«Зона сенсорного развития в коворкинг лаборатории»
материал
В выступлении рассказывается о сенсорной коробки. Как и из чего сделать ее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedsovet.docx | 21.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете МАДОУ
Тема: «Зона сенсорного развития в коворкинг лаборатории»
30.05.2024 г.
Тлеушева О.В.
Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. Умственное, физическое, речевое, эстетическое воспитание в большой степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Именно этот возраст, наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, о его восприятии и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.
Сенсорное развитие — это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.
Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности.
И здесь нам на помощь приходит сенсорная коробка. Так что же такое сенсорная коробка, и чем она полезна для развития детей дошкольного возраста.
Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом. Это могут быть контейнеры или любая другая коробка. Наполнителем служит сенсорный материал, имеющий символическое значение. Напримерь: пшeницa, гpeчкa, oвсяныe xлoпья, пшeнo, мaнкa, pис (oбычный и oкpaшeнный пищeвыми кpaситeлями), гopox, фaсoль, чeчeвицa; сoль (кpупнaя и мeлкaя); мaкapoны (paкушки, спиpaльки, тpубoчки, цвeтoчки, бaнтики, aлфaвит, звeздoчки и дpугиe); сeмeчки, мукa или кукуpузный кpaxмaл, кукуpузныe xлoпья, opexи, тeстo (сoлeнoe и oбычнoe), шишки, жeлуди, нитки (длинныe и пopeзaнныe нa мeлкиe кусoчки), бумaжныe сaлфeтки (пopвaнныe нa кусoчки, цeлыe или скoмкaнныe в мaлeнькиe шapики), пeсoк (суxoй и мoкpый), лoскуты ткaни, тpaвa, листья и дpугиe пpиpoдныe мaтepиaлы, гaлькa и всякиe мeлкиe кaмушки, гpунт, aквaгpунт, кусoчки пopoлoнa, вaтныe шapики, нapeзaннaя бумaгa, сoлoмa, мыльный paствop, вoдa, пугoвицы, дepeвяннaя стpужкa);
Пpeдмeты, с кoтopыми мoжнo игpaть: мeлкиe фигуpки живoтныx и людeй, кубики, кoльцa, шapики, лoскуты, мaлeнькиe кopoбoчки, кaмушки, игpушeчныe фpукты, искусствeнныe и нaстoящиe paстeния, дepeвянныe буквы и цифpы;
Инструменты для пересыпания, переливания: совочки, ложки, формочки, ведерки, сачки, шумовка, щипцы, лопатки, грабли, мисочки, сито, воронка и т.д.
Когда основа подобрана, добавляются готовые или сделанные руками детей атрибуты, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам.
Цель использования сенсорной коробки - создание символического целостного образа, объединяющего и обобщающего информацию от нескольких сенсорных систем (зрение, слух, тактильное восприятие, обоняние) для решения развивающих задач.
Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.
Правила работы с сенсорными коробками:
1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка (возможно проведение занятий с группой детей, используя сенсорные коробки на каждого ребенка).
2. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.
3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!
4. При работе с детьми до 3 лет коробка не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.
5. До и после окончания работы - помыть руки с мылом!
6. Важно помнить, не забывать менять её содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны
7. Если вы используете красители, отдавайте предпочтение пищевым.
8. Занятие с сенсорной коробочкой рекомендуется проводить до 10 минут.
Сенсорные коробки с крупой
Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется пинцетный захват пальчиками. Ребенку 1.5 лет и старше можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.
Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую. Для разнообразия сенсорного опыта в играх я использую разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета.
Сенсорные коробки по цветам
Чтобы малыш лучше запомнил цвета сенсорную коробку можно использовать в одном цвете. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.
Сенсорная коробка с макаронами
Чтобы разнообразить тактильный опыт малышей, я использую наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик. Здесь можно использовать игру «Покорми зверушку» с использованием голодной баночки.
Сенсорная коробка с ситом
Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например, сито.
Один совет: для сенсорной коробки с ситом нужно брать крупу помельче, например, манку. При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем, сыграть в Золушку. В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.
Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)
Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!
Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры.
Сенсорная коробка с водой
Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или сачком. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».
Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик. А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек.
Тематические сенсорные коробки для детей
«Ферма»
Сенсорная коробка с домашними животными отлично подойдет в качестве первой тематической коробочки. Как правило, дети просто обожают кого-то кормить, а в этой коробке для маленького «кормильца» просто благодать, можно сколько угодно насыпать корм в корыта и чашки. Во время игры можно ненавязчиво повторять названия домашних животных, вспоминать, кто чем питается, кто как помогает человеку и т.д.
Как играть?
Самое интересное — это, конечно, кормить животных, насыпая им крупу в корыто.
Укладывали животных спать, расставляя их на ночь в сарае;
Отправляли животных попастись, попить на водоем, и даже искупаться;
На ферму могут приехать и покататься на лошадках.
Можно загнать в стойло каких-нибудь непослушных козликов, которые перепрыгивали через забор, и т.д., вариантов игры масса, зависят они только от вашей фантазии и возраста ребенка.
«Море»
Очень простая в исполнении и очень необычная по ощущениям морская сенсорная коробка-желешка. Понадобится только вода, желатин, любой краситель (пищевой, гуашь, жидкая акварель), ну и немножко терпения, чтобы все это хорошенько застыло. Детям очень нравится возиться в этой необычной консистенции, изучать ее на ощупь, расковыривать в ней дырочки, находить спрятанные фигурки, просто шлепать по ней, в конце концов.
«Зима», «Северный полюс»
Главный элемент зимней сенсорной коробки – снег.
Из чего сделать снег?
· Манка;
· Рис;
· Крупная соль;
· Вата или ватные шарики;
· Покрошенный пенопласт;
· Очень приятная по консистенции масса получается, если смешать крахмал или соду (400 г) и пену для бритья (200 мл), Пену лучше покупать для чувствительной кожи.
Как играть?
Пингвиненок постоянно терялся, а потом с нашей помощью искал дорогу к дому.
На Северный полюс прибывали ученые и путешественники. Чтобы укрыться от ледяных ветров, они наспех сооружали себе укрытие.
«Поиск сокровищ»
Песок, лопатки-совочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя!
«Осень»
Наполните контейнер осенними листьями, шишками, травой и другими природными материалами. Дополнят картину фигурки животных, фермера, грабли, игрушечные фрукты и овощи
«Летняя лужайка»
Коробка наполнена подкрашенным в зеленый цвет геркулесом-травкой, а в травке ползают жуки, кузнечики и божьи коровки.
Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное — заинтересовать ребенка. Ну и, конечно же, не забывать почаще менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации воспитателям по оснащению зоны физического развития нестандартным оборудованием.
«Мягкое бревно».Размер: диаметр – 15 см. длинна – 1,5 м.Применение:ходьба по бревну с целью профилактики плоскостопия.перекатывание, переползание через бревно.Изготовление: чехол из прочной ткани, кл...
Индивидуально-закрепляющие занятия в игровых зонах по развитию речи
занятия по развитию речи...
Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."
1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...
Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"
В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...
Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ
Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...
Зона сенсорных ощущений
Развивающие пособия для детей младшего дошкольного возраста, изготовленные вручную в сотрудничестве с воспитателем высшей категории Терентьевой Еленой Николаевной, направленные на развитие мелко...