Среднесрочный проект "Огород-овощевод"
проект (младшая группа)
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ogorod_na_okoshke.docx | 48.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Пушкино Городского округа Пушкинский Московской области «Образовательный комплекс №11»
СРЕДНЕСРОЧНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ДЕТЕЙ
ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
«ОГОРОД-ОВОЩЕВОД»
Разработала воспитатель:
Василишина Е.В.
Пушкино, 2022 г.
Проект для детей второй младшей группы
«Огород-Овощевод»
1. Аннотация проекта
Тип проекта: познавательный.
Вид проекта: исследовательский.
Сроки проекта: февраль-май
Участники проекта: дети группы № 11 «Солнышко», воспитатель группы, родители.
Социальная значимость проекта: приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в зимнее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Целевая группа: дети 3-4 лет, педагоги дошкольных учреждений, родители.
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта:
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта:
- Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
- Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
- Презентация проекта «Огород на окошке».
Продолжительность проекта: 3 месяца.
Дальнейшее развитие проекта: проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
2. Обоснование социальной значимости проекта
Актуальность проекта: Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
3. Цели проекта
Цель проекта: развитие у детей потребности ухода за огородными культурами, умение наблюдать за их ростом.
Задачи проекта:
- Формировать у детей знания о росте и потребности растений;
- Формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;
- Учить ребенка оформлять результаты наблюдений (календарь жизни культур);
- Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;
- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
- Формировать партнерские взаимоотношения между педагогом, детьми и родителями.
4. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта:
Подготовительный этап.
Деятельность педагога:
- Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).
- Составление плана работы над проектом.
- Сбор материала необходимого для реализации проекта.
- Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
- Рассматривание иллюстративного материала по теме проекта.
Взаимодействие с семьей.
- Сбор необходимого материала для создания огорода.
- Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
Практическая работа.
Деятельность педагога:
- Беседа с детьми познавательного характера.
- Организация предметно – развивающей среды по теме.
- Подготовка информации для родительских уголков.
- Организация конкурсов, развлечений, выставок.
Деятельность детей:
- Посадка семян в землю.
- Уход за растениями.
- Выполнение заданий самостоятельных наблюдениях.
- Подготовка атрибутов, костюмов для развлечений.
- Игровая, двигательная деятельность.
- Участие в практической деятельности.
Совместная деятельность взрослых и детей:
- Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
- Различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.
- Работа дневником наблюдения.
- Просмотр фильмов о растениях.
- Сбор коллекций семян.
- Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах, травах.
- Труд в огороде.
Подведение итогов.
Деятельность педагога:
- Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
- Участие в конкурсе «Огород на окошке».
- Представление опыта.
Деятельность детей:
- Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
- Участие в презентации проекта «Огород на окошке»
Распространение опыта.
- Ознакомление педагогов ДОУ с удачно выполненной работой.
- Оформление фотовыставок для родителей.
Мероприятия по реализации проекта
1. Беседы:
- «Что такое «Огород на окне»,
- «У Луки и Лукерьи»,
- «Растения – это жизнь»,
- «Семена»,
- «Солнце, воздух и вода наши лучшие друзья».
2. Опытно-экспериментальная деятельность:
- «Строение растений»,
- «Рост и развитие растений»,
- «Земля, какая она?»,
- «Вода и росток»,
- «Солнце и росток»,
- «Проращивание семян»,
3. Практическая деятельность и трудовые поручения:
- Отбор и посев семян.
- Полив, уход и наблюдения за овощными культурами в «огороде».
4. Экологические занятия по темам: «Волшебная корзинка», «Мир овощей», «Семена», «Первые всходы».
5. Игровая деятельность:
- Дидактические игры: «Вершки и корешки», «Чудесный мешочек».
- Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».
- Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.
- Рассматривание различных семян.
6. Художественно-творческая деятельность детей.
- Раскрашивание картинок «В огороде я расту».
- Изготовление табличек-указателей с названием растений и первых восходов.
- Рисование «Лук от всех недуг».
- Лепка «Овощи большие и маленькие»,
- Аппликация «Зайкин огород».
7. Речь и речевое общение.
- Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки»,
- Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»,
- Рассказ детей по теме: «Дачный огород у бабушки».
- Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
8. Заполнение дневника наблюдений.
9. Оформление альбома «Наш первый огород».
10. Консультация для родителей «Приучение ребенка к помощи».
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, сценарии развлечений, картотека дидактических игр и т.д.
4. Технические средства: компьютер, магнитофон, фотоаппарат и.т.д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур), эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
Риски: Болезнь детей, педагога, отсутствие материальных ресурсов, стихийные бедствия и другие непредвиденные обстоятельства.
5. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта
№ Этапа | Содержание деятельности | Срок реализации | Ответственные за выполнение |
1) Подготовительный | 1. Определение цели и задач проекта. 2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду. 3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения). 4. Разработка комплексно - тематического плана работы. 5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне». | Февраль | Педагог группы |
2) Основной | 1. Рассматривание семян овощей (укропа, огурца, помидора) и цветов, посадка семян и лука. 2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
3. Отражение результата через художественно-творческую деятельность. | Февраль Март Апрель | Педагог группы |
3) Заключительный | 1. Анализ полученных результатов. 2. Составление фотоальбома «Наш зеленый огород!». 3. Конкурс «Огород на окошке». 4. Высадка рассады цветов на участок, оформление цветника совместно с родителями. | Апрель Май
| Педагог группы |
6. Ожидаемые результаты, механизм мониторинга и оценки результатов проекта
Предполагаемые результаты: Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, петрушку, салат, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Библиографический список:
1. Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений», М.: 2005 г. 234 с.
2. Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», М.: 2006 г. 215 с.
3. Николаева С.Н. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», М. «Новая школа», 1995 г. 187 с.
4. Поддубная Л.Б. «Природа вокруг нас», М. «Корифей», 2006 г. 94 с.
Итог проекта «Огород-Овощевод»
Подводя итог проекту, хочется отметить, что самым трудным для нас было поддержать интерес к достижению результатов у воспитанников на протяжении нескольких месяцев. Каждый видимый результат, будь-то появление ростков или первых плодов вдохновлял детей, но рутинный полив или прополка, ожидание спелых томатов снижали заинтересованность. тем не менее, беседы, проведенные с детьми и родителями по завершении проекта, а также сравнительная диагностика формирования экологических представлений воспитанников убедили нас в том, что практически все ожидаемые результаты достигнуты. Для меня это тоже был полезный опыт реализации среднесрочного проекта, испытание моей собственной ориентации на результат, работоспособности и оптимистического потенциала.
Результаты диагностики, как мы и ожидали, были выше среднего 61 %, что позволило нам сделать вывод о том, что уровень интереса детей 2 младшей группы к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Дети стали различать растения, познакомились с условиями их роста, научились ухаживать за растениями и даже учить и объяснять родителям как правильно это делать.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов дошкольных образовательных учреждений. Развитие проекта и обновление материально-технической базы предполагается за счёт привлечение внебюджетных средств, родительской, спонсорской помощи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Среднесрочный проект по железнодорожной направленности для детей младшего возраста «Они такие разные: железные, гудящие…»
Проект по ранней профессиональной профориентации...
Среднесрочный проект на тему: «Хлеб - всему голова».
Обогащение знаний о хлебе и труде людей его выращивающих от зерна до колоска. Знакомство со способами приготовления муки и теста. Обобщение и систематизация полученных знаний и отражение их...
Среднесрочный образовательный проект "Растим патриотов России" образовательная область "Музыка" "
Основная цель проекта - привитие патриотических качеств, любви к родному Отечеству....
Среднесрочный творческий проект "История новогодней игрушки"
Сам прект, занятие к пректу, призентация....
Проект среднесрочный логопедический в старшей логопедической группе (5-6 лет). «Знакомство с органами речи. Артикуляционная гимнастика»
Цели проекта:формировать представления детей об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения; выработать тонкие дифференцированные движения артикуляционного аппарата, необходимые для по...
Среднесрочный проект по программе "Мы входим в мир прекрассного"- "Богатыри земли русской"
Презентация проекта в детском саду гимназии при Государственном Русском музее, подготовительная группа....
Познавательный, среднесрочный проект в старшей группе "Любимый мой Башкортостан"
Цель данного проекта: Содействовать всестороннему развитию детей, знакомить детей с историей, с основами башкирской национальной культурой, с бытом и историей своих предков, расширять представления о ...