Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР
консультация по логопедии

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

Перелыгина Анна Олеговна,

учитель-логопед

МДОУ «Детский сад № 17 с.Пушкарное

Белгородского района

Белгородской области»

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

В данной статье автор рассматривает применение нейропсихического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Раскрыта значимость нейропсихических упражнений в работе учителя-логопеда ДОО.

Ключевые слова: тяжелые нарушения речи (ТНР), учитель-логопед, нейропсихологический процесс, высшие психические функции (ВПФ)

Нейропсихология – это самостоятельная наука, находящаяся на стыке теоретической психологии и клинической неврологии. Она охватывает как общие проблемы организации высших психических функций и практические медицинские аспекты в области топической неврологической диагностики, клинической психологии, дефектологии и пр. [1]

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения.

Тяжелые нарушения речи (ТНР) - это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте.

В результате анализа исследования работ  различных ученых (У. В. Ульянкова, В. И. Лубовский, И. А. Коробейникова и др.) можно выделить специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи - это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. [3] 

У данной категории детей отмечаются следующие особенности в психическом развитии:

  • сниженный уровень концентрации внимания, рассеянность, неустойчивость;
  • ограниченный объем запоминания, продолжительность запоминания смысловой информации;
  • неравномерность развития видов мышления (наиболее значительно выражается отставание в словесно-логическом мышлении);
  • несформированность мыслительных операций: анализа, синтеза, абстрагирования, обобщения, сравнения.

Речь детей с ОНР состоит преимущественно из существительных и глаголов; зачастую наблюдаются трудности в использовании и подборе антонимов и синонимов; отмечается ограниченный словарный запас; допускаются ошибки при изложении логической последовательности событий. Наряду с речевыми нарушениями, у детей есть проблемы с координацией, общей и мелкой моторикой, наблюдается моторная неловкость.

Современные представления о мозговой организации речевой функции определяются тем, что понятие мозговых центров в речи признаны устаревшими. В настоящее время благодаря успехам нейропсихологии установлено, что речь имеет динамическую мозговую организацию, определены конкретные зоны, осуществляющие ее разные стороны. Необходимо отметить, только  совокупность всех речевых зон обеспечивает реализацию речевой функции в целом, однако, в обеспечении ее отдельных видов приоритетны разные отделы мозга.

Использование нейропсихологических методов и приемов способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Речь, как и любые другие высшие психические функции (ВПФ) осуществляется при участии трех основных блоков головного мозга:

  1. Энергетический блок.
  2. Блок приема, переработки и хранения информации.
  3. Блок программирования, регуляции и контроля.

Для правильного развития речи и других ВПФ крайне важна работа всех трех блоков, а также согласованная работа левого и правого полушарий в противном случае при недостаточном развитии одного из них у ребенка могут возникать трудности в обучении, в том числе в освоения письменной речи.

Если недостаточно развит 1 блок, отвечающий за активацию мозга, то ребенок будет быстро утомляться, их энергетического ресурса хватает ненадолго, хотя такие дети могут быть очень сообразительные. Для обеспечения тонуса требуется обеспечить кислородом мозг, усилить кровоток. Справиться с этим помогут дыхательные упражнения и приемы массажа и двигательная коррекция. Недостаточная сформированность 2 блока приводит к проблемам с памятью и трудностью написания. Так же  2 блок мозга обеспечивает фонематическое восприятие, необходимое для правильного различения звуков и букв. При недостаточном развитии 3 блока ребенок не может себя контролировать,  действовать по образцу.

Коррекционно-развивающаяся работа, имеющая нейропсихологическую направленность, имеет 3 направления:

1. Формирование базовых основ предпосылок познавательных функций;

2. Ориентированная на развитие и коррекцию познавательных функций;

3. На развитие и становление межполушарных взаимодействий. Только согласованная работа полушарных систем мозга формирует полноценную работу психики человека. [4]

Если межполушарное взаимодействие не сформировано у ребенка происходит неправильная обработка информации, что в дальнейшем ведет к сложности в обучении. Одним из самых универсальных методов развития межполушарного взаимодействия является наука– кинезиология.

Кинезиология — это наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения улучшают мыслительную деятельность ребенка, синхронизируют работу полушарий, способствуют улучшению запоминания. Данные упражнения необходимо выполнять ежедневно, продолжительность занятия зависит от возраста. [4]

Игры на развитие межполушарного взаимодействия лучше всего использовать в начале занятия, так как они позволяют включить внимание и сосредоточенность ребенка для активного познания и дальнейшего взаимодействия с ним на занятии. 

Благодаря использованию на индивидуальных и подгрупповых занятиях нейропсихологических приемов в организме ребенка происходит структурные изменения, которые способствуют развитию силы, равновесия, подвижности, а пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне.

Таким образом можно сделать выводы, что  использование нейропсихологических методов и приемов способствует коррекции и преодолению  у детей с ОНР интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих нарушений, а так же способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность логопедам более качественно вести свою работу.

Литература:

1. Основы нейропсихологии: учебник для студентов вузов / Т.Г. Визель – Москва : АСТ : Астрель : Транзиткнига, 2005. – 384 с. – (Высшая школа) 

2.  Семенович А. В. С 302 Нейропсихологическая диагностика и коррекция в  детском возрасте: Учеб. пособие для высш.учеб.заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 232 с: ил.

3. Развитие межполушарного взаимодействия головного мозга средствами кинезиологических упражнений у детей с нарушениями речи/ Ю.А. Беляева-Текст: непосредственный// 1 сентября-2022.-№ 2 (11).-с.56-60.

4. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений/ В.А. Калягин— М.: Академия, 2006г.

5. Игры и упражнения/ И.И. Праведникова - М.: Айрис – пресс, 2018г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА"

Использование нейропсихологического подхода в логопедической работе, а именно метода замещающего онтогенеза (МЗО) А.В.Семенович.    «Метод замещающего онтогенеза» основывает...

Нейропсихологический подход в работе учителя – логопеда и учителя – дефектолога с детьми с ОВЗ.

Нейропсихология — наука, которая изучает психические процессы в мозге: восприятие, внимание, пространственную ориентацию, речь, память, эмоциональное реагирование, моторику и др.Э...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

В данной статье рассматриваются специфические особенности психического развития детей дошкольного возраста с ТНР, а так же нейропсихологический подход в работе с этими детьми. Анализ выполнен с п...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ТНР

Преодоление недостатков речи у детей дошкольного возраста является одной из актуальных и сложных проблем современности. Сложность эта обусловлена тем, что речевой дефект, каков бы он ни был по степени...

Нейропсихологический подход в работе учителя-логопеда с детьми с ОВЗ

Одна из важных задач, которую решает детская нейропсихология, — разработка подходов к пониманию закономерностей процесса формирования и усвоения знаний и навыков у детей, а также к изучению внут...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя-логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

В статье рассматривается применение нейропсихологического подхода в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Значимость нейропсихологических упражнений в работе учителя-логопеда. Опыт применения н...

Применение нейропсихологического подхода в работе учителя логопеда с детьми с тяжелыми нарушениями речи

Применениенейропсихологическогоподхода в работе учителялогопеда с детьми с тяжелыминарушениями речи...