Индивидуальный план работы по самообразованию
материал

Зарбашева Светлана Владимировна

Индивидуальный план работы воспитателя по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoob.docx610.03 КБ

Предварительный просмотр:

Личная карта педагога

ФИО: ЗАРБАШЕВА СВЕТЛАНА ВЛАДИМИРОВНА

Дата рождения: 12.10.1974 год

Образование средне-специальное.

Прошла профессиональную переподготовку:

- «Красноярский педагогический колледж №2» по теме «Подготовка воспитателя детей дошкольного возраста», дата окончания - 2013 год, специальность: дошкольное образование;

ООО ФУЦПП и ПП «Знания» по программе «Дошкольное образование: обучение и воспитание детей дошкольного возраста», дата окончания - 2021 год, квалификация: «Воспитатель логопедической группы»

Место работы: МБДОУ «Детский сад №26 «Теремок»

Курсы повышения квалификации: 

- 2022 г. - АНО ДОП «Платформа», тема «Оказание первой помощи пострадавшим в образовательной организации», 16 часов;

- 2023 г. - ООО «Высшая школа делового администрирования» по дополнительной профессиональной программе «Инклюзивное образование детей  с ОВЗ в дошкольной образовательной организации согласно ФГОС и ФАОП ДО», 72 часа;

- 2023г. - курсы повышения квалификации: «Реализация системы наставничества педагогических работников в образовательных организациях», 36 часов;

- 2023 г. - КК ИПК г. Красноярск, тема "Проектирование РППС  для детей раннего и дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО", 88 часов.


Тема самообразования: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников  с ТНР  средствами игровых технологий».

Цель: Повышение  теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога,  путем внедрения инноваций в образовательный процесс.

Задачи:

1. Изучить современные подходы по использованию игровых технологий в коррекции речи дошкольников с ТНР.

2. Спланировать работу с дошкольниками и родителями по использованию игровых технологий.

3. Описать формы и методы работы с детьми и родителями с использованием игровых технологий.

4. Внедрить систему работы по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного возраста, распространение положительного опыта.

Введение

Проблема владения языком издавна привлекала внимание известных исследователей разных специальностей, и неоспоримым остается тот факт, что наша речь очень сложна и разнообразна, и что развивать ее необходимо с первых лет жизни.

Актуальность исследования определяется той уникальной ролью, которую играет родной язык в становлении личности ребенка-дошкольника. Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как «узел», в котором сходятся различные линии психического развития - мышление, воображение, память, эмоции.

Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит основным каналом приобщения к ценностям духовной культуры от поколения к поколению, а также необходимым условием воспитания и обучения.

Тяжелые нарушения речи – это речевая патология, при которой отмечается стойкое отставание в формировании всех компонентов речи: фонетики, лексики, грамматики. Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день особенно актуальна, т.к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Работая в компенсирующей группе с детьми с тяжелыми нарушениями речи и сталкиваясь с проблемами в их обучении, я искала вспомогательные средства, облегчающие, систематизирующие и направляющие процесс усвоения детьми знаний. Одним из таких средств, на мой взгляд, является использование игровых технологий в коррекционной работе. Такой выбор не случаен, поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Поэтому темой моего самообразования стала  «Коррекция речевых нарушений у дошкольников  с ТНР  средствами игровых технологий».

Объект исследования - процесс развития речи детей дошкольного возраста с ТНР.

Предмет исследования – игровые технологии как эффективное средство развития речи детей дошкольного возраста с ТНР. 

Цель исследования - определить роль игровых технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста с ТНР.

Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, в качестве приоритетных задач были выделены следующие:

  1. Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую литературу по исследуемой проблеме.
  2. Выявить особенности речевого развития дошкольников с ТНР.
  3. Рассмотреть особенности игровой технологии в условиях ДОУ.
  4. Обобщить теоретические материалы, сформулировать выводы.

Гипотеза исследования - коррекция речевых нарушений у дошкольников  с ТНР, посредством игровых технологий, возможно, будет оптимальным, если:

  • использовать игровые технологии  в процессе занятий по развитию речи;
  • включать детей и педагогов в совместную творческую деятельность;
  • создать развивающую среду, способствующую речевому развитию дошкольников;
  • применять разнообразные активные формы, методы и приёмы работы.

Методы исследования:

  1. Анализ общей и специальной психолого-педагогической литературы.
  2. Наблюдение.
  3. Диагностика.

План работы

П№

Блоки

Мероприятия

Сроки проведения

Отметка о выполнении, качественная характеристика выполнения

2022-2023 учебный год

I

Изучение психолого-педагогической литературы

Нормативная база современного дошкольного образования: санитарные правила и нормы. ФГОС  2018 г.

  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155. Вступил в силу с 1 января 2014 года.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Информационно-методическое сопровождение специалистов дошкольного образования. ФГОС ДО.
  • Адаптированная образовательная  программа дошкольного образования для детей с тяжелым нарушением речи (далее – АОП ДО).
  • Акименко В. М. Новые логопедические

технологии: учебно-методическое пособие.

 – Ростов н/Д: Феникс, 2009.

  • Лопухина И. С. Логопедия, 550

занимательных упражнений для развития речи:

пособие для логопедов и родителей.

– М.: Аквариум, 1995.

  • Филичева Т. Б., Соболева А. Р.

Развитие речи дошкольника. – Екатеринбург:

Издательство «Арго», 1996.

  • Цвынтарный В. В. Играем пальчиками

и развиваем речь. – СПб. Издательство «Лань»,

2002.

  •  Швайко Г. С. Игры и игровые

упражнения для развития речи. – М., 1983.

2023-2024 учебный год

  • Воробьева Т.А., Крупенчук О. И. «Мяч и

 речь».- СПб.: Дельта, 2001 г.

  • Воробьева Т. А., Крупенчук О. И. «Логопедические игры с мячом для детей 4-6 лет». — Литера, 2010.
  • Ивчатова Л.А. Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми. Ж. Логопед №1 2010.
  • Илюхина, И. В. Мяч и речь — технология коррекции речевых нарушений у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья / И. В. Илюхина, Н. А. Семочкина, А. А. Рангаева. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2014 г.). — Т. 0. — Москва : Буки-Веди, 2014. — С. 58-60. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/100/4889/ (дата обращения: 14.02.2021).
  • Логопед № 4, 2012 Добровольнова О. В., Константинова С.А, Медведева Е. А. «Здоровьесберегающие мероприятия в системе коррекции речевых нарушений у дошкольников».
  • Лопухина И.С. Логопедия – речь, ритм, движение. СПб 1992 г
  • Назаренко Л. Д. Оздоровительные основы физических упражнений. — М., 2002.
  • Потапчук А. А., Овчинникова Т. С. Двигательный игротренинг для дошкольников., СПб, 2002.
  • Рязанова С.Г. Игры с мячом в логопедической коррекции. М., 2005 г.
  • Смирнова А. И. «Влияние физических упражнений на развитие общей и мелкой моторики «Школа мяча». — Тольятти.: Издательство Фонда «Развитие через образование». — 2004.

в течение учебного года

II

Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса

1. Разработка рабочей программы совместной  деятельности   с детьми.

2. Разработка годового плана работы.

3. Разработка перспективного плана работы в старшей и  подготовительной к школе группе.

4. Разработка практического материала на тему: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий».

5.  Артикуляционные игры.

 Цель: формирование правильных движений и нужных для произношения положений речевых органов, тренировка умения координировать, изменять их, объединять отдельные простые движения в сложные в зависимости от произнесения конкретного звука. 

6. Игры для развития мелкой и общей моторики.

Цель: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно - моторных координации.

7. Игровые комплексы дыхательной гимнастики для детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

Цель: развивать  дыхательную мускулатуру, речевой аппарат, координацию движений,  вырабатывать правильное ритмичное дыхание

9. Дидактические игры для коррекции звукопроизношения, словаря, связной речи. Цель: Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста с ТНР.

10. Картотека  «Игры с мячом»

Цель: развитие у детей дошкольного возраста правильных речевых навыков и коррекция нарушений в деятельности определенного уровня регуляции движений.

В течение 2022-2024 учеб. года

Рецензия

2022-2023 учебный год

Октябрь

III

Практический:

работа с детьми

1.Игровые упражнения по развитию мимики

2.Игровые упражнения по развитию пантомимики

3. Пальчиковые упражнения.

4. Игра "Волшебный песок»

5. «Живое – неживое»

6. Пальчиковые игры со скороговорками.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Ноябрь

1.Пальчиковые игры с цветными палочками.

2.Игровые упражнения по развитию мимики «Съем кислый лимон» (дети морщатся).

 3.Игровые упражнения по развитию пантомимики «Завяли, как травка» 

4. «Шеренга»

5. «Вершки и корешки»

6. «Найди лишнее слово»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Декабрь

1. Пальчиковые игры со скороговорками.

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Рассердились на драчуна» (сдвигают брови)

3. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Полетели, как птицы» 

4. «Найди цвет» 

5. «Что изменилось»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Январь

1. Пальчиковые игры со стихами.

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Встретили знакомую девочку» (улыбаются).

3.  Игровые упражнения по развитию пантомимики «Идёт медведь по лесу» 

4. «Хищник»

5.«Скажи, что делают этими предметами»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Февраль

1. Физкультминутки, 

2. Пальчиковая гимнастика,

3. Игровые упражнения по развитию мимики «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

 4. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Крадётся волк за зайцем» 

5. « Солнечные зайчики»

6. «Каждому предмету свое место» 

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Март

1. Пальчиковый алфавит.

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Обиделись» (опускают уголки губ).

3. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Идут пингвины» 

4. «Слушай»

5. «Цепочка слов»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Апрель

1. Пальчиковая гимнастика

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым)

3. Игровые упражнения по развитию пантомимики «Скачут лошадки». 

4. «Предметы»

5. «Кто в домике живет?»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Май

1. Пальчиковые упражнения «Здравствуй небо голубое»

2. Игровые упражнения по развитию мимики «Грустный - веселый клоун»

3. Игровые упражнения по развитию пантомимики

4. «Арифметические кубики»

5. «Часы»

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Работа с родителями

1. Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи»

Октябрь

2. Консультация на тему: «Веселый язычок: артикуляционные игры для дошкольников»

Ноябрь

3.  Оформление информационного стенда «Артикуляционные игры и упражнения»

Декабрь

4.Практикум для детей и родителей

«Играем пальчиками и развиваем речь»

Февраль

5.Совместное занятие детей и родителей с использованием игр и упражнений для развития речи детей

Апрель

6.  Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»

Май  

IY

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

 Посещение ОД по проблеме

 Участие в семинарах – практикумах

В течение учебного года

Диагности-

ческий блок

Выявление уровня освоения программного материала начало учебного года и на конец учебного года

Октябрь

Май

Аналитический блок

Обоснованность уровня освоения программы

Октябрь

Апрель

2023-2024 учебный год

III

Практический:

работа с детьми

октябрь

Раздел 1: Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики. Игры и упражнения с мячом, направленные на развитие общей моторики, проводит инструктор по физической культуры ДОО. Физкультурные занятия проводятся со всеми детьми два раза в неделю. На них отрабатываются основные движения с мячом, проводятся игры, эстафеты с мячами.

В течение месяца

Итоговое мероприятие «Мой веселый звонкий мяч»,

ноябрь

Раздел 2: Игры с мячами и шарами, направленные на развитие мелкой моторики. Использую комплекс упражнений с небольшими  мячиками или разноцветными каучуковыми шариками, в который входят элементы массажа: «Разноцветные шары», «Времена года». «Угощение», «Путешествие Колобка».

В течение месяца

Презентация игр для родителей.

декабрь

Раздел 3: Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве. Система упражнений направлена на отработку силы, точности движения, возможности определения себя и предмета в пространственном поле: «Мяч бросай – свое имя называй!», «Вратарь», «Мячик прыгает по мне по груди и по спине» и др.

В течение месяца

Стенгазета: «Мяч и речь»

январь -  февраль

Раздел 4: Игры с мячом, направленные на развитие фонематического восприятия, закрепление правильного произношения, дифференциацию звуков. В играх используются не только резиновые мячи, но и самодельные, сшитые из ткани. Использую  игры: «Мячик мы ладошкой «стук», повторяем дружно звук»,  «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой», «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»,  «Мяч передавай, слово называй,  «Звуковая цепочка» и др.

январь-февраль

Видео фильм «Поющие мячики»

март - апрель

Раздел 5: Игры с мячом, направленные на обобщение и расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. В зависимости от темы недели использую различные  словесные игры: «Мяч бросай, четко фрукты называй», «Мяч бросай, транспорт быстро называй», «Подскажи словечко» и др.

Март-апрель

май

Обобщающие коррекционные занятия, занятия по логоритмике по разделам игровой технологии «Мяч и речь».

май

Итоговое занятие с родителями «Мяч и речь»

Работа с родителями

1. Консультация на тему: «Комплекс игр, способствующих развитию тонких движений рук».

2. Практикум для детей и родителей «Развитие речевого дыхания с использованием игровых упражнений»;

3. Консультация на тему: «Развитие мелкой моторики - залог правильной и красивой речи»;

4. Итоговое занятие с родителями «Мяч и речь».

В течение учебного года

IY

Обобщение, распространение опыта

Работа с педагогами

1. Открытый просмотр образовательной деятельности для педагогов ДОУ.

2. Участие в семинарах, конкурсах разного уровня (образовательное учреждение, региональный, всероссийский, международный)

3.  Презентация игровой технологии   «Мяч и речь»

4. Консультация на тему «В чём заключается влияние движений пальцев на развитие речи».

5. Отчет по самообразованию с презентацией на тему: «Коррекция речевых нарушений у дошкольников посредством игровых технологий».

В течение учебного года

Y

Подведение итогов самообразования

Подготовка к прохождению аттестации.

1. Изучение нормативных документов по аттестации

2. Подготовка заявления на педагогическую аттестацию.

3. Работа на сайте

4. Продолжить работу над выбранной методической темой. Формулирование темы творческого отчёта.

5. Оформление педагогического опыта в форме портфолио.

6. Обобщение и распространение опыта работы в ходе дальнейшей педагогической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный план по самообразованию «Использование компетентностного подхода в художественно- эстетическом развитии детей через музыкальное воспитание» 2017-2018г..

Повышение профессиональной компетентности педагога через обогащение эстетической, музыкальной культуры как часть всей духовной культуры....

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год. Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна.

Индивидуальный план по самообразованию на 2011-2015 год.Воспитатель: Салахова Ляйсан Галиахметовна....

Индивидуальный план по самообразованию педагога

Индивидуальный план работы по повышению профессионального уровня педагога на 2013-2018г....

Индивидуальный план по самообразованию

План работы на 2013-2018 уч.годы...

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию

Индивидуальный план по самообразованию на 1 квалификационную категорию...

Индивидуальный план по самообразованию на тему:« Совершенствование работы в обучении дошкольников игре на духовых музыкальных инструментах»

Обучая игре на музыкальных инструментах, для детей открывается мир музыкальных звуков. Они различают красоту звучания инструмента, развивают качество слуха, ритма....