Личностно-ориентированные технологии
консультация
Использование личностно-ориентированных технологий в детском саду
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lo_tehnologii.docx | 17.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Образовательный комплекс им. Владимира Храброго»
Личностно-ориентированные технологии в детском саду
Подготовила: Смокачева Анастасия Владимировна
1.Понятие цели задачи
Личностно-ориентированная технология - это такая воспитательная система, где ребенок является высшей ценностью и ставится в центр воспитательного процесса.
Личностно-ориентированное воспитание основывается на известных принципах гуманистической педагогики: самоценности личности, уважении к ней, природосообразности воспитания, добре и ласке как основном средстве.
Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Задачи личностно-ориентированной технологии:
-гуманистическая направленность содержания деятельности ДОУ;
-обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности ребёнка, реализация её природных потенциалов;
-приоритет личностных отношений;
-индивидуальный подход к воспитанникам.
2.Виды
В рамках личностно - ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
1. Гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью, психолого-терапевтической направленностью при оказании помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации. Данную технологию хорошо реализовать в дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы.
2. Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок».
Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Основой личностно ориентированной технологии является эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно-ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.
Поэтому позиция педагога по отношению к детям включает проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему.
3.Формы
Существуют различные формы организации деятельности личностно-ориентированной технологии:
• игры, занятия, спортивные досуги
• беседы, наблюдения
• экспериментальная и проектная деятельность
• упражнения, гимнастика, массаж
• конкурсы и выставки детского творчества
• тренинги, этюды, образно-ролевые игры
Игры, игровые упражнения
В группах имеются различные настольные игры, конструкторы и каждый ребенок может выбрать то, что ему хочется.
Наблюдения
Наблюдения за детьми помогают лучше узнать привычки и особенности каждого ребенка, какие они испытывают трудности. Наблюдения постоянно проводятся на улице за живой и неживой природой, что развивает любознательность, интерес.
Экспериментальная деятельность
В группах есть необходимые материалы для экспериментов. Дети совместно с воспитателем с удовольствием экспериментируют с различными материалами. Это развивает интерес у детей, они приобретают ценный опыт.
Гимнастика
Проводится утренняя, после сна бодрящая гимнастика ежедневно, во время
проведения занятий организуется: гимнастика для глаз, дыхательная, динамические паузы, физкультминутки, пальчиковая.
Конкурсы
Конкурсы и выставки детского творчества стали популярной формой работы в детском саду. Они помогают развивать в детях творческие способности, удовлетворить способность в самовыражение. Во многих конкурсах участвуют родители вместе с детьми.
Использование различных форм организации детской деятельности, дает положительные результаты для развития каждого ребенка как личности.
4.Тренинги
Поподробнее остановимся на тренингах.
Тренинги для детей – это увлекательные игры и занятия, в процессе которых ребята раскрывают свою индивидуальность и получают много полезных навыков. Их программы помогают заложить фундамент для будущих успехов, правильных поступков и обдуманных решений. Тренинговые технологии рассматривают в рамках деятельности не только педагога-психолога, но и воспитателя. Осуществление полноценного тренинга требует определённых условий. Прежде всего, к квалификации ведущего, помещению, возможности и уместности в рамках режимного распорядка, распределению нагрузки и т.д. Всё это заставляет педагогов отказываться от данного вида работы, тогда как форма тренинга является эффективной формой работы как с детской, так и со взрослой категорией участников.
Чему способствует применение тренингов:
- обеспечивает формирования психологического здоровья в соответствии с его структурой;
- обеспечивает формирование основных новообразований детей дошкольного возраста;
- занятия дают возможность ребенку приобрести опыт в созданной среде, мини-обществе, перекликающемся с внешними факторами окружения;
- преимущество группы состоит в возможности получить обратную связь и поддержку от других ее членов, т.е. задействование в работе и малоактивных детей.
Особенности:
-дети вовлекаются в проигрывание специальных упражнений для отработки определенных умений, развития особых личностных качеств и установок, влияющих на процесс общения с другими;
-при проведении тренинга акцент делается на создании атмосферы доверия и безопасности, и поэтому очень важно подчеркнуть, что не существует неправильного или ошибочного выполнения упражнений;
-ребенок на тренинге принимает участие в играх добровольно, то есть имеет право отказаться от выполнения того или иного упражнения;
-правила поведения на тренинге менее регламентированы, чем на занятии, в том числе снижен внешний контрольный. Предполагается, что участники тренинга сами контролируют свое поведение;
-состав группы и продолжительность занятий определяются, возрастом и личностными особенностями участников, задачами конкретных упражнений;
5.Приемы и методы
Методы и приемы, используемые в тренингах очень разнообразны. Некоторые из них:
Психогимнастические игры-направлены на принятие своего имени, принятие своих качеств характера, принятие своего прошлого, настоящего и будущего, принятие своих прав и обязанностей.
Релаксационные приемы-включают упражнения, основанные на методе активной нервно-мышечной релаксации, дыхательные упражнения. Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых.
Терапевтические метафоры-личность берет на себя ответственность за свое развитие. В самой структуре метафоры заложено обращение к ресурсам. Систематическая работа с детьми в данном ключе приведет к усвоению ими основной идеи – в сложной ситуации необходимо искать ресурсы внутри самого себя, тем самым, формируя «механизм самопомощи». Построен на желании ребенка чувствовать свою необходимость и значимость в коллективной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта - занятия по рисованию в младшей группе на тему" Улитка" с элементами исследовательских, личностно - ориентированных, игровых технологий.
Конспект занятия по рисованию "Улитки" в младшей группе. Формировать умение у детей правильно держать карандаш, закреплять знания цветов (красный, желтый, зеленый, синий),воспитывать интерес к изобраз...
Конспект открытого мероприятия "Большая стирка" с использованием игровых, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспектоткрытого мероприятия для детей средней группы с использованием игровых, личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий . ...
Личностно-ориентированное обучение - технология Портфолио
В данной статье рассказано об инновационной технологии портфолио в ДОО, которая способствует повышению уровня развития дете и качества образования в целом....
НОД по исследованию объектов живой природы на игровой основе для детей подготовительного возраста. «Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме» с использованием личностно-ориентированных, здоровьесберегающих технологий
Конспект занятия по экологии для детей подготовительного возраста на тему: "Жизнь деревьев осенью и подготовка их к зиме"...
Методическая разработка для детей дошкольного возраста в старшей группе на тему: «Зимние забавы» (с использованием ИКТ, здорвьесберегающих, личностно-ориентированных, игровых технологий).
Конспект «Зимние забавы»(с использованием ИКТ, здорвьесберегающих, личностно-ориентированных технологий)Автор-разработчик: Меркушева Виктория АлександровнаВозрастная адресованность: ...