Проект по теме: «Шахматная академия»
проект (старшая группа)

Кононенко Ирина Леонидовна

Создание педагогических условий для успешного и полноценного интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители» посредством обучения игры в шахматы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx36.76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 «Белоснежка»

Проект по теме: «Шахматная академия»

Руководители проекта:

Кононенко И.Л.

Ситникова Т.Н.

Мегион, 2024 г.

Актуальность проекта.

Шахматы –  это вид спорта, который помогает расширить круг общения детей старшего дошкольного возраста, предоставляет им возможность самовыражения, способствует развитию логики,  мышления, концентрации внимания, воспитанию воли. Экспериментально подтверждено, что у детей, вовлеченных в волшебный мир шахмат в раннем возрасте, лучшая успеваемость в школе, особенно по точным наукам. Мы предполагаем, что организация занятий шахматами в детском саду позволит решить  комплекс задач по формированию у детей интереса к определенному виду спорта – шахматам.

Цель проекта: Создание педагогических условий для успешного и полноценного интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители» посредством обучения игры в шахматы.

Задачи проекта:

1. Развивать у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальные  процессы посредством игры в шахматы.

 2. Создать условия для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста полученных знаний в процессе игровой практики.

      3. Расширить представление родителей о возможностях игры в шахматы, путем привлечения их к сотрудничеству.

Тип проекта: познавательный, практико-ориентированный, долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь 2019 г. – май 2020 г.

Этапы проекта:

подготовительный: сентябрь,

основной: октябрь-апрель,

заключительный: май.

Подготовительный этап. В ходе данного этапа проводится предварительная работа: определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата. Пополнение предметно-развивающей среды: подбор материала, игрушек, атрибутов, для игровой деятельности; дидактических игр, иллюстрированного материала, составление перспективного плана мероприятий; информационно-просветительская работа по реализации проекта.

Основной этап. Содержание данного этапа включает в себя:  чтение сказок, разучивание стихотворений, загадок  о шахматах; знакомство с шахматной доской, шахматными  фигурами; просмотр презентаций, мультфильмов; проведение досугов, развлечений, турниров, выставки.

Заключительный этап.  Обобщение результатов работы, анализ деятельности, презентация проекта в рамках педагогического сообщества.  

Участники проекта: 

воспитанники группы «А» общеразвивающей  направленности  для детей 6-7 лет,

воспитатели,

родители воспитанников,

Ожидаемый результат:

1.Развили у детей старшего дошкольного возраста интеллектуальные  процессы посредством игры в шахматы.

 2. Создали условия для успешного освоения детьми старшего дошкольного возраста полученных знаний в процессе игровой практики.

 3. Расширить представление родителей о возможностях игры в шахматы, путем привлечения их к сотрудничеству.

 

Этапы проекта, месяц

Мероприятия

1 этап:

Подготовительный

Сентябрь

1.Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет;

2.Анкетирование родителей по теме «Ребёнок и шахматы»  Приложение №1

3. Постановка цели и задач;

4.Совместная работа с родителями воспитанников по обогащению предметно - развивающей среды Центра математики.

5.Консультации для родителей: «Почему важно учить ребёнка играть в шахматы», «Увлекательная игра – Шахматы», «Обучение детей игре в шахматы», «Шахматы в детском саду», «Откуда пришли шахматы». Приложение №2

6.Создание каталогов «Шахматные стихи», «Загадки про шахматы», «Шахматные сказки». Приложение №6

7.Создание каталога «Дидактические игры с шахматами». Приложение № 7

8.Создание медиатеки презентаций, мультфильмов «Учим играть в шахматы».

10.Памятки:  «Обучаем игре в шахматы», «Советы по проведению игр в шахматы», «Польза шахмат для детей», Приложение №3

11. Рекомендации для родителей «Играем в шахматы». Приложение №4

12.Семинары-практикумы для родителей: «Обучение дошкольников игре в шахматы», «Роль игры при подготовке детей к школе». Приложение №5

13.Разработка и подготовка тетрадей для детей «Учимся играть в шахматы». Приложение №8

14.Разработка и подготовка настольных игр по шахматам: «Собери  фигуру», «Найди ошибку», «Собери шахматную доску», «Шахматный кубик». Интерактивная игра «Ходы фигур».

14.Групповые родительские собрания, с включением вопроса о реализации долгосрочного проекта «Чёрно-белый мир».

  • 15.Планирование содержания работы с детьми в рамках  совместной деятельности взрослого с детьми, самостоятельной деятельности детей.
  • 16.Изготовление леп-бука «Шахматы». Приложение №9

Работа с детьми (Приложение №1)

1 неделя

Октябрь

Просмотр презентации «В стране шахматного королевства»

Цель: познакомить детей с легендой возникновения шахмат; вызвать у детей интерес к игре в шахматы.

Чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»

Цель: познакомить детей с легендой возникновения шахмат; вызвать у детей интерес к игре в шахматы.

Беседа: «Шахматная доска, шахматные фигуры»:

Цель: развивать память, внимание, интерес к игре в шахматы.

2 неделя

Дидактическая игра «Волшебная доска»

Цель:  познакомить с шахматной доской: её формой, белыми и черными полями; чередованием белых и черных полей на шахматной доске; развивать интерес к игре в шахматы.

Чтение сказки «Удивительные приключения шахматной доски»

Цель: развивать интерес к игре в шахматы.

Дидактическая игра «Шахматная доска» 

Цель: формировать представления о правилах размещения шахматной доски между партнерами; продолжать развивать у детей интерес к игре в шахматы.

3 неделя

Дидактическая игра «Волшебная доска» 

Цель: продолжать знакомить с новыми понятиями: шахматная доска, «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные; развивать внимательность; воспитывать усидчивость.

Чтение сказки «Шахматная беседка»

Цель: продолжать развивать у детей интерес к игре в шахматы.

Работа в тетрадях «Раскрась шахматную доску»

Цель: закрепить понятие шахматная доска; «белые», «черные» поля, чередование белых, черных полей, «центр» шахматной доски, шахматные поля квадратные.

4 неделя

Дидактическая игра «Горизонталь» и «Вертикаль»

Цель: введение понятия «горизонталь», «вертикаль».

Дидактическая игра «Шахматная доска»

Цель: повторить понятие: вертикаль (упражнять в умении сравнивать линии по длине); продолжать упражнять в умении сравнивать линии по длине; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

Досуг «Удивительные клетки»

Цель: закрепить знания о шахматной доске. Продолжать развивать у детей интерес к игре в шахматы.

5 неделя

Беседа «Король, пешка, ценность фигур»

Цель: способствовать освоению детьми игры в шахматы.

Дидактическая игра «Горизонталь» и «Вертикаль»

Цель:  закрепить названия основных понятий «Диагональ» и «Вертикаль»; упражнять в умении сравнивать линии по длине; воспитывать самостоятельность при выполнении заданий.

Чтение сказки «Удивительные клетки»

Цель: развивать ориентировку в пространстве.

1 неделя

Ноябрь

Дидактическая игра «Шахматная доска»

Цель: упражнять детей в быстром и правильном нахождении полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух; развивать интерес к игре в шахматы; развивать ориентировку в пространстве.

Дидактическое упражнение «Раскрасить шахматные дорожки (1-ю горизонталь, самую длинную диагональ и т. д.)»

Цель: продолжать учить детей ориентироваться на шахматной доске, находить и показывать горизонталь, вертикаль, диагональ; упражнять в счете до 8; развивать ориентировку в пространстве, логическое мышление, способность действовать «в уме».

2 неделя

Беседа «Знакомство с шахматными фигурами»

Цель: познакомить детей с шахматными фигурами; учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук; прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

3 неделя

Игровое упражнение «Кто быстрее»

Цель: способствовать освоению детьми игры в шахматы.

Шахматная фигура «Пешка»

Цель:  познакомить  детей с шахматной фигурой пешка,  расположением на шахматной доске, её ходами.

Работа в тетрадях

Цель:  закреплять знания о шахматной фигуре пешке. Способствовать освоению детьми игры в шахматы.

Подвижная игра: «Черные и Белые пешки»

Цель: закреплять умение отличать одинаковые фигуры по цвету.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы.

4 неделя

Шахматная фигура «Слон»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой слон,  расположением на шахматной доске, его ходами.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

Работа в тетрадях

Цель: закреплять знания о шахматной фигуре слон. Способствовать освоению детьми игры в шахматы.

Дидактическая игра «Большая и маленькая»

Цель: учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении той или иной фигуры в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук.

1 неделя

Декабрь

Шахматная фигура «Конь»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой конь,  расположением на шахматной доске, его ходами.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

Работа в тетрадях

Цель: закреплять знания о шахматной фигуре конь. Способствовать освоению детьми игры в шахматы.

Просмотр мультфильма  «Ёжик шахматист»

Цель: продолжать знакомить детей с шахматной доской и с шахматными фигурами; развивать интерес к игре в шахматы

2 неделя

«Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный теремок»)

Цель: закрепить названия шахматных фигур, развивать внимательность, память; воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Шахматная фигура «Ладья»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой ладья,  расположением на шахматной доске, её  ходами.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы

Работа в тетрадях

Цель: закреплять знания о шахматной фигуре ладье. Способствовать освоению детьми

игры в шахматы.

Шахматный турнир

Цель: содействовать активному использованию полученных знаний  в процессе игровой практики.

3 неделя

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми с  основных понятий игры в шахматы. 

Дидактическая игра «Шахматные фигуры» (сказка «Шахматная репка»)

Цель: продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах;  упражнять в правильном названии шахматных фигур; закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий; воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

Шахматная фигура «Ферзь»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой ферзь,  расположением на шахматной доске, его ходами.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

Работа в тетрадях

Цель: закреплять знания о шахматной фигуре ферзь. Способствовать освоению детьми игры в шахматы.

4 неделя

Подвижная игра: «Черные и Белые пешки»

Цель: закреплять умение отличать одинаковые фигуры по цвету.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми с  основных понятий игры в шахматы. 

Шахматная фигура «Король»

Цель: познакомить детей с шахматной фигурой король,  расположением на шахматной доске, его ходами.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

Работа в тетрадях

Цель: закреплять знания о шахматной фигуре король. Способствовать освоению детьми игры в шахматы.

Январь

2 неделя

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

Дидактическая игра «Шахматный Король - Его Величество»

Цель: продолжать знакомить детей с шахматной фигурой король; учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении его  в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук; прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

3 неделя

Дидактическая игра «Шахматная фигура король» (игровая практика)

Цель: закрепить полученные знания детей о фигуре «король», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «король».

Чтение «Загадки шахматной шкатулки»

Цель: прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

4 неделя

Дидактическая игра  «Шахматный кубик»

Цель: закреплять название фигуры и правил хода.

Дидактическая игра «Ферзь»

Цель: продолжать знакомить детей с шахматной фигурой ферзь; учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении его  в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук; прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

1 неделя

Февраль

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель:  способствовать освоению детьми с  основных понятий игры в шахматы

Дидактическая игра «Шахматная фигура ферзь»  (игровая практика)

Цель: закрепить полученные знания детей о фигуре «ферзь», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «ферзь».

2 неделя

Дидактические игры  «Шахматный кубик»

Цель: закреплять название фигуры и правил хода.

Дидактическая игра  «Шахматная Ладья»

Цель: продолжать знакомить детей с шахматной ладьей; учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной ладьи  в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук; прививать интерес к игре с шахматными фигурами. 

3 неделя

Игровые упражнения  «Горизонталь», «Диагональ», «Вертикаль»

Цель: закреплять понятие горизонталь, вертикаль, диагональ заполняя данные направления фишками. 

Дидактическая игра «Шахматная фигура ладья» (игровая практика)

Цель: закрепить полученные знания детей о фигуре «ладья», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «ладья».

Чтение «Загадки шахматной шкатулки»

Цель: прививать интерес к игре с шахматными фигурами. (король, ферзь, ладья)

4 неделя

Дидактическая игра «Шахматные прятки»

Цель: закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки - название, как ходит, как ест, сколько стоит; учить детей придумывать и отгадывать загадки; упражнять в различении геометрических фигур.

Дидактическая игра «Шахматный Конь»

Цель: продолжать знакомить детей с шахматным конем; учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного коня в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук; прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

1 неделя

Март

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель:  способствовать освоению детьми с  основных понятий игры в шахматы.

Дидактическая игра «Шахматная фигура конь» (игровая практика)

Цель: закрепить полученные знания детей о фигуре «коне», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «конь».

Дидактическая игра «Шахматные фигуры» (сказка «Шахматный теремок»)

Цель: закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур. Закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий. Воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

2 неделя

Дидактическая игра «Шахматная лесенка»

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве, в назывании количественных и порядковых числительных, закреплять название фигур.

Дидактическая игра «Шахматный Слон»

Цель: познакомить детей с шахматным слоном; учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматного слона в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук; прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Дидактическое упражнение «Шахматные фигуры»

Цель: развивать тактильные ощущения, память; обследовать выбранную фигуру с закрытыми глазами и назвать её, находить фигуру по словесному указанию («найди колючего слона», «гладкого коня»); воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

3 неделя

Дидактическая игра «Шахматная фигура слон» (игровая практика)

Цель: закрепить полученные знания детей о фигуре «слон», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «слон».

Подвижная игра «Король, найди свое место»

Цель: закрепить  место расположения Королей Белого и Черного на шахматной доске.

Дидактическая игра «Шахматные фигуры» (сказка «Шахматная репка»)

Цель: продолжать закреплять знания детей о шахматных фигурах. Упражнять в правильном названии шахматных фигур; закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий; воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

4 неделя

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

Дидактическое упражнение «Шахматная  Пешка-маленький человечек в круглом шлеме»

Цель: продолжать знакомить детей с шахматной пешкой; учить сравнивать фигуры между собой, упражнять в нахождении шахматной пешки в ряду с остальными, развивать мелкую моторику рук; прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Дидактическое упражнение «Признаки шахматных фигур»

Цель: закреплять знание шахматных фигур и их отличительные признаки – название,  учить отгадывать загадки; воспитывать желание играть с шахматными фигурами; развивать способность действовать «в уме», логическое мышление, память, внимание.

1 неделя

Апрель

Дидактическая игра «Шахматная фигура пешка» (игровая практика)

Цель: закрепить полученные знания детей о фигуре «слон», в игровой практике на шахматной доске, упражнять в умении ходить шахматной фигурой «пешка».

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель:  способствовать освоению детьми с  основных понятий игры в шахматы.

Дидактическое упражнение «Волшебный мешочек»

Цель: упражнять в правильном названии шахматных фигур; закрепить полученные знания с помощью дидактических игр-заданий; воспитывать желание играть с шахматными фигурами.

2 неделя

Настольная игра «Шахматные часы»

Цель:  развивать память детей - учить выкладывать на циферблате фигуры-цифры по образцу и по словесному указанию; упражнять в установлении времени на часах и назывании его (ассоциировать фигуры с числами).

Дидактическое упражнение «В стране шахматного королевства»

Цель: побуждать детей  самостоятельно закрашивать шахматные фигуры; закреплять название шахматных фигур.

3 неделя

Дидактическая игра  «Шахматный кубик»

Цель: закреплять название шахматной фигуры, правила хода.

Дидактическое упражнение  «Путаница»

Цель: учить правильно, располагать доску между партнерами; прививать интерес к игре с шахматными фигурами.

Досуг «В стране шахмат»

Цель: закреплять знания о шахматных фигурах; развивать интерес к игре в шахматы.

4 неделя

Игровые упражнения  «Один в поле воин»

Цель: развивать интеллектуальные способности детей в решении простых шахматных задач.

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель:  способствовать освоению детьми с  основных понятий игры в шахматы.

1 неделя

Май

Рисование «В шахматном королевстве» 

Цель: учить детей ориентироваться на плоскости; побуждать детей к самостоятельному созданию художественного образа; развивать у дошкольников мышление, память, наблюдательность, внимание; прививать интерес к игре с шахматам.

Инсценировка сказки на новый лад «Шахматный теремок»

Цель: способствовать освоению детьми игры в шахматы

2 неделя

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

Звёздный, шоу-турнир «Что могут короли»

Цель: содействовать активному использованию полученных знаний  в процессе игровой практики.

3 неделя

Интерактивная – обучающая  игра «Динозавры учат шахматам»

Цель: способствовать освоению детьми  основных понятий игры в шахматы (тактика и стратегия).

Дидактическое упражнение «Проспекты, улицы и переулки шахматной доски»

Цель: продолжить знакомить детей с шахматным королевством; формировать представления о правилах размещения шахматной доски между партнерами.

4 неделя

Развлечение «Звёздный шоу турнир»

Цель: закреплять знания о правилах игры в шахматы, названиях шахматных фигур.

Сентябрь

Работа с родителями (Приложение №2)

1.Групповое родительское собрание по теме «Организация воспитательно-образовательного процесса в 2019-2020 учебном году», с включением вопроса о реализации долгосрочного проекта «Чёрно-белый мир».

2.Памятка «Польза шахмат для детей».

3.Еженедельное информирование в родительской группе по проекту.

4.Выполнение домашних заданий.

Октябрь

1.Консультация для родителей «Откуда пришли шахматы»

2.Подбор фотографий к презентации «Мама, папа, я – шахматная семья»

3. Еженедельное информирование в родительской группе по проекту.

4.Выполнение домашних заданий.

Ноябрь

1.Рекомендации для родителей по игре в шахматы.

2.Семинар – практикум «Обучение дошкольников игре в шахматы».

3. Подбор фотографий к презентации «Мама, папа, я – шахматная семья»

4. Еженедельное информирование в родительской группе по проекту.

5. Выполнение домашних заданий.

Декабрь

1. Консультация «Почему важно учить ребёнка играть в шахматы»

2. Мастер класс «Шахматы своими руками» (из бросового материала).

3 .Шахматный турнир.

4. Еженедельное информирование в родительской группе по проекту.

5. Выполнение домашних заданий.

Январь

1.Памятка для родителей по обучению игры в шахматы.

2. Изготовление шахматных фигур из бросового материала.

3. Еженедельное информирование в родительской группе по проекту.

4. Выполнение домашних заданий.

Февраль

1. Семинар практикум «Роль игры в шахматы, при подготовке детей к школе»

2.Разучивание стихотворений, загадок о своей шахматной фигуре к развлечению «В стране шахмат»

3. Еженедельное информирование в родительской группе по проекту.

4. Выполнение домашних заданий.

Март

1.Памятка «Советы по проведению игры»

2.Досуг «В стране шахмат»

3. Еженедельное информирование в родительской группе по проекту.

4. Выполнение домашних заданий.

Апрель

1.Консультация «Шахматы в детском саду»

2.День открытых дверей. Выставка «Шахматная ярмарка».

3.Изготовление книжек – малышек «Шахматная фигура»

4.Родительское собрание.

5. Еженедельное информирование в родительской группе по проекту.

6. Выполнение домашних заданий.

Май

1. Звёздный, шоу-турнир «Что могут короли»

2. Родительское собрание с включением отчёта по реализации проекта

3 этап

Заключительный

Май

1.Диагностика показателей

2.Звёздный, шоу-турнир «Что могут короли»

3.Презентация опыта работы по реализации долгосрочного проекта «Чёрно-белый мир» в рамках педагогического сообщества

4. Родительское собрание с включением отчёта по реализации проекта


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД в области "Коммуникация" .Тема: Лесная академия.

Развивать интерес к  художественной литературе.Формировать умение выразительно читать стихи.Познакомить с алфавитом. Закрепить знания о детском писателе С.Михалкове....

Социокультурный проект семейного клуба «Лебёдушка». Академия волонтерского движения «Ромашка»

Ни для кого не секрет, что дворовые игры почти исчезли из жизни современных детей. Те самые игры, в которые играли более старшие поколения, в том числе и мы сегодняшние взрослые. Те самые игры, которы...

Проект по шахматам "Шахматное королевство"

Проект по обучению детей старшего дошкольного возраста шахматам....

Проект на тему "Шахматное королевство"

Проект в подготовительной группе "Шахматное королевство" познакомит детей и родителей с историей возникновения шахмат, побудет интерес к шахматам, познакомит с шахматами, как интеллектуально...

Проект по теме: "Шахматная академия"

Создание педагогических условий для успешного и полноценного интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители» ...