Картотека подвижных игр с геометрическими фигурами для второй младшей группы
картотека (младшая группа)

Чалышева Екатерина васильевна

Игры, представленные в этой картотеке,помогают тренировать память, внимание, усидчивость, развивают моторику, логическое и пространственное мышление, глазомер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx46.64 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека подвижных игр с геометрическими фигурами для детей 2-й младшей группы

Цель: развитие познавательных процессов детей, мыслительных операций; развитие умений выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие; развитие пространственных представлений у детей; развитие творческих способностей.

                                                               Подготовила

                                                                Воспитатель

                                                                 2 кв.категории

                                                                  Чалышева Е.В.

Выкса 2024 г

Игры на знакомство с геометрическими фигурами.

«Геометрия на палочках»

Задачи:

 - научить выкладывать из палочек геметрические фигуры;

 - развивать мелкую моторику, логическое мышление.

Материалы: палочки от мороженого или счётные палочки.

Описание игры: педагог показывает ребёнку фигуру. Говорит: «Это квадрат. Посмотри, как я смогу сделать такой же квадрат из палочек» - выкладывает вокруг фигуры палочки в форме квадрата. Ребёнок повторяет. Усложнить задание можно, только когда ребёнок безошибочно научится выкладывать палочки вокруг фигуры. Можно дать задание выложить квадрат из палочек рядом с фигурой. Можно взять цветные палочки, пусть ребёнок усвоит два свойства: форму и цвет.

Как вариант педагог использует карточки-шаблоны, чтобы научить ребёнка работать с опорными картами. Педагог даёт карточку и просит найти в коробке соответствующую фигуру. Ребёнок находит.

Педагог хвалит ребёнка и предлагает выложить фигуру из палочек, глядя на образец.

«Щипцы и помпоны»

Задачи:

- повторить названия геометрических фигур;

- закреплять их свойства;

- развивать моторику и речь.

Материалы: щипцы, помпоны, геометрические фигуры.

Описание игры: на полу педагог кладёт фигуру, например, красный треугольник. Показывает ребёнку, как пользоваться щипцами, чтобы захватить помпон, куда отнести его и как положить около фигуры, т.е. ребёнку нужно при помощи помпонов выложить по контуру определённую геометрическую фигуру.

Примечание. Щипцы для помпонов можно сделать самим. Для этого нужно 2 палочки от мороженого, прищепки (деревянные или пластмассовые), суперклей (или клеевой пистолет), акриловые краски.

Как делать?

Приклеить на прищепку с двух сторон деревянные палочки от мо-роженого. Можно видоизменить щипцы и приклеить палочку внутри прищепки. Покрасить палочки в любой цвет. Щипцы можно сделать разного вида на разных прищепках.

«Самолет»

Задачи:

 - развивать пространственное мышление, моторику, ориенти-ровку в пространстве;

 - закреплять свойства геометрических фигур;

  - обучать коммуникабельности, умению дружить и договариваться.

Что нужно? Геометрические фигуры, музыкальное сопровождение.

Как играть?

Среди играющих выбирается «самолет». В первый раз «самолетом» может быть педагог. Все дети стоят врассыпную и, то одной рукой, то другой, делают круговые движения перед собой. А «самолет» с вытянутыми руками «летает» по комнате со словами:

Самолет летел,

Приземлиться захотел!

Квадратную дорожку строим быстро,

Самолет уже к нам близко!

Все дети бегут к коробкам с фигурами, берут квадраты и из них строят дорожку для самолета. Пристраиваются сзади к «самолету» и все вместе бегут по квадратной дорожке. Затем убирают ее. Выбира-ется новый ведущий-«самолет» и игра начинается сначала. Но теперь «самолет» меняет состав дорожки. Она может быть из треугольников или кругов.

Самолет летел,

Приземлиться захотел!

Треугольную (круглую) дорожку строим быстро,

Самолет уже к нам близко!

Чтобы усложнить игру, дорожку из квадрата можно строить в виде квадрата, из кругов — в виде большого круга, из треугольников — в виде треугольников.

«Покатилось колесо»

Задачи:

- развивать глазомер, ловкость;

- закреплять названия геометрических фигур.

Материалы:  круг из набора фигур «Форма, цвет, величина» ком-ании «ВЭЙТОЙ» или любой другой, который можно катить.

Описание игры: на полу в ряд педагог расставляет фигуры: квадраты и трегольники. Каждый ребенок получает круг и пробует покатать его о полу.

Задание: нужно покатить круг по полу так, чтобы сбить какую-нибудь фигуру. За каждую сбитую фигуру ребёнок получает фишку. (За маленькую фигуру, например, одну фишку, за большую — две.)

Запускаю колесо!

Ты катись недалеко!

До фигуры докатись,

Сбей ее, ко мне вернись!

«Строим мы ракетодром!»

Задачи:

- закреплять знания о свойствах геометрических фигур;

- развивать математическое мышление, внимание, ориентировку в пространстве;

- учить сравнивать фигуры по цвету, форме, размеру;

используя комбинирование приемов плоскостного конструи-рования, развивать оба полушария мозга.

Материалы: геометрические фигуры и карточки-шаблоны.

Описание игры: первый этап игры — постройка ракет из геометрических фигур по макету (карточке). Группа делится на команды, пары или тройки.

Строят ракеты в своих ракетодромах, в разных углах комнаты. Когда ракеты построены, все дети ходят и рассматривают их.

Второй этап — более подвижный. Правила: всем детям нужно уяс-нить, сколько у ракеты иллюминаторов, столько космонавтов может в нее поместиться. Количество иллюминаторов должно быть меньше, чем играющих. Дети, взявшись за руки, идут по кругу и говорят слова:

Ждут нас быстрые ракеты

Для прогулок по планетам.

На какую захотим, на такую полетим.

Но в игре один секрет —

Опоздавшим места нет!

Ведущий говорит: «Старт!» и все разбегаются по ракетам (стано-вятся рядом), ориентируясь на количество иллюминаторов. Причем совсем не обязательно бежать в свой космодром. Все космодромы

открыты для приёма космонавтов.

Кто не успел, становится в круг. Те, кто стоит у ракет, объявляют,

становятся в круг, и игра повторяется.

становятсят: «На Марс», На Луну», «На Юпитер» и т.д. Потом все становятся в круг, и игра повторяется.

«Похож — не похож»

Задача: развивать умение зрительно соотносить геометрические

фигуры с изображениями на карточках.

Материал: карточки с изображением предметов, по форме на-

поминающих геометрические фигуры.

Описание игры:

1-й вариант. Педагог раскладывает геометрические фигуры по комнате. Ребенок смотрит на карточку и говорит, на какую фигуру похож предмет. Потом ищет её. Находит и сравнивает с карточкой.

Похожа ли фигура на предмет?

2-й вариант. Ребенок вытаскивает из мешочка две (три) фигуры и ищет подходящие по форме предметы, нарисованные на карточках.

Кладёт карточки возле фигуры.

«Угадайки (рисование на спине)»

Задачи:

- снимать мышечные зажимы;

- развивать воображение, тактильную чувствительность;

- стимулировать работу мозга, тренировать «мышечную память», способность запоминать через действия.

Примечание. Игра способствует развитию тактильного восприя-

тия, воображения. Тактильные ощущения спины действуют на нерв- ную систему, стимулируют работу обоих полушарий головного мозга и, как это не удивительно, психологи и ученые указывают даже на то, что данное упражнение повышает иммунитет.

Материалы: Лоток с песком или манкой, корзинка с геометриче-

скими фигурами.

Описание игры: существует много вариантов игры. Например, авторы книги «Научи своего ребенка читать» П. Янг и К. Тайпер советуют повесить на стене лист бумаги или поставить перед ребёнком мольберт, чтобы он мог воспроизвести букву (фигуру), которую ему написал педагог или родитель пальчиком на спине.

Предлагаем провести игру в три этапа: рисование — понимание, воспроизведение, нахождение.

Ребенок сидит на полу или стоит. Взрослый рисует на его спине геометрическую фигуру. Перед ребёнком стоит лоток с песком или манной крупой. Поняв, какую фигуру нарисовали на спине, ребенок рисует её на песке. Затем встаёт и идёт к корзинке с геометрическими фигурами и выбирает ту, которую нарисовали на спине. Сравнивает с рисунком.

Сначала можно рисовать одну фигуру, потом две, потом фигуры

разного размера и т.д.

Инструкция по рисованию на спине:

- рисовать медленно и правильно;

- на всей поверхности спины.

«Тактильный телефон»

Задача: развивать коммуникабельность, внимание.

Материалы: корзина с геометрическими фигурами.

Описание игры: дети сидят друг за другом на стульчиках или стоят спиной друг к другу. Педагог последнему в колонне ребёнку рисует на спине фигуру (или две). Ребенок рисует ту же фигуру на спине следующему и т.д.

Первый в колонне, когда ему нарисуют фигуру на спине, бежит и выбирает из корзины ту, которую ему нарисовали.

Игру можно проводить как соревнование, разделив группу на 2—3 команды.

«Половинки»

Задача: развивать мелкую моторику, умение анализировать и де-

лать выводы, узнавать геометрические фигуры по частям.

Материалы: приготовить карточки, на которых нарисованы поло-винки геометрических фигур, мешочек, геометрические фигуры, фишки.

Описание игры: ребенок выбирает любую карточку и вытаскивает из мешочка соответствующую фигуру. Накладывает её на карточку. Если она подходит по размеру, форме и цвету, получает фишку. Не подходит — ход переходит к другому игроку.

Выигрывает тот, у кого больше фишек.

«Больше — меньше»

Задача: упражнять в сравнении предметов по размеру, используя

слова «больше», «меньше».

Материалы: геометрические фигуры, цветные мешочки, игрушки.

Описание игры: педагог кладёт все геометрические фигуры в мешочек. Просит детей взять две игрушки, например, маленького и большого мишку.

Рассказывает им, что большой мишка любит большие фигуры, а маленький - маленькие. Ребенок из мешочка вытаскивает фигуру любого цвета и формы и несёт её  маленькому или большому мишке.

«Загадки-отгадки»

Задачи:

- развивать глазомер, внимание и наблюдательность;

- закреплять свойства геометрических фигур.

Материалы: геометрические фигуры, мешочки.

Описание игры: Дети очень любят загадки. Вариантов игры с загадками множество: с мешочком и без него, с игровым полем в клетку или без него, с мячами, кеглями и т.д.

1й вариант. Педагог загадывает загадку, а ребенок ищет отгадку в мешочке, где лежат разные фигуры.

2й вариант. На полу педагог раскладывает фигуры разного цвета, размера и величины. Загадывает загадку, уточняет размер фигуры и её цвет. Даёт в руки ребенку мешочек с песком (мягкий мячик). Ребенок должен кинуть мешок к той фигуре, о которой была загадка, либо положить его на голову и добежать с ним до отгаданной фигуры.

Загадки:

Нет углов у меня!

И похож на колесо я!

Три угла у меня

И на крышу похож я!

Одинаковой длины

Четыре угла, четыре стороны!

«Находилки»

Задачи:

- находить местоположение фигур согласно правилу;

-  развивать наглядно-образное мышление;

- обучать соотношению фигур по цвету, размеру и величине.

Материал: игровое поле, карточка-образец, геометрические фигуры.

Описание игры: ребенку нужно найти место фигуры на игровом поле и положить её на него в соответствии с образцом. Место фигуры указано на карточке-образце (рис. 1).

«Цветные палочки и фигуры»

Задачи:

- развивать логическое мышление, ориентировку в пространстве, мелкую и крупную моторику, умение сопоставлять и делать выводы;

- закреплять знания формы и цвета;

- развивать коммуникабельность, умение работать в микрогруппах.

Материалы: геометрические фигуры разного цвета и формы, палочки от мороженого, мешочек или коробка.

Описание игры:  игра проводится в два этапа.

1 й этап. Педагог показывает детям фигуры (желательно, чтобы они не были маленькими). Дети называют их, говорят о признаках отличия (по цвету, форме, величине). Потом педагог даёт детям деревянные палочки от мороженого, окрашенные на концах в те же цвета, что и фигуры. Показывает, какие фигуры можно сделать при помощи палочек.

2 й этап. Когда дети понимают, какие фигуры можно составить из палочек, проводится игра. Из мешочка или коробки достаётся фигура.

Задание: построить из палочек такую же фигуру по форме и цвету.

Либо как вариант педагог прячет за спиной фигуру и дает её описание: она не круглая, похожа на стол или книгу, по цвету она такая, как море или небо. Дети, сортируя палочки, выкладывают фигуру. Когда они закончат, педагог показывает фигуру. Дети сравнивают.

Игру можно проводить с наибольшей двигательной активностью в форме соревнования, когда каждый участник должен выбрать палочку и передать товарищу, который бежит на то место, где лежит фигура, кладет палочку, берёт следующую, передаёт товарищу и т.д. Последний формирует фигуру. Или по сигналу каждый участник игры бежит к коробке с палочками, берет одну, несет на стол (или определённое место на полу), возвращается и берет следующую палочку и несёт туда, где начал строить фигуру. Игра заканчивается в определенное время (по сигналу педагога или песочным часам). Побеждает тот, кто правильно выполнил задание.

«Цепочка из геометрических фигур на основе конструктора из палочек»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур;

- развивать логическое мышление.

Материалы:  набор геометрических фигур, деревянные палочки мороженого.

Описание игры: соедините две или несколько палочек и нарисуйте на них геометрические фигуры. Дети находят парные палочки, соединяют их и строят из набора геометрических фигур цепочку.

«Шаг-шаг, фигура-фигура».

Задачи:

- развивать координацию движений, логическое мышление;

- закреплять свойства геометрических фигур.

Материалы: набор геометрических фигур и игровое поле в клетку из набора игры компании «ВЭЙТОЙ» (можно нарисовать его на ватмане), нарисованные красные, желтые, синие фигуры разной формы и размера, 3 ёмкости (чашки, коробки) красного, синего и жёлтого цвета или мешочки (из набора игр компании «ВЭЙТОЙ»);

нитки или верёвки, соответствующие по цвету геометрическим фигурам и ёмкостям.

Описание игры: педагог ставит на полу емкости, к дну которых прикрепляет нитки (или веревки). К концу синей веревки прикрепляет (приклеивает) бумажный круг, к жёлтой — треугольник, к красной — квадрат. А в чаши или мешочки кладет соответствующие фигуры, разделив их по форме и цвету.

За ёмкостями (мешочками) кладет игровое полотно с нарисован-

ными геометрическими фигурами.

Дети стоят возле фигур, прикрепленных к ниткам. По сигналу педагога идут по ниткам «ступня к ступне» или приставным шагом, берут любую фигуру из чаши (мешочка), подходят к полотну и ищут место этой фигуры на нем. Возвращаются, берут любую фигуру и т.д.

«Форма - цвет»

Задачи:

- развивать цветовое восприятие, логическое мышление, речь;

- закреплять свойства геометрических фигур.

Материалы: карточки по темам: «Овощи», «Фрукты», цветы или

любые другие карточки, наборы геометрических фигур.

Описание игры: педагог раздаёт детям карточки с изображением, например, фруктов. И предлагает внимательно посмотреть на форму фруктов, их цвет и выбрать геометрическую фигуру, похожую на какой-нибудь фрукт и положить карточку на фигуру. Задание можно варьировать: выбрать фигуры по цвету или форме, или по цвету и форме. Выбрав фигуру, дети должны обосновать свой выбор. Например, груша — жёлтый треугольник, яблоко - красный круг и т.д.

Примечание. Чтобы все видели, правильно ли выбран цвет фигуры, можно сделать карточки-трафареты, у которых вырезана середина. Дети накладывают карточку-трафарет на большую или маленькую геометрическую фигуру и видят её цвет.

«Фигуры и прищепки»

Задачи:

 -развивать мелкую моторику, внимание, память;

 -закреплять свойства геометрических фигур.

Материалы: прищепки бельевые, карточки с изображением гео-

метрических фигур, набор геометрических фигур.

Описание игры: каждый ребенок получает карточку и прищепки. Педагог предлагает при помощи прищепки обозначить указанную фигуру.

Ребенок запоминает, какую фигуру он обозначил, и находит в

коробке свою фигуру.

«Ощущение формы»

Задачи:

- закреплять знания о формах геометрических фигур;

- развивать цветовое и сенсорное восприятие.

Материалы:  плотный картон, клеевой пистолет, синельная проволока разного цвета, игровое полотно с геометрическими фигурами, набор геометрических фигур, мешочек.

(для создания сенсорных панелей нужно взять плотный картон. Из него вырезать квадраты желаемого размера. Из синельной проволоки сделать геометрические фигуры и приклеить их к сенсорным панелям).

Описание игры: педагог показывает ребенку сенсорные панели, рассказывает, какие фигуры на них расположены, гладит пальцем каждую фигуру.

Просит ребёнка обвести пальцем их. Пусть он повторит названия фигур.

Педагог предлагает поиграть в игру «Угадай-ка!». Просит ребенка закрыть глаза, обвести геометрическую фигуру пальцем и найти такую же в наборе геометрических фигур или в мешочке, а потом найти. домик этой фигуры на игровом полотне.

и цвета.

Примечание. Можно  сделать фигуры разных формы, размера.

В продолжение игры с синельной проволокой можно предложить

детям сделать из неё геометрические фигуры.

Игры на взаимосвязь движений и развивающих упражнений.

«Мишка - медведь»

Задачи:

- закреплять знания свойств геометрических фигур;

- развивать быстроту реакции, ловкость.

Материалы: геометрические фигуры, веселая музыка и шапочка

медведя.

Описание игры: педагог (или ведущий) — медведь прячет геометрическую фигур за спиной и говорит слова:

Медведь Мишка идет,

Он фигуру несет.

У кого такая же,

Тот проходит вперед!

Педагог показывает фигуру. Дети, у кого в руках (или прикреплена на одежде) такая же фигура, спокойно проходят мимо медведя, их он не трогает. Остальные, у кого другая фигура — стараются пробежать и увильнуть от него. Медведь ловит только тех, у кого другие фигуры.

На этом игра заканчивается.

 Следующий этап — дети меняются фигурами, и игра начинается снова. Кого медведь поймал, тот кладет

свою фигуру на пол. Игра продолжается несколько раз. Ведущим -медведем может быть и ребенок. Таким образом, на полу появляется выстроенная цепочка из разных фигур. После того как игра заканчивается, педагог спрашивает: Сколько фигур в цепочке? Каких? Сколько красных (синих, жёлтых)? Что можно построить из этих фигур?

«Самый меткий»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур;

- развивать глазомер, меткость, координацию движений.

Материалы: геометрические фигуры, мешочки с песком.

Описание игры: педагог строит круг из геометрических фигур. Дети выстраиваются в шеренгу и получают мешочки с песком. По очереди кидают мешочек в круг. Кто попал в круг, называет любую фигуру, например «маленький красный круг», и берет её себе. Круг с каждой фигурой становится все меньше и меньше, сужается. Побеждает тот, кто попадёт в круг из трёх фигур.

«Кто больше?»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур;

- развивать быстроту реакции, координацию движений.

Материалы: цветные геометрические фигуры, ватман с нарисо-

ванными фигурами.

Описание игры: дети делятся на две команды. По сигналу педагога одна команда собирает фигуры, например синие, а другая — фигуры с углами или без углов и т.д. В игре можно задействовать игровое поле из набора игры «Форма, цвет, размер» компании «ВЭЙТОЙ», на котором уже нарисованы геометрические фигуры, или нарисовать на одном ватмане треугольники, на другом — квадраты, круги. Та команда, которая собирает круги, раскладывает их на поле с кругами, которая собирает квадраты - на поле с квадратами и т.д.

«Геометрический боулинг»

Задачи:

- развивать умение отличать геометрические фигуры по их свойствам;

- развивать глазомер, координацию движений, ловкость, умение катить мяч.

Материалы: геометрические фигуры, мячи.

Описание игры: педагог ставит фигуры (можно построить башню) на пол. Для постройки удобно пользоваться геометрическими фигурами из набора компании «ВЭЙТОЙ» или любой другой компании, главное, чтобы фигуры могли стоять. Педагог раздает каждому играющему мячи.

По сигналу нужно катить мяч по полу так, чтобы сбить фигуру. Задание можно усложнить: сбить определённую фигуру, например красный большой квадрат (самую высокую башню, синюю башню и т.д.).

Если вместо мяча взять большой круг и показать, как катить его по полу, можно использовать его для сбивания фигур.

«Ползуны»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур;

- развивать быстроту реакции;

 - формировать чувство осторожности, социально-коммуника-тивные навыки.

Материалы:  геометрические фигуры, карточки с нарисованными фигурами, мешочек, объемные тела (шар, куб, пирамида и т.д.).

Как играть?

Педагог расставляет по сторонам комнаты разные геометрические фигуры и разрешает всем играющим вытащить из мешочка карточку

с нарисованной на ней геометрической фигурой. Каждый ребенок запоминает свою фигуру, глазами ищет подобную на полу. По сигналу педагога дети ложатся на коврик и по-пластунски стараются доползти до своей фигуры. Можно к геометрическим фигурам добавить объемные тела: куб, пирамиду, параллелепипед, шар.

«Слушай внимательно - бери быстро!»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур, умение отличать их по свойствам;

- развивать быстроту реакции, наблюдательность, внимание, координацию движений.

Материалы:  геометрические фигуры, мешочки, игрушки, музы-

кальное сопровождение.

Описание игры: педагог раскладывает по кругу геометрические фигуры, мешочки, игрушки. Дети идут под музыку, как только музыка смолкает, педагог называет (или показывает) геометрическую фигуру. Тот, кто стоит к ней ближе, пытается быстрее всех её взять. Фигуру убирают, игра продолжается.

«Эстафета с фигурами»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур;

- развивать ловкость, координацию движений, ориентировку в пространстве.

Материалы: набор геометрических фигур, теннисная ракетка,

музыкальное сопровождение.

Описание игры: каждая команда выстраивается в колонну друг за другом.

Напротив команд лежат фигуры. Играющему нужно взять из коробки, стоящей рядом с фигурой, геометрическую фигуру, следуя заданию, которое дает педагог: «Поменять фигуру по цвету (или по размеру, форме)», поменять фигуру и вернуться, передать ее следующему участнику и встать в конец колонны.

Первый играющий получает фигуру и теннисную ракетку. По сигналу педагога участники команд под музыку переносят фигуру на ракетке. Оставляют их в условленном месте и быстро возвращаются назад, встав в конец колонны.Второй играющий должен добежать до условленного места, взять фигуру, например с тремя углами, и принести её следующему игроку.

Третий играющий должен положить фигуру на голову и, соблюдая равновесие, перенести её в условленное место. Назад пройти мелкими шагами.

«Шаг вперёд»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур;

- развивать быстроту реакции, слуховое внимание, умение слушать и слышать.

Материалы: мешочек с геометрическими фигурами.

Описание игры: педагог подходит к детям с мешочком, в котором находятся фигуры. Каждый ребенок вытаскивает из мешочка одну фигуру. Дети с фигурами становятся в одну шеренгу и по сигналу педагога «Сделайте шаг, красные фигуры!», «Сделайте шаг, маленькие фигуры!», «Сделайте шаг, синие фигуры!» - делают один шаг вперёд.

Побеждает тот, кто будет самым внимательным и придёт к финишу

первым.

«Шаг назад, два вперед!» (вариант игры «Шаг вперед»)

Дети держат в руках разные геометрические фигуры. По условлен-ному сигналу педагога выполняют действия. Педагог говорит: «Как услышишь "круглый" вдруг — делай шаг назад, мой друг». Дети, у которых в руках круги, делают шаг назад. «Только хлопну я 2 раза — приседай с треугольником сразу». Дети выполняют это действие.

Далее педагог дает разные задания: «У кого квадрат большой, топай ты одной ногой!», «Ну а маленький квадрат — всем велит мешочек метать», «Два шага назад — синий квадрат!», «На месте прыгать раз так пять треугольники велят» и т.д.

«Геометрические догонялки»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур;

- развивать наблюдательность, внимание, ловкость.

Материалы: разные геометрические фигуры, бумажные изобра-

жения фигур, музыкальное сопровождение.

Описание игры: на полу разложены геометрические фигуры разного цвета, размера и формы. Каждому игроку на одежду приклеивается изображение геометрической фигуры (их можно вырезать из бумаги на клейкой основе) разного размера, цвета и формы. Дети под музыку двигаются по залу. Педагог говорит: «Раз фигура, два фигура, три, маленький красный круг, беги!» Игрок, у которого на одежде наклейка с красным кругом, быстро ищет на полу маленький красный круг и старается к нему подбежать, а все остальные его не пускают, вытянув руки в стороны, преграждают путь к фигуре. Выигрывает тот, кому удалось добраться до своей фигуры.

«Парашют и фигуры»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур;

- развивать коммуникативные способности, лидерские качества,

самостоятельность.

Материалы:парашют (лёгкая ткань), геометрические фигуры,

музыкальное сопровождение.

Описание игры:1-й вариант. Группа делится на две команды: те, кто держит парашют, и те, кто берет фигуры. Дети из первой команды стоят по кругу и держат в руках парашют (лёгкую ткань). В центре под парашютом лежат геометрические фигуры. Педагог наклеивает на руки детям из второй команды наклейки с геометрической фигурой. Первая команда поднимает и опускает парашют под музыку. Задача того, у кого есть наклейка, быстро, пока поднят парашют, найти свою фигуру, взять её и встать на место.

После нескольких подъёмов парашюта команды меняются местами.

  1. й вариант. Наклеить всем детям на футболки разные геоме-трические фигуры и по команде, например «Треугольники!», все, у кого наклейки - треугольники, берут свои фигуры под парашютом и выбегают из-под него.

Игры на классификацию.

«Один обруч»

Задачи:

- развивать цветовое восприятие, наблюдательность, внимание;

- закреплять свойства геометрических фигур.

Материалы: 1 обруч, набор геометрических фигур.

Описание игры: педагог кладет на пол обруч, например синего цвета. И кладет вокруг обруча все геометрические фигуры из набора. Задача детей: найти геометрические синие фигуры и положить их внутрь обруча.

Можно добавить задание на различие фигур по размеру. Разместить все большие синие фигуры внутри круга, а все маленькие синие — вне его.

«Два обруча»

Задача: развивать умение классифицировать геометрические фи-

гуры по определённому признаку.

Материалы: 2 цветных обруча, наборы геометрических фигур.

Описание игры: педагог кладет на пол рядом друг с другом два обруча, например, красный и желтый. И просит детей положить в желтый обруч все жёлтые фигуры, в красный — все красные.

Для формирования умений классифицировать фигуры по двум признакам нужно взять два одинаковых обруча, например красных, и попросить детей в один обруч положить только большие красные фигуры, а в другой — все красные маленькие.

«Не круглый и не маленький»

Задачи:

- развивать логическое мышление;

- формировать умение классифицировать по двум признакам;

знакомить с отрицанием.

Материалы: 2 обруча разного цвета, наборы геометрических фигур.

Описание игры: педагог кладет на пол два обруча, например, синего и красного цвета, и просит детей положить внутрь синего обруча все синие фигуры, но не круглые, а в красный обруч положить все красные, но не квадраты.

Целесообразно закреплять знания детей, начиная с самых простых

операций с двумя обручами:

- положи большой красный треугольник внутрь синего обруча, но не в красный;

- положи большой желтый треугольник внутрь красного обруча, но не в синий;

положи маленький желтый треугольник внутрь красного и синего обруча;

положи маленький красный треугольник не в красный и не в синий обруч.

«Пересечение»

Задача: формировать умение классифицировать геометрические

фигуры по нескольким признакам.

Материалы: 2 обруча разного цвета, наборы геометрических фигур.

Описание игры: педагог кладет на пол два пересекающихся друг с другом обруча, например желтый и синий. Далее просит детей положить внутрь синего обруча все круглые фигуры, а внутрь желтого — все желтые.

Если дети сами не догадаются, что среди всех фигур есть фигуры, обладающие двумя заданными свойствами: они и желтые и круглые, нужно показать, что для таких фигур тоже есть домик в месте пересечения обручей.

Игру желательно повторить несколько раз, изменяя задания.

«Три обруча»

Задача: развивать логическое мышление, умение делить группу геометрических фигур на три группы по определенным свойствам.

Материалы:  З обруча разного цвета, наборы геометрических фигур.

Описание игры: педагог раскладывает на полу красный, синий и желтый обручи, пересекая их друг с другом. Просит детей положить внутри синего обруча все маленькие фигуры, внутри красного — все красные фи-гуры, а внутри желтого - все не круглые.

С детьми раннего возраста уместно использовать самые простые

игры на классификацию:

— найти все геометрические фигуры по цвету (форме, размеру);

провести игры на обследование геометрических фигур по

контуру;

сортировать фигуры по свойствам (форме, цвету, размеру).

Далее игры на классификацию усложняются. Добавляются упраж-нения, в которых нужно найти определенную фигуру, например, по цвету, но другой формы, чем данная фигура.

«Найди собачке домик»

Задачи:

- закреплять свойства геометрических фигур, умение группировать по определенному признаку;

- развивать цветовое восприятие.

Материалы: набор геометрических фигур, карточки-домики

разного цвета.

Описание игры: педагог раздает каждому ребенку набор геометрических фигур, карточки-домики разного цвета, набор игрушек собачек разного цвета. Педагог просит каждой собачке найти домик по цвету. Группируя, дети учитывают только одно свойство — цвет.

«Корабли»

Задача: развивать умение классифицировать геометрические фи-

гуры по заданным свойствам.

Материалы: набор геометрических фигур «Форма, цвет, размер»

компании «ВЭЙТОЙ», ёмкости с водой.

Описание игры: для игры нужен набор геометрических фигур из материала, который может держаться на поверхности воды. Такие, как, например, набор геометрических фигур компании «ВЭЙТОЙ». Педагог дает задание: найти только маленькие геометрические фигуры и положить их в ёмкость с водой. Если подуть на фигуры, «кораблики» поплывут.

Можно усложнить задание, попросив найти только большие тре-угольники и т.д.

«Я - фигура!»

Задачи:

- развивать внимание;

- закреплять свойства геометрических фигур.

Материалы: наклейки с изображением геометрических фигур,

набор геометрических фигур.

Описание игры: педагог наклеивает на спину каждому ребенку наклейку с изображением геометрической фигуры. По полу разбрасывает геометрические фигуры. Дети должны поднять фигуру и найти игрока, у которого на спине такая же наклейка. Ребенок, получивший фигуру, поднимает её и говорит, например: «Я — квадрат», или «Я — желтый круг», или «Я — маленький синий треугольник».

«Геометрический кот»

Задача: закреплять свойства геометрических фигур.

Материалы: обруч, игрушка котик, набор геометрических фигур.

Описание игры: педагог разбрасывает по полу геометрические фигуры, кладет на пол обруч, внутрь его кладет круг, на круг игрушку кота. Игровая ситуация:

«Котёнок очень любит геометрические фигуры. Кто скажет какие?

(Круги.) Но котёнок не может выйти за границы обруча, давайте ему поможем найти круги». Дети ищут круги и кладут их внутрь обруча.

«Воздушный геофутбол»

Задачи:

- развивать логическое мышление, умение классифицировать предметы по определенным признакам;

- закреплять свойства геометрических фигур.

Материалы:  набор геометрических фигур, трубочки для коктейля,

изолента, помпоны.

Описание игры: педагог на полу при помощи изоленты делает ворота для красных, синих и желтых геометрических фигур, т.е. три параллельные линии на расстоянии шага друг от друга. В воротах лежат геометрические фигуры.

Дети получают коктейльные трубочки. Педагог разбрасывает помпоны по полу. Дети садятся на пол и дуют в коктейльные трубочки, пытаясь загнать в ворота помпоны такого же цвета, что и геометрические фигуры, которые лежат в воротах.

Классификация по цвету

Задача: развивать умение классифицировать геометрические фигуры по цвету.

Материалы: пластилин и геометрические фигуры трех цветов,

изолента.

Педагог делает на полу ворота (см. предыдущую игру). Просит скатать из пластилина красные, синие и желтые «колобки» и положить их в основание ворот.

Потом дети берут фигуры, выбирая их в соответствии с цветом пластилинового «колобка», и бегом относят их в ворота. В итоге в воротах с синим шариком собираются все синие фигуры и т.д.

«Машины»

Задача: развивать умение группировать геометрические фигуры

по определенному свойству.

Материалы: набор больших геометрических фигур, набор ма-

леньких фигур для мешочка, мешочек.

Описание игры: педагог разбрасывает по полу большие геометрические фигуры и говорит детям, что это — гаражи. А «машины» (маленькие фигуры) лежат в мешочке.

Нужно достать «машину» из мешочка и правильно найти гараж.

Каждый игрок вытаскивает из мешочка геометрическую фигуру и ищет гараж для своей «машины». Те, кто достанет, например круг, ведёт свою «машину» к большому кругу и кладет её рядом.

Классифицировать геометрические фигуры можно по любому

свойству: форме, как в данном случае, цвету, размеру.

«Сказочные грибы»

Задачи:

- развивать умение дружить и договариваться, анализировать и делать выводы;

- учить классифицировать фигуры по цвету, закреплять свойства геометрических фигур.

Материалы:  З корзинки, 3 красные, синие и желтые ленточки, геометрические фигуры четырёх цветов, разной формы и размера.

Описание игры: педагог показывает детям корзинки, на ручках которых завязаны ленточки разного цвета, и говорит, что на полу лежат фигуры-грибы, их нужно собрать в корзинки в соответствии с цветом. Можно разделить группу на команды и дать задание каждой команде. После того как дети соберут все фигуры, на полу останутся только фигуры,например зелёного цвета. Все вместе выясняют, почему никто не собрал эти геометрические фигуры.

«Разложи правильно»

Задачи:

- закреплять обобщающее понятие «геометрические фигуры»;

- развивать мышление;

- активизировать словарь;

- обучать разбивать множество по двум, трем признакам, производить логические операции «не», «и», «или».

Материалы:  З обруча разного цвета (желтый, красный, синий),

геометрические фигуры.

Описание игры:

1 й вариант. Игровая ситуация: «У трех поросят есть геометрические фигуры. Помогите им разобраться с ними: положите в красный обруч все круглые фигуры, в синий — фигуры с углами (все желтые — синие, все большие — маленькие и т.д.)»

2 й вариант. Игровая ситуация: «Жили-были в лесу зайка, лиса и медведь и нашли они на поляне много геометрических фигур. Стали их рассматривать: тонкие и толстые, красные, синие и желтые, круглые, квадратные и треугольные (по ходу игры дети рассматривают фигуры). И случился такой переполох! Каждый из зверей захотел поиграть с фигурами, но они не могли их поделить! Сидела на дубе Мудрая Сова, которая решила помочь животным разрешить спор. Она велела взять лисе все маленькие фигуры, зайке взять все толстые, а медведю - все круглые. Но вот беда: есть среди фигур и круглые, и маленькие одновременно. Как же быть? Их должны взять медведь и лиса. Может быть, есть такие фигуры, которыми животные будут играть все вместе? Давайте попробуем разложить их». Из обручей строятся три пересекающихся множества и раскладываются геометрические фигуры.

Игры на развитие восприятия формы, цвета и размера.

«Назови ласково»

Задачи:

- активизировать словарь;

- формировать умение образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательные суффиксов.

Материалы:  мешочки и геометрические фигуры, музыкальное

сопровождение.

Описание игры:1-й вариант. Дети стоят в кругу, у водящего два или три мешочка с геометрическими фигурами. Под музыку все водят хоровод. Как только музыка смолкает, водящий дает мешочки детям. Кто получил мешочек, должен достать геометрическую фигуру и ласково назвать её с указанием цвета и размера. За неправильно образованное слово игрок получает штрафной фант (геометрическую фигуру из картона), выигрывает тот, у кого нет штрафных фантов.

В конце игры дети со штрафными фантами ещё раз называют

фигуры.

2-й вариант. Правила те же, только нет водящего. Дети под музыку передают один (или два мешочка) друг другу, как только музыка смолкает, те, у кого остался мешочек с фигурой в руках, вытаскивают любую геометрическую фигуру из него и называет ласково. (Большой синий треугольничек и т.д.)

«Четвёртый лишний (Третий лишний)»

Задачи:

- закреплять обобщающее понятие: «геометрические фигуры», «форма», «цвет», «размер»;

- развивать мышление.

Материалы: карточки с изображением ряда геометрических фи-

гур, большие геометрические фигуры для выкладывания.

Описание игры: ребёнку даётся карточка с изображением ряда геометрических фигур (одна из них лишняя по определенному признаку, например все красные, а одна синяя). Ребенок раскладывает по карточке большие геометрические фигуры на полу. Рассматривает ряд фигур и называет лишнюю, объясняя свой выбор.

Нужно подготовить карточки разного уровня сложности: 1-й уровень — третий лишний; 2-й - четвёртый лишний предмет; 3-й - пятый лишний предмет и т.д.

«Что изменилось?»

Задача: развивать внимание, память и наблюдательность, умение

говорить полным предложением.

Материалы:  набор геометрических фигур, ткань, которой можно

закрыть фигуры, жетоны.

Описание игры: на столе или на полу раскладываются геометрические фигуры в определённом порядке. Педагог предлагает детям внимательно посмотреть и запомнить их. Педагог закрывает фигуры тканью и просит детей отвернуться. В это время меняет местами или убирает геометрические фигуры, или добавляет новую фигуру (несколько фигур). Просит детей повернуться и убирает ткань. Кто догадался, что изменилось, поднимает руку, потом идет к фигурам и рассказывает, почему он так считает. Если ответ правильный - ребенок получает жетон (маленькую геометрическую фигуру, камешек, наклейку).

В конце подсчитывается, у кого больше жетонов, тот и побеждает.

«Находилки»

Задачи:

- развивать внимание, мышление, умение выделить часть, собирать целое;

- активизировать словарь.

Материалы:  картинки-пазлы с изображением геометрических фигур: красных, жёлтых, синих, треугольников, квадратов, кругов больших и маленьких), коробка с фигурами.

Описание игры: игровая ситуация: «Налетел ветер и перепутал все части картинок, найдите их и соедините правильно».

Педагог предлагает каждому ребенку составить пазл - геоме-рическую фигуру из разрезанных частей. Дети составляют фигуру, называют её свойства и находят подобную в коробке.

Как вариант детям даётся одна часть пазла, остальные разбросаны по полу. Как только ребенок найдёт все части своей фигуры, находит в коробке такую же. Побеждает тот, кто быстрее всех соберёт пазл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну геометрических фигур» для второй младшей группе

конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей второй младшей группы (3-4 года). Дети закрепляют знания геометрических фигур через игры....

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по познавательному развитию «Путешествие в страну геометрических фигур» для второй младшей группы

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭМП для детей второй младшей группы (3-4 года). Дети закрепляют знания геометрических фигур через игры....

Конспект занятия по закреплению знаний о геометрических фигурах во второй младшей группе: "Бусы для Маши"

Цель: совершенствовать представления о геометрических фигурах.Задачи:1). Закреплять знания о геометрических фигурах: круг, квадрат, треугольник.2). Формировать умение узнавать и называть цвета и сравн...

Конспект занятия по ФЭМП "Геометрические фигуры" во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий

Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий...

Конспект занятия по познавательному развитию "Геометрические фигуры" во второй младшей группе.

Конспект занятия по познавательному развитию "Геометрические фигуры" во второй младшей группе....

Методическая разработка по формированию элементарных математических представлений по теме "Геометрические фигуры" во второй младшей группе

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математическому развитию дошкольников по теме «Геометрические фигуры» во второй младшей группе....