Организация работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
статья
Воспитание патриотических чувств начинается с накопления социального жизненного опыта, который приобретается в раннем детстве.
Дошкольный возраст - один из самых благоприятных периодов в воспитании любви к Малой Родине, в воспитании тех нравственных качеств, которые позволяют дошкольнику вырасти гражданином своей страны и паториотом, умеющим ценить и беречь историческое культурное наследие русского народа.
Цель патриотического воспитания дошкольного возраста: привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
patrioticheskoe_vospitanie.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств. В настоящее время очень актуальна проблема воспитания чувства патриотизма у детей дошкольного возраста. Огромная роль отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми.
В процессе работы перед педагогом стоят следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- формирование элементарных знаний о правах человека;
- расширение представлений о городах России;
- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
- формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своей страны.
В современных условиях образовательную деятельность с воспитанниками следует проводить с использованием наглядного материала, в игровой форме. Использование игровых приемов повышает познавательную активность детей, создает эмоциональную атмосферу. Важно, чтобы дети воспринимали материал, активно думали. Этому способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры.
Методы, используемые в работе с детьми по патриотическому воспитанию самые разнообразные и строятся на принципе «от простого к сложному». Также нужно учитывать психологические особенности детей (эмоциональное восприятие окружающего, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др.).
Необходимо связывать воспитательно-образовательную деятельность с окружающей действительностью.
В работе по патриотическому воспитанию можно использовать элементы различных технологий:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- проектные,
- ИКТ.
Метод проектов один из перспективных методов, способствующих решению проблемы патриотического воспитания, развивающий познавательный интерес, формирующий навыки сотрудничества. Основная его цель – развитие свободной творческой личности ребенка, возможность почувствовать себя исследователем, объединить детей, родителей. Использование информационно-коммуникационных технологий – актуальное и эффективное средство для патриотического воспитания дошкольников. Информационно-коммуникационные технологии используем при рассматривании наглядного материала, просмотре мультимедийных презентаций, мультфильмов, прослушивании песен и стихов и др.
Основными методами патриотического воспитания в младшей группе выступают:
- организация жизненных и игровых ситуаций, опыт доброжелательного отношения к близким, взрослым;
- инсценировок с игрушками, демонстрирующими образцы взаимоотношений в учреждении и в семье;
- хороводные игры, игры-имитации;
- чтение стихов, потешек, сказок на тему доброты, любви к родителям;
- рассматривание иллюстраций, сюжетных картинок с изображением семьи;
В средней группе следует вовлекать детей в разговор о семье, семейных событиях. Рассматривая семейные фотографии, обращать внимание на черты их сходства с родителями, в семье все заботятся друг о друге. Увлекают детей игры на семейные темы, где разыгрываются различные сюжеты из жизни. Знакомить воспитанников со стихами, песенками, в которых отражаются события из жизни семьи, труд родителей. Организовать ситуации «добрых дел».
В старшем дошкольном возрасте у детей закладываются основы гражданственности, развивается интерес к Родине на эмоционально-чувственном уровне. Используются такие методические приемы патриотического воспитания, как:
- беседы о городе, родной стране, мире;
- экскурсии, наблюдения за деятельностью людей и общественными событиями;
- рассматривание иллюстраций об особенностях природы родного края,
- знакомство с элементами национальной культуры;
- обсуждение и составление рассказов о профессиях родителей.
В работе с детьми старших групп применяются следующие методы:
- знакомство с символикой России, родного края;
- совместная деятельность с детьми с картами и схемами;
- рассказ воспитателя об истории родного города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов.
Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В фольклоре как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, орнаментом, увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом русского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Россия.
Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если учреждение дошкольного образования устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость вовлечения семьи в процесс ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение.
В работе с родителями можно использовать разнообразные формы и методы:
- КВН;
- «Круглый стол»;
- посиделки;
- конкурсы;
- выставки;
- игровые программы;
- родительские собрания.
В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.
Воспитать настоящего патриота можно, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего народа, испытывать чувство гордости за свое Отечество, будут примером для своих детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города в современных условиях
В презентации представлены материалы по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на дорогах и улицах города, раскрыты задачи, принципы, содержание, напрвление и аспекты работы по про...
Организация работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах города в современных условиях
В докладе представлены задачи, направления и нормативно-правовая основа работы, принципы построения образовательногот процесса, показаны созданная для успешной работы предметно- развивающая ...
Тематический контроль«Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по физическому воспитанию»
Приказы и план тематического контроля...
Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»
Опыт работы по теме «Организация работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи»Содержание:1. Пояснительная записка2. Перспективное план...
«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)
Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...
План проведения тематического контроля «Организация работы по приобщению детей дошкольного возраста к русской народной культуре в дошкольном образовательном учреждении»
Цель тематического контроля: Анализ организации работы по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры в дошкольном образовательном учреждении...