Проект по теме: Создание педагогических условий для успешного и полноценного интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители посредством обучения игры в шахматы.
проект (старшая группа)

Кононенко Ирина Леонидовна

Создание педагогических условий для успешного и полноценного интеллектуального развития детей раннего и дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители» посредством обучения игры в шахматы.(приложение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie.docx61.34 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета

Уважаемый родитель, просим Вас ответить на все вопросы нашей анкеты для дальнейшего сотрудничества.

1. Умеете ли Вы (члены Вашей семьи) играть в  шахматы? 

а – не умею;

б – есть общие понятия о шахматах;

в - умею, (если есть разряд или звание, укажите какой(ое) __________________________

2. Хотели бы Вы, чтобы ваш ребенок научился играть в шахматы? 

а - да;

б - нет ___

3. Вы хотите, что бы ваш ребенок играл в  шахматы для: 

а - его интеллектуального развития;

б - общения со сверстниками;

в - выполнения нормы разряда, рейтинга;

г - другое, укажите, что именно __________________________

4.Смогли бы Вы (члены Вашей семьи) заниматься шахматами с Вашим ребенком дома? 

а - да;

б - да, но не постоянно;

в - нет.

Спасибо за Ваши ответы! 

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение №2

Консультации для родителей:

 «Почему важно учить ребёнка

играть в шахматы»


        Часто у родителей детей 5-6 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало его способности? Родители хотят вырастить своих детей успешными, умеющими преодолевать трудности, достигать поставленной цели. Но как привить ребёнку  тягу к самостоятельному мышлению, как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми? Один из лучших способов – научить его игре в шашки и шахматы!
        В примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений через решение задач, одной из которых является развитие игровой деятельности детей. Игра – ведущий вид деятельности детей, в которой ребенок учится, развивается, растет. 
Игра в шашки и шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме.

        Игра, где правила легки: «Не выходя за рамки,
Лишь делать мелкие шашки для попаданья в дамки.
Шажки, шажки, одни шажки, и нету здесь поблажки.
Назвали встарь игру «шажки», сейчас привычней 
«шашки»!

        Шахматы – игра сильнейших,
Для ума заряд дает.
Волю, стойкость воспитает,
Логику всем разовьет.

        Процесс обучения азам игр в шашки и шахматы способствует также развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений; учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия,  настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формирует волю к победе в напряжённой борьбе.

         «Шахматы – нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определённые художественные свойства и много элементов научного. Для умственной работы шахматы значат то же, что спорт для физического совершенствования: приятный путь упражнения и развития отдельных свойств человеческой натуры…» (Рауль Капабланка, выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца).

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти…».

          Благодаря играм в шашки и шахматы дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию у детей способности действовать в уме и развитию морально-волевых качеств. Умные, талантливые и сильные духом дети - это залог будущего процветания нашей страны.


«Обучение детей игре

в шахматы»

Будем считать, что Вашему ребенку 4-5 лет, Вы сами любите и умеете играть в шахматы, дома имеется одна, две шахматных доски.

Первое, что Вы должны сделать – это познакомить ребенка с шахматными фигурами. Большой ошибкой будет поставить перед ребенком начальную позицию шахматной партии и объяснять, как ходят фигуры. Дети этого возраста редко понимают смысл объяснения и теряют интерес к игре. А поможет вам игровой метод. Попробуйте играть, например, « в ладью». Расскажите о ней сказку, нарядите ее, начните за ней охотиться – и ребенок, играя, быстро запомнит правила передвижения ладьи. И так со всеми фигурами. Рассказ о пешке герое, которая прошла через все преграды и превратилась в ферзя, даст гораздо больше, чем «официальные правила». Главное, чтобы эти игры с фигурами шли непринужденно, принудительный элемент должен отсутствовать, ребенок вообще не должен догадываться, что его обучают. Также в этих играх, познакомьте ребенка с терминами горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Постепенно ребенок заинтересуется, и Вы можете приступать к основам теории.

На первых порах не предлагайте ребенку играть сразу всеми фигурами. Это поможет ему научиться видеть всю доску, а также отдельное поле и равномерно распределять внимание по всей доске. Постепенно, количество знакомых и разученных фигур и пешек увеличивается до полного комплекта, и только тогда приступайте к игре всеми пешками, а затем пешками и фигурами. Ребенок должен твердо усвоить согласованность действий пешек с пешками, пешек с каждой фигурой, каждой фигуры друг с другом. Познакомьте его с простейшими ловушками комбинациями: «Детский мат», «Мат Легаля» и др. затем переходите к решению элементарных шахматных задач и этюдов, отгадыванию загадок.

Как правильно играть с ребенком?

Не стоит постоянно специально проигрывать, ребенок может легко привыкнуть к легким победам и в дальнейшем проигрыши будут им болезненно восприниматься. Лучше всего давать фору одну, две пешки при игре одними пешками, без фигур или ферзя, а то и несколько фигур сразу, при игре всеми фигурами, чтобы уравнять шансы.

После игры следует разобрать ошибки, допущенные в игре: плохо развиты фигуры, не сделана рокировка, рано вывели в игру ферзя, делали ходы одной и той же фигурой несколько раз подряд без необходимости.

Можно ли давать ребенку шахматы, если Вам некогда и ребенок играет сам с собою?

Можно. Этот переход «внутрь» — важный этап в умственном развитии ребенка, появление способности к мысленному преобразованию действительности.

Какие шахматы купить ребенку?

Наиболее удобны деревянные или пластмассовые шахматы, размер досок которых 40х40, фигуры средние. В продаже есть доски с меньшим размером 29х29, но там фигуры стоят очень близко друг к другу, дошкольнику будет трудно ориентироваться в скоплении шахматного войска, да и фигуры слишком маленькие.

Ведь, шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы), развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, содействует формированию таких ценнейших качеств, как усидчивость, внимательность, самостоятельность, терпеливость, гибкость, собранность, изобретательность и др.

Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но безусловно на уровне, доступном для ребенка.

К игре деревянных королей малыша можно приобщать с 3 лет. Трехлетний ребенок – уже человек со своим особым внутренним миром, с привычками, желаниями, упорно себя утверждающий и отстаивающий свою самостоятельность. Он владеет речью, знает более 1000 слов, прекрасно двигается, много умеет, задает бесчисленные вопросы, проявляя живой интерес к окружающему. Этот интерес он утоляет в играх. Он играет, рисует, лепит, занимается конструированием. Не случайно именно в 3 года заканчивается раннее детство и начинается дошкольное детство. Именно в этом возрасте происходит второй кризис развития, кризис трех лет, когда любимым выражением ребенка становится "я сам". Ребенок впервые осознает себя личностью, отделяет себя от взрослого. Отныне он хочет стать "как взрослый", но не может им быть. Чтобы сгладить этот кризис, ребенку обычно дают больше свободы действий, уважают его стремление к самостоятельности.

К 3 годам малыш может быть внимательным ко всем основным областям окружающей его действительности. Предметы и действия с ними также могут довольно подолгу удерживать внимание трехлетних детей. Дети могут уже по 15–20 минут играть с одной и той же игрушкой. Малыш становится внимательным к слову, к его смыслу. Он хорошо понимает обращенную к нему речь, и слово может направить его внимание. Но управлять вниманием 3-летнего ребенка лучше всего в игровой форме. К трем годам внимание малыша довольно развито, но все-таки крайне неустойчиво. Даже самой увлекательной деятельностью он не занимается обычно больше 10–15 минут. А часто бывает так, что ребенок не может сосредоточиться даже на 4–5 минут. Если это закрепится, то в школе – беда. Поэтому внимание малыша необходимо закреплять, но не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты. В этом возрасте ребенок не может распределять свое внимание между несколькими предметами. Объем его внимания, т.е. количество предметов, с которыми он может действовать одновременно, не превышает 2–3. Удержать в поле внимания даже 2 предмета одновременно часто ребенку бывает не под силу. Поэтому, предлагая ребенку различные задания, надо стараться, чтобы они не требовали внимания сразу к нескольким сложным предметам или действиям. И что особенно важно – у 3-летнего ребенка очень сужен «размах зрения», ему сложно следить одновременно за предметами отстоящими на некотором расстоянии друг от друга. Желательно, чтобы предметы были расположены как можно ближе друг к другу. Детям 3-летнего возраста не рекомендуется предлагать более 6 предметов при выполнении заданий типа «найти самый большой или самый маленький предмет».

На четвертом году жизни дети способны усвоить названия форм предметов: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, названия шахматных фигур и их ходы. Крайне важно, что у трех-, четырехлетних детей ориентировочные действия переходят внутрь, вглубь в мысленный план, становятся собственно действиями восприятия, близкими по своей природе к ориентировочным действиям взрослого человека.

Возраст 3–3,5 года – это тот возраст, когда у малышей наряду с наглядно–действенным мышлением формируются элементы образного мышления, развивается память, внимание. Дети понимают речь взрослого без наглядного сопровождения, учатся сравнивать, подбирать предметы по цвету и величине. Весьма важно и то, что уже к концу третьего года жизни малыши умеют говорить не торопясь, внятно отвечают на вопросы, рассказывают о виденном в 2–4 предложениях, воспринимают небольшие сюжетные сказки даже без наглядного сопровождения, правильно держат карандаш и пользуются им, проводят горизонтальные, вертикальные, округлые линии. А к 3,5 годам у детей совершенствуется пространственная ориентировка, развивается способность устанавливать простейшие связи между воспринимаемыми предметами и явлениями, дети учатся простейшим обобщениям. Они в состоянии составить группу из отдельных предметов, понимают вопрос "сколько?", сравнивают две группы предметов, определяют равенство или неравенство, сравнивают два предмета по размеру (длиннее – короче, выше – ниже, больше – меньше), учатся различать левую и правую руку, пространственные направления от себя: справа (направо), слева (налево), впереди (вперед), позади (назад), вверх, вниз.

Все эти знания и умения – та база, на которой можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально-насыщенным, интересным и желанным.

Однако следует отметить, что цельной методики проведения шахматных занятий с детьми, начиная с 2-летнего возраста, нет ни в России, ни в иных странах.

Мы предлагаем один из вариантов такой методики. В данной работе изложен новый, нестандартный подход к процессу обучения дошкольников азам древней игры, позволяющий приобщить к ней детей 2,5–5,5 лет. Цель книги – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь ребенку самому разобраться в сравнительной силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы в школе, создать у ребенка психологическую готовность к школе. Частично эта методика освещена в нашем пособии “Приключения в Шахматной стране” (И.Г.Сухин. М. Педагогика, 1991), но в обучении 3-летних детей своя специфика: в этом возрасте предметная деятельность не уступает игровой и сильно влияние наглядно-действенного мышления по сравнению с образным. К примеру, если обучение детей старшего дошкольного возраста мы начинали с объяснения таких терминов, как горизонталь, вертикаль, диагональ, и лишь затем «проходили» фигуры, то для 3-летних это довольно сложно, и мы согласны с мнением детского писателя Э. Успенского, прекрасного знатока детских душ, что здесь уместнее сразу показать шахматные фигуры, а шахматные «дорожки» показывать при изучении игровых возможностей конкретных фигур.

Книга нацелена в первую очередь на чтение в семье. Но ее можно использовать для занятий во второй младшей, средней и старшей группах детского сада, в учебных группах спортивных секций. Композиционно книга делится на 30 маленьких главок, представляющих собой сказку о приключениях веселых человечков, известных всей детворе по журналу «Веселые картинки». Не случайно выбраны известные, узнаваемые герои. Мы придерживаемся мнения, что в шахматных сказках для детей 6–7 лет должны действовать оригинальные герои (как, например, в нашей книге «Приключения в Шахматной стране»), а в сказках для малышей 2–5 лет, чтобы не затруднять процесс обучения, надо выводить канонических персонажей. И не удивительно, что учит своих друзей шахматным премудростям именно Незнайка – он единственный из веселых человечков, кто умел играть в шахматы. А «научил» его Н. Носов в романе-сказке «Незнайка в Солнечном городе». При чтении дидактической сказки советуем проводить ее инсценировку. У многих детей есть куклы-игрушки: Незнайка, Буратино, Петрушка, Дюймовочка, Мурзилка, Карандаш, Гурвинек и др. – или хотя бы некоторые из них. Привлекайте их при чтении-разыгрывании сказки, и вы увидите, насколько повысится интерес к шахматным занятиям у малышей.


Консультация для родителей:

«Шахматы в детском саду»

Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы также, вероятно, старейшая из известных игр, некоторые утверждают, что им около 5000 лет! Мы знаем, что слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мёртв». Но персы ли создали шахматы? Определённо этого не знает никто.

Дело в том, что происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам, вавилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу. Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то был захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие играем мы сейчас. «Рокировка» была новой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад. Королева в шахматах имеет, может быть, самую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый министр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лишаетесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигурой на доске! Только около 500 лет назад королеве была дана её сегодняшняя сила. Ладьи и кони, похоже, не изменились годами. Кстати, английское название ладьи – «рук» - происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».  Сегодня в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно

Игра в шахматы решает несколько педагогических задач:

  • Оброзовательная-расширяет кругозор, развивает память, сообразительность, находчивость, учит ориентироваться на плоскости, тренирует логическое мышление, внимание.
  • Воспитательная-дисциплинирует, вырабатывает черты характера, как усидчивость, самокритичность, умение самостоятельно принимать  решение, не унывать при проигрышах.
  • Эстетическая-обогощает внутренний мир ребёнка, развивает фантазию, приносит наслаждение и восхищение игрой.
  • Физическая-развивает выносливость, побуждает быть физически здоровым.
  • Коррекционная-помогает активным малышам стать спокойнее, непоседам сосредотачиваться на одном виде деятельности.


Консультация для родителей

«Откуда пришли шахматы»

Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы также, вероятно, старейшая из известных игр, некоторые утверждают, что им около 5000 лет!

Мы знаем, что слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мёртв». Но персы ли создали шахматы? Определённо этого не знает никто.

Дело в том, что происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам, вавилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу.

Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то был захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие играем мы сейчас. «Рокировка» была новой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад.

Королева в шахматах имеет, может быть, самую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый министр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лишаетесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигурой на доске! Только около 500 лет назад королеве была дана её сегодняшняя сила.

Ладьи и кони, похоже, не изменились годами. Кстати, английское название ладьи – «рук» - происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».

Сегодня в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно.

Приложение №3

Памятка для родителей по обучению игры в

шахматы.

  • Как проводить занятия? С чего начинать?
  • Занятие №1
  • Научите ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Расскажите, как называются
  • фигуры. Начните с расстановки пешек. Пешки (а их всего по восемь с каждой стороны)
  • ставятся на второй и седьмой горизонтали соответственно. Пусть ребенок сам посчитает
  • количество пешек. "Одна, две, три,, восемь". Повторите это несколько раз: за белых и за
  • черных.
  • Теперь расскажите, как называются шахматные фигуры. Скажите вашему ребенку, что
  • шахматная доска - это поле боя, а фигуры - войска, только игрушечные. Да, загляните в
  • учебник, посмотрите, правильно ли вы расположили шахматную доску. Белое угловое
  • поле обязательно должно находиться в правом углу со стороны белых.
  • Итак, начинайте рассказ о шахматных фигурах с пешек. Пешки - это шахматная пехота, и
  • двигаются они по доске крайне медленно. Король - самая главная фигура. Почему король,
  • а не царь? Ведь в сказках (русских) всегда фигурируют цари. Когда поляки захватили
  • Москву, то с тех пор шахматный царь стал называться королем. Ферзь - самая сильная
  • фигура, название которой происходит из Персии. Ладья - после ферзя самая сильная
  • фигура. Расскажите детям, как в древние времена плавали на ладьях. Слон и конь пришли
  • на Русь из Индии как, собственно, и сами шахматы.
  • Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни
  • партию. Да, да, пусть он играет без всяких правил. Важно, чтобы он почувствовал интерес
  • к шахматам.
  • Занятие №2.
  • Поставьте шахматную доску как положено. Попросите ребенка расставить шахматы и,
  • если он ошибается. Расставляйте фигуры вместе с ним. Объясните, что ферзь всегда
  • ставится на поле своего цвета, то есть белый ферзь на белое поле, а черный - на черное.
  • Теперь нужно перейти к правилам игры. Начните, конечно же, с короля. Напомните
  • вашему ребенку, что король является самой главной фигурой. Объясните, как ходит
  • король. Загляните в учебник и увидите, что это совсем уж просто. Поставьте рядом с
  • королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть).
  • Поставьте другую, пусть ваш ребенок "покушает" королем целый ряд пешек и фигур.
  • Теперь объясните ребенку, что означает шах. Снова загляните в учебник и дайте
  • (объявите) шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что "шах" в
  • переводе с персидского - угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться.
  • Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.
  • Расскажите вашему ребенку, что означает слово "мат" (в переводе с арабского - смерть).
  • Мат - это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Прочтите в
  • учебнике как можно объявить простейший мат и покажите это ребенку: "Видишь, королю
  • шах, а защиты никакой нет".
  • Объясните вашему ребенку, что мат можно получить, имея большое материальное
  • преимущество. Это очень важно. Вспомните изречение Сервантеса: "Жизнь - это
  • шахматная партия". Можно иметь очень большое количество денег, но смерть может
  • настигнуть в любой момент.
  • Такие понятия, как шах и мат ребенок запоминает очень быстро. Далее объясните
  • ребенку, что такое "ничья" в шахматной игре. Это когда никто не может выиграть.

Памятка для родителей с советами по проведению игр

Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.

Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.

Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры - введение туда новых, развивающих и обучающих элементов - должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность - основа игры.

Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное - это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своими ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам - разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.

Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра - дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось».

Памятка для родителей

«Польза шахмат для детей»

Весь перечень качеств, развитию которых способствует древняя игра, трудно передать. Вот несколько основных преимуществ:

v Развитие способности рассуждать и мыслить логически. Игра требует обдумывания каждого шага, навыка предвидеть возможную реакцию партнера, умения решать многоцелевые задачи.

v Игра в шахматы может влиять на рост творческих способностей и фантазии. Во время игры работают оба полушария головного мозга, что повышает умение нестандартно мыслить.

v Закрепление спортивных навыков: длительное пребывание в статическом положении формирует усидчивость, выносливость, внимательность, умение правильно проигрывать и стремление к победе. Игра требует собранности и сдержанности.

 

Занятия шахматами улучшают память, учат ответственности и самостоятельности. Не зря многие детсады вводят дополнительные занятия по этому виду спорта в качестве подготовки к школе.

Приложение №4

Рекомендации для родителей.

Уважаемые родители!

  • Если в процессе обучения ребенок проявил выдающие способности или обнаружил повышенный интерес к шахматной игре, советуем:

 рассмотреть шахматы как инструмент профессионального образования, установить контакт с ближайшим отделением шахмат в детско-юношеской спортивной школе по месту жительства;

  продолжить повышение спортивного мастерства в филиалах Русской шахматной школе ( в том числе дистанционно);

 обеспечить регулярное участие ребенка в шахматных соревнованиях для соответствующей возрастной группы. 2.Если в процессе обучения ребенок проявил избирательный интерес к различным видам шахматной игры, следует:

 использовать шахматы как инструмент общеразвивающего образования - путем вовлечения в мероприятия, проводимые Русской шахматной школы ( в том числе дистанционно) или другими организациями, закрепить явный интерес к решению задач, участию в соревнованиях;

  содействовать реализации потребности в интеллектуальной деятельности посредством создания доступной шахматной интеллектуально-состязательной среды. 3. Если в процессе обучения ребенок не проявил интерес к шахматной игре, стоит:

 рассматривать шахматы как инструмент социокультурной коммуникации – прививать умение действовать в уме посредством вовлечения посредством вовлечения в интеллектуально-спортивную шахматную среду (в том числе в качестве подсказчика) в свободной деятельности и в рамках мероприятий проводимых Русской шахматной школой или другими организациями;

 знакомить ребенка с другими интеллектуальными видами спорта.

Приложение №5

Семинар-практикум

для родителей

«Обучение дошкольников игре в шахматы»

Цель: Познакомить родителей с игровыми ситуациями, способствующими формированию навыков игры в шахматы у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с игровыми ситуациями, используемыми для обучения детей игре в шахматы.

2. Формировать умение играть в шахматы.

План семинара:

  1. Увлекательный мир шахмат
  2. Правила расстановки фигур на шахматной доске
  3. Шахматные фигуры
  4. Шах, Мат, Пат
  5. Партия игры в шахматы

Ход семинара

Добрый день, уважаемые родители! Сегодня мы познакомим Вас с игровыми ситуациями, которые помогут открыть ребенку увлекательный мир шахмат.

Шахматы – великолепная игра с древнейшей историей, сегодня это популярный вид спорта, которым увлекаются миллионы людей во всех уголках планеты, наряду с этим это прекрасный тренажер для мозга, значительно увеличивающий его интеллектуальные способности.

Шахматы – это одна из удивительных загадок человечества. До сих пор не утихают споры, где была изобретена игра. Часть ученых придерживаются китайской теории происхождения, другие утверждают, что шахматы появились в Индии, а третьи настаивают на том, что родоначальницей шахмат была Персия. Название игры произошло от персидских слов «шах мат», что означает - король мертв.

В шахматы играли известные политики, философы и ученые, ими увлекались писатели, художники и музыканты.

Шахматы долгое время являлись составной частью нашей культуры и спорта. Более семидесяти лет русские шахматисты никому не отдавали мировую корону. Ни в одном виде спорта у наших спортсменов нет таких достижений.

Неоспорима польза игры в шахматы для детей, начиная увлекаться этой игрой в раннем возрасте, ребенок получает мощный толчок развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане.

Помимо того, что у ребенка активно развивается мышление, вырастает способность концентрироваться и улучшается память, у него формируются такие важные черты характера как эмоциональная устойчивость, твердая воля, решимость и стремление к победе. При этом поражения, которые постигают игрока, учат его стойко и достойно переживать проигрыш, относиться к себе самокритично и анализировать собственные поступки, извлекая нужный и ценный опыт.

Актуальность проблемы обучения детей дошкольного возраста обусловлена поиском эффективных методов интеллектуального развития. Идея использования игры в шахматы в формировании развития интеллекта у детей научно и практически давно апробирована и реализуется во многих странах мира.

Ранее обучение детей дошкольного возраста в игре шахматы позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, помогает расширить круг общения детей, к тому же дает возможность   современному ребенку научиться выбирать главное из потока информации, которая будет его окружать.

В шахматы играют, как правило, 2 человека. Иногда, конечно же, играют парами или же командами, но официальные турниры, чемпионаты и соревнования – это борьба двух человек. Один играет белыми фигурами, другой черными.

Игроки ходят по очереди. Первым ходит тот, кто играет белыми.

Суть игры в шахматах – выиграть другого игрока, поставив его королю мат или же создать для себя такую позицию в игре, при которой противник просто сдастся и пожмет вам руку.

Обычно это такая позиция, когда вы съели у противника больше фигур чем он у вас или же он понимает, что через несколько ходов ему будет мат.

Выиграть можно и по времени. Вот вроде бы у тебя съели кучу фигур и вот-вот тебе будет уже мат, но у противника кончается время, и он считается проигравшим, а вы победившим.

Правила расстановки фигур на шахматной доске

У каждого игрока изначально одинаковое количество фигур, а именно:

8 пешек

2 ладьи

2 коня

2 слона

1 ферзь

1 король

Пешки стоят на 2 и 7 линии. Они являются некой крепостью, линией обороны. Кто-то называет их смертниками, потому что они первыми идут в бой.

Ладьи ставятся по краям, за ними кони, далее слоны, ну и в центре стоят король с ферзем.

Запомните 2 важных правила при расстановке фигур на доске:

1 правило: белые ставятся на лини 1 и 2. Черные ставятся на линии 7 и 8.

2 правило: ферзь любит свой цвет. То есть если ферзь белый, то он ставится на белую клетку, если черный, то на черную.

Соответственно король белых ставится рядом на черную клетку, а король черных стоит рядом с ферзем на белой клетке.

Шахматные фигуры

Пешка, единственная из фигур, имеющая уникальные особенности:

  • Не ходит назад, только вперед.
  • При достижении восьмой горизонтали белая пешка и при достижении первой черная, — чудесным образом превращаются в другую фигуру
  • Может взять пешку противника через битое поле, то есть “на проходе”

Ходы пешкой:

В подавляющем большинстве партий первый ход делается пешкой. Можно еще конем, но это большая редкость. Пешка из начальной позиции может двинуться на одно или на два поля (через клетку) вперед.

Если пешка упирается в другую фигуру на своём пути, продолжать движение она не может. Будь на месте пешки ферзь или ладья, они могли бы взять фигуру противника, но пешке такое “лакомство не разрешено. Она будет упираться в другую фигуру, пока путь не освободится. Или не получит возможность взятия.

Взятие

Пешка может взять (побить) любую фигуру, за исключением короля. Направление взятия — по диагонали на одно поле и только вперед.

Взятие на проходе

В ситуации, когда пешка, находящаяся в изначальном положении, то есть на 2 или 7 горизонтали, делает ход на 2 поля и проскакивает через поле (клетку), находящееся под боем неприятельской пешки, — она может быть побита этой самой пешкой.

Превращение пешки.

Очередное уникальное качество пешки — способность к превращению.

Это поистине джекпот в жизни любой пешки! Когда пешка доходит до последней, восьмой горизонтали (черной — соответственно первой), — она вправе превратиться в какую угодно фигуру такого же цвета, за исключением короля.

Пешка ставится на поле превращения, тут же убирается, а на ее место превращения ставиться новая фигура. В какую фигуру превратить пешку, решает играющий, — “хозяин пешки”.

Ладья.

Ладья – вторая по силе фигура после ферзя. Это фигура «тяжелая». Наряду с ферзем ладьи входят в обойму «тяжелой артиллерии» и обладают богатыми возможностями. Есть у ладьи и уязвимые места. 

Ходы ладьи

Траектория движения ладьи – по прямой (по горизонтали или вертикали), в любую сторону на любое расстояние. Так же ладья и бьет.

Через фигуру перепрыгивать ладье не разрешается.

Ладья – одна из двух «тяжелых» фигур и представляет серьезную ценность. Она сильнее легких фигур –коня и слона и тем более пешки.

Отсюда вывод:

  • Ладьи не следует выводить в начале партии в центр доски. Иначе она попадет под атаку менее ценных фигур. Оперативного простора в начале партии у ладьи нет и она довольно уязвима.
  • Стихия ладьи – оперативный простор.
  • Занимайте ладьями открытые линии

Конь.

Особенности шахматного коня:

  • Конь - единственная из фигур, которая движется зигзагом. Точнее буквой Г
  • Конь – единственная из фигур, которая может прыгать через фигуры, свои и чужие .
  • Обладает хитрым инструментом – вилкой

Ходы конем

Схема движения коня не совсем обычна и в корне отличается от других фигур:

Обычно говорят так: конь ходит буквой Г. Зеленым помечены клетки, на которые может пойти конь, расположенный на поле е4. Как видите, назад конь может ходить также легко, как и вперед.

Еще одна уникальная особенность коня, которой его наделили правила шахмат — он может прыгать как через свои, так и через чужие фигуры:

В данной позиции белый конь может побить черного слона, несмотря на препятствия из пешек. Он их попросту перепрыгивает.

Вилка в шахматах – одновременная атака конем двух фигур противника. Почему этот термин применим именно к коню? Дело в том, что двойное нападение коня часто неочевидно и неожиданно, особенно для начинающих шахматистов.

Иногда вилка венчает красивые тактические удары.

Слон.

Слон обладает рядом интересных особенностей:

  • Дальнобойность
  • Любит действовать «сообща» со своим коллегой — слоном
  • Может мастерски маскироваться
  • Может поставить мат в самом начале партии

Схема передвижения слона несложная, — он ходит только по диагонали. По свободному пространству.

Перескакивать через фигуры слон не может. Чужую фигуру он может побить, свои же загораживают ему поле деятельности.

Ферзь.

Ходы ферзем

Ферзь может ходить как по диагонали, так и по прямой (горизонтали и вертикали). Если ему не мешают фигуры, перепрыгивать через которые нельзя, он может сделать ход на любое расстояние.

Само собой, фигуру противника ферзь может побить. В данном случае коня. Свой же слон мешает ферзю продвинуться дальше.

По сути дела, ферзь совмещает в себе функции ладьи и слона.

Ферзь – самая ценная фигура. Размен его на ладью, слона или коня почти всегда неравноценен.

Король.

Король фигура уникальная. Его даже не имеет смысла сравнивать с другими фигурами. Хотя бы потому, что он не может исчезнуть с доски. Может быть поэтому в шахматах у короля нет номинальной ценности относительно других фигур.

Король он и есть король, а именно:

  • Короля нельзя побить. Если король оказался под боем вражеской фигуры, он должен уйти из-под боя.
  • Если король не может уйти из под боя никаким способом, партия заканчивается, – объявлен мат.
  • Соответственно, короля нельзя разменять на другую фигуру.

Ходы королем:

Ходы короля похожи на ходы ферзя. Еще бы, король и “королева” - "одна сатана".

С той лишь разницей, что король ходит на одну клетку. Во все стороны, то есть по диагонали, по вертикали и по горизонтали.

Как ходят фигуры:

  • Короли на шахматной доске не могут стоять рядом друг с другом в притык. Между ними должен быть разрыв минимум в 1 клетку.
  • Король в шахматах не может быть съеденным
  • При правильной игре действует правило – «Взялся за фигуру – ходи именно ей»
  • Тот игрок который имеет право хода, может в любой момент предложить ничью, даже после того как сходил. Принять ничью соперник может только до того, как он сходит в ответ.

То есть после ответного хода, после которого он вдруг поймет, что совершил ошибку, принять ничью он не может.

Шах, Мат, Пат

Шах – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он может уйти с поля боя, либо его может прикрыть своим телом другая фигура. То есть от шаха можно уйти.

Мат – позиция на шахматной доске, когда какая-либо фигура напала на короля (король под боем), но он НЕ может уйти от нападения. Любое поле куда бы он не ступил – битое. И ни какая его фигура не может закрыть его своим телом.

Пат — позиция на шахматной доске, когда игрок вообще никак не может сходить. В таком случае – это ничья.

Так как теперь вы знаете как ходят фигуры в шахматах, можно показать вам картинками с комментариями, как выглядит шах, двойной шах, мат и пат.

Пример шаха ферзем и ладьей:

Варианты мата.

Пример мата ферзем:

Королю нельзя кушать ферзя так как он под защитой ладьи. Уйти тоже некуда.

Пример мата конем:

Очень красивый мат. Такой мат еще называют спертым. Король зажат своими собственными фигурами.

Рассмотрим пат.

1. Сейчас ход черных и им некуда ходить. Пешки уперлись в пешки белых, а королем ход запрещен, так как ферзь контролирует все поля.

2. Ход черных. Но они не могут никак сходить. Король не может встать рядом с другим королем и к тому же 7 линия пробивается ладьей, стоящей на a7. Конь тоже не может уйти со своего поля, так как откроет шах королю от ладьи на c8.

Соотношение силы фигуры

Самая слабая фигура в шахматах – это пешка. Она такая маленькая, безобидная и ходит всего на 1-2 клеточки вперед, кушает наискосок на одну клеточку или бьет на проходе.

Не стоит забывать о том, что простая пешка может превратиться в любую фигуру (кроме короля), когда дойдет до последней линии шахматной доски.

  • Слон, как и конь, равен примерно трем пешкам.
  • Ферзь равен по силе двум ладьям или трем легким фигурам.
  • Ладья плюс пешка примерно равна по силе двум легким фигурам.
  • Так же надо знать, что 2 легкие фигуры обычно сильнее, чем 1 ладья. А ладья и 2 легкие фигуры сильнее, чем ферзь.

Родители играют в шахматы

 

Семинар-практикум для родителей

«Роль игры при подготовке детей к школе»

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребёнка.

Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни.

Многочисленные «можно», «нельзя», «надо», «положено», «правильно», «неправильно» лавиной обрушиваются на первоклассника. Часть первоклассников достаточно успешно справляется с этой задачей. Однако период привыкания к новым

условиям у некоторых детей растягивается на весь первый учебный год.

Ключевые слова:

подготовка к школе, привыкание, психическое развитие, первоклассник.

Родители регулярно сталкиваются с такой проблемой, когда ребёнок с полноценным интеллектом и нормальным психическим развитием отказывается от посещения школы.

Взрослые пытаются решить эти проблемы своими средствами: заставляют

ребёнка, взывают к его совести, повышают уровень требовательности. Эти традиционные способы влияния, как правило, не дают значимого эффекта.

Поэтому крайне необходимо помочь родителям и детям подготовиться к встрече с новой для них школьной ситуацией. В нашем детском саду сложилась определенная система работы с родителями по данному направлению. А взаимодействие педагогов с семьями воспитанников является одним из важнейших условий развития личности ребёнка и его социализации в условиях общественного и домашнего воспитания.

Цель:

1.Подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка, познакомить с особенностями игры детей старшего дошкольного возраста.

2.Дать родителям некоторые образцы семейных игр с ребёнком.

Форма проведения–семинар – практикум.Предшествующая работа с родителями:

Фотостенд: «Мы играем в школу».

Выставка литературы.

Анкетирование родителей.

Индивидуальные беседы по теме.

Консультация

«Готовность к школе».

На столе приготовлены игры для родителей на цветной бумаге, а также памятки.

План собрания:

1.Игра «Комплимент».

2.Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра в жизни ребёнка».

3.Мини –лекция педагога

-психолога «Роль игры в жизни ребёнка».

4.Игры с родителями.

Рефлексия.

Все этапы собрания логически взаимосвязаны и завершены.

Ход семинара

Игра «Комплимент».

Цель:

установить между родителями контакт, сформировать у них положитель-

ный настрой.

Родители стоят в кругу. Каждый участник представляется и передавая игрушку соседу, говорит ему комплимент.

Обсуждение по кругу «Зачем нужна игра в жизни ребёнка».

После обсуждения педагог

-психолог подводит итог об игре.

Мини-лекция:

Игра занимает важное место в жизни ребёнка. Она является его естественным

состоянием, потребностью детского организма. Дети всегда играют по собственному желанию, с удовольствием и ради самого процесса игры. Главное преимущество игры заключается в том, что это активная и самостоятельная деятельность. Ведь именно в игре, а не в обучении и не в разговорах развиваются способности и формируется личность ребёнка!

Игра является важным условием социального развития ребёнка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками.

Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребёнок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, как бы «обыграть» их. Игра способствует поддержанию у ребёнка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, а при умелом руководстве взрослых и незаметно для малыша можно развивать такие познавательные процессы как: восприятие, внимание, мышление, речь, развивается мелкая моторика рук. Мы педагоги детского сада также используя игровые приёмы выявляем и в дальнейшем развиваем или корректируем проблемы, которые возникают у ваших детей в познавательной и эмоциональной сферах.

Таким образом, так как игра –является наиболее естественным и продуктивным способом обучения детей, то мы с вами совместными усилиями должны помочь нашим детям в доступной для них форме подготовиться к школьному обучению!

Сегодня, уважаемые родители я хочу предложить вам игры, которые использую сама в работе с детьми и помогут вам организовать интересное общение с вашим ребёнком, а также будут способствовать развитию его познавательных процессов.

Первый познавательный процесс, на котором мы остановимся это – восприятие.

Восприятие дано человеку для познания окружающего мира. Большую часть информации дети дошкольного возраста воспринимают с помощью зрения и слуха, поэтому очень важно при подготовке к школе обратить особое внимание на развитие зрительного и слухового восприятия.

 Зрительное восприятие определяет скорость запоминания и адекватное воспроизведение чего - либо из книги, с доски или из других пособий;

 Уровень слухового восприятия можно выявить, если попросить ребёнка рассказать, как он понял прочитанный текст, или составить рассказ по картинке.

Для того чтобы ребёнок мог различать геометрические фигуры, выделять их в предметах окружающего мира. Мы используем кубики Дьенеша и играем в такую игру как «Геометрическое лото» и вот такую методику.

2.Следующие игры помогут ребёнку развивать умения различать и выделять предметы в картинках. Показ.

3.Характеризовать пространственные взаимоотношения предметов (пр.справа – слева, над – под, на –за, сверху –снизу) показ игры с обезьянкой.

4.Очень полезно рисование узоров на тетрадном листе под диктовку взрослого (ещё его называют графическим диктантом). Оно способствует развитию ориентировки в пространстве листа, повышает внимание, учит выполнять словесные инструкции.

5.Рассказ по серии сюжетных картинок.

6.Ещё одно упражнение на развитие восприятия и воображения называется оно

«Угадай загадки весёлого Карандаша»

Родителям раздаются листы, в которых нарисованы круги, ква

драты и треугольники. И предлагается задание: «Что можно нарисовать из круга, квадрата и треугольника.

Следующий познавательный процесс это – внимание.

Основные свойства снимания – это устойчивость, т.е. способность длительное время сосредоточиться на чём - нибудь; переключение внимания, т.е. способность переходить от одного вида деятельности к другой; и распределение внимания – это способность действовать сразу с двумя или несколькими предметами.

На развитие внимания можно предложить следующие игры:

 Для читающих детей бланк с текстом. Попросить прочитать и раскрасить все буквы Б - зелёным карандашом, а буквы Д – синим.

Игра «Хрюша». Попросить у ребёнка вычеркнуть тех хрюш,у которых одно ухо и чёлка, а хрюш которые улыбаются, обвести кружком.

Всевозможные лабиринты. (пр. ребёнку предлагается вначале найти путь, а потом раскрасить этот путь цветным карандашом).

Следующий познавательный процесс - это мышление.

Основные формы мышления, которые формируются в дошкольном возрасте, - это наглядно - действенное, наглядно

- образное и логическое мышление.

Наглядно – действенное – это мышление в действии. Оно развивается у дошкольников в процессе действий с различными предметами, игрушками.

 Наглядно – образное – это форма мышления позволяет выделять самое существенное в предметах, видеть соотношение их друг с другом и соотношение их частей.

 Логическое мышление – это умение рассуждать, делать умозаключения в соответствии с законами логики. Только к концу 6 летнего возраста у детей начинают складываться элементы логического мышления.

У ребёнка должны быть развиты все эти виды мышления. Только в единстве можно обеспечить правильное и достаточно полное отражение действительности.

Развитию логического мышления ребёнка помогут задания, которые научат:

описывать признаки предметов;

 классифицировать предметы по цвету, форме, размеру, по их функции в жизни,

 сравнивать предметы между собой; узнавать предметы по заданным признакам;

 определять последовательность событий;

 обобщать;

 давать определение тем или иным понятиям.

Игры на развитие умения сравнивать и обобщать: «Четвёртый лишний», «Смысловой ряд», «Сравни».

Чтобы развивать образное мышление мы обращаемся к загадкам и сборам разрезных картинок или пазл. Игры на развитие логического мышления – попросить ребёнка составить рассказ по серии сюжетных картинок, «Поиск закономерностей», «Соотношение количества предметов с цифрой»

В конце нашего семинара хочется сказать, что мы взрослые бываем очень озабочены подготовкой детей к школьному обучению. Мы пытаемся учить наших детей писать, читать, считать. Всё это конечно же нужно. Однако давайте же ещё раз вспомним, что ребёнок развивается в игре и подчас именно она делает его обучение привлекательным, лёгким и эффективным. Играйте со своими детьми, получайте от этого удовольствие и результаты не заставят себя долго ждать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Схема "Педагогические условия успешного и полноценного интеллектуального развития детей дошкольного возраста"

При проведении мероприятия с педагогами (деловая игра, семинар-практикум и т.п.) по математическому развитию дошкольников можно познакомить педагогов с данной схемой, обратив внимание воспитателей на ...

Исследовательский проект на тему «Создание педагогических условий для развития ловкости детей старшего дошкольного возраста с использованием подвижных игр и игровых упражнений с мячом»

В проекте описывается исследование поразвитию ловкости у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучению подвижным играм и упражнениям. Составлен план работы с детьми, педагогами и родителями....

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

консультация для воспитателей. "Развитие социально - коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста через различные формы взаимодействия"

в данной консультации рассматривается ряд игр для формирования социально - коммуникативных навыков. а так же сотрудничество с семьей....

Проект по теме: «Формирование художественно - эстетической культуры детей раннего и дошкольного возраста через эффективное взаимодействие ДОУ и семьи посредством использования нетрадиционных техник рисования» «Юный художник»

Развитие художественно-творческих способностей детей раннего и младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования....

Самообразование на тему: Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...

Проект. Интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста через организацию формы взаимодействия «педагог-дети-родители»

Данный проект рассчитан на детей дошкольного возраста и затрагивает актуальный вопрос интеллектуального развития дошкольников.Проект призван формировать у воспитанников элементы интеллектуального созн...