Организация работы по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях
статья на тему
Патриотическое воспитание подрастающего поколения является актуальной задачей нашего времени, оно требует нового подхода к образовательному процессу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_dlya_sayta_malacheva.docx | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы по патриотическому воспитанию в дошкольных образовательных организациях
На современном этапе дошкольное образование решает сложные задачи, связанные с переформатированием системы образования в Российской Федерации, социальными и экономическими потребностями государства, запросами личности, общества.
При принятии государственных решений позиция детства и интересы детей являются наиважнейшими. Федеральный государственный стандарт определил новые направления развития и обозначил критерии качества дошкольного образования. Создать для ребенка образовательную среду, помочь в ней развиваться, мыслить самостоятельно, реализовывать проекты и замыслы, привить детям жажду открытий в получении знаний – приоритетные задачи, стоящие перед педагогами.
Образовательные области, представленные в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, определяют содержание образовательного процесса. Наиболее актуальной является образовательная область социально-коммуникативного развития, так как ее цель - позитивная социализация детей, приобщение их к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства, учет этнокультурной ситуации развития детей. Одним из основных направлений реализации этой образовательной области является патриотическое воспитание. Актуальность вызвана тем, что в настоящее время происходят глобальные экономические, политические и идеологические изменения в жизни общества. Конкурентная борьба за идеологическое влияние на молодежь охватила все сферы влияния: культуру, религию, средства массовой информации, образование. Сфера образования в силу своей массовости и доступности стала ареной для фальсификации истории народа, искажения исторической памяти, что повлекло за собой потерю патриотических позиций подрастающего поколения. В этом контексте обозначилась проблема воспитания и развития личности гражданина и патриота своей страны, способной отстаивать ее интересы. Связана она с возвращением России на международную арену как экономической и политической силы.
Патриотизм в переводе с греческого языка означает любовь к Родине, привязанность к родной земле. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности и проявляется в активной жизненной позиции, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотическое воспитание – это действия взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленные на раскрытие и формирование в ребенке нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной, региональной культуры. С дошкольного возраста ребенка нужно воспитать гражданином и патриотом - человеком, который любит свою Родину, в которой он родился и растет, знает ее традиции, историю, культуру, язык, воспитать чувство гордости за ее достижения, героическое прошлое и счастливое будущее.
В разные периоды времени менялись подходы к воспитанию патриотизма. Философы античного времени (Платон, Аристотель, Сократ, Демокрит) рассматривали нравственный рост граждан в их деятельности во благо процветания общества. Патриотизм философы и педагоги XVII-XVIII веков (Дж.Локк, Жан-Жак Руссо) представляли как чувство гордости за свою страну.
В разное время к проблеме патриотического воспитания дошкольников обращались наши соотечественники - К.Д Ушинский, Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, В.А Сухомлинский, А.П Усова, которые подчеркивали необходимость воспитания гражданско-патриотических чувств у детей, начиная с дошкольного возраста. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым относится чувство патриотизма. В трудах Б.Г. Белинского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского патриотическое воспитание было центральной идеей. Основателем национальной системы образования считается К. Д. Ушинский. Он определил, что у всех великих народов мира есть своя национальная система воспитания, в основе которой лежит принцип, определяющий образовательную систему. В.А. Сухомлинский утверждал, что период детства является каждодневным открытием мира и, нужно делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия. В XX веке позиции ученых разделились: представители теории космополитизма считали, что Россия должна повернуться к Западу, принять его идеи; представители народнического движения говорили о том, что Россия – уникальная и самобытная страна, которая должна идти своим путем.
Активно изучают проблемы нравственности современные педагоги и психологи: формирования гуманных отношений - Р.С Буре, А.М.Виноградова; формирования любви к Родине - С.А.Козлова, Р.И Жуковская; воспитания нравственно-волевых качеств - М.И.Богомолова, Э.К Суслова. Современные исследования направлены на изучение механизмов социализации, формирования социальных компетентностей ребенка, содержания патриотического воспитания, осознания ребенком самого себя как представителя человеческой цивилизации. Научно - исследовательским институтом дошкольного воспитания Академии педагогических наук СССР (лаборатория нравственного воспитания) была разработана методика патриотического воспитания и выделены принципы патриотического воспитания, которые заключались в поэтапной организации работы (воспитание любви к родному городу, региону, России). Определены были средства патриотического воспитания: художественная литература, предметы изобразительного искусства, игры, музыкальная и изобразительная деятельность, праздники, досуги.
Значимость патриотического воспитания раскрывается в целом ряде документов. «Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации» определят патриотическое воспитание как важнейшее направление в деятельности государства. Постановление от 30 декабря 2015 года № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы» акцентирует внимание на комплекс правовых, организационно - методических, информационных общероссийских и межрегиональных мероприятий по совершенствованию патриотического воспитания. Цель государственной политики - создать условия для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повысить уровень консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепить чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечить преемственность поколений россиян, воспитать гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию.
Следует отметить, что в современной дошкольной педагогике до сих пор отсутствует целостная система патриотического воспитания. Поиск решения обозначенной проблемы составляет важную задачу для педагогического сообщества.
Система патриотического воспитания должна включает в себя следующие компоненты:
-нормативно-правовую базу;
-программно-методическое обеспечение;
-организацию работы с воспитанниками;
-организацию работы с педагогическими кадрами;
-взаимодействие с родителями воспитанников;
-взаимодействие с социальными партнерами.
Каждый из компонентов представляет собой самостоятельное направление, но все они взаимосвязаны и в комплексе могут быть представлены в форме плана.
Как эффективно организовать работу по патриотическому воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения?
Первый шаг – изучение государственных документов и анализ программно-методических продуктов в сфере дошкольного образования.
Второй шаг – создание творческой группы на базе дошкольного образовательного учреждения из наиболее активных педагогов.
Третий шаг – организация работы с педагогическими кадрами в формате традиционных и нетрадиционных мероприятий (педагогические советы, консультации, семинары, открытые мероприятия, дискуссии, деловые игры, мастер-классы, тренинги, ролевые игры); представление опыта работы на методических объединениях, творческих группах, образовательных кластерах, вебинарах; участие педагогов в конкурсном движении.
Четвертый шаг – взаимодействие педагогов с воспитанниками, которое включает в себя разнообразные формы: непрерывную образовательную деятельность, тематические беседы, праздники, досуги, спортивно-патриотические игры, экскурсии, акции. Огромное значение имеет участие детей в конкурсах детского творчества (изобразительного, танцевального), фотовыставках – они способствуют социализации детей, формируют коммуникативные навыки.
Пятый шаг – взаимодействие с родителями с социальными партнерами. Формы работы с родителями могут быть разнообразными: консультации, дни открытых дверей, участие в детских праздниках, досугах, проектной деятельности, экскурсиях, прогулках выходного дня. Социальные партнеры – это школа, библиотеки, музеи, общественные организации, деятельность которых связана с гражданско-патриотическим направлением.
Важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями воспитанников, которые являются активными участниками образовательного процесса. Родители вместе с детьми участвовали в изготовлении газет, рисунков, сувениров, памятных подарков для ветеранов, участвовали в акциях «Письмо ветерану», «Георгиевская ленточка», вместе с педагогами совершали прогулки выходного дня, посещали музеи города.
Показатели эффективности работы дошкольной образовательной организации по патриотическому воспитанию:
-овладение педагогическими работниками эффективными методами и технологиями (метод проектов, технологии образовательных ситуаций, творческих дел, спортивно-патриотические игры, туристические маршруты) и применение их в практической деятельности;
-создание условий для социальной активности воспитанников (участие в конкурсах, акциях, прогулках выходного дня, праздниках и т.д.);
-установление партнерских отношений с родителями и оптимизация взаимодействия с социальными партнерами, общественными организациями.
Представленная система работы может быть использована в практике работы дошкольных образовательных учреждений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия
Гражданско-патриотическое воспитание в дошкольных образовательных организациях при различных формах сетевого взаимодействия...
Презентация «Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях»
Методы воспитания - это общественно обусловленные пути и способы педагогически целесообразного взаимодействия между взрослыми и детьми, способствующие организации детской жизни, деятельности, отношени...
«Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях »
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе, флаге РФ и родного города. Задачи: патриотического воспитания дошкольников многообразны, они усложняются с возрастом детей.Об...
«Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях »
Цель: Определить уровень сформированности характерных знаний о гербе, флаге РФ и родного города. Задачи: патриотического воспитания дошкольников многообразны, они усложняются с возрастом детей.Об...
Методы гражданско - патриотического воспитания в дошкольной образовательной организации
В презентации изложены цель, задачи и некоторые методы гражданско - патриотического воспитания в ДОО....
«Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях »
Презентация к выступлению на педагогическом совете....
презентация «Методы гражданско-патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях».
Проблема гражданско – патриотического воспитания актуальна для нашего ДОУ, так как приоритетным направлением нашего детского сада является социально – личностное развитие воспитанников. Во...