Самообразование "Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".
опыты и эксперименты (старшая группа)

Арчагова Алена Валерьевна

Самообразование "Экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_po_samoobrazovaniyu_archagova_a.docx19.46 КБ

Предварительный просмотр:

Отчет по самообразованию                                                                           Арчагова А.В.

Тема: «Экспериментирование с детьми старшего дошкольного возраста».

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. А особенно ребенок-дошкольник.

 Китайская пословица гласит:

 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать и я пойму». Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам. Чем активнее ребенок экспериментирует, исследует, ощупывает, наблюдает, слушает, рассуждает, анализирует, сравнивает, тем активнее участвует в образовательном процессе, тем быстрее развиваются его познавательные способности и повышается познавательная активность.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному, эмоциональному развитию. Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

В течение года создала благоприятные условия и творческую среду для развития познавательной активности дошкольников.

В группе оборудован уголок экспериментирования, который оснащен специальным оборудованием, разнообразным материалом:

- приборы-помощники: лупа, песочные часы, магниты;

- природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, листья и др.

- разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл);

- медицинские материалы: пипетки, деревянные палочки, шприцы, мерные ложки, резиновые груши и др. ;

- прочие материалы: зеркало, воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, сито и др.

Одна из главных задач уголка экспериментирования, как развивающей среды – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

На протяжении всего учебного года я старалась систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствовало росту интереса детей к экспериментальной деятельности.

Во время наших экспериментов дети приобретают опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигают новые идеи, актуализируют прежние знания при решении новых задач.

Опытно–экспериментальная деятельность, проводимая с детьми, соответствовала данному возрасту и возможностям детей.

В процессе экспериментирования воспитанники учились:

- видеть и выделять проблему;

 - принимать и ставить цель;

- решать проблемы: анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать гипотезы, предположения, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент;

- высказывать суждения, делать выводы и умозаключения.

Экспериментальная деятельность вовлекает, «притягивает» к себе не только дошкольников, но и их родителей

В результате работы над темой самообразования мне удалось не только повысить свой уровень знаний по данной теме, но и вызвать интерес у некоторых родителей к исследованиям и познанию окружающего нас мира. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей нашей группы. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы, которыми они стремятся пополнить наш уголок экспериментирования.

Проанализировав свою работу по теме самообразования, я пришла к выводу, что опыт работы в данном направлении очень эффективен. Такой метод обучения как экспериментальная деятельность, достаточно мощно активизирует познавательный интерес у детей и способствует усвоению детьми новых знаний и умений.

Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.

Таким образом, за этот год был заложен фундамент моей дальнейшей педагогической деятельности в реализации опытно-экспериментальной деятельности.

В перспективе планирую продолжить работу по данной теме:

пополнять предметно- пространственную среду по данному направлению;

повышать свою квалификацию;

Сегодня хочу поделиться с вами интересными опытами:

  1. «Лавовая лампа»

        Масло и вода не смешиваются, так как имеют различную плотность. Когда наливаем в бокал с маслом немного воды, то она опускается на дно бокала. После добавления шипучей таблетки начинаются изменения. Таблетка вступает в реакцию с водой, образуя пузырьки углекислого газа, которые начинают подниматься на поверхность.

   Эти пузырьки перемешивают воду и масло. И мы видим, как шарики масла бурлят в жидкости.

2) Объясняем детям наглядно, с помощью опыта почему так важно мыть руки с мылом!

Как доходчиво объяснить детям, что нужно как можно чаще использовать мыло для защиты от вирусов и бактерий?

В белую тарелку с водой насыпаем черный перец (при этом объясняем детям, что перец - это микробы).

Ребенок опускает палец в тарелку, перец прилипает к пальцу, так же и микробы только с водой не смываются, а прилипают.

Следующий ребенок опускает палец в жидкое мыло и в тарелку с перцем, микробы разбегаются от пальца на край тарелки.

Вывод микробы очень бояться мыла.

3) «Сладости опасные для здоровья»

     Цель опыта: исследовать вредное влияние красителей, входящих в состав конфет «Скитлс», на организм человека.

Задачи: наблюдать влияние конфет «Скитлс» при взаимодействии с водой;

формировать у детей правильное понимание здорового питания и желание питаться правильно, в соответствии с основами здорового питания;

учить проводить элементарные опыты.

           Вывод: пищевая краска, растворяясь, окрашивает воду, тоже самое происходит с нашим желудком.

4) Полет ракеты.

Рисуем на картоне небольшие ракеты разных форм, раскрашиваем и вырезаем.
Наливаем молоко в тарелку. Добавляем в разные участки молока по несколько капель разноцветных красителей.
С помощью ватной палочки наносим на нижнюю часть ракеты (с обратной стороны) жидкое мыло.

Теперь опускаем ракету на поверхность молока и наслаждаемся ее «межгалактическим полетом»!
 Объяснение: Молоко содержит жир, который участвует в образовании пленки на поверхности молока, когда молекулы сильнее притягиваются друг к другу на поверхности, а не внутри. По-научному это явление называется «поверхностное натяжение».
       Когда мы добавляем жидкое мыло в молоко, оно начинает взаимодействовать с жиром молока и разрушает его поверхностное натяжение. Таким образом, мыло «разбивает» пленку на мелкие кусочки и создает волны и кольца на поверхности молока, которые увлекают за собой и ракету и красители, образуя невероятные узоры и вихри.

5) Как убрать пятно зеленки на одежде.

        Просто капнуть на пятно раствор аммиака и наблюдать как пятно исчезает.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по изобразительной деятельности с использованием пластилинографии "Сорокины подружки"

-Закреплять у детей знания о птицах.-Воспитывать у детей интерес к изучению природы.Материал:Иллюстрации с изображением птиц, природный материал, заготовки с силуэтами, аудио запись голосов птиц.Предв...

Непосредственно-образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР. Тема: "Составление детьми описательных рассказов о ягодах (по муляжам)".".

Лексическая тема "Ягоды". Использование современных образовательных технологий: игровые технологии, здоровьесберегающая, технология личностно-ориентированного взаимодествия педагога с детьми....

Конспект организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста с использованием познавательно исследовательских технологий ( экспериментальная деятельность). Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация,

Образовательная область: «Здоровье»Интеграция областей: коммуникация, социализация.Цель : воспитывать валеологическую культуру для формирования осознанного отношения к своему здоровью.Задачи :ОО «Здор...

Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

2Модель организации образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Содержание:  1. Введение……………………………………………………………………...

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста " Рисование штампами детьми дошкольного возраста"

Развивать изобразительные способности детей нужно с раннего дошкольного возраста, так как задатки творческих способностей даны человеку с рождением, и если их не развивать, то интерес к художественной...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста Развитие элементарных математических представлений. «По

Математика сложна для восприятия как для детей-школьников, так и для дошкольников. Но не изучать её нельзя, ведь она помогает ориентироваться в жизни, развивает мышление и приводит в порядок ум. Поэто...