Общеразвивающая программа Мини - музея «Русская изба» для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)

Супруненко Ольга Михайловна

Знакомя воспитанников с предметами русского  народного  быта,  с фольклором,  мы тем самым помогаем  ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mini_-muzeya_russkaya_izba_.docx45.59 КБ
PDF icon kalendar-folklornyh-prazdnikov.pdf2.35 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №43 "Журавушка" города Лесосибирска"

Общеразвивающая программа

Мини - музея «Русская изба»

для детей 5-6 лет

(2023- 2024 учебный год.)

Разработала творческая группа педагогов:

Коротких Александра Владимировна                                                          

 Супруненко Ольга Михайловна (воспитатель высшей категории);

Казаченко Любовь Анатольевна (воспитатель первой категории)

Евдокимова Альфия Абдухалиевна (воспитатель первой категории)

СОДЕРЖАНИЕ:

1. Раздел. Целевой.

  1.   Пояснительная записка.
  2.  Актуальность.
  3.  Цель и задачи программы.
  4.  Принципы построения программы.
  5.  Планируемые результаты освоения программы детей 5-6 лет.

2. Раздел. Содержательный.

2.2 Перспективный план работы с детьми 5-6 лет.

2.3 Перспективный план работы с родителями.

2.4 Формы и методы, используемые в работе по программе.

3. Раздел. Организационный.

    3.1  Возраст детей, сроки реализации.

    3.2 Материально-техническое обеспечение.

    3.3 Используемая литература.

4. Раздел. Приложения

1.Раздел. Целевой.

1.1 Пояснительная записка

  • Программа разработана на основании:
  • Федерального закона Российской федерации от декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
  • Примерной основной общеобразовательной программы  дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева);
  • Требований СанПиН 2.4.1.3049-13.

В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Чтобы почувствовать себя частью своей страны, своей  Родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Знакомя воспитанников с предметами русского  народного  быта,  с фольклором,  мы тем самым помогаем  ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, формируется система духовно-нравственных ценностей, происходит накопление ребенком социокультурного опыта знаний о своей народной культуре. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

1.2 Актуальность.

В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе и колыбельные. Как  жили   русские  люди?   Как  работали  и  отдыхали?   Что  их  радовало, что   тревожило?    Чем   украшали   свой   быт?   Ответить  на  эти   и  подобные   вопросы,  значит   восстановить    связь   времен,    вернуть   утраченные   ценности.  В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: первое знакомство многих дошкольников с малыми фольклорными формами происходит только в детском саду. К сожалению, многие родители в наше время не стремятся воспитать любовь детей к своей стране, к народной истории и культуре.

Именно поэтому, современные государственные документы ставят перед дошкольными образовательными учреждениями задачу воспитания духовно – нравственной личности с активным творческим началом, а  педагогам необходимо искать пути для её реализации.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт. ФГОС дошкольного образования указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети и родители.

1.3 Цель и задачи программы.

Цель:  создание условий для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность мини-музея. Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к истории русской культуры и быта, воспитание  эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

  • Формировать у дошкольников представление о музее.
  • Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  • Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  • Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  • Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  • Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  • Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
  • Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
  • Прививать  интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство.
  • Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.

1.4 Принципы построения программы:

• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.

• Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции  знаний о русской национальной культуре.

• Принцип доступности - предполагает  значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.

• Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.

• Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса.

• "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

• Дефференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.  

• Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.

• Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.

  Направления работы:

  • ознакомление с бытом и трудом русского народа;  
  • использование русского народного фольклора во всех его проявлениях.
  • приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры.
  • ознакомление детей с народным искусством.
  • ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа

1.4 Планируемые результаты освоения программы детей 5-6 лет

  • Знает  название  и назначение предметов  русского народного  быта.  
  • Знает  русские  народные и  музыкально-фольклорные  игры,  изучаемые     в  рамках   программы.
  • Знает русские  народные  песни,  потешки,  заклички,  изучаемые в  рамках   программы.
  • Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
  • Знает основные   народные   праздники и  обычаи   с  ними   связанные.
  • Знает  название  и назначение предметов  русского народного  быта.  
  • Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).

2. Раздел. Содержательный.

Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:

  • Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).
  • Физическое развитие (комплекс активных игр).
  • Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).
  • Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценировка произведений художественной литературы).

Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих направлений:

Устный фольклор. Простейшие детские стихи, потешки, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.

Этнографические сведения имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.

Игры - это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят русские народные  музыкальные, спортивные и драматические игры.

Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».

Творческая мастерская. На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи. В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.


2.1 Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста 5-6 лет

Месяц

Тема

Цель

Содержание работы

Сентябрь

Воспитательное событие

В гостях у хозяюшки

Семён Летопроводец

Знакомство детей  с жилищем

 русского народа.

 Первые осенины , Семин

день).

Знакомство детей со старым славянским праздником приближения осени. Встреча осени. В этот день в народе говорили: "Семен лето провожает". С этого дня начинается Бабье лето

Познакомить детей с тем, как  строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна.

 Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого.

Октябрь

Воспитательное событие

Уклад русской избы.

 День хлеба

Знакомство детей с музейными предметами.

 

 Цель праздника – отдать должное этому ценному продукту, культивировать к нему уважение. Каравай, хлеб у славян

требовал почтительного отношения.

 

 

Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь,  Употреблять в  разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту.

Ноябрь

Воспитательное событие

Наши руки умелые (женское ремесло)

День рождения Деда Мороза

Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом.

Возраст зимнего волшебника более 2000 лет, и в разные времена он был известен в разных образах: сначала в облике восточно-славянского духа холода Трескуна, затем как персонаж сказок Морозко или Мороз Иванович.

Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие.

Декабрь

Воспитательное событие

Богатырская сила

 (мужское ремесло)

День варежки или рукавицы

Знакомство с традиционными мужскими ремеслами.

 Знакомство с атрибутом крестьян. Один из обычаев – дарить узорные варежки.

Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность.  Воспитывать уважение к труду крестьянина.

Январь

Воспитательное событие

Коляда, коляда

Отворяй ворота»

День Русской Матрешки

Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Русская Матрешка олицетворяет собой русскую землю, плодородную, щедрую и бесконечную.

Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки»

Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицировали на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей.

Февраль

Воспитательное событие

Национальный костюм

День валенок

Знакомство детей с русским национальным костюмом.

 

Знакомство с  исконно русской обувью, которая упоминалась ещё 2,5 тысячи лет тому назад.

Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета.

Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лопаточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь.

Воспитывать уважение к родной культуре.

Дидактическая игра:

«Укрась косник», «Опиши одежду Барышней в костюмах».

В каждом доме, согласно древней русской традиции, должна быть хоть одна пара валенок.

Чтобы жизнь была счастливой, а дом полной чашей, в один необходимо положить монетку, а в другой конфетку.

Март

Воспитательное событие

От лучинки до электричества

Сороки (Герасим -  грачевник)

Знакомство с историей происхождения электрической лампы.

 Знакомство с календарными праздниками, степень участия  и местом детей в них.

Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность.

Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом. Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицировали на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас.

Апрель

Воспитательное событие

Русские сказки

День русской народной сказки

Знакомство детей с русскими сказками, театрализация сказок, обсуждение образов героев.  

Сказка - один из основных видов устного народного творчества, древнейших жанров традиционного русского фольклора.

Май

День рождения русской печи (Русские обычаи)

Формирование у детей представление о  русской печи.

Итоговое занятие «Ой ты печка, печечка!»

Познакомить детей с традициями русского народа, музыкальными инструментами, на которых они играли. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицировали, игру и театрализацию.

2.3 Перспективный план работы с родителями

Месяц

Тема

Формы работы

1

Сентябрь

 «Мини-музей в детском саду»

Сообщение «Русская изба»

Консультация для родителей.

Выступление на родительском собрании

2

Октябрь

«Деревянная изба»

Консультация для родителей.

3

Ноябрь

«Народные традиции, их роль в семейном воспитании»

Выставка рисунков

4

Декабрь

«Баю, баюшки, баю»

Разучивание колыбельной

5

Январь

«Платье для куклы»

Творческая работа с родителями.

6

Февраль

«Русские народные игры»

Развлечение с родителями

7

Март

«Кукла в национальном костюме»

Выставка рисунков.

8

Апрель

«Игрушка своими руками»

Выставка самодельных игрушек.

9

Май

«Игры с Кузьмой»

Спортивное развлечение с родителями на свежем воздухе.

2.4 Формы и методы, используемые в работе по программе.

Словесные методы:

  •  рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
  •  вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
  •  использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
  • Интеллектуальные и дидактические игры.

Наглядные методы:

  •  использование экспонатов, подлинных вещей;
  •  просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.

Практические методы:

  •  использование русских народных песен и танцев;
  •  проведение русских народных игр;
  •  использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
  •  применение игрушек и изделий народных промыслов;
  • представление кукольного театра;
  • разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
  • самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.

Формы работы с детьми:

  • беседы;
  • занятия на основе метода интеграции;
  • рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
  •  выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
  •  дидактические игры;
  •  работа с различными художественными материалами;
  • развлечения, фольклорные праздники, посиделки
  •  заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
  • использование народных игр, в том числе хороводов.

3. Раздел. Организационный.

3.1Возраст детей, сроки реализации.

Программа разработана для одной возрастной группы старшего возраста 5-6 лет.  В течение каждого года предусмотрено проведение 36 занятий.

Занятия проходят в мини- музее «Русская изба»  2 раза в месяц во второй половине дня в 15.30  в течение учебного года.  Календарные праздники проводятся в музыкальном зале детского сада. Продолжительность занятий  в старшей группе – 25- 30 минут.

Срок реализации кружковой работы: 1 год, с сентября по май.

3.2 Материальное обеспечение программы:

1. Мини-музей «Русская изба» (экспонаты русской старины)

2. Просторное и светлое помещение для проведения НОД, бесед, дидактических игр.

3. Костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей.

4. Инвентарь для проведения народных игр.

5. Иллюстративный материал, методическая литература.

6. Магнитофон, интерактивная доска, аудио- и видеозаписи по тематике программы.  

3.3 Используемая литература.

1. Князева О.Л., Маханаева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры: Программа» 2015.-304 с.

2. Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной: Методическое пособие.- М.ТЦ Сфера,2018.-128 с.

3. М.Д.Махнаева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Метод.пособие.-М:ТЦ Сфера, 2010.-96 с.

4.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.:Линка-Пресс,2003.-200 с.

5. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» (Гербова, Максакова).

6. интернет – ресурсы

7. ФГОС ДО

8. ФОП ДО.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Паспорт мини -музея "Русская изба"

Средствами мини - музея  осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....

Программа мини-музея "Русская изба"

Программа мини-музея"Русская изба" план работы по всем возрастным группам...

«Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с мини – музеем «Русская изба»

В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственност...

Программа мини музея "Русская изба"

Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом  понимается «исторически сложившаяся эт...

Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»

  «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...

Рабочая программа мини-музея "Русская изба" на 2023-2026 учебные года, конспекты и презентации.

Цель:средствами мини - музея "Русская изба" осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников  группы....

Общеразвивающая программа Мини - музея «Русская изба» для детей 5-6 лет

Знакомя воспитанников с предметами русского  народного  быта,  с фольклором,  мы тем самым помогаем  ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предк...