Общеразвивающая программа Мини - музея «Русская изба» для детей 5-6 лет
рабочая программа (старшая группа)
Знакомя воспитанников с предметами русского народного быта, с фольклором, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mini_-muzeya_russkaya_izba_.docx | 45.59 КБ |
kalendar-folklornyh-prazdnikov.pdf | 2.35 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей №43 "Журавушка" города Лесосибирска"
Общеразвивающая программа
Мини - музея «Русская изба»
для детей 5-6 лет
(2023- 2024 учебный год.)
Разработала творческая группа педагогов:
Коротких Александра Владимировна
Супруненко Ольга Михайловна (воспитатель высшей категории);
Казаченко Любовь Анатольевна (воспитатель первой категории)
Евдокимова Альфия Абдухалиевна (воспитатель первой категории)
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Раздел. Целевой.
- Пояснительная записка.
- Актуальность.
- Цель и задачи программы.
- Принципы построения программы.
- Планируемые результаты освоения программы детей 5-6 лет.
2. Раздел. Содержательный.
2.2 Перспективный план работы с детьми 5-6 лет.
2.3 Перспективный план работы с родителями.
2.4 Формы и методы, используемые в работе по программе.
3. Раздел. Организационный.
3.1 Возраст детей, сроки реализации.
3.2 Материально-техническое обеспечение.
3.3 Используемая литература.
4. Раздел. Приложения
1.Раздел. Целевой.
1.1 Пояснительная записка
- Программа разработана на основании:
- Федерального закона Российской федерации от декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева);
- Требований СанПиН 2.4.1.3049-13.
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта поколений — одна из серьезных проблем нашего времени. Развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста. Чтобы почувствовать себя частью своей страны, своей Родины, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Знакомя воспитанников с предметами русского народного быта, с фольклором, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предками. Это поможет детям с самого раннего возраста понять, что они - часть великого русского народа. Период дошкольного детства является одним из наиболее значимых в развитии ребенка, так как именно в это время закладываются базовые качества личности, формируется система духовно-нравственных ценностей, происходит накопление ребенком социокультурного опыта знаний о своей народной культуре. В соответствии с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования одним из основных принципов является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
1.2 Актуальность.
В современных семьях знают все меньше обрядов, традиций, забывают потешки, прибаутки, песни, в том числе и колыбельные. Как жили русские люди? Как работали и отдыхали? Что их радовало, что тревожило? Чем украшали свой быт? Ответить на эти и подобные вопросы, значит восстановить связь времен, вернуть утраченные ценности. В практике дошкольного образования можно пронаблюдать такую картину: первое знакомство многих дошкольников с малыми фольклорными формами происходит только в детском саду. К сожалению, многие родители в наше время не стремятся воспитать любовь детей к своей стране, к народной истории и культуре.
Именно поэтому, современные государственные документы ставят перед дошкольными образовательными учреждениями задачу воспитания духовно – нравственной личности с активным творческим началом, а педагогам необходимо искать пути для её реализации.
Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду. Музейная педагогика помогает развить у детей интерес к истории и культуре своего народа, учит уважать его традиции, культуру, быт. ФГОС дошкольного образования указывает на обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей в вопросах развития и образования детей. Мини-музей — это прекрасная возможность решить проблему, стоящую перед педагогами, так как в его создании принимают участие и дети и родители.
1.3 Цель и задачи программы.
Цель: создание условий для развития личности ребенка путём включения её в многообразную деятельность мини-музея. Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к истории русской культуры и быта, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление о музее.
- Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
- Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
- Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
- Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
- Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
- Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.
- Знакомить детей с особенностями русского национального уклада жизни, предметами быта, орудиями труда, одеждой, национальными блюдами.
- Прививать интерес к русской духовной культуре через обычаи, обряды, праздники, народное творчество, искусство.
- Воспитывать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки и способную ориентироваться в современном мире.
1.4 Принципы построения программы:
• Принцип индивидуального и дифференцированного подхода – предполагает учёт возрастных, личностных особенностей детей, уровень их психического и физического развития.
• Принцип целостности - формирование у дошкольников целостного понимания современных проблем нравственно-патриотического воспитания и интеграции знаний о русской национальной культуре.
• Принцип доступности - предполагает значимость для ребенка получаемых знаний, их эмоциональную окраску. Не следует употреблять научные термины, хотя содержание некоторых из них может быть объяснено в доступной и привлекательной форме.
• Принцип комплексности и интегрированности – решение задач нравственно-патриотического воспитания в системе всего образовательного процесса и всех видов деятельности.
• Принцип непрерывности и преемственности педагогического процесса.
• "Позитивный центризм" (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).
• Дефференцированный подход к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.
• Принцип рационального сочетания разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок.
• Принцип конструктивизма - особо важен при отборе содержания нравственно-патриотического образования именно дошкольников, однако, не всегда реализуется на практике. Его применение означает, что в качестве примеров для дошкольников должна использоваться только нейтральная, положительная или отрицательно-положительная информация.
Направления работы:
- ознакомление с бытом и трудом русского народа;
- использование русского народного фольклора во всех его проявлениях.
- приобщение детей к истокам русской праздничной и традиционной культуры.
- ознакомление детей с народным искусством.
- ознакомление с игровым, песенным и танцевальным творчеством русского народа
1.4 Планируемые результаты освоения программы детей 5-6 лет
- Знает название и назначение предметов русского народного быта.
- Знает русские народные и музыкально-фольклорные игры, изучаемые в рамках программы.
- Знает русские народные песни, потешки, заклички, изучаемые в рамках программы.
- Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;
- Знает основные народные праздники и обычаи с ними связанные.
- Знает название и назначение предметов русского народного быта.
- Умеет провести анализ изделия; выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов).
2. Раздел. Содержательный.
Программа составлена с учетом интеграции образовательных областей:
- Музыкальное развитие (разучивание образцов русского народного искусства, хороводов).
- Физическое развитие (комплекс активных игр).
- Изобразительная деятельность (аппликации, лепка, рисование, изготовление поделок).
- Художественная деятельность (чтение, обсуждение, разучивание, инсценировка произведений художественной литературы).
Тематическое планирование включает в себя проведение интегрированных занятий с изучением следующих направлений:
Устный фольклор. Простейшие детские стихи, потешки, пестушки, считалки, положены в основу «ритмического настроя», с которого начинается каждое занятие, а также и в основу «пальчиковых игр», которые развивают у ребёнка свободу движений, образное мышление, память, внимание и речь. Сюда включены сказки, прибаутки, загадки.
Этнографические сведения имеют большое образовательное и воспитательное значение. Это беседы о традиционном быте народа и его исторических изменениях, праздниках, о значении в жизни декоративно – прикладного искусства.
Игры - это важнейший компонент, воспитывающий наших детей. В этот раздел входят русские народные музыкальные, спортивные и драматические игры.
Праздники – это самая яркая собирательная часть фольклора, в которой находят своё применение очень многие сферы фольклорного творчества народа. Здесь предполагается знакомство с календарными, трудовыми и русскими праздниками, включая подготовку и проведение таких праздников, как «Рождество», «Святки», «Троица», «Масленица».
Творческая мастерская. На протяжении всех занятий дети знакомятся с произведениями живописи, народного декоративно-прикладного искусства, изучают русские традиции развития промыслов и ремесел, знакомятся с различными видами декоративной росписи. В процессе работы раскрываются индивидуальные и творческие способности детей.
2.1 Перспективный план работы с детьми младшего дошкольного возраста 5-6 лет
Месяц | Тема | Цель | Содержание работы |
Сентябрь Воспитательное событие | В гостях у хозяюшки Семён Летопроводец | Знакомство детей с жилищем русского народа. Первые осенины , Семин день). Знакомство детей со старым славянским праздником приближения осени. Встреча осени. В этот день в народе говорили: "Семен лето провожает". С этого дня начинается Бабье лето | Познакомить детей с тем, как строили жилище: вызвать интерес к традициям, уважение к старшим. Провести словарную работу: изба, бревно, мох, наличники окна. Обогащать речь детей поговорками, пословицами. Воспитывать интерес к познанию прошлого. |
Октябрь Воспитательное событие | Уклад русской избы. День хлеба | Знакомство детей с музейными предметами.
Цель праздника – отдать должное этому ценному продукту, культивировать к нему уважение. Каравай, хлеб у славян требовал почтительного отношения.
| Продолжать знакомить детей с домашней утварью. Расширить знания детей о старинных вещах. Активизация словаря: печь, ухват, кочерга, коромысло, рубель, колода, валик, чело, кут, матица, люлька, домашняя утварь. Дать представление как этим пользовались в хозяйстве. Формировать образную речь, Употреблять в разговорной речи поговорки, пословицы, загадки. Воспитывать интерес к народному быту. |
Ноябрь Воспитательное событие | Наши руки умелые (женское ремесло) День рождения Деда Мороза | Знакомство с традиционным женским и девичьим ремеслом. Возраст зимнего волшебника более 2000 лет, и в разные времена он был известен в разных образах: сначала в облике восточно-славянского духа холода Трескуна, затем как персонаж сказок Морозко или Мороз Иванович. | Дать понятие детям, какое место занимали орудия труда в прошлом по обработке льна, шерсти, волокнистых изделий. Формировать у детей познавательные качества. Воспитывать трудолюбие. |
Декабрь Воспитательное событие | Богатырская сила (мужское ремесло) День варежки или рукавицы | Знакомство с традиционными мужскими ремеслами. Знакомство с атрибутом крестьян. Один из обычаев – дарить узорные варежки. | Познакомить детей с орудием труда для сельскохозяйственных работ. Формировать у детей исследовательские качества. Развивать любознательность. Воспитывать уважение к труду крестьянина. |
Январь Воспитательное событие | Коляда, коляда Отворяй ворота» День Русской Матрешки | Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. Русская Матрешка олицетворяет собой русскую землю, плодородную, щедрую и бесконечную. | Познакомить детей с праздником «Зимние колядки. Святки» и песенным материалом «Зимние поздравительные песенки» Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицировали на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. |
Февраль Воспитательное событие | Национальный костюм День валенок | Знакомство детей с русским национальным костюмом.
Знакомство с исконно русской обувью, которая упоминалась ещё 2,5 тысячи лет тому назад. | Назвать части костюма. Обратить внимание на национальный костюм, орнамент, цвета. Активация словаря: фартук, сарафан, косница, узор, кокошник, душегрейка, лопаточки, чуни, стануха, рубаха. Развивать разговорную речь. Воспитывать уважение к родной культуре. Дидактическая игра: «Укрась косник», «Опиши одежду Барышней в костюмах». В каждом доме, согласно древней русской традиции, должна быть хоть одна пара валенок. Чтобы жизнь была счастливой, а дом полной чашей, в один необходимо положить монетку, а в другой конфетку. |
Март Воспитательное событие | От лучинки до электричества Сороки (Герасим - грачевник) | Знакомство с историей происхождения электрической лампы. Знакомство с календарными праздниками, степень участия и местом детей в них. | Познакомить детей с различными источниками света: лучина, очаг, керосиновой лампой, газовый фонарь, электрическая лампа, энергосберегающая лампа. Дать представление как работает лампа, как раньше люди жили без электричества. Развивать интерес к познаниям. Формировать у детей качества исследования. Воспитывать любознательность. Познакомить детей с праздником «СОРОКИ» и песенным и текстовым материалом. Формировать у детей мотивацию к творческой деятельности через импровизацию, игру, пение, движение и музицировали на народных инструментах. Активизировать личностные качества детей. Обогатить словарный запас. |
Апрель Воспитательное событие | Русские сказки День русской народной сказки | Знакомство детей с русскими сказками, театрализация сказок, обсуждение образов героев. | Сказка - один из основных видов устного народного творчества, древнейших жанров традиционного русского фольклора. |
Май | День рождения русской печи (Русские обычаи) | Формирование у детей представление о русской печи. Итоговое занятие «Ой ты печка, печечка!» | Познакомить детей с традициями русского народа, музыкальными инструментами, на которых они играли. Сформировать у детей мотивацию к творчеству и сотворчеству через музицировали, игру и театрализацию. |
2.3 Перспективный план работы с родителями
№ | Месяц | Тема | Формы работы |
1 | Сентябрь | «Мини-музей в детском саду» Сообщение «Русская изба» | Консультация для родителей. Выступление на родительском собрании |
2 | Октябрь | «Деревянная изба» | Консультация для родителей. |
3 | Ноябрь | «Народные традиции, их роль в семейном воспитании» | Выставка рисунков |
4 | Декабрь | «Баю, баюшки, баю» | Разучивание колыбельной |
5 | Январь | «Платье для куклы» | Творческая работа с родителями. |
6 | Февраль | «Русские народные игры» | Развлечение с родителями |
7 | Март | «Кукла в национальном костюме» | Выставка рисунков. |
8 | Апрель | «Игрушка своими руками» | Выставка самодельных игрушек. |
9 | Май | «Игры с Кузьмой» | Спортивное развлечение с родителями на свежем воздухе. |
2.4 Формы и методы, используемые в работе по программе.
Словесные методы:
- рассказ, беседа о народных обычаях и традициях;
- вопросы, разъяснения, заучивание потешек, прибауток, закличек;
- использование пословиц, загадок, поговорок, чтение художественной литературы;
- Интеллектуальные и дидактические игры.
Наглядные методы:
- использование экспонатов, подлинных вещей;
- просмотр фотографий, видеофильмов, картин, рисунков, макетов о русском быте.
Практические методы:
- использование русских народных песен и танцев;
- проведение русских народных игр;
- использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности;
- применение игрушек и изделий народных промыслов;
- представление кукольного театра;
- разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
- самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми:
- беседы;
- занятия на основе метода интеграции;
- рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- выставки в мини-музее предметов обихода, изделий русского декоративно-прикладного искусства;
- дидактические игры;
- работа с различными художественными материалами;
- развлечения, фольклорные праздники, посиделки
- заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- использование народных игр, в том числе хороводов.
3. Раздел. Организационный.
3.1Возраст детей, сроки реализации.
Программа разработана для одной возрастной группы старшего возраста 5-6 лет. В течение каждого года предусмотрено проведение 36 занятий.
Занятия проходят в мини- музее «Русская изба» 2 раза в месяц во второй половине дня в 15.30 в течение учебного года. Календарные праздники проводятся в музыкальном зале детского сада. Продолжительность занятий в старшей группе – 25- 30 минут.
Срок реализации кружковой работы: 1 год, с сентября по май.
3.2 Материальное обеспечение программы:
1. Мини-музей «Русская изба» (экспонаты русской старины)
2. Просторное и светлое помещение для проведения НОД, бесед, дидактических игр.
3. Костюмерная с набором костюмов для проведения праздников, ярмарок, посиделок. Создание костюмов осуществляется как непосредственно на занятиях, так и в домашних условиях с помощью родителей.
4. Инвентарь для проведения народных игр.
5. Иллюстративный материал, методическая литература.
6. Магнитофон, интерактивная доска, аудио- и видеозаписи по тематике программы.
3.3 Используемая литература.
1. Князева О.Л., Маханаева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры: Программа» 2015.-304 с.
2. Пантелеева Н.Г. «Знакомим детей с малой Родиной: Методическое пособие.- М.ТЦ Сфера,2018.-128 с.
3. М.Д.Махнаева «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Метод.пособие.-М:ТЦ Сфера, 2010.-96 с.
4.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. М.:Линка-Пресс,2003.-200 с.
5. «Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада» (Гербова, Максакова).
6. интернет – ресурсы
7. ФГОС ДО
8. ФОП ДО.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Паспорт мини -музея "Русская изба"
Средствами мини - музея осуществляется воспитание, обучение, развитие и социализация воспитанников ДОУ....
Программа мини-музея "Русская изба"
Программа мини-музея"Русская изба" план работы по всем возрастным группам...
«Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с мини – музеем «Русская изба»
В проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации» на период до 2025 года, подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить: историческую преемственност...
Программа мини музея "Русская изба"
Этнография (от греческого слова « этнос» - древний)- наука изучающая обычаи, традиции определенного народа. В настоящее время под этносом понимается «исторически сложившаяся эт...
Проект «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры посредством мини-музея «Русская изба»...
Рабочая программа мини-музея "Русская изба" на 2023-2026 учебные года, конспекты и презентации.
Цель:средствами мини - музея "Русская изба" осуществлять воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников группы....
Общеразвивающая программа Мини - музея «Русская изба» для детей 5-6 лет
Знакомя воспитанников с предметами русского народного быта, с фольклором, мы тем самым помогаем ребенку усвоить лучшее из опыта, в течение веков накопленного нашими предк...