Консультация для педагогов Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста
консультация

Неверовская Татьяна Валентиновна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_pedagogov.docx18.31 КБ

Предварительный просмотр:

                   Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                            «Детский сад № 144»  города Магнитогорска

Консультация для педагогов

Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста









Подготовила:

старший воспитатель

Неверовская Т.В.

Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста

Большая роль по нравственному воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Во время работы с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию решаются следующие задачи:

• воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому,

детскому саду, улице, городу;

• формирование бережного отношения к природе и всему живому;

• воспитание уважения к труду;

• развитие интереса к русским традициям и промыслам;

• формирование элементарных знаний о правах человека;

• расширение представлений о городах России;

• знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

• развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

• формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их

традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России. Образовательную деятельность с воспитанниками проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал,

активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.

Методы, используемые в работе с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе от близкого к далекому, от простого к сложному. Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.).

Обязательно нужно связывать воспитательно-образовательную работу с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

В работе по нравственно- патриотическому воспитанию можно использовать различные технологии:

• игровые,

• информационные,

• коммуникативные,

• проблемные,

• развивающего обучения,

• проектные,

• ИКТ.

Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания

дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.

Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:

• организация жизненных и игровых ситуаций, дающих возможность

осваивать опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;

• инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы

взаимоотношений в детском саду и в семье;

• наблюдение за отношением взрослых в детском саду;

• хороводные игры, игры-имитации;

• чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;

• рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением

семьи, предлагает назвать членов семьи, их действия, выделить общее

радостное настроение;

• рассматривание семейных фотографий и др.

В средней группе вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел»: в подарок родителям сделать коллективную аппликацию, подарить рисунки. В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне.

В старшей группе используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:

• этические беседы о городе, родной стране, мире;

• экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными

событиями;

• рассматривание иллюстраций об особенностях природы России,

разных стран;

• знакомство с элементами национальной культуры;

• обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей и

горожан.

В работе с детьми подготовительной к школе группы применяются

следующие методы:

• знакомство с российской символикой;

• игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города,

отражая на ней достопримечательности;

• рассматривание иллюстраций к сказкам народов России;

• стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;

• придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного

города;

• совместная деятельность с детьми с картами и схемами;

• рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных

сооружениях, легенд, мифов.

Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью способной увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. Формирование патриотических чувств,  проходит эффективнее, если детский сад устанавливает  взаимосвязь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это, создает благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств.

В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы:

• КВН;

• «Круглый стол»;

• семинары – практикумы;

• посиделки;

• конкурсы;

• выставки;

• походы;

• игровые программы;

• родительские собрания.

. мастер классы.

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи,  необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т. д. Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть,  если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости. Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом. При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Организация работы по физическому воспитанию с детьми старшего возраста"

Материал раскрывает создание условий для физического развития дошкольников...

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию с использованием ИКТ»

Патриотизм – это сложное чувство, которое формируется в ребенке постепенно, в ходе воспитания любви к своим ближним, к детскому саду, к родным местам, к родной стране. Принято считать, что путь ...

Консультация для педагогов «Организация физкультурных праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста»

laquo;Организация физкультурных праздников и развлечений с детьми дошкольного возраста»...

Консультация для воспитателей «Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста»

Большая роль по нравственному воспитанию  отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми. Начинать работу по патриотическому воспитанию ну...

Консультация для педагогов: "Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста"

Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но и весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ре...

Консультация для педагогов "Организация работы по патриотическому воспитанию с детьми дошкольного возраста"

Понятие термина «Патриотизм» - в переводе с греческого, означает «соотечественник, родина, отечество», а по отношению к человеку - чувство принадлежности к родине, отечеству, с...