Диагностические методики на выявление первоначального уровня развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста: констатирующий этап проектной деятельности
методическая разработка (подготовительная группа)

Юлия Боброва

Перед началом работы по реализации педагогического проекта нам необходимо узнать первоначальный уровень развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, в связи с этим целью констатирующего эксперимента является подбор не менее трех диагностирующих методик. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bobrova_yu.a.docx33.21 КБ

Предварительный просмотр:

Методика № 1 Тест «Незаконченный рисунок» (автор Э. П. Торренс).

Тест предназначен для оценки способностей детей в возрасте от 5 лет и старше. Тестом предусматривается выполнение испытуемыми таких заданий, как конструирование картин, завершение начатой картинки, использование параллельных линий или кругов составления изображения.

Цель теста Э. П. Торренса на изобразительное творческое мышление – это исследование творческих способностей детей старшего дошкольного возраста, включая параметры, как беглость (легкость, гибкость, оригинальность и точность мышления, а также воображение.

Задача. Проанализировать исследования творческих способностей детей старшего дошкольного возраста (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).

Материал: Лист бумаги с изображением 10 контуров, простой или черный карандаш

Ребенку предлагалось: из каждого контура изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.

Оценка результатов:

Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыбы; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.

Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.

Дорисовывание с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (огурец, солнышко и т. д.) – 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром (человек, кораблик, дорожка в саду) – 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью– 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.

Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. Норма не зависит от возраста, который влияет только на изменение стимульного материала. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Дети, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.

Методика № 2 «Дорисовывание кругов» (Автор Тамара Семеновна Комарова)

Задание на дорисовывание шести кругов, состоит в следующем: детям даётся альбомный лист бумаги с нарисованными на нем в 2 ряда (по 3 круга в каждом ряду) кругами одинаковой величины (диаметр 4,5 см).

Детям предлагалось рассмотреть нарисованные круги, подумать, что это могут быть за предметы, дорисовать и раскрасить их, чтобы получилось красиво.

Диагностическое задание должно стимулировать творческие способности детей и дать им возможность осмысливать, модифицировать и трансформировать имеющийся опыт

Выполнение этого диагностического задания оценивается следующим образом:

-по критерию «продуктивность» количество кругов, оформленных ребенком в образы, составляет выставляемый балл:

оценка 6 б - если в образы оформлялись все 6 кругов,

оценка 5 б - если в образы оформлялись 5 кругов,

оценка 4 б - если в образы оформлялись 4 круга,

оценка 3 б - если в образы оформлялись 3 круга,

оценка 2 б - если в образы оформлялись 2 круга,

оценка 1 б - если в образы оформлялись 1 круг.

Все полученные детьми баллы суммируются. Общее число баллов позволяет определить процент продуктивности выполнения задания группой в целом.

По критерию «оригинальность» оцениваются по 3-балльной системе:

- оценка 3- высокий уровень - предмет наделён оригинальным образным содержанием преимущественно без повторения одного (яблоко (желтое, красное, зеленое), мордочки зверей (заяц, мишка и т.п.)) или близкого образа;

- оценка 2 -средний уровень - допущено почти буквальное повторение (например, мордочка) или оформляли круги очень простыми, часто встречающимися в жизни предметами (шарик, мяч, яблоко и т.п.);

- оценка 1- низкий балл - не смогли наделить образным решением все круги, задание выполнил не до конца и небрежно.

По критерию «разработанность» оценивается по 3-бальной системе:

3 балла-передача более 3 признаков (разнообразие средств выразительности, аккуратное закрашивание, характерная детализация образа, полнота, цветовое решение)

2 балла- передача 2-3 признаков,

1 балл- передача 1 признака.

Если ребёнок нарисовал изображение в круге, рисунок не учитывается по всем параметрам.

Методика № 3 – «Портрет» (авторов Казакова Тамара Гавриловна и Лыкова Ирина Александровна)

  1. Характеристика отношений, интересов, способностей в области художественной деятельности:
  • искренность, непосредственность;
  • увлеченность;
  • интерес;
  • творческое воображение;
  • характер вхождения в образ;
  • специфические способности.
  1. Характеристика качества способов творческой деятельности:
  • применение известного в новых условиях;
  • самостоятельность в нахождении способов (приемов), новых для ребенка;
  • нахождение оригинальных способов (приемов) создания образа;
  • создание новых комбинаций на основе ранее освоенных образов.
  1. Характеристика качества продукции:
  • нахождение адекватных выразительно-изобразительных средств для создания образа;
  • соответствие результатов изобразительной деятельности элементарным художественным требованиям;
  • проявление индивидуального «почерка» как особой манеры исполнения и характера образа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами музыкально-театрализованной деятельности

Использование на музыкальных занятиях театрализованной деятельности создает возможность приобретения дошкольниками многообразного опыта в связи с музыкой - опыта движения и речи; слушателя, исполнител...

«Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театральной деятельности».

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН  ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИДанный проект предназначен для воспитателей в работе с детьми старшего дошкольного возраста для развития творческих способностей средствами...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в музыкально-игровой деятельности

Материалы статьи в своей работе могут использовать музыкальные руководители и воспитатели ДОУ...

Презентация проекта «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в художественно-эстетической деятельности»

 Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования.   Наиболее эффективным средством для развития творческ...

Из опыта работы: Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности

Творчество и ребёнок — две неотъемлемых составляющих процесса развития. Любой ребёнок с удовольствием занимается рисованием, лепит, делает поделки. Творчество — это то, что приносит радост...

Перспективный план по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

Перспективный  план  по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...

Конспекты образовательной деятельности по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности

Конспекты образовательной деятельности   по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста по средствам театрализованной деятельности...