«Зона сенсорного развития в коворкинг лаборатории»
материал

Тлеушева Ольга Владимировна

В выступлении рассказывается о сенсорной коробки. Как и из чего сделать ее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете МАДОУ

Тема: «Зона сенсорного развития в коворкинг лаборатории»

30.05.2024 г.

Тлеушева О.В.

      Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для успешного развития и воспитания ребенка. Умственное, физическое, речевое, эстетическое воспитание в большой степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Именно этот возраст, наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире, о его восприятии и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе.

    Сенсорное развитие — это развитие восприятия ребенка и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положения в пространстве и т.д.

    Одним из условий сенсорного развития является наличие у ребенка познавательного интереса к какому-либо роду деятельности.

    И здесь нам на помощь приходит сенсорная коробка. Так что же такое сенсорная коробка, и чем она полезна для развития детей дошкольного возраста.

Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом.  Это могут быть контейнеры или любая другая коробка. Наполнителем служит сенсорный материал, имеющий символическое значение. Напримерь: пшeницa, гpeчкa, oвсяныe xлoпья, пшeнo, мaнкa, pис (oбычный и oкpaшeнный пищeвыми кpaситeлями), гopox, фaсoль, чeчeвицa; сoль (кpупнaя и мeлкaя); мaкapoны (paкушки, спиpaльки, тpубoчки, цвeтoчки, бaнтики, aлфaвит, звeздoчки и дpугиe); сeмeчки, мукa или кукуpузный кpaxмaл, кукуpузныe xлoпья, opexи, тeстo (сoлeнoe и oбычнoe), шишки, жeлуди, нитки (длинныe и пopeзaнныe нa мeлкиe кусoчки), бумaжныe сaлфeтки (пopвaнныe нa кусoчки, цeлыe или скoмкaнныe в мaлeнькиe шapики), пeсoк (суxoй и мoкpый), лoскуты ткaни, тpaвa, листья и дpугиe пpиpoдныe мaтepиaлы, гaлькa и всякиe мeлкиe кaмушки, гpунт, aквaгpунт, кусoчки пopoлoнa, вaтныe шapики, нapeзaннaя бумaгa, сoлoмa, мыльный paствop, вoдa,  пугoвицы, дepeвяннaя стpужкa);

Пpeдмeты, с кoтopыми мoжнo игpaть: мeлкиe фигуpки живoтныx и людeй, кубики, кoльцa, шapики, лoскуты, мaлeнькиe кopoбoчки, кaмушки, игpушeчныe фpукты, искусствeнныe и нaстoящиe paстeния, дepeвянныe буквы и цифpы;

Инструменты для пересыпания, переливания: совочки, ложки, формочки, ведерки, сачки, шумовка, щипцы, лопатки, грабли, мисочки, сито, воронка и т.д.

 Когда основа подобрана, добавляются готовые или сделанные руками детей атрибуты, мелкие предметы, игрушки по различным лексическим темам.

    Цель использования сенсорной коробки - создание символического целостного образа, объединяющего и обобщающего информацию от нескольких сенсорных систем (зрение, слух, тактильное восприятие, обоняние) для решения развивающих задач.

    Сенсорные коробки универсальны тем, что могут использоваться во всех возрастных группах.

Правила работы  с сенсорными коробками:

1. Занятие проводится индивидуально или подгруппами по 2-3 ребенка (возможно проведение занятий с группой детей, используя сенсорные коробки на каждого ребенка).

2. Перед работой убедиться (спросить у родителей), нет ли аллергии у кого-либо из участников игры на любой компонент из коробки.

3. Нельзя оставлять ребенка во время игры с сенсорными коробочками наедине!

4. При работе с детьми до 3 лет коробка  не должна содержать мелких деталей, которые ребенок мог бы проглотить. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть компоненты, содержащиеся в коробке.

5. До и после окончания работы - помыть руки с мылом!

6. Важно помнить, не забывать менять её содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны

7. Если вы используете красители, отдавайте предпочтение пищевым.

8. Занятие с сенсорной коробочкой рекомендуется проводить до 10 минут.

          Сенсорные коробки с крупой

Добавьте в крупу камушки, фасоль, болтики, игральные кубики, монетки (чистые), пуговицы и прочую мелочевку. Ребенку очень понравится выбирать предметы из крупы и складывать их в баночку. В процессе игры хорошо тренируется пинцетный захват пальчиками. Ребенку 1.5 лет и старше можно предложить еще и сортировать найденные предметы по цветам или форме.

Также в такой коробке можно практиковать орудийные действия, поэтому подготовьте совки, ложки и емкости. Тем, кто уже научился справляться с совком, можно показывать, как пересыпать крупу из одной тары в другую. Для разнообразия сенсорного опыта в играх я использую разные крупы: гречку, пшено, овсянку, манку, рис, горох. Рис можно еще и покрасить в яркие цвета.

 

Сенсорные коробки по цветам

Чтобы малыш лучше запомнил цвета сенсорную коробку можно использовать в одном цвете. В процессе игры с такой коробкой ребенок очень быстро усваивает цвета, т.к. нужный цвет находится все время перед глазами, а его название много раз упоминается во время обсуждения игры.

Сенсорная коробка с макаронами

Чтобы разнообразить тактильный опыт малышей, я использую наполнитель покрупнее, например, макароны. Суть игры здесь та же самая – перекладываем макароны ложкой, достаем руками, отыскиваем среди макарон небольшие игрушки. Еще дети очень любят надевать большие макароны на пальчик. Здесь можно использовать игру «Покорми зверушку» с использованием голодной баночки.

 

Сенсорная коробка  с ситом

Для детей, которые уже хорошо освоили совок, можно предложить и другие приспособления для игры, например,  сито.

Один совет: для сенсорной коробки с ситом нужно брать крупу помельче, например, манку. При помощи сита вы можете научить малыша отделять от манки фасоль, пуговицы или маленькие игрушки. В общем, сыграть в Золушку. В ходе этого опыта у ребенка складывается четкое представление о совместимости размеров, он понимает, что в мелкие дырочки сита крупные зернышки или предметы никак не поместятся.

 

Сенсорная коробка с гидрогелем (аквагрунтом)

Ощущения здесь совсем новые и непривычные – аквагрунт скользкий, прохладный, мокрый и в то же время не жидкий. А достать из него игрушки для малыша не так просто, как кажется, они того и гляди выскользнут!

Найти аквагрунт можно в любом цветочном магазине. Его нужно залить водой за несколько часов до игры.

 

Сенсорная коробка с водой

Игры с водой хорошо устраивать в тазике или в большом контейнере. Очень увлекательное занятие – вылавливать из воды игрушки ложкой, поварешкой или сачком. При этом одинаково интересно доставать как плавающие, так и тонущие предметы, заодно ребенок получает первое понимание «тонет-не тонет».

Можно также взять различные стаканчики и формочки, переливать при помощи них воду, набирать воду большой ложкой в стаканчик. А еще можно делать для маленьких игрушек кораблики из песочных формочек.

Тематические сенсорные коробки для детей

 «Ферма»

Сенсорная коробка с домашними животными отлично подойдет в качестве первой тематической коробочки. Как правило, дети просто обожают кого-то кормить, а в этой коробке для маленького «кормильца» просто благодать, можно сколько угодно насыпать корм в корыта и чашки. Во время игры можно ненавязчиво повторять названия домашних животных, вспоминать, кто чем питается, кто как помогает человеку и т.д.

Как играть?

Самое интересное — это, конечно, кормить животных, насыпая им крупу в корыто.

Укладывали животных спать, расставляя их на ночь в сарае;

Отправляли животных попастись, попить на водоем, и даже искупаться;

На ферму могут приехать и покататься на лошадках.

Можно загнать в стойло каких-нибудь непослушных козликов, которые перепрыгивали через забор, и т.д., вариантов игры масса, зависят они только от вашей фантазии и возраста ребенка.

 

«Море»

Очень простая в исполнении и очень необычная по ощущениям морская сенсорная коробка-желешка. Понадобится только вода, желатин, любой краситель (пищевой, гуашь, жидкая акварель), ну и немножко терпения, чтобы все это хорошенько застыло. Детям очень нравится возиться в этой необычной консистенции, изучать ее на ощупь, расковыривать в ней дырочки, находить спрятанные фигурки, просто шлепать по ней, в конце концов.

 

«Зима», «Северный полюс»

Главный элемент зимней сенсорной коробки – снег.

Из чего сделать снег?

·                     Манка;

·                     Рис;

·                     Крупная соль;

·                     Вата или ватные шарики;

·                     Покрошенный пенопласт;

·                     Очень приятная по консистенции масса получается, если смешать крахмал или соду (400 г) и пену для бритья (200 мл), Пену лучше покупать для чувствительной кожи.

Как играть?

Пингвиненок постоянно терялся, а потом с нашей помощью искал дорогу к дому.

На Северный полюс прибывали ученые и путешественники. Чтобы укрыться от ледяных ветров, они наспех сооружали себе укрытие.

                                                                               

 «Поиск сокровищ»

Песок, лопатки-совочки и спрятанные драгоценности (бусы, цепочки, брошки, коробочки-сундучки) – настоящий рай для юного кладоискателя!

 

«Осень»

Наполните контейнер осенними листьями, шишками, травой и другими природными материалами. Дополнят картину фигурки животных, фермера, грабли, игрушечные фрукты и овощи

 

«Летняя лужайка»

Коробка наполнена подкрашенным в зеленый цвет геркулесом-травкой, а в травке ползают жуки, кузнечики и божьи коровки.

  Таким образом, использование сенсорной коробки в работе с детьми дошкольного возраста возможно без особых материальных затрат и больших усилий со стороны воспитателя, главное — заинтересовать ребенка. Ну и, конечно же, не забывать почаще менять ее содержимое и не давать ребенку все сразу, чтобы каждая игра с сенсорной коробкой давала детям ощущение новизны, и поэтому оставалась бы для них всегда привлекательной и интересной, а главное – несла бы в себе развивающую функцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации воспитателям по оснащению зоны физического развития нестандартным оборудованием.

 «Мягкое бревно».Размер: диаметр – 15 см. длинна – 1,5 м.Применение:ходьба по бревну с целью профилактики плоскостопия.перекатывание, переползание через бревно.Изготовление: чехол из прочной ткани, кл...

Презентация по психологии "Понятие зоны актуального развития и зоны ближайшего развития."

1.Рассмотреть психологическую основу теории развивающего обучения2.Представить основные понятия - зоны актуального развития и зоны ближайшего развития.3.Показать преимущества развивающего обучения...

Мастер-класс для родителей и педагогов "Развитие компенсаторных возможностей организма детей с ОВЗ через взаимодействие с воспитывающими взрослыми в зоне ближайшего развития"

В данном материале описывается опыт работы с детьми с ОВЗ и рекомендации для воспитывающих взрослых в организации занятий с детьми по налаживанию диафрагмального дыхания и "ГИМНАСТИКИ МОЗГА" (кинезиол...

Развитие сенсорных способностей детей раннего возрастаРазвитие сенсорных способностей детей раннего возраста (консультация для родителей) Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрастающ

Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста(консультация для родителей)  Сенсорное развитие детей во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания подрас...

Зона сенсорных ощущений

Развивающие пособия для детей младшего дошкольного возраста,  изготовленные вручную в сотрудничестве с воспитателем высшей категории Терентьевой Еленой Николаевной, направленные на развитие мелко...