Индивидуально-закрепляющие занятия в игровых зонах по развитию речи
план-конспект урока (развитие речи) по теме

Маидова Фатима Абдулагаевна

занятия по развитию речи

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ind.-zakrep._zanyatiya_v_igr._zonah_po_raz._rechi.doc244 КБ

Предварительный просмотр:

Индивидуально-закрепляющие

занятия в игровых зонах

по развитию речи детей

Тема: «Сбор фруктов»

Цель: Закреплять знания детей об основных цветах: красный, желтый. Умение различать величину – большой, маленький. Учить детей объяснять свои действия, отвечая на вопросы воспитателя по ходу занятия.

Закрепление – в спортивном уголке.

«Игры с мячами»

Вопросы воспитателя

Игровые действия

Предполагаемые

ответы детей

  1. Саша, смотри какие мячики у нас, все круглые. Скажи, какие мячики?
  2. Мячики похожи на круглые яблоки?
  3. Скажи, на что похожи мячики?
  4. Дай мне мячик как красное яблоко.
  5. Какого цвета ты дал мне мячик?
  6. Дай мячик желтый. Какого цвета ты дал мне мячик?
  7. Давай положим красные мячики в большой тазик, а желтые в маленький тазик.
  8. Саша, в какой тазик ты положил желтые яблоки?
  9. А в какой тазик ты положил красные яблоки?
  10. Саша, скажи, на каком дереве растут яблоки?

Мальчик рассматривает мячики.







Саша берет красный мячик и дает воспитателю.



Саша берет желтый мячик и дает воспитателю.


Саша раскладывает желтые мячики в маленький таз, а красные – в большой.


Смотрит.



Смотрит.



Круглые.


Похожи.



На яблоки.



Красный.



Желтый.







В маленький.



В большой.



На яблоне.

Тема: «Мы ходили на огород»

Цель: Учить детей внимательно следить за ходом рассказа, добавлять нужные слова, уточнить представление детей о моркови, обогатить их словарный запас за счет слов: красная, твердая, хрустит, едят, трут на терке.

Закрепление – в спортивном уголке.

«Игры с кубиками»

Вопросы воспитателя

Игровые действия

Предполагаемые

ответы детей

  1. Ксюша, посмотри, как много кубиков, будто овощей на грядке.
  2. Ксюша, где растут овощи?
  3. Посмотри, в корзине есть кубик такого же цвета, как морковь?
  4. Какого цвета морковка?
  5. Ксюша, выбери красные кубики и положи в тазик.
  6. Ксюша, кубики такие же твердые, как морковка? Потрогай, какие кубики.
  7. Когда морковку едят, она хрустит. Повтори: морковка хрустит.
  8. Когда морковка хрустит?
  9. Что мы делаем с морковкой, чтобы она стала мягкой?
  10. Давай возьмем тазик с нашими морковками (кубики). Пойдем на кухню, потрем морковку на терке.
  11. Ксюша, на чем ты трешь морковку?
  12. Для кого ты трешь морковку?
  13. Ты потерла морковку, какая она теперь стала? Она стала мягкой? Повтори: морковка стала мягкая.
  14. Покорми куклу Катю.







Ребенок показывает красный кубик.


Ребенок выбирает из корзинки красные кубики и кладет их в тазик.



Ребенок трогает кубики.



Ребенок повторяет.







Ребенок берет тазик, выполняет действия (понарошку трет морковку)














На грядке.





Красная.






Они твердые.



Морковка хрустит.


Когда ее едят.



Трем на терке.







На терке.


Для куклы Кати.




Морковка мягкая.

Тема: «Осенняя одежда для куклы Кати»

Цель:  Уточнить представление детей об одежде, назначении вещей, учить детей запоминать последовательность одевания на прогулку. Отвечать на вопросы воспитателя, учить различать и называть, из чего сделана и как выглядит та или иная вещь.

Закрепление – в раздевалке.

«Беседа в раздевалке»

Вопросы воспитателя

Игровые действия

Предполагаемые

ответы детей

  1. Матвей, давай вспомним, как кукла одевалась.
  2. Скажи, что сначала куколке надевали?
  3. Давай с тобой наденем тебе носочки.
  4. Из чего твои носочки сделаны? Они связаны из ниток. Повтори: Носочки связаны из ниток.
  5. Носочки теплые и пушистые. Какие у тебя носочки?
  6. Теперь наденем штанишки.
  7. Скажи, какого они цвета?
  8. Давай вспомним, что надевала дальше кукла.
  9. Надевай свою мягкую кофту.
  10. Матвей, из чего сделана твоя кофта? Она сшита из ткани. Повтори: Кофта сделана из ткани.
  11. Чтобы ножки не промокли, что мы наденем?
  12. Какого цвета твои сапоги?
  13. Из чего сделаны твои сапоги? Сапоги сделаны из резины. Повтори: Сапоги резиновые.
  14. Скажи, что ты дальше будешь надевать?
  15. Смотри, какая у тебя шапка с помпоном. Давай ее наденем.
  16. А в конце что мы наденем?
  17. Сколько на куртке пуговиц?
  18. Одевайся, а я помогу.





Ребенок надевает носки.








Ребенок надевает штанишки.



Ребенок надевает кофту.













Ребенок надевает шапку.


Ребенок надевает куртку.



Носочки.




Носочки связаны из ниток.




Теплые и пушистые.


Синие.


Кофту.




Кофта сшита из ткани.



Сапоги.

Зеленые.



Сапоги резиновые.

Тема: Сказка «Репка»

Цель: Учить детей внимательно слушать сказку, рассказывание которой
сопровождается иллюстрациями и фигурками настольного театра. Вызвать
желание детей послушать сказку еще раз. Учить детей повторять следом за
воспитателем. Запоминать и называть последовательность выстраивания
персонажей сказки. Пояснять какие шубки у собаки и кошки.
Закрепление занятия
на фланелеграфе.

«Действие сказки с конца».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Аня, кто последний прибежал

Мышка.

тянуть репку?

2. Какого цвета шубка у мышки?

Шубка серая.

3. Репку вытянули, и пускай

Ребёнок убирает мышку.

мышка бежит себе в норку.

Убирай её.

4. А перед мышкой кто прибежал

Кошка.

тянуть репку?

5. Шубка у кошки пушистая.

Пушистая

Какая у кошки шубка?

шубка.

6. Давай кошку отпустим на

солнышко греться. Убери

Ребёнок убирает кошку.

кошку.

7. Кто прибежал перед кошкой?

Собака.

8. Собака лохматая. У неё

шёрстка длинная. Аня,

У собаки

повтори: «У собаки шёрстка

шёрстка

длинная».

длинная.

9. Сколько у собаки лапок?

Много.

10. Собака нам больше не нужна

Не нужна.

тянуть репку?

11. Пускай бежит себе в конуру,

давай уберём её.

Ребёнок убирает собаку.

12. Внучка помогала тянуть

Помогала.

репку?

13. Давай её отпустим, пускай

она бежит играть.

Ребёнок убирает внучку.

14. Кто остался возле репки?

Дед и баба.

15. Какого цвета репка?

Жёлтая.

16. Воспитатель: «Они вытянули

репку и ушли в дом».

17. Убирай остальные фигурки,

Ребёнок убирает

пусть отдыхают».

остальные фигурки.

Тема: «Рассматривание автомашин»

Цель: Учить детей различать по внешнему виду и называть грузовой и
легковой автомобили, их основные части: кабина, руль, колеса, кузов.
Различать и называть цвет машины.
Закрепление занятия
в транспортном уголке.

«Гараж для машин»

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Илюша, какие стоят игрушки в

Машины.

транспортном уголке?

2. Илюша, скажи, какие машины

Большие и

стоят в гараже?

маленькие.

3. Воспитатель: «В гараже

грузовые и легковые

машины». Повтори, какие

Грузовые,

машины?

легковые.

4. Илюша, возьми легковую

Ребёнок берёт машину и

машину и дай мне.

даёт воспитателю.

5. Какого цвета легковая

Машина

машина?

красная.

6. Смотри, дети разбросали

пирамидки. Какую машину

надо взять, чтобы их отвезти

Ребёнок берёт грузовую

Грузовую.

на место?

машину.

7. Покажи, куда будем грузить

Ребёнок показывает.

В кузов.

пирамидки?

8. Какого цвета кузов?          

Кузов зелёный.

9. Покажи, куда сядет шофёр,

Ребёнок показывает

чтобы везти пирамидки?

место шофёра.

В кабину.

10. Водитель сидит в кабине,

держится за руль, рулит. Что

держит в руках шофёр?

Держит руль.

11. Илюша, колёса в машине

похожи на колесики в

Ребёнок сравнивает,

пирамидке.

обследуя руками.

Похожи.

12. Сколько колёс в машине?

Много.

13. Давай погрузим пирамидки в

Ребёнок грузит

кузов и отвезём их на место.

пирамидки.

Тема: Чтение рассказа «Кошка»

Цель: Приучать детей правильно и отчетливо произносить звук «М», «Мь»,

закрепи произношение звука «У». Активизировать в речи слова: острые

когти, мурлыкает, фыркает. Какого цвета шубка у кошки, какая она на

ощупь.

Закрепление занятия в мягком уголке.

«Кошка Мурка»

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. В мягком уголке много разных

игрушек. Аня, давай их

Ребёнок трогает.

потрогаем.

2. Они такие же мягкие и

пушистые, как наша кошка

Такие же.

Мурка?

3. Какие шубки у зверюшек?

Мягкие и

пушистые.

4. Какого цвета шубка у кошки?

Белая.

5. Давай подуем на шубку. Она

Ребёнок дует.

шевелится?

Шевелится.

6. Кого ловила кошка?

Мышку.

7. Кошка ловила мышку и

Ловила мышку

фыркала. Что делала кошка?

и фыркала.

8. Кошка довольная сидела,

мурлыкала, пела песенку. Как

Мур-мур-мур.

она пела песенку?

9. У кошки когти острые?

Острые.

10. Аня, смотри, вот подушка.

Ребёнок трогает

Потрогай её, она тоже мягкая.

подушку.

Мягкая.

11. Проведи ладошкой по

Ребёнок проводит по

подушке. Здесь что-то

подушке рукой.

Царапается.

царапается.

12. Вытащи, что там царапается.

Ребёнок вытаскивает.

Перышко.

13. Воспитатель: «Да это

Держит в руках.

Да.

перышко!»

14. Перышко также царапалось,

Царапалось.

как когти у кошки Мурки?

15. Какого цвета перышко?

Рассматривает.

Белого.

16. Перышко такое же белое, как

Такое же белое.

шубка у кошки?

17. Как кошка разговаривает?

Мяу-мяу.

Тема: «Купание куклы Кати»

Цель: Помочь детям запоминать и употреблять в речи названия предметов,
действий, качеств: ванночка, мыло, мыльница, полотенце, намыливать,
смывать мыло, вытирать, горячая, холодная, теплая вода. Различать и
называть какого цвета мыло, чашка.
Закрепление занятия
в кухонном уголке.

«Намылись, накупались»

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Аня, что мы делали с куклой?

Купали.

2. В чём купали куклу?

В тазике.

3. Посмотри, какого цвета тазик?

Ребёнок рассматривает.

Жёлтого.

4. Что наливаем в таз?

Воду.

5. В какой воде будем купать

Тёплой.

куклу, тёплой или холодной?

6. Давай возьмём горячую и

Ребёнок выполняет

холодную воду и смешаем.

действие понарошку.

7. Какую мы воду брали?

Горячую и

холодную.

8. Какая вода получилась?

Тёплая.

9. Как будем купать куклу, что

возьмём вместо мыла?

Воспитатель подсказывает:

«Посмотри, кирпичик похож

Ребёнок рассматривает.

Похож.

на мыло?»

10. Наше мыло какого цвета?

Зелёное.

11. Аня, возьми вместо мочалки

Ребёнок берёт.

прихватку.

12. Что ты взяла вместо мочалки?

Прихватку.

13. Мочалка круглая или

квадратная?

Круглая.

14. Мочалка мягкая или жёсткая?

Мягкая.

15. Чем намылим мочалку?

Мылом.

16. Теперь можно купать куклу?

Можно.

17. Покажи, как будешь купать

Ребёнок понарошку

куклу?

купает куклу.

Тема: Сказка «Курочка Ряба»

Цель: Учить детей слушать сказку, сопровождая иллюстрациями и
фигурками настольного театра. Вызвать желание детей послушать сказку еще
раз. Развивать память детей.
Закрепление темы занятия
на фланелеграфе.

«Курочка»

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1.   Марина, как звали курочку, которая

Ряба.

снесла яичко?

2.  Давай на фланелеграфе выложим

курочку из геометрических фигур.

3.   Какого цвета будет наша курочка?

4.   Возьмём два круга - большой и

Синяя.

маленький. Какие мы взяли круги?

5.   Выложи туловище и голову

курочки на фланелеграфе.

Большой и

маленький.

6.   Клюв выложим из жёлтого

Ребёнок выкладывает

треугольничка. Из чего мы

геометрические фигурки.

выложим клюв?

Ребёнок выкладывает клюв.

7.   Лапки какого цвета будут у

курочки?

Из жёлтого

8.  Давай их выложим из узких

треугольника.

прямоугольников.

Красные.

9.  Какой формы лапки?

10. Прикладывай лапки. У нас

получилась курочка.

Ребёнок выкладывает лапки.

Из прямо-

11. Что снесла курочка?

угольников.

12. Овал похож на яйцо?

13. Какого цвета у нашей курочки

яйцо?

Яйцо.

14. Приложи яйцо к курочке.            

Ребёнок прикладывает овал

Похож.

к фланелеграфу.

15. Кто разбил яйцо?

Жёлтое.

16. Давай нашу мышку выложим из

маленького кружочка и маленького

овала. Из каких фигурок будет наша

Мышка.

мышка?

17. Какого цвета получилась наша

мышка?

Из кружочка и

18. У кого жила курочка Ряба?

овала.

Зелёная.

У деда и бабы.

Тема: Стихотворение «Вот снежок летит»

Цель: Помочь детям понять содержание стихотворения. Учить детей
слушать, повторяя за воспитателем. Формировать интонационную
выразительность речи. Правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Развивать речевое дыхание, вырабатывать длительный непрерывный выдох.
Закрепление темы занятия
в мягком уголке.

«Чудные салфетки».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Аня, посмотри, какие

Ребёнок рассматривает.

Салфетки.

красивые у нас на столе

салфетки.

2. Какого цвета салфетки?

Ребёнок берёт в руки

Белые.

3. Салфетки сделаны из бумаги?

салфетку.

Салфетки из

бумаги.

4. Бумага рвётся или нет?

Ребёнок отрывает

Бумага рвётся.    

Попробуй.

кусочек.

5. Давай разорвём салфетку на

маленькие кусочки.

Ребёнок рвёт салфетку.

6. Кусочки салфетки похожи на

Похожи.

белые снежинки?

7. Какого цвета бумажные

Белые.

снежинки?

8. Посмотри в окно. Что ты

Ребёнок рассматривает

Снежинки

видишь?

улицу.

летят.

9. Снежинки летят и падают на

землю.

10.На них дует ветер?

Дует.

11 .Ветер бывает слабый и

сильный. Давай сделаем

Ребёнок вместе с

слабый ветерок. Подуем чуть-

воспитателем дует на

чуть.

снежинки.

12.Снежинки улетели со стола

Снежинки не

или не улетели?

улетели.

13. А теперь давай сильно и долго

Дуют вместе.

подуем.

14.Аня, что ты сделала, чтобы

Сильно подула.

снежинки летали?

15.Наши снежинки лёгкие?

Снежинки

лёгкие.

16.0ни летают и кружатся?

Летают и кружатся.

Тема: «Рассматривание елки»

Цель: Оживить воспоминания о недавно прошедшем празднике новогодней
елки. Побуждать рассказывать о своих впечатлениях несколькими
предложениями. Активизировать в речи слова: праздник, елка, дед Мороз,
Снегурочка, елочные игрушки, шарики блестящие, разноцветные, большие и
маленькие, елка зеленая.
Закрепление темы занятия
у елки.

«У елки».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Ксюша, где растут ёлки?

В лесу.

2. В лесу много ёлок?

Много.

3. А они большие?

Большие.

4. У нас в группе сколько ёлок?

Одна.

5. Она большая или маленькая?

Маленькая.

6. Давай подойдём к нашей

Ребёнок подходит к ёлке

ёлочке и потрогаем её. Наша

и трогает.

Колючая.

ёлочка колючая?

7. Какого цвета ёлочка?

Ребёнок рассматривает,

Зелёная.

какого цвета ёлка.

8. Почему мы нарядили ёлку?

Потому что

праздник.

9. Чем нарядили ёлку?

Шариками.

10.Расскажи, какие на ёлке

Рассматривает.

шарики? Какой формы?

Круглые.

11. А шарики на ёлке большие?

Маленькие.

12. Какого они цвета?

Красные, синие,

жёлтые,

зелёные.

13. Мы украсили ёлочку

блёстками и она блестит.

Ёлочка блестит.

Посмотри, ёлочка блестит.

Ребёнок смотрит.

14. Наша ёлочка нарядная.

Ёлочка

нарядная.

15.Кто приходил на праздник?

Дед Мороз и

Снегурочка.

Тема: Рассматривание иллюстраций «Дикие звери и их детеныши»

Цель: Учить детей различать и называть взрослых животных и их
детенышей, упражнять в произнесении звукоподражаний: громко, тихо,
тоненьким голосом. Активизировать в речи слова: шерстка мягкая, пушистая,
рыжая, серая, голова, уши длинные, короткие, глаза, нос, лапы, хвост.
Закрепление темы занятия
в книжном уголке.

«Любимая книжка».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1.   Варя, посмотри, какая интересная

книга, и как красиво нарисован лес.

Ребёнок

Кто в лесу живёт?

перечисляет.

2.   Что дальше нарисовано в нашей

Ребёнок рассматривает.

книге?

3.  Кто сидит под кустиком и дрожит?

Зайка.

4.   Какие у зайки ушки?

Длинные.

5.  Хвостик у зайки короткий.

Хвостик короткий.

Повтори.

6.  Шёрстка у зайки мягкая и

Мягкая и

пушистая. Варя, повтори: мягкая и

пушистая.

пушистая.

7.  Покажи, как зайка прыгает.

Ребёнок показывает.

8.   Вот здесь на картинке кто ест

Медведь.

сладкую малину?

9.   Как рычит медведь? Покажи.

Широко расставляя руки и

ноги, ребёнок рычит: у-у-у.

10. Кто в лесу злой и зубастый?

Волк.

11. У волка шубка серая?

Серая.

12. Варя, посмотри, у волка длинный

Длинный хвост и

хвост и длинные лапы. Повтори.

Ребёнок повторяет.

длинные лапы.

13. Когда волк злится, он рычит. Как

волк рычит?

Р-р-р-р.

14. Рыжая шубка у кого? Какого цвета

шубка у лисы?

Рыжая.

15. Хвостик у лисы длинный и

Длинный и

пушистый. Какой хвостик у лисы?

пушистый.

16. Ушки у лисы такие же длинные,

как у зайки или короткие?

Ушки короткие.

17. Мама лиса большая, а её детёныши

лисята маленькие. Какие лисята?

Маленькие.

18. Как лиса ходит, покажи.

Изображает походку лисы.

19. Варя, почему звери не мёрзнут

зимой? Какие у них шубки?

Тёплые, пушистые.

Тема: Русская народная сказка «Теремок»

Цель: Помочь детям понять содержание сказки, учить внимательно слушать
сказку с наглядным сопровождением и без него. Увлечь детей в участие
драматизации отрывков из сказки, формировать интонацию, выразительность
речи. Правильно отвечать на вопросы воспитателя.
Закрепление темы занятия
в уголке конструирования.

«Домик из кубиков».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1.   Оксана, что стояло в поле?

Теремок.

2.   Вспомни, кто жил в теремке?

Перечисляет

3.   Из каких кубиков будем строить

персонажи.

теремок - из больших или

маленьких?

Из маленьких.

4.   Оксана, давай сделаем наш теремок

из кубиков разного цвета.

5.   Вспомни, кто первый прибежал

жить в теремок?

Мышка.

6.   Какая мышка - большая или

Маленькая.

маленькая?

7.   Оксана, найди жёлтый кубик. Это

Ребёнок берёт кубик.

будет домик для мышки.

8.   Какого цвета домик у мышки?

Жёлтый.

9.   А кто прибежал к теремку после

Лягушка.

мышки?

10. Лягушка зелёная?

Зелёная.

11. Возьми кубик такого же цвета, как

Ребёнок берёт зелёный кубик

лягушка. Это будет её домик.

и ставит рядом с жёлтым.

12. А кто был следующим?

Зайка.

13. Помнишь, какая у зайки шубка?

Белая, пушистая.

14. Выбери кубик для домика зайки.

Берёт кубик белого цвета.

15. Какой кубик по цвету ты выбрала

Белый.

для домика зайки?

16. А кто рыжий по полю бежит к

Лиса.

теремку?

17. Похож красный кубик на шубку

Похож.

лисички?

18. Пусть красный кубик будет

Берёт кубик красного цвета.

домиком для лисы.

19. Кто последний поселился в

Волк.

теремке?

20. Как ты думаешь, синий домик

Понравится.

понравится волку:

21. Возьми синий кубик. Это будет

Берёт кубик синего цвета.

домик для волка.

22. Какого цвета домик у волка?

Синего.

23. Теремок получился большой или

Большой.

маленький?

24. А кто пришёл и сломал теремок?

Мишка.

Тема: «Профессия взрослых».

Цель: Знакомство детей с профессиями. Соотносить орудия труда с
профессией, активизировать в речи слова: няня, доктор, шофер, продавец.
Учить детей пользоваться заменителями, правильно приспосабливать в игре,
объяснять свои действия.
Закрепление темы занятия
в уголке доктор.

«Доктор»

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Паша, кого лечил доктор?

Зайца.

2. Что надо сделать, чтобы зайка

Дать таблетку.

выздоровел?

3. Давай возьмём баночку с

Ребёнок берёт баночку,

таблетками и дадим зайке.

таблетки и даёт зайке.

4. Какой формы таблетки?

Ребёнок рассматривает,

Таблетки

какой формы таблетки.

круглые.

5. Какого они цвета?

Ребёнок рассматривает,

Таблетки белые.

какого цвета таблетки.

6. У зайки болит лапка. Чем мы

Бинтом.

забинтуем лапку?

7. Потрогай, какой бинт - мягкий

Ребёнок трогает бинт.

Мягкий.

или твёрдый?

8. Давай возьмём бинт и

Ребёнок старается

забинтуем зайке лапку.

замотать зайке лапку.

9. У зайки температура. Паша,

чем будем измерять температуру?

Градусником.

10. Бери градусник и ставь зайке.

Ребёнок берёт градусник

и ставит зайке.

11. У зайки большая

Ребёнок смотрит на

Большая.

температура?

градусник.

12. Зайке нужно сделать укол.

Чем мы будем делать укол?

Шприцом.

13. Бери шприц и делай укол.

Ребёнок берёт шприц и

делает укол.

14. Наш зайка выздоровел?

Зайка

выздоровел.

15. Воспитатель хвалит ребёнка,

что он был хорошим

доктором.

Тема: «Геометрическое лото».

Цель: Научить детей различать и правильно называть некоторые
геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник. Различать и называть
цвета, правильно выполнять свои действия.
Закрепление темы занятия
на дидактическом столе.

«Геометрический домик».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Андрюша, смотри какой

Ребёнок рассматривает

домик, с окошками разной

геометрический домик.

формы.

2. Открой домик и посмотри,

Ребёнок рассматривает

какие там фигурки.

фигурки.

3. Возьми круг и скажи, какого

Ребёнок берёт в руки

Круг зелёный.

он цвета?

круг.

4. Андрюша, вставь круг в

Вставляет фигурку.

круглое окошко.

5. Какой формы окошко?

Окошко

круглое.

6.   Найди квадратик и скажи,

Находит квадратик.

Квадратик

какого он цвета?

красный.

7. Давай найдём окошко для

Ищет окошко для

квадратика.

квадратика.

8. Какой формы это окошко?

Окошко

квадратное.

9. Вставь наш квадратик в

Вставляет квадратик.

квадратное окошко.

10. Андрюша, а это что за

Треугольник.

фигурка с тремя углами?

11. А треугольник какого цвета?

Треугольник

жёлтый.

12. Давай найдём окошко и для

Находит окошко для

треугольника.

треугольника.

13. Какой формы это окошко?

Окошко

треугольное.

14. Вставь треугольник в

Вставляет треугольник.

треугольное окошко.

15. Все фигурки нашли своё

окошко.

Тема: «Подбери перышко петушку».

Цель: Учить детей различать и называть красный, желтый, зеленый цвета.
Повторять простые и относительно сложные фразы. Учить находить в
игровых уголках сходство предметов к занятию.
Закрепление темы занятия
в книжном уголке.

«Яркий петушок».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Диана, посмотри какой на

Рассматривает петушка.

картинке яркий петушок.

2. Покажи пальчиком, где у

Показывает жёлтое

петушка жёлтое перышко?

перышко.

3. Какого цвета перышко?

Это перышко

жёлтое.

4. У петушка есть красное

Показывает красное

перышко. Покажи, где оно.

перышко.

5. Это перышко какого цвета?

Это перышко

красное.

6. Смотри, петушок стоит на

Рассматривает, что

лужайке и клюёт травку.

делает петушок.

7. Что делает петушок?

Клюёт травку.

8. А травка какого цвета?

Травка зелёная.

9. На лужайке ходят курочки.

Рассматривает курочек.

Петушок зовёт их себе.

10. Как петушок зовёт к себе

Ребёнок озвучивает

Ко-ко-ко.

курочек?

петушка.

11. Диана, покажи, как петушок

Показывает, как

Кукареку!.

машет крыльями и кричит?

петушок машет

крыльями и озвучивает

его.

Тема: «Рассматривание диких птиц: ворона, воробей».

Цель: Закрепить знания детей о диких птицах, используя иллюстрации и
модели птиц с накладными частями тела. Учить сравнивать двух птиц,
находя признаки различия: большая, маленькая; и сходства: клюв, крылья,
лапы. Учить подражать птицам.
Закрепление темы занятия
на фланелеграфе.

«Ворона».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Аня, где живёт ворона?

На улице.

2. Давай из геометрических

фигурок построим ворону.

3. Для туловища возьмём

Ребёнок берёт большой

большой круг.

круг и прикладывает к

фланелеграфу.

4. Какой круг мы взяли для

Большой круг

туловища?

для туловища.

5. Голова у вороны будет из

маленького круга.

6. Какой круг мы возьмём для

Маленький круг

головы?

для головы.

7. Голова выше туловища.

Покажи, куда мы приложим

Ребёнок соединяет два

маленький круг?

круга.

8. Чем клюёт ворона?

Клювом.

9. Клюв выложим из маленького

Ребёнок прикладывает

треугольника.

треугольник к

маленькому кругу.

10. Какую фигурку взяли для

Треугольник.

клюва?

11. А для лапок давай возьмём

Ребёнок прикладывает к

две узенькие полосочки.

туловищу две

полосочки.

12. Какого цвета лапки?

Лапки красные.

13. Чем машет ворона, когда

Машет

летит?

крыльями.

14. Для крыльев выберем

Большие

большие или маленькие

треугольники.

треугольники?

15. Приложи треугольники к

Ребёнок выполняет

туловищу вороны.

задание.

16. Как она кричит?

Кар-кар-кар.

Тема: Игра на дыхание «Бабочка, лети!»

Цель: Выработка длительного ротового выдоха.

Развивать воображение детей.

Закрепление темы занятия в уголке природы.

«Опавший листочек».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Воспитатель ставит перед

ребёнком цветок герани.

Женя, смотри какие листочки.

Ребёнок рассматривает.

Какого они цвета?

Зелёные.

2. Подуй на листочки. Они также

Ребёнок дует.

Дрожат.

дрожат, как крылышки у

бабочки?

3. Женя, посмотри, какой

Смотрит на листочек.

листочек: он пожелтел и

отвалился. Положи его себе на

Кладёт на ладошку.

ладошку.

4. Какого цвета листочек у тебя

Жёлтый.

на ладошке?

5. Подуй на него, чтобы он

Ребёнок дует.

полетел, как бабочка.

6. Смотри, листочек полетел.

Смотрит на листочек.

7. Листочек наш лёгкий, как

Лёгкий, как

бабочка. Какой листочек?

бабочка.

8. Листочек летит и кружится.

Летит и

Что делает листочек?

кружится.

9. Женя, а вот у нас игра

Ребёнок рассматривает

«Поляна». На ней много

игру.

разноцветных цветов и

бабочек.

10. Назови, какого цвета бабочки.

Зелёная, синяя,

красная, жёлтая.

11. Подуй на бабочек и на

Ребёнок дует.

цветочки.

12. Что делают бабочки?

Летают.

13. Давай полетаем, как бабочки.

Изображает бабочек,

машет руками и

кружится.

Тема: Заучивание стихотворения «Это мамин день» (отрывок)

Цель: Активизировать речь детей словами: солнце, праздник, цветы, подарки
маме.

Закрепление темы занятия в кухонном уголке.

«Подарок».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. У мамы праздник. Оксана,

давай накроем для мамы стол.

2. Чем мы будем угощать маму?

Конфетами,

печеньем.

3. Что мы положим в вазочку

Ребёнок находит в

вместо конфет? Вместо

игрушечных уголках

печенья?

бусы, фасоль,

квадратные пластины и

т.д.

4. Оксана, давай для мамы

приготовим пирожные.

5. Маленькие кубики похожи на

Похожи.

пирожные?

6. Возьми маленькие кубики и

Ребёнок кладёт кубики

положи на тарелку.

на тарелку.

7. Какого цвета наши пирожные?

Жёлтые.

8. Ягодкой можно украсить наше

Можно украсить

пирожное?

ягодкой.

9. Что мы возьмём вместо

Бусинку.

ягодки?

10. А ещё на мамин праздник

давай приготовим блины.

11. Прихватки похожи на блины?

Похожи.

12. Какой формы наши блины?

Круглые.

13. Возьми наши блины и сложи

Ребёнок складывает

на тарелочку.

блины.

14. В магазине нужно купить

цветы. Что купим в магазине?

Цветы.

15. У мамы праздник. Что мы

Угощение.

приготовим для неё?

Конфеты,

печенье,

пирожное,

16. Поставь на плиту чайник, и

Ребёнок ставит чайник.

блины.

будем ждать маму.

Тема: «Кто пришел, кто ушел».

Цель: Учить детей различать и называть птиц, о которых говорится в
потешке («Наши уточки с утра»). Учить детей понимать по форме и
содержанию вопросы воспитателя и отвечать на них, побуждать подражать
голосам птиц и запоминать звукоподражания. Уметь пользоваться
заменителями, правильно выполнять действия.
Закрепление занятия
в уголке конструирования.

«Необыкновенная семья».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Ксюша, расскажи, кто был в

Ребёнок перечисляет.

Папа петушок,

куриной семье?

мама курочка и

маленькие

цыплятки.

2. Давай возьмём большой

Ребёнок берёт кубик.

красный кубик. Это будет

понарошку папа петушок.

3. Какого цвета наш петушок?

Петушок

красный.

4. Как петушок кричит?

Кукареку.

5. Подбери сама кубик для мамы

Подбирает кубик.

курицы. Он должен быть чуть

поменьше.

6. Какого цвета наша курица?

Курица зелёная.

7. Как курочка разговаривает?

Ко-ко-ко.

8. Курочка наша такая же

Чуть поменьше.

большая как петушок или чуть

поменьше?

9. Сколько было цыплят у

Много.

курицы?

10. Маленькие жёлтые кубики

Похожи.

похожи на цыплят?

11. Возьми маленьких цыплят и

Ребёнок берёт жёлтые

отнеси маме курице.

кубики и выкладывает

рядом с красным и

Цыплята.

зелёным.

12. Какого цвета наши цыплята?

Жёлтые.

13. Как цыплята разговаривают?

Пи-пи-пи.

14. Ксюша, назови наших птиц.

Зелёный кубик -

Красный кубик - папа

мама курица,

петушок, а дальше?

жёлтые кубик-

- маленькие

15. Веди гулять куриную семью.

Ребёнок выполняет

цыплята.

действия.

Тема: Заучивание стихотворения «Дождик».

Цель: Помочь детям понять стихотворение, учить рассказывать его вместе с
воспитателем, отвечать на вопросы.
Закрепление темы занятия
в кухонном уголке.

«Тучка-невеличка».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Андрюша, откуда шёл дождик

Из тучки.

и мешал дедушке добраться до

дома?

2. Подо что спрятался дедушка,

Под зонтик.

чтобы не намочить свою

одежду?

3. Из чего мы сделаем тучку?

Губка похожа на тучку?

Похожа.

4. Возьми губку и намочи её под

Ребёнок мочит губку.

краном.

5. Что с губки капает?

Вода.

6. Вода мокрая?

Мокрая.

7. Как дождик капает с тучки?

Кап-кап-кап.

8. Куда дедушка спрятался от

Под зонтик.

дождя?

9. Под передник мы можем

Можем.

спрятаться как под зонтик?

10. Давай спрячемся под зонтик и

Ребёнок прячется под

пойдём гулять.

зонтик (передник) и идёт

гулять.

Тема: Слуховое восприятие «Узнай по звуку».

Цель: Развитие слухового внимания и фразы речи. Знать и называть
музыкальные инструменты. Учить заменять другими предметами, пояснять
свои действия, отвечать на вопросы.
Закрепление темы занятия
в сенсорном уголке.

«Приятные звуки».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Марина, посмотри, что лежит

Ребёнок рассматривает

у нас на столе?

предметы.

2. Смотри: вот сито. Оно похоже

Похоже на

на бубен?

бубен.

3. Какой формы сито?

Сито круглое.

4. Переверни сито и постучи

Ребёнок переворачивает

рукой,как в бубен.

и стучит.

5. Что за инструмент у нас?

Бубен.

6. А чем ещё можно постучать?

Палочкой,

кубиком.

7. Возьми кубики и постучи.

Ребёнок стучит.

8. Как звучит наш бубен?

Бум-бум-бум.

9. Погремушка наша звенела?

Звенела.

10. На нашем столе ягодка

Похожа.

похожа на погремушку?

11. Возьми ягодку и позвени.

Ребёнок звенит.

12.Что похоже на дудочку? Эта

Похожа на

палочка похожа на дудочку?

дудочку.

13. Как играла дудочка?

Ду-ду-ду.

14. Поиграй на нашей дудочке.

Ребёнок берёт палочку и

изображает игру на

дудочке.

Тема: Русская народная сказка «Колобок».

Цель: Помочь детям понять содержание сказки, побуждать подговаривать
слова в песенке колобка, вызвать желание послушать сказку еще раз. Учить
детей сравнивать предметы и сопоставлять с персонажами сказки, заменяя их
предметами-заменителями. Выполнять действия по просьбе воспитателя,
отвечать на вопросы.

Закрепление темы занятия в спортивном уголке.

«Я от всех ушел».

Вопросы

Игровые

Предполагаемые

воспитателя

действия

ответы детей

1. Диана, посмотри, какой мячик

Жёлтый.

похож на колобка?

2. Вспомни, от кого ушёл

Ребёнок

колобок?

перечисляет

персонажей

сказки.

3. Как ушёл колобок? Побежал,

Колобок

попрыгал или покатился?

покатился.

4. Диана, спой песенку колобка.

Ребёнок поёт

песенку

колобка: «Я от

бабушки ушёл, я

от дедушки

ушёл».

5. Наш колобок какой формы?

Колобок

круглый.

6. Колобок всё катится и катится.

Кто ему хитрый встретился на

Лиса.

дороге?

7. Чтобы лиса не съела нашего

колобка, нужно, чтобы он

покатился по другой дорожке.

8. Возьми мячик и покажи, как

Ребёнок берёт мячик и

покатился колобок.

катит.

9. Догони его.

Догоняет.

Литература, используемая в работе

Гербова В. В. "Занятия по развитию речи в первой

младшей группе" М. 1986 г.

Бондаренко А. К. "Дидактические игры в детском саду" М.

1991 г.

Галанова Т. В. "Развивающие игры в младшей группе до

трех лет" 1996 г.

Петрова В. А. "Методика занятий по развитию речи" М.

1965 г.

Венгер Л. А. "Воспитание сенсорной культуре ребенка" М.

1988 г.

Павлова Л. Н. "Знакомство малышей с окружающим

миром" М. 1987 г.

Богуславская 3. М. "Развивающие игры для детей младшего

дошкольного возраста" М. 1991 г.

Журнал "Дошкольное воспитание"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей ТЕМА: «Роль семьи в развитии речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома».

Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя сво...

Конспект итогового игрового занятия в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу".

Итоговое  занятие в подготовительной группе по развитию речи и обучению грамоте «Поможем Буратино пойти в школу" проводится в увлекательной игровой форме в зале.Интегрируемые образовательные...

Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта по теме: «Необычные приключения утенка»

Школа  родителей. Конспект интегрированного занятия в игровой комнате по развитию познавательной деятельности и развитию речи у детей дошкольного возраста со сложной структурой дефекта. Цель: про...

Конспект занятия в старшей группе по развитию речи с использованием игрового набора «Дары Фребеля» на тему «Дружная семья»

Конспект занятия по развитию речис использованием игрового набора«Дары Фребеля» на тему «Дружная семья»...

Конспект занятия с использованием игровых приёмов по развитию речи «Цветик –семицветик»

Цель: выявить полученные знания, умения, представления по развитию речи детей....