Особенности работы дошкольного учреждения с семьями участников СВО и организация работы по патриотическому воспитанию.
материал

Филимонова Олеся Евгеньевна

     Предоставление помощи и льгот детям участников СВО является важной этической задачей для Российского государства и общества. Об этом свидетельствуют принятые документы на уровне государства и правительства, региональные и локальные акты. Но семьи участников СВО нуждаются не только в государственной помощи, а также и в поддержке образовательного учреждения, которое посещает ребенок. В связи с этим важно правильно выстроить работу по оказанию помощи и поддержки таким семьям и детям в дошкольном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности работы дошкольного учреждения с семьями участников СВО и организация работы по патриотическому воспитанию.

          Специальная военная операция Вооружённых сил и последовавшая за ней частичная мобилизация поставили жителей всей России, в непривычные психологические условия. Как показало исследование Фонда общественного мнения, 70% россиян находятся в состоянии тревожности, специалисты Красного Креста сообщают о том, что значительно выросла потребность населения в психологической поддержке. Особенно остро в ней нуждаются семьи мобилизованных и добровольных участников СВО, семьи которых оказались в «трудной жизненной ситуации».

               В соответствии с определением «трудная жизненная ситуация» — это ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина. В статье 1 ФЗ РФ от 24 июля 1998 года № 124-Ф3 «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» четко сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка. Среди прочих к данной формулировке относятся и дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи. Причиной, вызывающей дисфункцию семейных отношений, в данном случае можно считать участие родителей в специальной военной операции (гибель, получение увечья, инвалидности), так как она самым серьезным образом меняет весь уклад жизни семьи.

              Предоставление помощи и льгот детям участников СВО является важной этической задачей для российского государства и общества. Об этом свидетельствуют принятые документы на уровне государства и правительства, региональные и локальные акты.

             Но семьи участников СВО нуждаются не только в государственной помощи, а также и в поддержке образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

                В связи с тем, что наш детский сад посещают дети из таких семей, в дошкольном учреждении им оказывается помощь.

             При построении взаимодействия с семьями участников СВО мы пользуемся разработанным Министерством просвещения РФ и Министерством высшего образования  РФ  «Алгоритмом сопровождения детей ветеранов (участников) СВО».

                На этапе изучения социального заказа, был проведен опрос родителей, который помог выявить основные проблемы данной категории семей. Наиболее частыми среди них были:

         - желание в организации досуга детей, оставшихся без отцовского внимания,

        - проблемы в психологической поддержке и консультациях юридического и социального характера,

        - желание семей иметь отдых в летний период,

        - возможность дополнительного образования детей.

              Данные проблемы не могли остаться незамеченными нашими специалистами. Были запланированы мероприятия, направленные на решение этих проблем, а также на оказание адресной социальной и психологической помощи семьям участников СВО.

            В организации нашей работы мы, в том числе использовали разработанные  Министерством Просвещения РФ «Рекомендации по организации комплексного сопровождения обучающихся, родители (законные представители) которых являются ветеранами (участниками) специальной военной операции».

            Там представлены полезные ресурсы по тематике воспитательных мер, ссылки на вебинары, программы повышения квалификации для самих педагогов, кроме того, дополнительно рекомендации для родителей (законных представителей) обучающихся из семей ветеранов (участников) СВО. Указанные материалы, возможно, использовать при реализации рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы. Также представлена информация о ресурсах в сфере дополнительного образования детей, которая может быть полезна обучающимся из семей ветеранов (участников) СВО. Рекомендации содержат подробную информацию и ссылки на организации по оказанию всесторонней помощи семьям участников СВО телефоны горячих линий.

             Сопровождение семей, находящихся в трудной жизненной ситуации из-за участия членов семьи в СВО осуществляется поэтапно.

            Первоначально происходит выявление таких семей. В начале учебного года проводим анкетирование и мониторинг семей, по результатам которого составляем социальный паспорт семей ДОУ.

            Далее происходит установление контакта с семьями участников СВО. Важно помнить при этом, что семьи участников СВО, нуждаются в корректном, внимательном подходе с соблюдением требований по защите персональной информации и этических требований в организации психолого-педагогического сопровождения.

           Наиболее трудным для нас в работе с такими семья стало неприятие семьями любого вида помощи со стороны образовательного учреждения и их нежелание идти на контакт. Для того, чтобы установить доверительные отношения с детьми и их родителями, понадобилось время и педагогическое мастерство наших специалистов, а именно воспитателей и педагога-психолога, которые находятся в более тесном контакте с ребенком и его семьей, и могут определить дальнейшую работу с этой семьей.  

              С целью предоставления в дальнейшем адресной помощи, проводим социально-педагогическую и психологическую диагностику детей, изучаем семейный микроклимат, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль семейного воспитания. После анализа полученных данных составляем социальные паспорта семей, психолого-педагогические характеристики на ребенка, разрабатываем план индивидуального психолого-педагогического сопровождения семей, подбираем формы и методы работы с семьями в зависимости от возникших тяжелых ситуаций и имеющихся проблем.  

         В нашем детском саду оказывается:

        - психологическая помощь, включающая в себя просветительскую и коррекционную работу, консультирование, психологическую поддержку, разработку и раздачу памяток о местах оказания психологической помощи детям, с контактными номерами телефонов доверия и «горячих линий»,

         - социальная помощь, предполагающая патронаж семьи, оказание помощи при адаптации к новым социальным условиям,

        - педагогическая помощь, которая состоит из повышения педагогического потенциала родителей, а также оказания помощи ребенку в освоении основной и дополнительной программы дошкольного образования,

        - правовая помощь, имеющая своей составной частью повышение правового потенциала родителей, соблюдение законодательства РФ о несовершеннолетних, соблюдение их прав и законных интересов.

            За время работы была оказана разнообразная адресная помощь семьям участников СВО: индивидуальные коррекционно – развивающие занятия с детьми и родителями; предоставление возможности посещения воспитанниками из семей участников СВО детского сада и дополнительных услуг на бесплатной основе; организация детского досуга через раздачу пригласительных билетов в театры и на концерты, а также бесплатного досуга и отдыха по календарным праздникам, важным для семьи событиям, таких, как Новый Год, день Матери, 8 марта, День отца, день рождения ребенка.

           В современных реалиях, на ряду, с помощью и поддержкой семей участников СВО, встаёт важная задача, воспитания будущего поколения в духе патриотизма и гордости за свою страну и её героев. С целью решения задач патриотического и духовно- нравственного воспитания в нашем детском саду были организованы:

        - встречи с ветеранами боевых действий, «горячих точек», участников СВО,

         - занятия дискуссионного киноклуба, включающие в себя просмотр фильмов и мультфильмов патриотического содержания с последующим их обсуждением,

         -  мероприятия патриотической направленности, такие как:  марафон «Нам нужен МИР», конкурс чтецов «Ни что не забыто, Ни кто не забыт.», Акция «Zа мир», квест-игра «Путешествие в страну Дружба», познавательный час «Пусть всегда будет мир» и др.

         -  выставка рисунков «Солдатам Отечества – слава!», фотовыставка «Я и мой папа»,

        -  флэш-моб «Армейская зарядка»,

        -посещение храмов, музеев воинской славы.      

         В план работы нашего учреждения так же были  включены мероприятия, направленные на воспитание духовно-нравственных и патриотических ценностей подрастающего поколения на примере подвига русского народа в годы ВОВ.                      

           Педагоги образовательного учреждения приняли активное участие в акции «Письмо солдату», «Поздравительная открытка к Новому году для солдат СВО», где писали письма военнослужащим в зону СВО и госпитали с поздравлениями в честь праздника 23 февраля, Нового года, адресуя им добрые слова поддержки, благодарности за их подвиги; в акции  по сбору  бакалейных и сладких продуктов; в благотворительной акции «Посылка солдату» и в благотворительной акции «Елка желаний» по сбору подарков для детей из семей участников СВО.  Проходила активизация работы мастер-классов, творческих мастерских, флэш-мобов, акций, таких, как «Скворечники и кормушки», «Все на футбол», весенняя посадка деревьев.

            Таким образом, благодаря привлечению общественных ресурсов, использованию инновационных форм работы  удалось оказать адресную поддержку семьям участников СВО, повысить качество их жизни.

             Всесторонняя комплексная помощь, так же послужит сохранению и продолжению лучших национальных традиций – в трудное для Отечества время поможет сплотиться и помочь самым нуждающимся. Этому научили нас наши родители, участники, труженики тыла и дети Великой Отечественной войны. Мы выстоим. Для нас нет чужой беды.

          Работа дошкольного учреждения с семьями участников СВО и организация патриотического воспитания являются важными аспектами в современном образовательном процессе. Эти направления требуют комплексного подхода и внимательного отношения к каждому ребенку и его семье. Только в сотрудничестве с родителями и общественными организациями можно создать гармоничную и поддерживающую среду, способствующую формированию у детей чувства гордости за свою страну и уважения к ее героям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей нашего времени, оно требует нового подхода к образовательному процессу....

План тематической проверки «Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста»

Цель проверки: исполнение ст.3.2. п.3.1. Закона Российской Федерации «Об образовании», определения уровня воспитательно - образовательной работы по организации работы по патриотическому во...

Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста

Воспитание патриотических чувств начинается с накопления социального жизненного опыта, который приобретается в раннем детстве.Дошкольный возраст - один из самых благоприятных периодов в воспитании люб...

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»

Большая роль по нравственному воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию ну...

Особенности работы педагога-психолога с семьями участников СВО

Разлука с отцом для всех детей и обучающихся разного возраста всегда психологически травматична, поэтому родным и педагогам очень  важно оказывать им психологическую поддержку. Целью работы ...

Консультация для педагогов "Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста"

Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого, означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство принадлежности к родине, отечеству, с...