сообщения о себе, о своей ценности. Первые чувства детей к себе остаются наиболее мощной силой в их личностном разви¬тии, значительно влияя на психологические позиции, которые принимают дети, на роли, которые они играют.

В первые 5 лет у человека формируется самое важное - структура личности. В этот период ребенок особенно уязвим; физически, социально, эмоционально зависим от семьи, в которой полностью или частично удовлетворя¬ются его потребности.

Опыт взаимоотношений с ними служит для ребенка школой социального общения. Недостаток эмоционального общения лишает ребенка возможности самостоятельно ориентироваться в направленности и характере эмоциональных отношений окружающих взрослых и в своих экстремальных формах может даже привести к страху перед общением.

Поскольку взрослый начинает общаться с ребенком, когда тот еще не способен к коммуникативной деятельности, его поведение является главным примером в общении с другими людьми.

Статистические данные показывают: в тех семьях, где существовали тесные и теплые взаимоотношения матери и ребенка, дети вырастают самостоятельными и активными. В тех семьях, где наблюдался дефицит эмоционального контакта в раннем возрасте ребенка, в подростковом возрасте дети отличались замкнутостью и агрессивностью.
В общении с детьми и взрослыми ребенок овладевает нормами и правилами поведения, взаимоотношений, понимает их целесообразность и необходимость.

В условиях семьи складывается присущий только ей эмоционально-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей (материальных и духовных), семья в значительной степени определяет уровень и содержание эмоционального и социально-нравственного развития ребенка.

Опыт дошкольника может быть очень разным. Как правило, он полный и разносторонний у ребенка из большой и дружной семьи, где родителей и детей связывают глубокие отношения ответственности и взаимной зависимости. В этих семьях диапазон утверждаемых ценностей достаточно широк, но ключевое место в них занимает человек и отношение к нему.
Эмоциональный опыт может быть существенно ограниченным у ребенка из неполной семьи (при отсутствии кого-то из родителей) или при отсутствии у него братьев и сестер. Недостаточная реальная практика участия в жизни других детей, пожилых людей, о которых необходимо заботиться, является важным фактором, сужающим рамки эмоционального опыта.

Приобретаемый в условиях семьи опыт может быть не только ограниченным, но и односторонним. Такая односторонность складывается обычно в тех условиях, когда члены семьи озабочены развитием в ребенке отдельных качеств, кажущихся исключительно значимыми, например развитием интеллекта (математических способностей и т.д.), и при этом не уделяется сколько-нибудь существенного внимания другим качествам, необходимым ребенку как будущему гражданину.

Наконец, эмоциональный опыт ребенка может быть неоднородным и даже противоречивым. Такое положение, как правило, имеет место тогда, когда ценностные ориентации главных членов семьи (особенно родителей) совершенно разные. Пример такого рода воспитания может дать семья, в которой мать прививает ребенку чуткость и отзывчивость, а отец считает подобные качества пережитком и «культивирует» в ребенке лишь силу, возводя это качество в ранг первостепенных.

Встречаются родители, которые твердо убеждены, что в наше время – время научно-технических достижений и прогресса – многие нравственные нормы поведения исчерпали себя и не являются для детей необходимыми; кое-кто воспитывает у ребенка такие качества, как умение постоять за себя, не дать себя в обиду, дать сдачи. «Тебя толкнули, а ты что, не можешь ответить тем же?» - спрашивают в этих случаях у детей. В противовес доброте, чуткости, пониманию другого у детей нередко воспитывается умение бездумно применять силу, решать возникшие конфликты за счет подавления другого, пренебрежительное отношение к другим людям.

Семейное воспитание играет важную роль в развитии интеллектуальных способностей ребенка раннего дошкольного возраста. По мнению многих психологов, основы всех необходимых жизненных навыков закладываются именно в семье.

Несмотря на свою занятость и нехватку времени родители должны с очень большой ответственностью, заинтересованностью и желанием активно принимать участие в жизни ребёнка, начиная с раннего возраста.

Время, какое мы можем подарить детям, для них полезнее и дороже любой игрушки.
Родители могут помочь формированию таких навыков как: развитие необходимой для письма «ручной умелости» ребёнка. Больше давайте ребёнку лепить, вырезать картинки, собирать мелкую мозаику, раскрашивать рисунки, но при этом обращайте внимание на качество раскрашивания. Для ребенка это необходимо не только на специальных занятиях в саду, но и в самостоятельной деятельности ребят дома. Ведь родители являются авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах.

Развитие интеллектуальной сферы будет проходит наиболее продуктивно, если сформированы такие нравственно-волевые качества, как настойчивость, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, внимание любознательность и т.д.

Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.

В работе с родителями в нашем детском саду используются разные направления, формы и методы взаимодействия.

Направления:
- нравственно-патриотическое (совместные экскурсии к достопримечательностям нашего поселка; участие в параде, праздниках, ярмарках и других значимых мероприятия),
- физкультурно-оздоровительное (организация и участие в семейных спортивных праздниках, викторинах, ознакомление с нетрадиционными методами оздоровления и изготовление массажных ковриков и мобильных тренажеров),

Формы взаимодействия подразделяются на 
- коллективные, 
- индивидуальные 
- наглядно-информационные.

1.Коллективные:
- Родительские собрания по проблемам воспитания детей, 
- Круглые столы, дискуссии;
- Совместные досуги, праздники:
подготовка детей, изготовление костюмов и атрибутов, украшение зала;
- Участие родителей в различных выставках,
детского творчества, творчества взрослых, совместного творчества (по правилам пожарной безопасности, по ПДД, сезонные выставки; рисунки к сказкам, к праздничным датам, тематические).
- Организация дней открытых дверей. 
- Выпуск стенгазет (к праздничным датам, о мероприятиях детского сада) 
- Создание альбомов в центры развивающей среды («Мое маленькое лето»)

2. Индивидуальные. 
- Внеплановые индивидуальные беседы;
- Рекомендации по изучению педагогической литературы;
- Рекомендации по использованию методических пособий;
- Консультации специалистов детского сада;

3. Наглядность. 
- Рекламно-информационный стенд;
- Подборка лекций педагогов-специалистов;
- Подборка рекомендаций педагогов-специалистов;
- Результаты детской изобразительной и конструктивной деятельности;
- Подарки и приглашения к праздникам. 
Эффективна и необходима работа с родителями по образовательной области «Труд»
Трудовое воспитание является важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

Отношения со взрослыми должны быть доверительными, доброжелательными, но не равноправными. Ребенок понимает: он еще многого не знает, не умеет; взрослый образован, опытен, поэтому нужно прислушиваться к его советам, словам. Однако при этом ребенок видит, что не всегда взрослые бывают правы, что поведение многих отнюдь не отвечает нравственным устоям. Ребенок учится отличать плохое от хорошего. Поддерживается любое прояв¬ление творчества, инициативы, самостоятельности. В семье ребенок учится высказывать свое мнение, имеет право спорить, доказывать, рассуждать. Какой бы ни был ребенок, он нуждается в признании своей индивидуальности и поддержке любящих родителей.

Советы родителям:

¦ Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца
¦ Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.
¦ По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.
¦ Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.
¦ Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.
¦ Развивайте мелкую моторику рук: лепите, рисуйте, вырезайте, рвите бумагу, собирайте мозаику и др.
¦ Всячески пытайтесь поддерживать ребенка в его стремлениях и действиях и тогда развитие его пойдет быстрее!

Используемая литература

     1.     Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительность /Младшая группа/.

     2.     Васильева М. А, Гербова В. В, Комарова Т. С. «Программа воспитания и обучения в детском саду».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию второй младшей группы «Василёк» на тему: «Моя семья»

Суть патриотического воспитания в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близ...

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию "Мой дом,моя семья,моя Родина"

Воспитывать патриотизм необходимо с раннего детства,не забывая о том,что патриотизм у каждого индивидуально....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию на тему «Моя Семья»

Цель проекта : Повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка, его нравственном воспитании. Задачи проекта : 1. Воспитание уважительного отношения к истории своей семь...

Педагогический проект по нравственно-патриотическому воспитанию второй младшей группы «Звёздочки» на тему: «Моя семья».

Цель: воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам. Способствовать гармонизации взаимоотношений между детьми и родителями. Формирование у детей понятия "Семья"....

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе комбинированной направленности «Моя семья, мой дом»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию в младшей группе комбинированной направленности "Моя семья, мой дом"...

Проект по нравственно – патриотическому воспитанию в младшей группе «Моя семья, мой край, моя Россия»

Суть нравственно-патриотического воспитания состоит в том, чтобы посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудам...

Краткосрочный проект по нравственно – патриотическому воспитанию в младшей группе Тема: «Моя семья»

В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоционал...