«Формы организации совместной деятельности родителей и воспитателей в рамках реализации ООП ДОУ»
статья
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_organizatsii_sovmestnoy_deyatelnosti_roditeley_i.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формы организации совместной деятельности родителей и
воспитателей в рамках реализации ООП ДОУ»
«От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В.А.Сухомлинский
Обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей.
Семья – уникальный первичный социум, дающий ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержку, безусловного безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.
Об этом же говорят и современные специалисты, и ученые в области семьи (Т.А. Маркова, О.Л. Зверева, Е.П. Арнаутова, В.П. Дуброва, И.В. Лапицкая и др.). Они считают, что семейный институт есть институт эмоциональных отношений. Каждый ребенок сегодня, как и во все времена, ожидает от своих родных и близких ему людей (матери, отца, бабушки, дедушки, сестры, брата) безоговорочной любви: его любят не за хорошее поведение и оценки, а просто так и таким, какой он есть, и за то, что он просто есть.
Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Поэтому не случайно в последние годы развивается философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в Концепции дошкольного образования положила начало реформе дошкольного образования. В ней говорится о том, что семья и ДОУ имеют свои особые функции и не могут заменить друг друга. В Законе РФ «Об образовании» ст. 18 п. 1 определяется, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте.
Таким образом, признание государством приоритета семейного воспитания, требует иных взаимоотношений и образовательного учреждения, а именно сотрудничества и доверительности.
Проблема взаимодействия ДОУ с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Семьи нередко не удовлетворены качеством дошкольного образования, аргументируя это тем, что образовательные учреждения не помогают детям быть социально защищенными, не формируют у детей способностей к самореализации, не оказывают родителям необходимой психолого-педагогической помощи. Со своей стороны, ДОУ предъявляет серьезные претензии к родителям детей с проблемами в учении и поведении как недостаточно компетентным воспитателям, не выполняющим свои обязанности по отношению к собственным детям, не создающим необходимые условия для удовлетворения потребностей детей в защите, уходе, сохранении здоровья, в развитии своих интересов.
Цель нашей работы: определение роли и места взаимодействия ДОУ и семьи в условиях реализации образовательной программы, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.
Конкретизируя цель, мы ставим такие задачи:
1. Проанализировать литературу и рассмотреть проблему взаимодействия ДОУ и семьи в современных условиях реализации программы воспитания и образования.
2. Определить основные формы и методы взаимодействия ДОУ и семьи.
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами в ДОУ разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Общеобразовательная программа обеспечивает разностороннее развитие детей от 2 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Детский сад и семья обязаны создать необходимые условия, обеспечивающие всестороннее развитие и образование личности дошкольника.
Специалисты нашего детского сада стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, нетрадиционные формы сотрудничества с родителям, при этом учитывается социальный статус и микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ. Педагоги вполне отдают себе отчет в том, что каждая семья имеет ряд индивидуальных особенностей и по-разному реагирует на вмешательство извне.
Следовательно, подбираются различные технологии, соответствующие содержание, методы, приемы, формы, средства взаимодействия с разными типами семей. Традиционные формы (родительские собрания, консультации, открытые занятия, совместные праздники, тренинги и так далее) взаимодействия педагогического коллектива с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях .
В нашем учреждении ежегодно разрабатывается, а затем корректируется план совместной деятельности с родителями воспитанников. Мероприятия составлены таким образом, чтобы они отвечали задачам ДОУ, интересам и потребностям родителей, возможностям педагогов.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
- работа с коллективом ДОУ по организации взаимодействия с семьей, ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями;
- повышение педагогической культуры родителей;
- вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Единое понимание результата образования и воспитания педагогами и родителями, всё взаимодействие с родителями в детском саду осуществляется в следующих тенденциях:
-профилактическая;
-разъяснительная работа со всеми категориями родителей по вопросам здоровья детей;
- формирования личности и индивидуальная воспитательная работа;
-выявление проблемных семей детей, имеющих различные проблемы;
-защита прав ребёнка.
В учреждении проводится большая работа по развитию умения педагогов вовлекать родителей в образовательный процесс. На консультациях, мини-лекциях, семинарах-практикумах, тренингах, встречах за «круглым столом», деловых играх они обучаются умению гибко планировать время общения с родителями и показывать значимость таких контактов для развития ребенка, развивают навыки публичного выступления, повышают свою психологическую компетентность.
- Чтобы хорошо знать родителей своих воспитанников ежегодно в сентябре воспитатели групп проводят анкетирование на тему «Давайте познакомимся», «Социальный портрет семьи».
- Анализ рисунков воспитанников на тему «Моя семья», «Мой дом» также помогает понять, как относятся к ребенку дома, с какими проблемами он сталкивается.
Мы активно используем разнообразные формы работы: родительские собрания, консультации, семейные клубы, совместные вечера и праздники, оформление информационных стендов, защита семейных проектов, выставках детско-родительских работ.
- Уже не первый год работает семейный клуб для родителей «Карапуз» с целью психолого-педагогического консультирования родителей детей до 3 лет, не посещающих детский сад.
- В детском саду с 2012 года начал свою работу консультационный пункт «Доверие», для родителей из неблагополучных семей и не только. На занятиях которого используются тренинговые упражнения по коррекции неадекватных поведенческих и эмоциональных реакций родителей, ролевое проигрывание семейных ситуаций и решение проблемных задач семейного воспитания, проводятся индивидуальные встречи.
- Одной из основных форм работы с родителями остается родительское собрание: педагоги проводят его в форме дискуссий «Готов ли ребенок к школе?», семинаров – практикумов: «Добрая семья прибавит разума-ума», КВН, диспутов, решения кроссвордов.
Постоянно обновляется информация на сайте детского сада.
- На протяжении 5 лет в ДОУ ведется работа в родительском клубе «Всезнайки». Заседания клуба проводятся в форме интеллектуальных игр, в форме НОД с заданиями для родителей, подвижных, дидактических игр, театрализации сказок. Встречи направлены на повышение психолого-педагогической грамотности родителей, и помощь в решении вопросов связанных с воспитанием и развитием детей. На встречах в родительском клубе обсуждаются такие темы как: «Гендерное воспитание дошкольников», «Роль отца в воспитание детей», «Традиции семьи», «Семейный отдых», «В здоровом теле здоровый дух», «Я ребенок и имею право!»
Нами отмечено увеличение численности родителей посещающих родительский клуб. Что подтверждает заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.
- Одной из формы вовлечения семьи в образовательный процесс является День открытых дверей «Вот как мы живем». Родители 1 раз в месяц имеют возможность принимать участие в образовательном процессе, происходит: знакомство родителей с жизнью детского сада, «включение» родителей в общение и деятельность детей и педагогов, участие в играх «родителями – добровольцами», непосредственно образовательной деятельности, знакомство с традициями ДОУ.
Ежегодно в детском саду проводятся совместные тематические выставки поделок и рисунков детей, родителей и педагогов:
- « Дары осени нашего края»,
- «В гости ёлка к нам пришла»,
- «Новогодняя открытка»,
- «Мои любимые сказки»,..
фотовыставки:
«Ой, зима-красавица, деткам очень нравится»,
«Мамочка любимая, всем нам необходимая!»,
«Папа,мама,я-спортивная семья!», ..
выставка газет и рисунков:
- «Осторожно – огонь»,
- «Внимание дорога»,
- «Осень золотая»,
- «Мой любимый детский сад»,
- «Здравствуй, зимушка-зима»,
- «Елочка нарядная моя».
Данные формы работы способствуют единению, партнерству детей, родителей и педагогического коллектива.
На региональном уровне принимали участие в городских акциях, выставках, конкурсах.
Ежегодно проводятся обрядовые праздники с привлечение родителей. В дошкольном учреждении стало традицией проведение таких обрядовых праздников, как Колядки, Масленица, День Ивана Купалы. Все мероприятия проходят при непосредственном участии Управляющего совета, который создан на базе ДОУ. Родители также принимают самое активное участие в подготовке, организации и проведении этих праздников и развлечений.
По итогам, совместно с педагогами готовят фото и видео отчеты по проделанной работе, размещают информацию на сайте детского сада.
В работе с родителями используются электронные средства коммуникации. Создан сайт, в сети дошкольных образовательных учреждений. Основным мотивом посещения сайта – быть в курсе происходящих дел в детском саду.
Наша задача активизировать интерес родителей к получению знаний в дошкольной педагогике и психологии, не только в личном общении, но и через интернет связь, передавать родителям информацию об образовательном процессе в период отсутствия детей по болезни, или другим причинам.
Педагоги и специалисты ДОУ разработали и реализуют семейно-групповые проекты, в которых родители являются полноправными участниками, что дает им возможность приобрести новый опыт собственного родительского поведения. Темы семейно-групповых проектов: «Генеалогическое древо семьи»; «В детский сад без слез», «Мое Таврическое», «Он не мал и не велик снежно белый снеговик», «Цветики, цветики, соберём букетики…», «Мы за здоровый образ жизни!», «Клумба - Героям!», «Детский сад в кругу семьи», семейный проект: «Паспорт семьи», «Воспитываем маленького патриота».
Работая давно по данной проблеме, мы не можем сказать, что исчерпали все свои ресурсы, поэтому мы наметили следующие задачи сотрудничества с родителями:
1. Активизировать работу с родителями через электронные ресурсы;
2. Совершенствовать работу мастер-классов с участием родителей по всем направлениям работы ДОУ.
Подводя итоги всему вышесказанному, хочется подчеркнуть, что использование разнообразных форм работы с семьями воспитанников нашего детского сада дало положительные результаты: изменился характер взаимоотношений педагогов с родителями, а это в свою очередь сыграло на то, что родители увидели на деле, что тесное сотрудничество с педагогами, активное участие в воспитательно-образовательном процессе благотворно и результативно влияет на развитие их собственного ребенка и его комфортности в социуме.
Курмаз Татьяна Васильевна,
воспитатель муниципального
дошкольного образовательного
учреждения «Таврический
детский сад № 2»
Таврического муниципального
района, Омской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формы организации совместной деятельности педагогов и родителей с детьми
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования определили новые подходы к организации взаимодействия с родителями по решению образова...
Организация совместной деятельности родителей и детей в форме выставки.
Совместная деятельность сближает членов семьи, наполняет дом атмосферой радости, взаимопонимания, тепла и доброты, а ведь всего этого так часто не хватает в наше стремительное время. Одной из форм сов...
Нетрадиционные формы организации совместной деятельности взрослого и ребенка в режимных моментах, как средство реализации задач в образовательной области «Здоровье»».
Приоритетным направлением педагогической деятельности нашего детского сада является повышение эффективности системы сохранения и укрепления здоровья детей через формирование осознанного отношения к св...
"Формы организации совместной деятельности родителей и детей в ДОУ"
Консультация для педагогов....
«Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и детей» мастер – класс в рамках проведения семинара для воспитателей
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Центр развития ребенка – детский сад № 33 «Радуга» «Лэпбук как форма организац...
Консультация для родителей «Лэпбук как форма организации совместной деятельности взрослого и ребенка»
Данная статья знакомит родителей с новой формой работы с детьми с помощью лепбука...