Консультация для педагогов "Виды, формы и этапы проектной деятельности"
учебно-методический материал

Четвергова Лариса Викторовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_2.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  дошкольное образовательное  бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонек» г.Соль-Илецка

Консультация для педагогов

«Виды, формы и этапы проектной деятельности»

 

Подготовила: воспитатель Четвергова Л.В.

.

Соль-Илецк

    При организации учебной деятельности в ДОУ одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Виды, формы и этапы проектной деятельности, используемые в работе дошкольной организации

Выполнение любого проекта в ДОО можно разделить на определенные этапы:

1-й этап.

На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта; вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.

Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.

2-й этап

На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.

Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.

3-й этап.

Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.

4-й этап.

Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.

Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.

Классификация проектов.

В настоящее время проекты в ДОО классифицируют по следующим признакам:

  • По тематике

Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.

  • По составу участников.

Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.

  • По срокам реализации.

По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятия), так средней продолжительности и долгосрочными (ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).

Основные этапы метода проектов.

  • Выбор цели проекта.

Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для их уровня развития задачу.

  • Разработка проекта.

Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, с какими предметами научиться работать, для достижения цели, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы.

  • Выполнение проекта.

Выполняется практическая часть проекта.

  • Подведение итогов.

Проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.

Виды проектов в ДОО.

  • Творческие.

После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.

  • Исследовательские.

Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.

  • Игровые.

Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.

  • Информационные.

Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).

В настоящее время прректы классифицируются:

1. по составу участников,

2.  по целевой установке;

3. по тематике;

по срокам реализации.

Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).

Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролевоигровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и т. п.

Значимы и другие виды проектов, в том числе:

  • комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо

столетий», «Книжкина неделя»;

  • межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
  • творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»;
  • групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские

самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;

  • индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
  • исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье»,

«Питание и здоровье».

Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

I этап

1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта.

2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию.

3. Формирует задачу (нежёстко).

1. Вхождение в проблему.

2. Вживание в игровую ситуацию.

3. Принятие задачи.

4. Дополнение задач проекта.

II этап

4. Помогает в решение задачи.

5. Помогает спланировать деятельность.

6. Организует деятельность.

5. Объединение детей в рабочие группы.

6. Распределение амплуа.

III этап

7. Практическая помощь (по необходимости).

8. Направляет и контролирует осуществление проекта.

7. Формирование специфических знаний,

умений, навыков.

IV этап

9. Подготовка к презентации.

Презентация.

8. Продукт деятельности готовят к презентации.

9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности.

Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем  дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.

  1. На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
  2. Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждает план с родителями).
  3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
  4. Составление плана-схемы проекта.
  5. Сбор, накопление материала.
  6. Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
  7. Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
  8. Презентация проекта, открытое занятие.

       

Таким образом, изучив литературу, мы пришли к выводу, что использование проектов в дошкольном возрасте позволяет, как организацию совместную поисковую деятельность детей и взрослых, так и проявить ребенком свою «самость» и творческую активность.

Четвергова Лариса Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонёк» г.Соль-Илецка Оренбургской области


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Проектная деятельность в детском саду".

В консультации представлена краткая информация о проектной деятельности в ДОУ, а также - о структуре написания проекта....

Консультация: "Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования".

Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимос...

Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»

        Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....

Содержание и формы методического сопровождения проектной деятельности педагогов

Современных педагогов дошкольного образовательного учреждения все больше и больше интересует метод проектов, но далеко не все могут его самостоятельно освоить. На помощь педагогу приходит методическая...

ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В наше время взаимодействие ДОУ и семьи приобретает особую значимость и эффективность и становится одной из самых важных задач работы дошкольных учреждений.   Одной из форм взаимодействия с ...

Виды, формы и этапы проектной деятельности в работе дошкольного учреждения

laquo;Виды, формы и этапы проектной деятельности в работе дошкольного учреждения»В современном понимании проект – это увлекательная, поисково-познавательная творческая работа детей, а не ...

Диагностические методики на выявление первоначального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: констатирующий этап проектной деятельности

Перед началом работы по реализации педагогического проекта нам необходимо узнать первоначальный уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в связи с этим целью конст...