Консультация для педагогов "Виды, формы и этапы проектной деятельности"
учебно-методический материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонек» г.Соль-Илецка
Консультация для педагогов
«Виды, формы и этапы проектной деятельности»
Подготовила: воспитатель Четвергова Л.В.
.
Соль-Илецк
При организации учебной деятельности в ДОУ одним из эффективных и перспективных является метод проектной деятельности. Основанный на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектов развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Виды, формы и этапы проектной деятельности, используемые в работе дошкольной организации
Выполнение любого проекта в ДОО можно разделить на определенные этапы:
1-й этап.
На первом этапе воспитатель формулирует проблему и цели проекта, после чего определяется продукт проекта; вводит детей в игровую или сюжетную ситуацию, после чего формулирует задачи.
Задачами детей на этом этапе реализации проекта являются: вхождение в проблему, «вживание» в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта. Последний пункт очень важен, поскольку одной из важных задач педагога является формирование у детей активной жизненной позиции; дети должны уметь самостоятельно находить и определять интересные вещи в мире вокруг.
2-й этап
На этом этапе педагог (помимо организации деятельности) помогает детям грамотно планировать собственную деятельность в решении поставленных задач.
Дети объединяются в рабочие группы, и происходит распределение ролей.
3-й этап.
Воспитатель по необходимости оказывает ребятам практическую помощь, а также направляет и контролирует осуществление проекта. У детей происходит формирование разнообразных знаний, умений и навыков.
4-й этап.
Педагог готовит презентацию по деятельности конкретного проекта и проводит её.
Дети активно помогают в подготовке презентации, после чего представляют зрителям (родителям и педагогам) продукт собственной деятельности.
Классификация проектов.
В настоящее время проекты в ДОО классифицируют по следующим признакам:
- По тематике
Различаются по тематике (творческие, информационные, игровые или исследовательские) и способам реализации результатов.
- По составу участников.
Различаются по составу групп участников проекта - индивидуальные, групповые и фронтальные.
- По срокам реализации.
По продолжительности проекты бывают как краткосрочными (1-3 занятия), так средней продолжительности и долгосрочными (ознакомление с творчеством крупного писателя может длиться весь учебный год).
Основные этапы метода проектов.
- Выбор цели проекта.
Воспитатель помогает детям выбрать наиболее интересную и посильную для их уровня развития задачу.
- Разработка проекта.
Составление плана деятельности по достижению цели: к кому обратиться за помощью, с какими предметами научиться работать, для достижения цели, определяются источники информации, подбираются материалы и оборудование для работы.
- Выполнение проекта.
Выполняется практическая часть проекта.
- Подведение итогов.
Проводится «разбор полетов», оценка результатов и определение задач для новых проектов.
Виды проектов в ДОО.
- Творческие.
После воплощения проекта в жизнь проводится оформление результата в виде детского праздника.
- Исследовательские.
Дети проводят опыты, после чего результаты оформляют в виде газет, книг, альбомов, выставок.
- Игровые.
Это проекты с элементами творческих игр, когда ребята входят в образ персонажей сказки, по-своему решая поставленные проблемы и задачи.
- Информационные.
Дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на собственные социальные интересы (оформление группы, отдельных уголков и пр.).
В настоящее время прректы классифицируются:
1. по составу участников,
2. по целевой установке;
3. по тематике;
по срокам реализации.
Все проекты проводятся внутри детского сада, как правило, между группами участников, но бывают и личностные, индивидуальные проекты (в изобразительном и словесном творчестве).
Поскольку ведущим видом деятельности дошкольника является игра, то, начиная с младшего возраста, используются ролевоигровые и творческие проекты: «Любимые игрушки», «Азбука здоровья» и т. п.
Значимы и другие виды проектов, в том числе:
- комплексные: «Мир театра», «Здравствуй, Пушкин!», «Эхо
столетий», «Книжкина неделя»;
- межгрупповые: «Математические коллажи», «Мир животных и птиц», «Времена года»;
- творческие: «Мои друзья», «У нас в Нескучном саду»;
- групповые: «Сказки о любви», «Познай себя», «Уральские
самоцветы», «Подводный мир», «Веселая астрономия»;
- индивидуальные: «Я и моя семья», «Генеалогическое древо», «Секреты бабушкиного сундука»;
- исследовательские: «Мир воды», «Дыхание и здоровье»,
«Питание и здоровье».
Работа над проектом включает деятельность педагога и детей. Она распределяется следующим образом по этапам проекта.
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
I этап | 1. Формирует проблему (цель). При постановке цели определяется и продукт проекта. 2. Вводит в игровую (сюжетную) ситуацию. 3. Формирует задачу (нежёстко). | 1. Вхождение в проблему. 2. Вживание в игровую ситуацию. 3. Принятие задачи. 4. Дополнение задач проекта. |
II этап | 4. Помогает в решение задачи. 5. Помогает спланировать деятельность. 6. Организует деятельность. | 5. Объединение детей в рабочие группы. 6. Распределение амплуа. |
III этап | 7. Практическая помощь (по необходимости). 8. Направляет и контролирует осуществление проекта. | 7. Формирование специфических знаний, умений, навыков. |
IV этап | 9. Подготовка к презентации. Презентация. | 8. Продукт деятельности готовят к презентации. 9. Представляют (зрителям или экспертам) продукт деятельности. |
Характер участия ребёнка в проектировании постоянно меняется. Так, в младшем дошкольном возрасте он преимущественно наблюдает за деятельностью взрослых; в среднем – эпизодически участвует и осваивает роль партнера; в старшем – переходит к сотрудничеству. Соучастие в деятельности – это общение на равных, где взрослому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта.
- На основе изученных проблем детей поставить цель проекта.
- Разработка плана движения к цели (воспитатель, методист обсуждает план с родителями).
- Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
- Составление плана-схемы проекта.
- Сбор, накопление материала.
- Включение в план-схему проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
- Домашние задания и задания для самостоятельного выполнения.
- Презентация проекта, открытое занятие.
Таким образом, изучив литературу, мы пришли к выводу, что использование проектов в дошкольном возрасте позволяет, как организацию совместную поисковую деятельность детей и взрослых, так и проявить ребенком свою «самость» и творческую активность.
Четвергова Лариса Викторовна Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №9 «Огонёк» г.Соль-Илецка Оренбургской области
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей ДОУ на тему: "Проектная деятельность в детском саду".
В консультации представлена краткая информация о проектной деятельности в ДОУ, а также - о структуре написания проекта....
Консультация: "Партнёрство ДОУ и семьи в проектной деятельности в условиях стандартизации дошкольного образования".
Дошкольное детство — уникальный период в жизни человека, когда формируется, здоровье, осуществляется развитие личности.В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимос...
Консультация для педагогов на семинар – практикум «Проектная деятельность как средство взаимодействия педагогов, детей и родителей»
Общение педагогов с родителями воспитанников всегда было и остается актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса - поиск рациональных путей взаимодействия....
Содержание и формы методического сопровождения проектной деятельности педагогов
Современных педагогов дошкольного образовательного учреждения все больше и больше интересует метод проектов, но далеко не все могут его самостоятельно освоить. На помощь педагогу приходит методическая...
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В наше время взаимодействие ДОУ и семьи приобретает особую значимость и эффективность и становится одной из самых важных задач работы дошкольных учреждений. Одной из форм взаимодействия с ...
Виды, формы и этапы проектной деятельности в работе дошкольного учреждения
laquo;Виды, формы и этапы проектной деятельности в работе дошкольного учреждения»В современном понимании проект – это увлекательная, поисково-познавательная творческая работа детей, а не ...
Диагностические методики на выявление первоначального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: констатирующий этап проектной деятельности
Перед началом работы по реализации педагогического проекта нам необходимо узнать первоначальный уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в связи с этим целью конст...