Семинар-практикум на тему «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников»
методическая разработка

Семинар-практикум

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум на тему

«Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников»

Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педагогов по данной проблеме.

         План семинара-практикума.

* Актуальность выявленной проблемы.

* Дискуссия на тему "Что мы знаем о патриотизме".

* Игра-викторина «Знатоки родной земли»

I часть. Информационная.

- Добрый день, уважаемые коллеги! Тема нашего семинара  – практикума  «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому  воспитанию дошкольников».                          

Формирование у дошкольников нравственности, патриотизма заключает в себе внутреннюю свободу и уважение к государственной власти, любви к семье, краю, Родине и стремление к миру; чувства собственного достоинства, гармоническое проявление патриотических чувств и культуры межнационального общения.                                                           Исходя из цели, работа педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников включает в себя целый ряд задач:

• создание системы нравственно -патриотического воспитания;

• воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, близким людям, своему дому, детскому саду, родной улице и городу;

• формирование бережного и заботливого отношения к природе и ко всему живому;

• воспитание уважения к людям разных профессий и результатам их труда;

• развитие интереса к русскому народному творчеству, промыслам, традициям и обычаям русских людей;

• расширение представлений о родной стране, ее столице, городах;

• знакомство детей с государственной символикой: гербом, флагом, гимном;

• ознакомление с историческим прошлым нашей Родины;

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

• формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

• воспитание эстетически нравственных норм поведения и моральных качеств ребенка

Опираясь на этот комплекс задач, планирование работы по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников подразделяется на следующие блоки:

1. «Я и мое ближайшее окружение» (моя семья, мой детский сад, моя улица).

2. «Мой родной город, село, в котором я живу» (история моего города, город в котором я живу, знаменитые горожане).

3. «Мой родной край» (край, в котором я живу; история моего края; знаменитые люди края; животный и растительный мир края).

4. «Наша Родина - Россия» (символика России (герб, гимн, флаг, географическое положение, народонаселение).

5. «Защитники Отечества» (памятные даты и люди, прославленные войны нашей страны). «История России» (от былинных богатырей до наших дней).

6. «Культура русского народа» (праздники, традиции, обычаи, народное искусство, зодчество, промыслы).

7. «Великие соотечественники» (жизнь и деятельность выдающихся людей).

Необходимо отметить, что основными принципами реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников являются систематичность и последовательность, взаимосвязь различных образовательных деятельностей: коммуникативной, познавательной, продуктивной, музыкально-художественной, двигательной. Работа педагогов по формированию нравственно - патриотических чувств у дошкольников ведется в

нескольких направлениях:

• духовно-образовательное (тематические занятия, беседы, чтение литературы, рассматривание иллюстраций);

• воспитательно-образовательное (развлечения, народные праздники, игровая деятельность);

• культурно-познавательное (экскурсии, целевые прогулки, встречи с интересными людьми);

• нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, организация труда детей).

Для реализации нравственно-патриотического воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий:

1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. В этом помогут различные методические мероприятия: консультации, семинары-практикумы, деловые игры, показ открытых занятий, работа творческих групп и т. д.

2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно-образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах детей младшего дошкольного возраста оформлены уголки по социально-нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах детей старшего дошкольного возраста - уголки патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой.

3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей - начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить детей уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение, знать традиции своей Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса - педагогов, родителей, учреждений социума (музеи, школы, библиотеки, др.) можно говорить об успешной реализации программы нравственно - патриотического воспитания в ДОУ.

Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно!

В настоящее время необходимо в дошкольных образовательных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое. Мы живем в многонациональном государстве и каждому малышу должны обеспечить возможность соприкоснуться со своей национальной культурой.

Кроме того, знакомство с культурой народов ближайшего национального окружения - это самый верный путь воспитания, уважения, симпатии, добрых чувств к людям иных национальностей и этики межнационального общения. Этнонациональная культура помогает сформировать у малышей эмоционально положительное отношение к самому факту существования разных народов, языков, культур, помогает понять, что мир прекрасен в многообразии и встреча с любой из культур дарит радость открытий.

Дошкольное детство - важнейший и самоценный период в становлении и развитии личности дошкольника, период его обогащения событиями и впечатлениями окружающей жизни. Именно в дошкольном детстве следует начинать воспитание эмоционально-ценностного отношения ребенка к традиционной культуре своего народа. Даже взрослому человеку трудно сразу подобрать слова, следовательно, необходима специальная работа, чтобы проблема патриотизма стала для ребенка личностно значимой.

Дискуссия «Что мы знаем о патриотизме».

1. Что означает термин “Патриотизм?”

     Понятие патриотизма включает в себя не только любовь к Родине, но и готовность её защищать, а преданность отечеству означает стремление каждого гражданина страны служить её интересам и быть готовым сделать всё возможное для её развития и процветания.

2. Что же такое патриотическое воспитание?

Воспитание патриотизма - это целенаправленная и регулярная деятельность органов государства, а также общественных, некоммерческих организаций и руководящих лиц страны по формированию у российских граждан патриотической культуры, национального правосознания и готовности защищать свою родину при выполнении конституционного долга по защите государства и его национальных интересов.

Таким образом, патриотическое воспитание представляет собой целенаправленный процесс формирования патриотического сознания у каждого гражданина нашей страны.

3. Почему на ваш взгляд, патриотическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Психологи считают, что именно дошкольный возраст является самым благоприятным периодом для воспитания у ребёнка чувства патриотизма, которое начинает формироваться вначале с любви к своей семье, родным и близким, а затем формируется чувство любви к своему городу, родному краю и стране, в которой он живёт. В этом возрасте ребёнок абсолютно доверяет взрослым, а тем более своему педагогу, он эмоционально отзывчив, достаточно внушаем и пытается подражать взрослым. Поэтому любая информация, полученная ребёнком в дошкольном возрасте, прочно усваивается им на всю жизнь.

Однако заметим, что сформированные в детстве личностные качества не всегда остаются неизменными, в более позднем возрастном периоде они могут меняться под воздействием внешней среды, особенно негативной. Однако начатки гуманизма, духовности, нравственности, трудолюбия и патриотизма зарождаются именно в раннем возрасте. Таким образом, целью раннего патриотического воспитания детей выступает формирование и дальнейшее развитие любви к своей семье, к Родине, к своему отечеству и согражданам.

Важнейшими средствами патриотического воспитания являются систематические занятия с детьми на темы, связанные с историей родной страны, её духовными и нравственными ценностями, а также чтение книг на патриотические темы, в том числе связанные с Великой Отечественной войной и участием нашего государства в разгроме немецко-фашистских захватчиков.

4. Определите задачи патриотического воспитания.

  •         Формировать у детей уважение и любовь к семейным ценностям, окружающим людям, родному городу и стране;
  • Воспитывать у ребёнка желание принимать участие в массовых мероприятиях по благоустройству территории детского сада, родного двора, и улиц своего города;
  • Учить ребёнка заботиться о своих родных и близких людях, сверстниках, бабушках и дедушках;
  • Воспитывать любовь и уважение к любому труду, независимо от его значимости и важности;
  • Воспитывать интерес к традиционным ценностям своей страны, а также их охране и защите;
  • Учить бережному отношению к природе и природным ресурсам;
  • Объяснять значение государственных символов, воспитывать в детях уважение к ним;
  • Формировать правовое сознание с самого раннего возраста, информировать о правах ребёнка, и правах и обязанностях каждого гражданина в российском государстве;
  • Знакомиться с историей родного края и страны;
  • Научить ребёнка уважать чужие традиции и культуру.

5. Роль педагога в патриотическом воспитании дошкольника.

Цель каждого педагога дошкольного образовательного учреждения  при воспитании патриотизма в детях -  во-первых, самому быть настоящим патриотом своей страны, и,  во-вторых, передать свои патриотические знания и опыт подрастающему поколению в доступной познавательной форме,  используя эффективные средства и методы, а также принцип развивающего обучения, нацеленный на всестороннее развитие личности дошкольника.                                                                    

6.Назовите организованные формы обучения и совместную деятельность воспитателя, и детей.

К организованным формам патриотического воспитания можно отнести:

- познавательные занятия, включающие в себя комплекс различных видов деятельности;

- разнообразные экскурсии на тему известных памятных дат истории страны;

- наблюдения.

Формы совместной деятельности педагога ДОУ и дошкольников могут включать:

- беседы с детьми о родном городе и о родной стране;

- рассказы педагога с подробными объяснениями и показом необходимых объектов;

- коллективное творчество, в том числе, изображение тех или иных объектов на патриотическую тему;

- обсуждение с детьми наиболее интересных рисунков;

- разучивание патриотических песен и стихотворений, чтение сказок на военно-патриотические темы;

- ознакомление дошкольников с русским народным творчеством;

- участие в общественно-полезном труде, в том числе с родителями;

- обязательное награждение детей за активное участие во всех проведённых мероприятиях;

- демонстрация воспитателем на личном примере общественно-полезных действий, информирование детей о своих патриотических взглядах;

- совместное проведение различных спортивных и военно-патриотических игр.

7. Взаимодействие с семьями воспитанников, формы работы.

Нужно всегда помнить, что воспитатель является для детей образцом для подражания и поэтому педагогу важно вести себя безупречно с тем, чтобы показывать пример подрастающему молодому поколению. Воспитатель обучает детей правилам жизни в социуме, расширяя их кругозор и формируя у них духовные и нравственные качества. Патриотическое воспитание детей педагог, как правило, реализует в совместной деятельности с родителями и ближайшими родственниками своих воспитанников, которая базируется на основе главного принципа - координации совместных усилий детского образовательного учреждения и семьи.

Для достижения целей патриотического воспитания педагоги ДОУ совместно с родителями детей проводят: общие собрания, семинары, индивидуальные консультации, праздники, Дни открытых дверей, разнообразные досуговые занятия, в том числе совместно оформляют фотостенды на тему патриотического воспитания.

II часть. Практическая.

- Предлагаю  вам сегодня принять участие в деловой игре.

Цель деловой игры: повышение профессионального уровня педагогов в работе с детьми по нравственно-патриотическому воспитанию.

Задачи:

- сформировать представления о многообразии направлений педагогической деятельности по нравственно-патриотическому воспитанию;

- оказать практическую помощь в выборе и овладении современными формами и методами в работе по данной теме;

- Формирование у педагогов понимания актуальности работы по воспитанию нравственно-патриотических начал у подрастающего поколения в современном обществе;

- создание условий для самообразования педагогов в данном направлении;

- совершенствовать работу ДОУ по нравственно -патриотическому воспитанию дошкольников;

- стимулировать потребность педагогов в проявлении творчества и внедрении новых ФГОС для успешного воспитания дошкольников;

- развитие умения обсуждать и согласовывать предложенные вопросы.

     Ход игры:

Звучит песня «Отчего так в России березы шумят»

Ведущий читает стихотворение:

Начинается Родина с памяти с почитанья истоков своих,

С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых.

Начинается Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна,

Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина.

Начинается Родина с детства, с материнской, отцовской любви,

Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли.

- Коллеги, я предлагаю Вам разделиться на две команды. За правильно выполненное задание команда получает часть пазла, который нужно будет собрать в единую картинку. Но перед началом игры небольшая разминка ума:

1.Путешествие в прошлое России

  • Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью?  ( это стол – поэтому нельзя было стучать по столу и садиться на него).
  • Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? ( Березу – считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье и защищает от молнии).
  • В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы?   (Зимой, в крещенские морозы, когда древесина становилась сухой).
  • Назовите имена русских былинных богатырей, которых вы знаете. (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка).  Есть богатыри, более приближающиеся к образам сказочным, чем былинным: Вольга Святославович, Микула Селянинович, Святогор-богатырь, Ставр Годинович.

Станция № 1. Эрудиты Вопросы к I команде, ко II команде

1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны. (Государство.)

2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом. (Страна) .

3. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, эмблемы. (Флаг, 6 слайд).

4. Что означают цвета Российского флага?  (В настоящее время чаще всего (неофициально) используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий – цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)

5. Официальная эмблема государства? (Герб, 7 слайд).

6.Что обозначает орел на гербе? (Орел символ непобедимости и силы. Двуглавый орёл, сохраняя государство, смотрит и на Запад, и на Восток.  Над орлом три короны. Корона на голове орла - символ законности.)

7. Что означает государственный гимн? Государственный гимн (также национальный гимн, национальная песня) — торжественная патриотическая музыкальная композиция, признанная правительством страны одним из государственных символов в качестве официальной национальной песни.

8. Кто композитор российского гимна? (Музыка современного российского гимна были позаимствованы из гимна Советского Союза, мелодию к которому написал Александр Александров в 1939г.8  слайд ).                                                                         9. Кто автор слов российского гимна? Основа текста также была позаимствована из гимна СССР на стихи Сергея  Михалков  и  Габриэля Эль-Регистан .  30 декабря 2000г. указом президента Путина В.В. был утверждён обновленный текст гимна  РФ.(9 слайд).

10. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации? (Федеральным конституционным законом)

11. Почему матрёшка стала символом России? (В матрешке заложена идея продолжения рода, а также отображена русская традиция одежды, слайд 10)

        Станция № 2 Экологическая

- С чего начинается Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие нравственные качества человека, в их числе и любовь к Родине.

Задание:

- Следующее задание для наших команд состоит из игры «Исключи лишнее из списка…». Задания находятся в листочках.

1. Исключите птиц, которые не водятся в центральной полосе России: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, фламинго, соловей, тукан., дятел, сова, кукушка, киви, куропатка, глухарь, колибри.

2. Исключите растения, которые не растут в центральной полосе России: шиповник, росянка, мята, полынь, пальма, элеутерококк, верблюжья колючка, календула, баобаб, лимонник, пустырник, перекати-поле (катун). (Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо-восток Китая, север Кореи.)

Станция № 3 Игровая

- С чего начинается Родина… с изучения традиций, национальных праздников, народных игр и культуры… Дайте ответы на данные вопросы:

  • Старинный женский головной убор замужней женщины? (Кокошник,                           1 слайд);                
  • Мужская рубаха, разрез ворота у которой был сбоку? (Косоворотка,                    2 слайд);                                
  • Как называется крестьянский полукафтан из грубого толстого сукна длинной до колен? (Зипун, 3 слайд);                                                                                                        
  • Украшение и оберег от сглаза на одежде? (Вышивка, 4 слайд);
  • Игра «Кто быстрее»? Команды должны собрать разрезные картинки (русское платье, 5 слайд);

- Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. Воспитателям предлагается поиграть в народную подвижную игру: «Поясок – элемент народного костюма»

Команде раздают по три ленточки.

Задание: Пока играет музыка, командам нужно правильно, без ошибок сплести поясок.

Описание игры: Один человек держит за края вместе ленточки, остальные 3 человека держат каждый свою ленточку. Каждый игрок с краю (двух сторон) по очереди (начинает плести поясок) встаёт между двумя игроками. Так продолжают плести, пока не сплетут поясок.

Станция № 4 Смекалистых

- С чего начинается Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок… С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

- Предлагаем командам-участницам вспомнить русские пословицы, поговорки:
- Всякому мила своя сторона.
- Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.
- Родина – мать, умей за нее постоять.                                                                                                                         -Где  родился – там и пригодился.

-Родной куст и зайцу дорог.

-Береги землю родимую, как мать любимую.

-Кто за Родину дерется, тому сила двойная дается.

-Родину-мать умей защищать.

-Тот герой, кто за Родину горой.

-Чужой земли не хотим, а своей не отдадим.

-Кто служит Родине  верно, тот долг исполняет примерно.

-Много стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.

-Человек без Родины, как соловей без песни.

Следующее, Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового цвета:

1. Береги землю родимую, как мать любимую.

2. Человек без Родины, что земля без семени.

(Раздаются карточки с тексом современных пословиц).

- Еще одно задание:

На карточках находятся пословицы других стран современных трактовок, предлагаем их прочитать и вспомнить аналог русских, уже знакомых вам пословиц.

Игра: «Скажи иначе пословицу»

- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите аналог:

1.«Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее» (англ.) – «Баба с возу –кобыле легче».

2.«Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце» (азерб.) – «Глаза – зеркало души».

1.«Тот не заблудится, кто спрашивает» (финн.) – «Язык до Киева доведёт».

2.«Разговорами риса не сваришь» (кит.) – «Соловья баснями не кормят».

Станция № 5 «Душевная»

Патриотизм – любовь к Родине, преданность к ней, стремление защитить ее от врагов своими телами, служить её интересам – чувство великое, необходимое. Эта любовь во все века проявляется в ее готовности защищать, не жалея жизни своё Отечество.

Многие из тех, кто защищал Родину, ушли из жизни. Но память о них не померкнет в веках. Именно они тогда защищали нашу Родину для нашего с вами благополучия. А в этом тяжелом бою им помогали автомат, танк и песня.

Песня военных лет делила вместе с воином в горести и радости, подбадривала их веселой, озорной шуткой, грустила вместе с ними об оставленных родных, любимых.

Песня нужна была всем, даже тем, кто ждал солдат с войны. Они вселяли надежду, что их близкие родные вернуться живыми, здоровыми.

Песня душа народа. Много песен сложено о великой отечественной войне

- Предлагаю песенный блиц-турнир. Каждая команда должна вспомнить название или строчку из полюбившихся песен о войне.

- Дмитрий Лихачев сказал: «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству». А что такое Родина? … Родина - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но ни кто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? - Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Таким образом, у каждого из вас возник свой образ родины. А сейчас я предлагаю вам по очереди продолжить фразу. Так, что это значит «Воспитать патриота России…» - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает.

IV. Обмен мнениями.

V. Завершение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация семинара - практикума для воспитателей "Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в виду реализации ФГОС"

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активн...

Семинар-практикум на тему: «Современный подход к логико-математическому развитию дошкольников»

Цель:Выявление более эффективных форм работы и видов организованной и организованной образовательной деятельности, необходимых для развития математических представлений у дошкольников.Задачи:- Формиро...

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»

Семинар-практикум для педагогов  «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС ДО»...

Семинар-практикум для педагогов ДОО: "Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой"

Семинар-практикум для педагогов «Современные подходы к организации работы с детьми по ознакомлению с художественной литературой»...

Семинар- практикум в МДОУ "Детский сад "Мечта". Тема: «Современные подходы к организации нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников».

Цель: повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме нравственно-патриотического воспитания дошкольников, систематизировать знания и умения педаг...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ на тему: «Современные подходы к организации ФЭМП дошкольников»

Семинар – практикум«ТРИЗ – понятие, принципы и подходы в образовательной работе с дошкольниками разного возраста»ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в на...