нод "Русская изба"
план-конспект занятия (старшая группа)
Познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_russkaya_izba.docx | 25.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Знакомство с русской избой»
Цель:
— познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.
Программные задачи:
Обучающие:
- познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, и т. д.);
- познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: ухват, чугунок, горшок, сито, самовар;
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей;
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности детей.
Словарная работа:
Активизировать самостоятельные рассуждения речи детей. поддерживать инициативу ответов на вопросы.
Обогащение словаря детей: печь, сундук, самовар.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, двигательная, художественно-творческая, продуктивная.
Материалы и оборудование: материалы для работы с тестом, тесто. Предметы домашнего обихода: печь, лавка, самовар, скатерть, деревянная посуда, сундук.
Предварительная работа: знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.
Ход занятия:
Хозяйка:
Здравствуйте ребята
Здравствуйте, гости дорогие! Гость на порог — хозяину радость. Прошу в избу, будьте как дома!
Горница у меня небольшая да красивая какая!
Я ждала вас, нарядилась в сарафан, рубаху, а на голове красивая кичка. А вы хотите быть такими же нарядными? (ответы детей) Хорошо! А где мы можем взять вещи, ведь шкафов у меня нет. Вот послушайте загадку и найдите вы отгадку:
Прячет бабушка там вещи
Сапоги, кафтан, сюртук.
Вы мне дружно все скажите
Этот шкаф зовут… (сундук.)
Правильно, ребятки, это сундук! А теперь давайте посмотрим, что в нем лежит (хозяйка открывает сундук и достает от туда: девочкам – сарафаны, мальчикам – рубахи).
Сядем рядком, да поговорим ладком!
Скажите ребята, а куда вы пришли?
- В русскую избу!
Хозяйка: А как вы думаете ребята для чего человеку нужен дом?
Дети: Чтобы можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня, отдохнуть и набраться сил.
— А из чего люди раньше могли построить себе дом? Из какого дерева? Сейчас я вам немножечко подскажу, загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:
«Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки» (лиственница)
— Почему же из лиственницы строили дома?
Потому что, когда лиственница намокает, она становится прочнее и крепче, почти как камень. Такой дом будет стоять долго, не будет гнить. Но строили дома и из сосен, а нижние бревна старались класть из лиственницы.
В таком доме воздух всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.
Хозяйка. Ребята, а что было в избе самое главное?
- Дети: печь.
Загадаю вам загадку вы найдите мне отгадку.
«Летом спит,
Зимой горит,
Рот открывает,
Что дают – глотает».
Хозяйка:
Правильно это печь. Печь считали сердцем дома!
Печка - наша поилица и кормилица, тело согревательница. В старину говорили: «Без печи изба - не изба». Печь ставили посреди горницы. Она служила источником тепла и света. Ребята, как вы думаете чем можно растопить печку? (Ответы детей «дровами».)
Правильно! Печку будем топить дровами. А вы мне поможете?
Дети: Да!
Хозяйка:
Тогда берите по одному бревнышку и подавайте мне, а я буду бросать дрова в печь (под музыку дети собирают дрова). Но чтобы наша печка быстрее нагрелась и стало тепло, давайте мы ей поможем. (звучит звук костра)
Физминутка:
(Дети встают в круг, в руках у них платочки красного и желтого цвета.)
Гори, гори ясно (Руки с платочками вперед, взмахи в верх и в вниз.)
Чтобы не погасло (Присесть руки вниз.)
Глянь на небо. (Встать, пройти в центр, руки вверх помахать и отойти.)
Птички летят. (Взмахи руками в стороны, как птицы.)
Колокольчики звенят. (Руки вниз взмахи вправо, влево.)
Хозяйка: А что могла хозяюшка приготовить в печке?
Дети отвечают.
Изба была одной комнатой, но было одно местечко в избе, которое называлось бабий кут, где женщина делала свои дела по хозяйству, шила, вышивала, стряпала и люлька, где качался малыш.
Ну что ж печь наша топится, а теперь можно взяться и за работу
Теперь нам надо замесить тесто.
Нужно отгадать загадку
Новая посуда
А вся в дырах (сито)
Что это?
Посмотрите глазками кругом. Вы же в песочнице просеиваете песочек, чем вы просеиваете? Кто пойдет и принесет нам эту посуду?
Дети пробуют просеять муку через сито.
Несите поднос, а где же у нас мука? А вот она стоит в берестяном туесочке.
Ситом сеяли муку, и тогда тесто на пироги получалось очень пышным и мягким.
Муку мы приготовили теперь месим тесто
(пальчиковая гимнастика «Месим тесто»)
Тесто мнем, мнем, мнем (руками имитируем процесс вымешивания теста)
Тесто жмем, жмем, жмем (энергично сжимаем и разжимаем пальцы)
Крендельки мы испечем (выполняем движения как будто лепим снежки)
Посмотрите, какое хорошее тесто у нас получилось!
(дети снимают салфетки с тарелочек на стол. В тарелочках тесто скатанное в шарик)
Тесто наше отдохнуло,
К ручкам нашим все прильнуло,
И сейчас нам с вами нужно,
Крендели слепить всем дружно.
Практическая часть.
Мы с вами как настоящие хозяева сегодня будем работать с тестом- выпекать крендельки.
— Какое она на ощупь тесто? (мягкая, податливая, меняет форму)
Давайте вспомним как мы будем делать крендели?
нужно взять кусочек теста, раскатать между ладошек, и соединить оба конца, так, чтобы получилось колечко, а потом прижимаем вовнутрь.
гости дорогие крендели мы слепили теперь их нужно поставить в печь
(воспитатель готовые ставит в печь).
- а теперь пока пекутся крендели я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.
Ребята, а вы знаете в чем раньше готовили еду?
Отгадайте загадку:
«Что хозяйка в печку ставит,
Кто из вас, ребята, знает?»
К низу узок, вверх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
Это чугунок. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.
Давайте в него насыпем гречку из туеска. Ну-ка попробуйте поднять чугунок теперь? Какой он стал?
-Дети: еще тяжелее.
Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.
«Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт,
А сам в угол идёт (ухват)
Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. Хотите попробовать, легко ли было хозяюшке?
Дети пробуют достать из печи ухватом чугунок.
Но у чугунка был соперник, который огня не боится и вод не страшится.
Был я копан,
Был я топтан,
Был на пожаре,
Был я на базаре,
Сколько было сил,
Всю семью кормил,
Сам терпел,
Ничего не ел,
Сделался стар,
Перемельцем стал.
Посмотрите вокруг, что это?
Что варили в чугунке, то и в горшочке, варили картошку, тушили мясо, топили молоко. Молоко в таком горшочке ни кисло.
Продолжим отгадывать загадки.
Сама не ем, а людей кормлю (ложка)
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть и пускаться в пляс. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках, да потанцевать под народную музыку.
Дети под народную музыку придумывают и выполняют танцевальные движения, играя на ложках.
Выпускает жаркий пар,
Древний чайник … (Самовар)
Правильно! Это самовар! Он большой, пузатый, его топили лучинами, это такие маленькие щепки от дерева, заливали в него воду, и он кипятился.
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя.
А вот и наши крендельки подоспели, с пылу, с жару из печи, все румяны, горячи.
Ох, спасибо вам ребятки,
Славно с вами потрудились,
Славно мы повеселились,
Вы и пели, и плясали,
Очень я довольна вами!
Давайте пригласим гостей к нашему столу.
---
Хозяйка: Понравилось вам у меня, ребята?
Что интересного вы увидели у меня в избе?
Что самое главное в избе?
А у кого дома есть печка?
Дорогие гости, вот и закончились наши посиделки, пора прощаться, до следующей встречи! До свидания!
Самоанализ к конспекту НОД «Знакомство с русской избой»
Представлена непосредственно образовательная деятельность по познавательному развитию «Знакомство с русской избой».
Данная непосредственно образовательная деятельность проводилась с детьми среднего возраста 4-5 лет.
В непосредственно образовательной деятельности основное образовательное направление познавательное развитие было в интеграции с образовательными областями Речевое развитие, Физическое развитие, Социально коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие. При планировании НОД были учтены возрастные особенности детей.
Цель НОД:
Развитие познавательно – речевой активности детей средней группы.
Непосредственно образовательная деятельность была направлена на решение триединой дидактической задачи:
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с русской избой с предметами русского быта (печь, лавка, сундук, самовар). Познакомить детей с русскими народными играми, пословицами, поговорками.
Развивающие: развивать социально-коммукативные умения с помощью народных игр.
Воспитательные: воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям, любовь к своей Родине.
Использовала виды детской деятельности – игровая, коммуникативная, продуктивная, двигательная.
Для решения поставленных задач мною были использованы определённые методы и приёмы.
Форма организации детей – индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Была проведена предварительная работа – знакомство детей с русским народным бытом; рассматривание картинок с изображением русской народной одежды; заучивание песен и потешек.
Структура НОД.
Водная часть: (организация детей) – 2 минуты
- Основная часть: (практическая деятельность) - 15 минут
- Заключительная часть (подведение итогов) 3 минуты.
НОД состояла из трех взаимосвязанных между собой частей, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия.
Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть НОД направлена на решение определенных педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приемов.
Вводная часть:
Для создания интереса воспитатель была в роли «Хозяйки», которая предложила поприветствовать гостей по старинному русскому обычаю. Переключение внимания, мотивация на предстоящую деятельность, стимуляцию интереса к ней, было сделано с помощью игры «Волшебный клубочек», который должен быть показать дорогу к избе где живёт хозяйка. На организационном этапе НОД был применен проблемно-ситуационный метод детям было предложено оправится в русскую избу.
Основная часть НОД представляла собой специально организованную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач.
В ходе всего НОД создавала проблемные ситуации с помощью загадок знакомство с бытом русской избы.
В ходе проведения занятия была использована личностно-ориентированная модель деятельности. Дети показали знания программного материла, сами добывали знания. Преобладали вопросы проблемно-поискового характера (какая кошечка, какой самовар).
Для активизации детей были использованы следующие методы:
1. Словесный (беседа, вопросы к детям, поощрения, итог).
2. Наглядно - демонстрационный (показ презентации, печка, сундук, самовар)
3. Практический (пальчиковая гимнастика, сбор дров для печки, лепка крендельков их солёного теста).
4. Игровой (игра «гори, гори ясно»).
художественное слово (чтение потешки «Как у нашего кота загадки», пословицы, поговорки).
Большое внимание уделяла индивидуальной работе с детьми. Во время НОД старалась общаться с детьми на одном уровне, «глаза в глаза», а не доминировать над детьми.
В заключительной части НОД использовала вопросы проблемного характера.
Быстрая сменяемость приемов и смена поз в течении НОД позволили избежать утомляемости детей. Использование мультимедийной установки соответствовало рекомендациям Сан Пинов. Обращала внимание на осанку детей. Я считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности детей была достаточно эффективной, динамичной. Старалась соблюдать нормы педагогической этики и такта. поставленные задачи были выполнены.
Литература:
Алешина Н. В, Знакомство дошкольников с родным городом и страной, конспекты занятий.
Маханева М. Д, нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
"Вместе мы избу построим", "Устройство русской избы".
Воспитание детей не может быть успешным без познания жизни своих предков. Приобщая к русской культуре, пробуждается интерес к прошлому народа: его традициям, самобытности. Богадство родного языка форм...
«Гостеприимная русская изба» организация детско-родительского творчества, как форма взаимодействия музея детского сада «Русская изба» и семьи
Не так давно воспитанники нашего детского сада стали посещать музей «Русская изба», нет, им не приходиться ездить за город в «Ангарскую деревню», дело в том, что музей находится совсем рядом – на втор...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе "Без печи изба - не изба"
Занятие представлено в рамках знакомства дошкольников с культурой и бытом Руси....
конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба
конспект интегрированной непосредственно образовательной деятельности в старшей группе Тема : " Без печи изба - не изба"...
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»
Совместное мероприятие с «Чайной избой»: «Сказочное путешествие в русскую избу»...
Презентация " Знакомство с русской избой. Масленица в русской избе".
Презентация к мастер- классу....