Статья "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори"
статья по логопедии
В нашей стране, как и во всем мире , стремительно происходят изменения. Поэтому мы, педагоги, должны изучать мировую педагогическую культуру и сохранять и преумножать наше культурно-педагогическое наследие. В связи с этим, в статье рассматривается возможность реализации требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы М. Монтессори. Приводится сравнение требований ФГОС ДО и требований Монтессори-педагогики. Доказывается, что система М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашей современной действительности.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реализация требований ФГОС ДО
с использованием педагогической системы Марии Монтессори.
Волею судьбы, на группе для детей с тяжёлыми нарушениями речи, куда я пришла работать в качестве учителя-логопеда, оказался сенсорный блок материалов по системе Марии Монтессори. Оказавшись в определённой предметно-пространственной среде, мы не могли не заинтересоваться подробнее «Монтессори педагогикой», которая, несмотря на более чем 100-летнюю практику, актуальна и поныне. Мы шагаем в ногу со временем и требования ФГОС ДО очень тесно перекликаются с системой, по которой работала эта замечательная педагог-гуманист и теперь работают её последователи во всём мире.
Стремительно происходящие изменения в нашей стране, как и во всем мире, связаны, прежде всего, с переходом от индустриального общества к информационному. Вслед за процессом глобализации экономики в мире происходит сближение образовательных систем разных стран. В 2003 году Россия подписала «Болонское соглашение», определив тем самым намерения нашей страны стать участником единого европейского образовательного пространства. Поэтому мы должны изучать мировую педагогическую культуру и сохранять и преумножать российские культурно-педагогические традиции.
Изучение инновационных/ретроинновационных педагогических систем, доказавших свою ценность и получивших мировое признание, может стать базой для решения различных воспитательных и образовательных задач в контексте реализации современных ФГОСДО.
Гуманистические идеи активно зарождались в первой половине ХХ столетия в Европе и Америке М.Монтессори, С. Френе, П.Петерсон, Р. Штайнер, А. Нилл, Е. Паркхурст, Д.Дьюи, К. Роджерс и др. В России педагоги-гуманисты появились на рубеже ХIX-XX века. Среди них Л. Н. Толстой, П. Ф. Лесгафт, В. Я. Стоюнин, В. П. Кащенко, Ю. И. Фаусек, С.Т. Щацкий, А. Г. Ривин и другие.
«Монтессори педагогика» представляет собой уникальное педагогическое явление, созданное и оформленное еще в начале XX века известным итальянским ученым-практиком Марией Монтессори (1870-1952 г.г.). В Санкт-Петербурге с 1913 года появляется интерес к этой системе, Юлия Ивановна Фаусек создает первый детский сад по системе Монтессори и ведет работу по активному распространению этого метода. С 30 по 90 годы педагогика М. Монтессори теряет былую популярность, в связи с развитием системы идеологизациии и стандартизации советского образования. Начиная с 1990-х годов, в нашей стране заметен переход от авторитарной парадигмы взаимоотношений учителя и ученика к гуманистической. С этого времени происходит возрождение «Метода Монтессори». Ребенок постепенно становиться субъектом образования, а не объектом воздействия на него взрослых.
Свою педагогическую систему М. Монтессори называла системой саморазвития детей в специально-подготовленной предметной развивающей среде. Она рассматривала процесс развития и образования ребенка с точки зрения антропологии, выделяя основные сенситивные периоды его роста и создавая максимально комфортные условия для их протекания. Понятие «педагогическая система» означает единство и целостность Монтессори-педагогики в философском, психологическом и педагогическом аспектах.
Философский аспект системы
М.Монтессори была убеждена, что каждый объект и субъект окружающего нас мира исполняет предназначенную ему природой особую функцию. Каждый ребенок рождается со своим внутренним потенциалом и зависит от среды, в которой он находится. Именно ребенку принадлежит ведущая роль в собственном развитии. Ребенок, кардинально отличающийся от взрослого тем, что в ранний и дошкольный период обладает особой формой сознания – «впитывающим разумом»[1] строит свою личность, подчиняясь законам природы, через активное взаимодействие с окружающей средой с помощью своих чувств, движения и речи.
Психологический аспект системы
Следуя идеям природосообразности развития детей, М. Монтессори предложила собственную возрастную периодизацию. Особо она выделяет период от рождения до 6 лет - годы проживания ребенком основных сенситивных фаз.
Педагогический аспект системы
Монтессори-педагоги придерживаются гуманистической концепции в образовании, главным положением которой является защита достоинства личности детей, признание их правна естественное развитие и свободное проявление своих способностей. Педагоги выстраивают открытые и доверительные отношения с детьми и целенаправленно формируют культуру дружественных и доброжелательных отношений между детьми, детьми и взрослыми. Задачами педагога являются создание специально подготовленной среды, организация свободной работы детей в этой среде и исследование течения их жизни в группе. В основу специально-подготовленной среды для детей дошкольного возраста входит исторически сложившийся комплект дидактических материалов, разработанных Марией Монтессори и ее последователями. Современные педагоги создают авторские дидактические материалы, опираясь на критерии, предложенные М. Монтессори.
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт требует создать условия для реализации программы, пункт 3.2.1 психолого-педагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.[6]
Пункт 3.3. Требования к развивающей предметно-пространственной среде.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
исправность и сохранность материалов и оборудования.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.[6]
Давайте посмотрим, как эти пункты ФГОС ДО находят отражение в системе М. Монтессори. Мария Монтессори утверждала: подготовленная среда, смиренная учительница и научный материал – это три основных условия успешной воспитательной работы.
М. Монтессори много говорит о правах ребенка. Вера в ребенка – краеугольный камень педагогики М. Монтессори. Учителей очень долго учили быть единственным активным лицом в школе, задача их заключалась в том, чтобы подавлять всякую активность в детях. Учитель должен быть готов изменить себя изнутри. «Вынь сначала бревно из своего глаза, и ты сможешь достать соринку из глаза ребенка».[1] Монтессори – педагог не является центром класса, он едва заметен, он должен быть проницательным наблюдателем, старшим другом, способным помочь ребенку сделать что-либо самостоятельно. Отсюда и девиз: «Помоги мне это сделать самому».[2] Подготовка учителя – Монтессори состоит в самоконтроле и запрете на тиранию. Учитель должен изгнать из своего сердца гнев и гордыню, должен научиться быть смиренным и любить. При этом учитель не должен никогда забывать, что он – учитель и что его задача в том, чтобы воспитывать ребенка. Для личностной перестройки необходимо много времени и желание. Но это возможно, путь к этому совсем не труден, его можно пройти. Надо понимать, что дети – это создания, не способные защитить себя и понять нас, и они терпят все, что слышат от нас. Они терпят не только оскорбления, но и чувствуют себя виноватыми во всем, в чем их обвиняют. Но ребенок воскресает снова и снова и всегда возвращается свежий и улыбающийся, чтобы жить среди людей. Как говорит Эмерсон: «Ребенок – это вечный Мессия, который всегда возвращается к падшим людям, чтобы привести их в Царство Небесное». Так давайте любить детей и принимать их. Учитель должен быть активным наблюдателем, исследователем, знать и учитывать сенситивные периоды в развитии ребенка. Что же это за периоды? Сенситивные периоды психического развития - это периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности, к способам эмоционального реагирования, к восприятию того или иного объекта и субъекта окружения, поведения вообще, вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе внутреннего импульса. Сенситивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно, независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться ими. Среди основных сенситивных периодов детства М.Монтессори выделяла:
Сенситивный период развития движений (от 1 года до 4 лет)
Сенситивный период развития речи (от рождения до 6 лет)
Сенситивный период сенсорного развития (от рождения до 5,5 лет)
Сенситивный период развития руки и интереса к мелким предметам (от 1,2 до 6 л.)
Сенситивный период восприятия порядка (от рождения до 3 лет).
Сенситивный период социального поведения (от 2,5 до 6 лет)
Теперь немного о среде, в которой развиваются дети по системе М. Монтессори. Специально подготовленная социокультурная и предметно-развивающая среда — это детально продуманное пространственное окружение ребенка, в котором протекает его жизнь в дошкольной организации.Для детей каждого возрастного периода создаются строго определенные социокультурные и предметно-пространственные среды в соответствии с теми сенситивными периодами и доминантами в развитии, которые характерны для данного возраста. То есть наблюдается разбивка на зоны и материал по возрасту. В специально-подготовленных предметно-пространственных средах фундаментальным является требование иметь в классе только один автодидактический материал данного типа. Детям приходится договариваться, а значит вступать в социальный контакт, получать опыт разрешения конфликтных ситуаций. Социокультурный характер подготовленных сред выражен в общем укладе жизни детей и взрослых в группе — принятии каждого, взаимном уважении, доверии и толерантности взаимоотношений взрослых и детей и детей между собой. Одним из важнейших свойств материалов Монтессори, с точки зрения современной психологии, является их изоморфность. То есть структура каждого дидактического материала, с которым взаимодействует ребенок (созерцает или ощущает как-то иначе) взаимосоответствует элементам процессов, происходящих в головном мозге ребенка. Часть материалов М. Монтессори полифункциональна, например, геометрические тела – это и первое сенсорное ощущение, узнавание названий, далее в школе используются для выведения формул на математике. Предметы, составляющие сенсорный материал, являются эталоном измерительной системы. Например, красные штанги длиной от 10 до 100см, розовые кубики объемом от 1 до 10 кубических см. В использовании материалов М. Монтессори есть возможность самостоятельного контроля ошибок, самостоятельных упражнений с материалами и открытий. Таким образом, в системе М. Монтессори реализуются все выше названные требования Стандарта.
К целевым ориентирам дошкольного образования по ФГОС пункт 4.6 относятся социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка: Т.е. комплексная характеристика ребенка, складывающаяся в процессе жизнедеятельности в детской образовательной организации. Существуют целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте и целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:
В Монтессори-образовании этот процесс называется определяющим термином «нормализация» и имеет специальное значение. «Нормальный» здесь не несет значения «типичный», «средний» и даже «обычный». Термин «нормальный» и «нормализация» используется для описания уникального процесса, который М. Монтессори открыла в развитии ребенка. Е.М. Стэндинг перечисляет характеристики нормализации: любовь к порядку, любовь к работе, спонтанная концентрация, любовь к тишине и работе самостоятельно, принятие реальности, способность действовать, исходя из реального выбора, послушание, независимость, инициатива, спонтанная самодисциплина, жизнерадостность.[5] Термин «нормализация» близок к термину «социализация», который используется современной педагогикой и психологией. Остановимся немного на свободе и дисциплине.В России свобода всегда понималась как вседозволенность, как разгул и анархия. Всегда существовало неприятие любой власти, кроме высшей. Э. Фром разделил «свобода от» и «свобода для». Так вот в педагогике М. Монтессори речь идет скорее о «свободе для» - для творческого саморазвития, и самосовершенствования личности. В такой свободе рождается самодисциплина. Свободе ребенка должна полагаться граница в коллективном интересе, а форма ее – то, что мы называем воспитанностью. Первое, что должен усвоить ребенок для выработки активной дисциплины, - это различие между добром и злом. Ребенок не должен смешивать добро с неподвижностью и зло с активностью. Цель – дисциплинировать для деятельности, труда, добра, а не для неподвижности, пассивности и послушания. М. Монтессори считает, что дети любят взрослых и готовы слушаться из любви. Также для поддержания дисциплины можно создавать совместно с детьми правила группы, где учитываются интересы разных людей. И тогда дисциплина будет внутренней, а не внешней.
А теперь немного о самостоятельности. Человек не может быть свободен, если он не самостоятелен. Все знают, что всегда легче кормить, умывать и одевать, чем обучать искусству самостоятельно есть, одеваться, умываться. Деспотизм развивается рука об руку с беспомощностью. Часто хозяин является тираном для своего слуги. Поэтому мы должны развивать самостоятельность у наших детей. Самостоятельно добытые знания и умения глубже проникают в сознание, они делают человека по настоящему свободным.
Из юного поколения мы должны создать сильных людей, а сильными людьми мы называем самостоятельных и свободных.
Таким образом, система М. Монтессори является интересной и востребованной ретроинновацией в нашей современной действительности. Использование этой системы способствует реализации требований ФГОС ДО.
Список литературы:
- Монтессори М. «Дети другие», Москва, Издательский дом «Карапуз», 2004 г.
- Монтессори М. «Помоги мне сделать это самому», Москва, изд. дом «Карапуз», 2004 г.
- Примерная основная образовательная программа дошкольного образования Детский сад по системе Монтессори. Под ред. Е. А. Хилтунен. Москва, изд. Национальное образование, 2014 г.
- Э. М. Стэндинг «Жизнь и творчество Марии Монтессори», 2014 г.
- Е. М. Стэндинг «Мария Монтессори: ее жизнь и работа», 1957г.
- Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ «СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»»
«СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА, С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ МАРИИ МОНТЕССОРИ -«СЛЫШУ, ВИЖУ, ЧУВСТВУЮ»"Приложение Перспективный план...
Педагогическая система Марии Монтессори
Главное в системе Монтессори - не пособия не методики. Главное - это Ребенок, единственный в своем роде, уникальный и неповторимый. И, будучи единственным в своем роде, он имеет право на индивид...
Доклад "Педагогическая система Марии Монтессори и современные требования образования"
Современный этап развития образования выдвинул в качестве одной из важнейших задач создание организационного и содержательного единства, преемственности и взаимосвязи всех звеньев образования.Новые со...
Педагогическая система Марии Монтессори
Педагогическуя система Мария Монтессори или система самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде....
Презентация: "Реализация требований ФГОС ДО с использованием педагогической системы Марии Монтессори".
В мире происходит сближение образовательных систем разных стран. Изучение инновационных/ретроинновационных педагогических систем может стать базой для решения различных воспитательных и образовательны...
Сходство и различия педагогической системы Марии Монтессори и педагогической системы Фридриха Фребеля
Символ педагогической технологии, характеризующий ее (педагогика М. Монтессори, Вальдорфская педагогика, Педагогика Селестена Френе, Педагогика Реджио Эмилия и т.д)....