Создание предметно-развивающей среды в мини- лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2 мл.группе
статья (младшая группа) по теме
За последние десятилетия выпущено достаточно нормативных и научно- методических материалов, которые обеспечивают современную "Концепцию дошкольного воспитания" и задают общие стратегические принципы формирования предметно- развивающей среды по сенсорному развитию (принцип активности, стабильности-динамичности, комплексирования, эмоциогенности , учета половых и возрастных различий и пр.).Однако они не отвечают на вопрос педагога- практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе, или в учреждении дополнительного образования). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованной непосредственно-образовательной деятельностью. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. Непосредственно-образовательная деятельность во 2 младшей группе предполагает развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач по сенсорному развитию в частности. Развитие и совершенствование восприятия(всех органов чувств), закрепление выделять свойства предметов , совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам ,обогащение чувственного опыта детей , развитие фиксировать его в речи-все это побудило меня взять тему проекта «Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2 мл. группе».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word_2.docx | 21.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории
для решения задач сенсорного развития во 2 младшей группе.
Актуальность проекта. За последние десятилетия выпущено достаточно нормативных и научно- методических материалов, которые обеспечивают современную "Концепцию дошкольного воспитания" и задают общие стратегические принципы формирования предметно- развивающей среды по сенсорному развитию (принцип активности, стабильности-динамичности, комплексирования, эмоциогенности , учета половых и возрастных различий и пр.).Однако они не отвечают на вопрос педагога- практика: каким образом сформировать эту среду, чем конкретно наполнить окружающее пространство ребенка (будь это группа в детском саду, классное помещение в школе, или в учреждении дополнительного образования). Разные образовательные программы дают конкретные рекомендации относительно предметного оснащения образовательного процесса и связаны только со специально организованной непосредственно-образовательной деятельностью. Для детей дошкольного возраста не менее важна совместная игровая деятельность и самостоятельная игра. Непосредственно-образовательная деятельность во 2 младшей группе предполагает развитие у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач по сенсорному развитию в частности. Развитие и совершенствование восприятия(всех органов чувств), закрепление выделять свойства предметов , совершенствование навыков установления тождества и различия предметов по их свойствам ,обогащение чувственного опыта детей , развитие фиксировать его в речи-все это побудило меня взять тему проекта «Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития во 2 мл. группе».
Цель проекта.
-Изучение, анализ и использование литературы, инновационных технологий , комплексных ,вариативных и парциальных программ по данной теме.
-Видоизменение и совершенствование мини-лаборатории.
-Адекватное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
-Совершенствование психических процессов у детей:
1.Формирование эмоциональной заинтересованности;
2.Знакомство с предметами и действиями с ними;
3.Развитие мышления и воображения;
4.Речевое развитие.
Длительность проекта- учебный год.
Участники проекта : воспитатель, родители и дети 2мл. группы.
Задачи проекта. Пробуждать интерес детей к поисковой деятельности, экспериментированию c приемами сенсорного обследования предметов;
Накопление сенсорного опыта (на основе операций с предметами).
Ознакомление с общепринятыми сенсорными эталонами и способами их использования.
Предполагаемый результат: Создание предметно-развивающей среды в мини-лаборатории для решения задач сенсорного развития.
Этапы реализации проекта. 1.Организационный этап . В начале я провела анкетирование с родителями с целью выяснить , что они знают об экспериментировании в д/саду в младшей группе в частности:
Что вы знаете о поисковой деятельности, экспериментировании в дошкольных учреждениях.
Зачем нужны эксперименты с различными материалами в д/саду?
С чем можно экспериментировать ребенку в 3-4 года?
Как вы думаете, какие понадобятся инструменты и материалы для экспериментирования?
Как вы думаете, какие понадобятся инструменты и материалы для экспериментирования?
Проводите ли вы с ребенком эксперименты дома? (какие?)
Что нужно сделать, чтобы заинтересовать ребенка к поисково- исследовательской деятельности?
Критерии оценок: - Точность представлений;
- Обоснованность, полнота ответа. Анкетирование показало , что родители почти ничего не знают об экспериментировании , но заинтересовались этой темой .Поэтому я подготовила план по реализации проектной деятельности на месяц . Изучила литературу по экспериментированию и опытами для детей 3-4 лет , познакомилась с новыми разработками проблемных заданий . Продуктивный этап . Сначала я стала привлекать родителей к составлению и обсуждению поэтапного плана работы над проектом .На родительском собрании поближе познакомила родителей с экспериментами , которые пройдут в этом месяце , целями и задачами по сенсорному развитию. Родители с интересом откликнулись на предложение пополнить предметно-развивающую среду и подобрать необходимое оборудование , пособия и материалы. Были закуплены весы , лупы , мерные стаканчики , трубочки, фонарики , разные емкости , пищевые красители .Были сделаны полочки для размещения материала .Критерии по которым мини-уголок формировался были –открытость и доступность для детей ; содержание - соответствие по возрасту(по требованиям «Программы воспитания и обучения»,по которой работает наш д /сад. Дети тоже принимали активное участие в создании мини-лаборатории . Они собирали природный материал - всевозможные веточки , палочки, шишки и желуди , камушки , тряпочки , листочки от деревьев и т.п. Вместе с детьми мы стали создавать модели и схемы предметов , явлений и свойств. Так как мы широко используем ковралин , то и модели тоже были изготовлены на липучках. Внесла изменения в планирование совместной деятельности с детьми ,стала составлять картотеку игр , игр – экспериментов для детей на этот год .
Материал , который мы расположили в мини-уголке экспериментирования рассчитан не только на детей среднего уровня развития ,но и позволяет провести более сложные эксперименты с детьми более высокого уровня.
Игры на Формирование сенсорных эталонов . ( Л-3)* Цель . Учить детей осязательному способу обследования , узнавания и называния плоскостных геометрических фигур (круг , квадрат, треугольник) и объемных тел(шар , куб),природных и рукотворных материалов(листочки , камушки , желуди , крупы ,ткани , бумаги и т.п.).
«Найди такую же», «Найди то , что назову», «Узнай на ощупь», «Достань и разложи», «Чей домик», «Собери бусы», «Что лишнее?», «Узнай и назови».
Неживая природа. (Л-5)* Вода. Узнаем, какая вода?
Цель. Выявить свойства воды : прозрачная, без запаха, льется, в ней растворяются некоторые вещества, имеет вес.
Материалы. Три емкости (пустая, с чистой водой, с фиточаем , с добавлением ванилина); стаканчики для детей.
Воздух . 1.Что в пакете? Цель. Обнаружить воздух в окружающем пространстве.
Материалы. Полиэтиленовые пакеты.
2. Игры с соломинкой. Цель. Познакомить с тем , что внутри человека есть воздух ,и обнаружить его.
Материал. Трубочки для коктейля.
3.Надувание мыльных пузырей. Цель . Научить пускать мыльные пузыри ; познакомить с тем , что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь.
Материал. Поднос, Воронка (желательно прозрачная) Соломинка , палочки с колечками на конце , мыльный раствор в емкости.
4.Ветер по небу гуляет. Цель. Обнаружить воздух.
Материал. Таз с водой, осенние листочки.
* (Л-5)- Цвет. Волшебная кисточка. Цель. Познакомить с получением промежуточных цветов путем смешения двух ( красного и желтого – оранжевый , синего и красного – фиолетовый , синего и желтого –зеленый ).
Материалы. Краски – красная , желтая , синяя ; палитра , кисточка ; пиктограммы с изображением двух цветовых пятен ; листы с 3 нарисованными контурами воздушных шаров ;образец для закрашивания ,в котором 3 тройки воздушных шаров ,где по два шара закрашены - красный –желтый ; красный - синий ; синий и желтый ,а один нет.
Вес. Притяжение.
Легкий - тяжелый. Цель. Показать, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые ).
Материалы. Игрушки Мишка и кукла Маша, разнообразные предметы и игрушки ; непрозрачные емкости с песком и листьями , камешками, водой и травой , подбор символа («тяжелый» , «легкий»).
Звук.
1. Что звучит? Цель. Научить определять по издаваемому звуку предмет.
Материалы. Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.
2.Музыка или шум? Цель. Научить определять происхождение звука и различать музыкальные и шумовые звуки.
Материалы. Колокольчик, трубочка, деревянные ложки, кубики, металлофон, коробочки со звуками.
Теплота.
Горячо- холодно. Цель. Научить определять температурные качества веществ и предметов.
Материалы. Емкости с водой разной температуры, таз, для мытья игрушек.
Человек.
Наши помощники. Цель. Познакомить с органами чувств и их назначением ( глаза – смотреть, уши – слышать, нос – определять запах , язык – определять вкус , пальцы – определять форму , структуру поверхности ) , с охраной органов чувств.
Материалы. Чудесная коробочка с дырочками, в которой лежит лимон ; коробочка с бубном ,чудесный мешочек с яблоком ; мешочек с сахаром, непрозрачный чайник с водой.
Человек. Рукотворный мир. Свойства материалов.
1. Бумага, её качества и свойства. Цель. Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность и свойства ( мнется, рвется , режется , горит ) .
Материал. Писчая бумага, ножницы, спички, спиртовка, емкости с водой , алгоритм описания свойств материала.
2.Древесина, её качества и свойства. Цель. Научить узнавать вещи , изготовленные из древесины ; вычленять её качества (твердость , структура поверхности – гладкая, шершавая; степень прочности; толщина ) и свойства ( режется , горит , не бьется , не тонет в воде).
Материалы. Деревянные предметы , емкости с водой , небольшие дощечки и бруски , спиртовка , спички , сапожный нож , алгоритм описания свойств материала.
3.Ткань, её качества и свойства. Цель. Научить узнавать вещи из ткани, определять её качества( толщина , структура поверхности , степень прочности , мягкость) и свойства ( мнется , режется , рвется , намокает , горит )
Материалы .Образцы х /б ткани 2-3 цветов , ножницы , спиртовка , спички , емкости с водой , алгоритм описания свойств материала.
4.Глина , её качества и свойства. Цель . Научить узнавать вещи из глины , определять качества ( мягкость , пластичность , степень прочности ) свойства ( мнется , бьется , размокает ).
Материалы . Глиняные предметы , кусочки глины , вода , подставки для работы , емкости ,алгоритм описания свойств материала.
Итоговый этап. Проводя работу над проектом мы с детьми проводили небольшие игры с элементами экспериментирования и в совместной деятельности в течении всего дня пребывания в детском саду (на прогулке, в индивидуальной работе ,включали и в непосредственно –образовательной деятельности).Ребята с удовольствием принимали участие в играх . В результате у детей появился интерес к экспериментированию , сбору ,накоплению материала . Дети стали внимательны к окружающим предметам , у них началось формирование начальных предпосылок поисковой деятельности, обследованию их с помощью органов чувств , закреплялось умение находить и называть предметы по определенным признакам , качествам (цвету , форме и т.п.). Подводя итоги этого проекта , я могу сказать, что создание оптимальных условий для развития познавательной активности детей путем экспериментирования позволил заинтересовать детей к учебной деятельности , и в дальнейшем я планирую продолжать начатую работу . Потому что поисково-экспериментальная деятельность позволяет всесторонне развивать современного дошкольника , объединять родителей и ребенка при решении образовательных задач , укрепляются связи ДОУ с семьей.
Список литературы.
1."Материалы и оборудование для детского сада" под редакцией Т.Н. Дороновой , Н.А. Коротковой (ЗАО "Элти-кудиц" г. Москва, 2003) допущено Министерством образования Российской Федерации.
2. Петровский В.А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении//Дошкольное образование в России. М., 1996
3. « Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста» .Из опыта работы . Составитель Н.В . Нищева (СПб Детство-пресс 2011) .
4. «Организация экспериментальной деятельности дошкольников.» Из-
дательство АРКТИ ,Москва 2010.
5. «Неизведанное рядом.» О. В. Дыбина , Н .П . Рахманова, В . В Щетинина.(Творческий центр СФЕРА . Москва 2010.
6. «Ребенок в мире поиска» ( Под ред. Дыбиной О.В. Творческий Центр СФЕРА . Москва 2005.)
7. «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения. » (Издательство АРКТИ. Москва 2011.)
8. «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» М., 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презинтация для воспитателей"Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды"(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)
Презинтация для воспитателей "Инновационный подход в создании предметно - развивающей среды "(ФГТ-условие изменения предметно - развивающей среды детского сада)...
Требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования по ФГОС. Организация предметно-развивающей среды ДОУ в связи с введением ФГОС
Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к стр...
Буклет "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-развивающей среды для сенсорного развития детей раннего возраста"
Буклет для педагогов на тему "Методические рекомендации для воспитателей по созданию предметно-пространственной среды для сенсорного развития детей раннего возраста"...
Конспект "Использование электронных образовательных ресурсов для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста"
Конспект "Использование электронных образовательных ресурсов для решения задач сенсорного развития детей раннего возраста"...
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"
Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...
Практика: «Сенсорное развитие детей раннего возраста через проектную деятельность и создание предметно-развивающей среды»
В настоящее время идеи раннего развития становятся все более популярными. Прогрессивные специалисты и родители малышей 1–3 лет сходятся во мнении, что чем раньше начать всесторонние занятия с ре...
Методические рекомендации по созданию предметно-развивающей среды по сенсорному развитию ребёнка третьего года жизни в семье
материал для воспитателей ДОУ...