Консультация для педагогов на тему : «Планирование работы с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Дюльгер Лидия Сергеевна

Особое место в образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, безопасного поведения на дороге занимает совместная деятельность педагогов и родителей.

Цель работы: объединить усилия семьи и детского сада по пропаганде дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_planirovanie_raboty_po_ddtt.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего  вида с приоритетным направлением физического развития воспитанников «Колосок» с. Ивановка Оренбургского района Оренбургской области

Консультация на тему :

«Планирование работы с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников»

Подготовила:

 воспитатель  Дюльгер Л.С.

с. Ивановка, 2024 г.

     Особое место в образовательной работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, безопасного поведения на дороге занимает совместная деятельность педагогов и родителей. Как бы серьезно не продумывались формы воспитания детей в детском саду невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в педагогическом процессе. Поэтому, одним из основных направлений профилактической работы является работа с родителями.

      Цель работы: объединить усилия семьи и детского сада по пропаганде дорожно-транспортных происшествий с участием детей.

    Задачи: 1. Оптимизировать работу с родителями для полноценного развития личности ребенка и закреплению знаний о правилах дорожного движения.

2. Повышать педагогическую грамотность родителей по вопросам безопасного поведения детей на дорогах.

3. Воспитывать культуру поведения родителей и детей на улице.

       Новое время диктует новые условия. Переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей.

       Взаимодействие с родителями проходит в новом формате – дистанционно. Эффективность работы с родителями определяется отбором содержания и форм работы. 

Основные формы взаимодействия с родителями:

-родительские встречи,

-консультации,

-проектная деятельность совместно с детьми,

-праздники и досуги,

-семейные викторины,

-конкурсы,

-акции,

-наглядная информация,

-анкетирование.

   Одной из традиционных форм работы с родителями по педагогическому просвещению семьи, являются родительские встречи. Цель встреч: обобщить знания родителей о воспитании у детей навыков безопасного поведения на улицах. Для заинтересованности родителей педагоги используют на встречах тренинги, мастер-классы, приглашают инспекторов ГИБДД, которые консультируют родителей по интересующим их вопросам.

     Проведение консультаций способствует углубление знаний родителей по данному вопросу. В процессе консультаций необходимо доносить до родителей, что они являются примером для подражания. Ребенок учится законам и правилам безопасности на дороге, беря пример с членов семьи и других взрослых.

     Создание семейных проектов. Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности ребенка - сотрудничество, содействие, партнерство. Дидактический смысл проекта заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки безопасного пешеходного движения, развивает познавательную активность, умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Дальнейшее развитие ребенка зависит от совместной работы родителей и педагогов. Самый важный результат проектной деятельности с детьми - создание настоящего сообщества детей, воспитателей и родителей.

    Досуги, праздники проводятся с целью формирования культуры безопасного поведения в транспортной среде у детей дошкольного возраста через социальное партнерство с родителями. Что создает устойчивую положительную реакцию на формирование безопасного образа жизни. Устанавливается эмоциональный контакт между педагогами, родителями, детьми.

     Семейные викторины формируют у детей и родителей основы безопасного поведения на улице; позволяют проверить и обобщить знания родителей правил дорожного движения;

        Целью проведения конкурсов является привлечение родителей к совместной работе по профилактике детского дорожного травматизма и максимальное использование авторитета семьи в прочном и сознательном усвоении детьми не только правил, но и навыков безопасного поведения на улицах.

     Акции служат привлечением внимания родителей к проблеме детского дорожно-транспортного травматизма, развитие взаимопонимания между всеми участниками дорожного движения.

     Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация. Ее главная задача – систематическое ознакомление родителей с методами формирования транспортной культуры у детей, сознательное выполнение правил дорожного движения самими взрослыми. С этой целью воспитателями оформляются стенды для родителей, где размещается информация в виде буклетов, памяток, плакатов, отражающих рекомендации по обучению правилам дорожного движения.

    Анкетирование помогает определить уровень знаний родителей и подобрать наиболее эффективные методы подачи дорожной грамотности, выбрать формы общения.

       Детский дорожно-транспортный травматизм имеет тенденцию к увеличению, это связано с увеличением числа дорожно-транспортных происшествий. Не последнюю роль здесь играет весьма низкий уровень обучения детей правилам дорожной безопасности. Детский сад может помочь - дать знания, но основная нагрузка ложится именно на родителей. Только они могут научить ребенка безопасно вести себя на дороге, правильно подготовить к движению на улице наших самых маленьких пешеходов, которых сразу же по выходу из дома подстерегают серьезные трудности и опасности.

     Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах   необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и родителей – воспитать из сегодняшних дошкольников грамотных и дисциплинированных участников дорожного движения.

       Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

       Значительный пласт работы – это профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах. Возрастающая плотность уличного движения делает дороги все более опасными для детей и, соответственно, вопросы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма не теряют своей актуальности.

      Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

     Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении правил дорожного движения.

- Не спешите, переходите дорогу размеренным шагом.

- Выходя над дорожным знаком «Пешеходный переход» на проезжую часть дороги, прекратите разговаривать — ребёнок должен привыкнуть, что при переходе дороги нужно сосредоточиться.

- Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

- Переходите дорогу только в местах, обозначенных

- Из автобуса, троллейбуса, трамвая, такси выходите первыми. В противном случае ребёнок может упасть или побежать на проезжую часть дороги.

- Привлекайте ребёнка к участию в ваших наблюдениях за обстановкой на дороге: показывайте ему те машины, которые готовятся поворачивать, едут с большой скоростью и т.д.

- Не выходите с ребёнком из-за машины, кустов, не осмотрев предварительно дороги, — это типичная ошибка, и нельзя допускать, чтобы дети её повторяли.

- Не разрешайте детям играть вблизи дорог и на проезжей части улицы.

     Наиболее распространённые причины дорожно-транспортных происшествий.

1.  Выход на проезжую часть в неустановленном месте перед близко идущим транспортом (мало кто из наших детей имеет привычку останавливаться перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать перед переходом проезжей части, внимательно её осматривать с поворотом головы и контролировать ситуацию слева и справа во время движения).

2.  Выход на проезжую часть из-за автобуса или другого препятствия (наши дети не привыкли идти к пешеходному переходу, выйдя из транспортного средства или осматривать проезжую часть, прежде чем выйти из-за кустарника или сугробов).

3.  Игра на проезжей части (наши дети привыкли, что вся свободная территория – место для игр).

4.  Ходьба по проезжей части (даже при наличии рядом тротуара большая часть детей имеет привычку идти по проезжей части, при этом чаще всего со всевозможными нарушениями).

     Никакой злонамеренности в большинстве случаев нет. На поведение детей на дороге влияет целый ряд факторов, из которых необходимо подчеркнуть особую значимость возрастных и физиологических особенностей детей.

     Дорожно-транспортный травматизм детей в значительной мере обусловлен такими особенностями их психофизиологического развития, как:

  • незрелость;
  • неспособность правильно оценивать обстановку;
  • быстрое образование условных рефлексов и быстрое их исчезновение; потребность в движении, которая преобладает над осторожностью;
  • стремление подражать взрослым;
  • переоценка своих возможностей;
  • специфичность реакции на приближающийся автомобиль и др.

      Главная причина, из-за которой дети попадает под машину из-за отсутствия главного транспортного навыка: предвидение скрытой опасности. Устранить эту причину, равно как и другие, перечисленные выше, ограничиваясь только беседами с детьми, словесными наставлениями, невозможно. При движении на дороге, как и при любом движении, действуют не столько знания, сколько привычки, стереотипы. Выработать их можно только в реальных условиях улицы. Вот почему каждый выход с родителями ребенка на улицу должен способствовать формированию у него навыков наблюдения, самоконтроля, ориентирования в дорожно-транспортной ситуации, формированию навыка безопасного поведения на улицах и дорогах, являющегося основой выполнения Правил дорожного движения. Такое обучение ребенка должно осуществляться родителями в тесном контакте с детскими дошкольными учреждениями, где предусмотрены родительские собрания, специально посвященные вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

      Вопросы воспитания безопасного поведения на улицах и дорогах у детей дошкольного возраста являются составной частью всех современных комплексных программ, реализуемых в ДОУ. Эта работа осуществляется в рамках всех разделов и направлений общеобразовательной программы дошкольного образования через: игру, воспитание навыков поведения, ознакомление с окружающим, развитие речи, художественную литературу, конструирование, изобразительное искусство, музыкальное творчество.

      Главное цель работы педагогов по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах станицы, города. Она реализуется путем решения нескольких задач:

1.  Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о правилах безопасного поведения на улице;

2.  Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки. Ребенок должен не только правильно двигаться в соответствии с полученным сигналом или ориентируясь на взрослого, но и уметь координировать свои движения с движениями других людей и перемещением предметов;

3.  Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.

     Содержание представлений о безопасном поведении на улице, доступное детям дошкольного возраста.

Общие представления:

1.  Знать имя, фамилию, домашний адрес, телефон;

2.  Иметь представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть на улице и при играх во дворе дома; при катании на велосипеде (самокате, роликовых коньках), представления об опасных ситуациях на отдельных участках пешеходной части улицы.

     Вывод: Совместная работа детского сада и семьи позволяет эффективно формировать и закреплять у детей знания правил дорожного движения, формировать у детей прочные навыки поведения на улице при обеспечении единства требований воспитателей и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста.

Родительское собрание , посвящённое профилактике дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного возраста. Работая уже третий год в этой группе, с этими детками и их родителями я всегда с...

Консультация для родителей по профилактике дорожно-транспортного травматизма

Консультация для родителей по профилактике дорожно-транспортноготравматизма...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма – проблема всего общества. Обучение детей правильному поведению на дорогах  необходимо начинать с раннего возраста. Задача педагогов и роди...

Работа с родителями по профилактике дорожно - транспортного травматизма у дошкольников.

Одна из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является организация совместной работы с родителями по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма в дошкольных учреж...

Консультация для воспитателей Работа с родителями по профилактике дорожно-транспортного травматизма у дошкольников

Существует несколько несложных для запоминания и легко выполняемых правил, соблюдение которых поможет сохранить ребенку здоровье, а иногда и жизнь....