"Использование элементов педагогической системы М.Монтессори в практике работы ДОУ". Консультация для воспитателей.
консультация
В современной литературе педагогическая система М. Монтессори рассматривается как инновационная по отношению к традиционной отечественной образовательной системе. Основная идея заключается в предоставлении свободы детям при работе в удобной и специально оборудованной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_elementov_pedagogicheskoy_sistemy_m.montessori_v_praktike_raboty_dou.docx | 37.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Пукане» комбинированного вида
города Ядрин Чувашской Республики
Использование элементов
педагогической системы М.Монтессори
в практике работы ДОУ.
Консультация для воспитателей.
Подготовил:
воспитатель Тувалева Л.В.
2024 г.
«Детей учит то, что их окружает». М.Монтессори.
Цель: обучение использованию элементов педагогической системы М. Монтессори для реализации образовательной деятельности в ДОУ.
Содержание.
1. История возникновения системы М.Монтессори.
2. Роль педагога в системе М.Монтессори.
3. Основные принципы системы М.Монтессори.
4. Организация развивающей среды в системе М.Монтессори.
5. Особенности использования дидактического материала в системе М.Монтессори.
6. Упражнения и игры для детей от года до школьного возраста.
7. Плюсы и минусы методики для современного развития детей.
1. Биография и история возникновения системы М.Монтессори.
Мари́я Те́кла Артеми́зия Монтессо́ри (31 августа 1870 — 6 мая 1952) — итальянский врач и педагог. Её отец, Алессандро Монтессори, был чиновником министерства финансов и работал на местной табачной фабрике. Её мать, Рениль Стоппани, была хорошо образована для того времени. Мария была очень близка с матерью и отцом, хотя последний был не согласен с решением дочери получить образование. Она с детства отличалась тягой к знаниям. А ещё умела ломать стереотипы. Высшее образование в то время было привилегией мужчин, но она добилась того, что её приняли в техническую гимназию для юношей, а после — в медицинский университет.
Из медицины в педагогику, или как появился метод Монтессори
Учась в университете, Мария подрабатывала в клинике, где занималась с маленькими детьми, у которых были отклонения в развитии. Наблюдая за ними, она пришла к мысли, что таким детям нужна специальная развивающая среда.
Работа детским врачом постепенно привела её в педагогику, и в этой сфере тоже очень пригодились её упорство и смелость. Она разработала собственную образовательную систему и прославилась, потому что её подопечные овладевали навыками быстрее привычного темпа и росли самостоятельными творческими личностями.
Монтессори стала наполнять пространство, окружающее детей, разными предметами, побуждающими к определённым занятиям. Это могли быть, например, шершавая доска или ароматизированная коробка, кубики, краски — словом, предметы с разнообразными свойствами. Хотя подбирались все предметы очень продуманно, детям не навязывали, что и как с ними делать. Ставка делалась на интерес: дети сами решали, что взять и чем заняться, — и увлекались. Педагоги лишь наблюдали и помогали, когда в этом действительно возникала необходимость.
Оказалось, что таким способом дети не только развиваются в целом, но и могут научиться читать и писать. Первые воспитанники Монтессори сдавали экзамен вместе с учениками начальной школы, которых сейчас назвали бы нормотипичными. И показали лучшие результаты! Правительство не оставило без внимания такой успех, и под руководством Монтессори был открыт Ортофренический институт для подготовки учителей к обучению детей с отставанием в умственном развитии.
Однако Марию не оставляла мысль о том, что её метод можно адаптировать и для здоровых детей. Спустя два года она покинула институт и снова пошла учиться, чтобы глубже разобраться в особенностях психологии и антропологии здорового ребёнка.
В 1907 году Монтессори воплотила свою идею, открыв «Дом ребёнка» для детей от двух до семи лет. Там тоже всё было устроено на свободном выборе занятий детьми, однако существовал и режим: утренние часы отводились на занятия, развивающие интеллект, а после обеда — на творческие.
«Дом ребёнка» прославился на весь мир, у его основательницы появились последователи. Она дружила со знаменитым психологом и основателем теории когнитивного конструктивизма Жаном Пиаже. А Фрейд говорил: «Там, где Монтессори, я не нужен».
Постепенно детские сады и школы, придерживающиеся метода Монтессори, появились во многих странах. А в 1929 году Мария вместе с сыном организовала Международную ассоциацию Монтессори (AMI).
Главные труды Монтессори: «Научная педагогика», «Мой метод», «Помоги мне это сделать самому», «Впитывающий разум ребёнка», «Дети — другие».
Монтессори продолжала развивать свою систему на протяжении всей жизни. Разработала материалы и методы для обучения младших школьников грамматике, арифметике и геометрии. Ввела метод «космического образования» детей от 6 до 12 лет, который позволял детям не просто зубрить естественные науки, а понять взаимозависимость всех элементов природы, непосредственно работая с растениями и животными.
2. Роль педагога в системе М.Монтессори.
Роль педагога в системе Монтессори заключается в следующем:
Основанная на уникальном подходе к обучению и воспитанию детей, методика Монтессори способствует развитию их интеллектуальных, эмоциональных и социальных навыков. Ключевую роль в образовательном процессе играет личность педагога: именно он создает благоприятную атмосферу, где ребенок сможет без труда раскрыть свой потенциал.
Педагог стремится создать комфортную и стимулирующую интерес к обучению среду, в которой каждый ребёнок будет исследовать мир вокруг себя, экспериментировать и обретать различные навыки.
Учёт потребностей и интересов каждого ребёнка в отдельности. Специально подготовленные материалы и игрушки рассчитаны на то, чтобы дети могли выбирать понравившиеся и самостоятельно находить им применение.
Наблюдение за детьми. Педагог старается понять их потребности и индивидуальные особенности, чтобы адаптировать образовательную программу под каждого ученика.
Стимуляция и направление интересов ребёнка. Педагог здесь не диктует, а стимулирует и направляет интересы ребёнка, внося необходимые коррективы.
Ключевым элементом Монтессори-педагогики является работа с руками. Здесь педагог с помощью различных упражнений формирует у детей моторные навыки и координацию движений.
И, наконец, педагог в Монтессори-центре является примером для детей. Педагог демонстрирует бережное отношение к окружающему миру, ответственность и заботу о других, тем самым развивая в детях социальные навыки.
Основная цель педагога сводится к пробуждению у ребёнка интереса к окружающему миру, желания и умения его исследовать, задавать вопросы и самостоятельно находить ответы; к стремлению сделать ребёнка активным участником обучения.
В задачи работы Монтессори – педагога входят развитие в ребёнке инициативности, самостоятельности, уверенности; формирование умения делать выбор и нести за него ответственность, чего, безусловно, невозможно достичь без психологических знаний и умений.
Дети сами выбирают себе деятельность, следуя своим внутренним побуждениям, педагог при необходимости только помогает самостоятельно сделать выбор (помогает ребенку организовать свою деятельность в Монтессори-среде, пойти своим собственным, уникальным путем, реализовать свой потенциал).
Монтессори-педагог вмешивается в работу ребенка очень тактично и лишь при острой необходимости. Только в таких условиях у ребенка есть возможность самостоятельной деятельности, развития пытливости ума, терпения, уверенности в себе, удовлетворения от самой деятельности.
Одной из задач Монтессори-педагога является расширение Монтессори-среды. Суть расширения среды – дополнить её всем тем, что в полной мере реализовало бы потребности и потенциал каждого ребёнка, работающего в среде.
Монтессори-педагог сделает все возможное, чтобы разбудить мысль ребенка, научить его думать, рассуждать, анализировать, делать выводы. Любая мысль малыша имеет право на существование!
Задача учителя – помочь ребёнку путем его собственных размышлений найти верный ответ. Только в этом случае этот ответ будет по – настоящему ему понятен.
Монтессори-педагог должен добиться того, чтобы ребенок отошел от работы с материалом с чувством успеха и уверенности в том, что он решил задачу самостоятельно, что, безусловно, формирует в ребенке инициативность и уверенность в своих силах.
Активными участниками процесса обучения являются сами дети, готовя так называемые сообщения и рассказывая их другим детям. В этот момент они совсем как педагоги ведут весь процесс. Монтессори-педагог всегда рядом, при необходимости помогая детям, готовящим сообщение. Такой вид работы учит детей ораторскому искусству, умению передать информацию для других, умению слушать, задавать вопросы и отвечать на них, что, несомненно, формирует уверенность в себе, самостоятельность, чувство значимости и любовь к обучению.
Монтессори-педагог в ребенке видит равноправного партнера, уважает его стремления и индивидуальность.
3. Педагогические принципы Монтессори
Мария Монтессори внимательно наблюдала за процессом как исследователь и экспериментировала — что-то меняла, что-то совершенствовала. В результате сформулировала образовательные принципы, которые показались ей наиболее эффективными. Они и легли в основу метода Монтессори.
Основная идея системы Монтессори выражается в принципе «Помоги мне это сделать самому». Проще говоря, в детях и так заложен огромный потенциал для саморазвития, нужно только помочь ему включиться, создать для этого условия.
Если ребёнок выбирает занятие сам, экспериментирует, то он по-настоящему увлекается и благодаря этому концентрируется на занятии больше, чем на том, которое ему навязали. И проявляет больше упорства. В этом и заключается секрет развивающего эффекта.
Вот каких ещё принципов придерживалась Монтессори:
Создание среды, в которой ребёнок сможет и захочет проявить свои индивидуальные способности. Основы педагогики Монтессори подразумевают, что игровая комната разделена на несколько частей — стандартными считают зоны естествознания, практической жизни, сенсорную, языковую, математическую. Но ещё добавляют творческую, игровую и спортивную. Ребёнок может заниматься там, где ему нравится, даже целый день. Задача педагога — подстроиться под интересы малыша. Важно дать свободу мышления, действий и чувств. Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
Подбор развивающих материалов таким образом, чтобы ребёнок мог сам обнаруживать свои ошибки и находить пути их решения. Ошибки важны для получения опыта.
Детская свобода выбора занятия, учебного материала, темпа получения опыта и знаний, длительности занятия.В ребёнке воспитывается самостоятельность. Все пособия располагаются на полках так, чтобы он мог сам их взять и убрать на место. Все книги в одном экземпляре — так дети учатся договариваться между собой.
Сочетание свободы с порядком и дисциплиной (все дети знают правила: например, что за собой нужно убрать и стараться не мешать друг другу).Например, после прочтения книгу необходимо поставить на место или убрать игрушки туда, откуда малыш их взял. Так детей учат поддерживать порядок.
Особая роль педагога — он наблюдает, как можно меньше говорит и медленно и последовательно выполняет действия, чтобы ребёнок мог их повторить.Взрослый в обучении играет второстепенную роль: он не наставник, а помощник. Задача взрослого — только заинтересовать ребёнка. Педагог общается с детьми, но не навязывает собственное мнение, не подводит ребёнка к желаемым ответам на вопросы.
Запрет на сравнение детей между собой (никакой соревновательности), оценку их поведения, наказание, принуждение и даже похвалу (никаких «Молодец!»).Так дети будут учиться всему легко и с удовольствием, без «обязаловки» и соревнований со сверстниками.
Разновозрастные группы — вместе могут заниматься дети и трёх, и шести лет. Младшие берут пример, старшие проявляют заботу, все вместе учатся взаимодействовать. Формируется взаимопомощь и сотрудничество, хотя иногда и случаются недопонимания.
4. Организация развивающей среды в системе М.Монтессори.
Среда имеет точную логику построения и до мелочей продуманное содержание, она рассчитана на разновозрастную группу детей от 3 до 6 лет.
Первое, что обращает на себя внимание, это абсолютная доступность всех пособий для детей.
Весь материал располагается на открытых полках на уровне не выше 1 метра от пола, что обеспечивает ребенку свободу выбора.
Каждый материал представленв одном экземпляре.
Самим расположением полок среда разделена на несколько зон.
Зона практической жизни. В этом пространстве ребёнок учится простым навыкам самообслуживания. К примеру, готовит еду, убирается, застёгивает пуговицы, сервирует стол. Причём все действия малыш выполняет серьёзно, словно взрослый.
Зона сенсорного развития. Основная задача этой зоны — развитие мелкой моторики и сенсорного восприятия. Здесь развивается мышление и память, происходят первые знакомства с формой, цветом, температурой, весом и размером. В эту зону включено всё разнообразие предметов, имеющих разные свойства для восприятия органами чувств: шары, мячики, мешочки, ароматизированные и вкусовые баночки, предметы разных форм и размеров.
Математическая зона. Содержит материалы по развитию математических способностей. Ребёнок через игры с пособиями учится выполнять элементарные действия – складывать, вычитать, делить. Кроме того, происходит формирование пространственного мышления и логики.
Речевая зона. В этом пространстве ребёнок знакомится с окружающим миром во всём его многообразии – с фауной и флорой, государствами и культурой, простейшими физическими процессами. Подобранные книжки и учебные материалы способствуют скорейшему развитию речевых навыков, формированию детского словаря, обучению грамоте и чтению.
Космическая зона.
Внутри каждой зоны материал должен располагаться в соответствии с принципом от простого к сложному. Каждый отдельный материал рассчитан на определённую степень сложности, но все вместе материалы связаны между собой и образуют единое целое.
Кроме того, в группах предусматриваются пространство продуктивной творческой деятельности и конструирования, уголки театрализованной деятельности, чтения и отдыха, игровой уголок. Обязателен уголок уединения.
5.Особенности использования дидактического материала в системе М.Монтессори
1.Значимость материала для ребёнка.Первым принципом создания и использования дидактического материала Монтессори является его значимость для ребенка. Чтобы служить своей цели - “самостроительству” ребенка, материалы должны соответствовать его внутренним потребностям. Это значит, что каждый конкретный материал должен быть представлен ребенку в нужный момент его развития. Мария Монтессори предложила возрастные уровни для представления каждого материала, однако, оптимальный момент для этого каждому конкретному ребенку должен быть определен путем экспериментирования и наблюдения
2.Изоляция трудности.Следующим принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, Розовая башня показывает ребенку только разницу в размерах кубиков, а не в размерах, цвете, дизайне и звуках, как это часто бывает с подобными башнями, которые продаются в игрушечных магазинах.
3.Контроль ошибок. Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит ребенком в его самовоспитанием и позволяет ему увидеть его ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок. “Контроль ошибок — замечала М.Монтессори — это показатель, говорящий нам, в правильном ли направлении мы движемся. Он обязательно должен присутствовать вместе с инструкциями и материалом для работы. Сила, движущая ребенка по пути прогресса, в большой степени зависит от того, есть ли свобода и гарантированный путь, по которому двигаться. Но, к этому должен быть добавлен, и еще какой-то способ показать, где мы сбились с этого пути”.
Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи учителя.
4.Постепенное усложнение материала по дизайну и использованию. Четвертый принцип состоит в особом порядке предоставления материала: наряду с вертикальным (по разной степени сложности) горизонтальный порядок предоставления его ребенку, т. е. наличие параллельных упражнений с каждым видом материала. Это обеспечивает занятия с материалом, которые не повторяются и не наскучивают ребенку, и он может заниматься с материалом столько, сколько хочет.
Здесь реализуется важное требование к организации процессов обучения - повторение на одном и том же содержании, но с новой формой. Кроме того, предоставляется возможность самостоятельного выбора ребенком вида работы, что способствует развитию самоорганизации и творчества.
5.Возможность косвенной подготовки к дальнейшему обучению.Следующий принцип состоит в том, что дидактический материал косвенно готовит ребенка для будущего учения. В частности, подготовка ребенка к письму состоит из работы с блоками цилиндров для развития координации движений пальцев руки. С металлическими вкладками и с буквами из песчаной бумаги для развития мускульной памяти образцов буквы, звуковых игр. Такая непрямая подготовка обеспечивает необходимую готовность к овладению письмом, а также развивает чувство уверенности в себе, радость от успешного познания мира.
6. Последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. Шестой принцип отражает последовательное абстрагирование материала от простых первоначальных функций. В начале материал прямо выражает какую-то идею, но постепенно становится все более и более абстрактным выражением этой идеи. Например, большой деревянный треугольник сначала изучается сенсорно, затем рассматриваются отдельные части, составляющие его, изучаются размеры, плоские деревянные треугольники соединяются в головоломку, а затем вместо них используются треугольники, вырезанные из яркой бумаги, треугольники, нарисованные отчетливыми цветными линиями, и, в конце концов — почти абстрактные треугольники, нарисованные тонкими линиями. На определенной стадии своего прогресса ребенок понимает абстрактную суть конкретного материала, становясь независимым от него или не проявляя к нему прежнего интереса. “Если материалы сконструированы с большой точностью, — подчеркивала М. Монтессори, - они вызывают самопроизвольные упражнения, которые настолько гармонично скоординированы с внутренним развитием, что в определенный момент появляется новая психическая картина — более высокие уровни в комплексном развитии, когда детский ум приобретает способность к абстрагированию”.
При создании подготовленной развивающей среды и материалов представляется важным:
Выделение принципа актуального и ближайшего развития, характеризующего разницу между тем, что ребенок способен сделать самостоятельно, и тем, на что он становится способен с помощью учителя; Каждое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели - прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка, а вторая - служит работе на будущее.
Не допускать использование чрезмерного количества материала, что рассеивает внимание, механизирует упражнение и заставляет ребенка переходить в более высокую стадию развития, не заметив этого, не “прочувствовав”.
Точное определение “необходимости”, “достаточности” материала для соответствия внутренним потребностям ребенка в процессе развития. Руководством для такого определения должны служить проявления активности ребенка.
Крайне важно также, чтобы при представлении материалов в запланированной прогрессии не было просто механического их чередования. Учитель должен проявлять гибкость, представляя какие-то материалы или пропуская их, если ребенок в этом не заинтересован.
Существует несколько основных правил пользования Монтессори-материалами. Так как они созданы для серьезной цели — развития ребенка — дети должны относиться к ним с уважением. С материалами нужно обращаться аккуратно и только после того, как понятно их использование. Когда ребенок хочет выполнить какое-то упражнение, он приносит все необходимые материалы и аккуратно раскладывает их на коврике или столе в определенном порядке. Когда упражнение закончено, материалы возвращаются на свое место в первоначальном виде, чтобы их мог использовать другой ребенок.
Ребенок имеет право пользоваться материалом, не будучи прерванным ни другими детьми, ни воспитателем. Здесь педагог должен быть предельно внимательным. Похвала или даже улыбка могут отвлечь ребенка, и в практике работы наблюдались случаи, когда дети прекращали или откладывали свою работу после даже такого незначительного вмешательства.
6.Самые простые игры.
Подготовленная среда в группе Монтессори по развитию речи, обучения письму и чтению.
От года до трёх лет
С самыми маленькими учениками педагоги проводят многочисленные пальчиковые игры и гимнастику, которые обычно сопровождаются простыми стишками. Это помогает активизировать языковое развитие, расширить словарь и совершенствовать процесс запоминания информации.
Самые популярные материалы в этот период:
фигурки-вкладыши;
пособия для ощупывания;
книжки с максимально реалистичными изображениями;
звуковые коробочки
карточки с изображением домашних и диких животных, фрукты и овощи.
Последнее пособие представляет особый интерес. Перед обучением грамоте Монтессори предлагала выполнять упражнения для различения звуков. С этой целью нужно подготовить небольшие предметы и игрушки, которые раскладываются в коробку с отделениями. На каждом ящичке клеится буковка, обозначающая определённый звук, который имеется в игрушках. Например, в ячейках с буквой «К» находятся следующие предметы: куб, кошка, колбаса, кекс, кроссовки, ключ, кукуруза.
Есть специальные деревянные кубики различных размеров, которые пользуются широкой популярностью в монтессори-школе. Благодаря набору «Розовая башня» дети могут построить небольшую башню, действуя по принципу матрешки, развивая свой сенсорный опыт.
От трёх до семи лет
Для малышей этого возраста отличной развивающей забавой станет «Корзина с лоскутками», в которую помещаются кусочки различной ткани:
шерсть;
хлопок;
лен;
капрон;
шелк и иные.
Каждого фрагмента должно быть два. Задача ребенка – исключительно на ощупь, не подглядывая, найти пару, то есть два одинаковых лоскутка.
Если малыш допустит ошибку, то, когда он выполнит задание и откроет глаза, сможет увидеть, в чем дело и быстро разобраться.
Овладеть чтением для ребёнка гораздо сложнее, нежели научиться писать. Вот почему Монтессори предлагала сначала обучить детей графомоторным навыкам, причём делать это нужно уже с трёх лет. Однако важное отличие данной методики в том, что автор отказалась от первоначального выведения печатных букв и ввела понятие так называемого «спонтанного письма».
По мнению Монтессори, для ребёнка выведение округлых линий гораздо естественнее, чем рисование «рубленных» печатных букв. При спонтанном письме дети 4-5 лет, ещё незнакомые с алфавитом, уже самопроизвольно изображают прописные буквы и даже слова.
Согласно методике Монтессори, стандартная зона развития речи должна включать следующие материалы и упражнения для овладения письмом и чтением:
наборы карточек для расширения словаря;
металлические вкладыши;
звуковые игры;
шершавые буквы;
подвижный алфавит;
книжки;
пособия для раскрашивания;
обводка слов и изображений;
переписывание коротких слов;
карточки со словами, антонимы и синонимы
карточки с предложениями.
М.Монтессори пишет о том, что в раннем возрасте далеко не все дети выражают спонтанное желание учиться письму и чтению. А так как их не только не принуждают к этому, но даже не просят делать того, что им нежелательно, никоим образом не насилуя их волю, то некоторые дети к 6 годам так и не умеют читать и писать. Но, по наблюдениям Ю.И.Фаусек, почти все нормальные дети, получив возможность пользоваться специальным дидактическим материалом Монтессори, "с легкостью и приятностью" к пяти годам пишут и читают и делают это хорошо.
Помимо разнообразных пособий и учебных материалов, вся атмосфера вокруг ребёнка должна быть заполнена пониманием и любовью. Это поможет малышу развиваться свободно и гармонично. Педагогам и родителям необходимо уметь выслушивать детей, поощрять их высказывания. А если сами взрослые разговаривают грамотно и обладают большим словарным запасом, то и ребёнок совсем скоро разовьёт эти качества, буквально «впитав» их из окружающей среды.
В этих благоприятных условиях специально-подготовленной Монтессори-среды ребёнок получает возможность реализовывать данный ему от природы потенциал и легко и непринуждённо формировать крепкий фундамент для всего дальнейшего освоения языком, как устным так и письменным.
Образовательное пространство, основанное на принципах педагогики М. Монтессори, согласуется с современной философией образования, приобретает инновационный характер. Предлагая крохе игры Монтессори, не стоит чрезмерно усердствовать, поскольку, нередко в погоне за ранним развитием родители лишают ребенка детства. Вырастить юного гения либо эрудита удается отнюдь не каждому, однако при правильном подходе даже самое простое пособие, изготовленное самостоятельно, принесет пользу.
7. Плюсы и минусы методики для современного развития детей.
Некоторые плюсы системы Монтессори:
Индивидуальный подход. Дети работают индивидуально или в небольших группах, что способствует персонализированному обучению и долгосрочной мотивации к учёбе.
Гибкий темп обучения. Отсутствие строгой программы позволяет заниматься в своём удобном темпе, без стресса и давления.
Комплексное развитие. Система Монтессори уделяет внимание не только умственному, но и физическому, когнитивному и социальному становлению.
Отсутствие оценок и конкуренции. Без рейтингов и соревнований дети могут сосредотачиваться на процессе обучения.
Самостоятельность и ответственность. Система развивает ответственность у детей, так как они сами выбирают и следствия своих действий, учатся на ошибках и становятся самодостаточными.
Некоторые минусы системы Монтессори:
Сложности с адаптацией к обычной школьной среде. Ребенку придётся привыкать к новым правилам дисциплины и безусловному авторитету учителя.
Недостаточное внимание к развитию творческих способностей и физической активности. Основное в системе Монтессори — развитие интеллекта.
Отсутствие ролевых игр. В садах Монтессори ребята учатся договариваться, но не играть совместно, каждый занимается самостоятельно.
Отсутствие отметок и строгой обучающей программы. Это может быть проблемой для некоторых родителей.
Мария Монтессори: «Мы не способны создавать гениев. Мы можем только дать каждому ребенку шанс реализовать свои потенциальные способности стать независимой, уверенной, уравновешенной личностью».
Литература:
Орлова Д. Большая книга Монтессори. - М.: ВКТ, 2008. - 192 с.
Монтессори М. «Помоги мне это сделать самому». Сб. Сост. М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. — М.: ИД «Карапуз», 2000.
Монтессори М. Дети — другие. — М.: ИД «Карапуз», 2004.
Сорокова М.Г. Система М. Монтессори. Теория и практика. - М.:Академия, 2003.- 384 с.
Пятибратова Н.В. Занятия с элементами методики Монтессори /.В.Пятибратова . – М., 2010. - 76с.
Хилтунен Е. Практическая Монтессори – педагогика / Е. Хилтунен. - М., 2010. – 34 с.
Якимова М.Н. Педагогика М. Монтессори в современной системе непрерывного образования/Новокузнецк: ИПК, 2006,- 160 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
«Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори"
Статья для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений «Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использов...
Формирование временных представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори
Статья "Формирование временных представлений дошкольников с использованием элементов педагогической системы М. Монтессори" раскрывает особенности работы с детьми старшего дошкольного возраста....
Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...
Познавательное развитие младших дошкольников посредством интеграции в образовательное пространство ДОУ элементов педагогической системы Монтессори.
Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ту или иную её эффективность. Задатки к познавательной д...
Презентация: "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори".
В мире происходит сближение образовательных систем разных стран. Изучение инновационных/ретроинновационных педагогических систем может стать базой для решения различных воспитательных и образовательны...
Статья "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори"
В нашей стране, как и во всем мире , стремительно происходят изменения. Поэтому мы, педагоги, должны изучать мировую педагогическую культуру и сохранять и преумножать наше культурно-педагогическое нас...