Статья "Школа. От Древней Руси до наших дней"
статья

Болбат Светлана Александровна

Многие россияне считают, что первые школы на Руси были открыты только после Крещения Руси. Однако Федор Долгих, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, уверяет, что обучались дети и ранее:

«Согласно информации из устных источников (восточнославянских сказок), первые подобия учебных заведений существовали на Руси еще в языческую эпоху. Учителем выступал языческий жрец, которому родители передавали для обучения своих сыновей, достигших семи лет. Из них готовили служителей языческого культа. Обучение осуществлялось при языческих святилищах и заключалось в освоении счета и письма, ознакомлении с языческими ритуалами, календарем сельскохозяйственных работ, со способами лечения больных и так далее».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_uchili_v_starinu.docx25.01 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТЬ

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

ГОРОД ЛОБНЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7 ИМ ОРЛОВА Б.Н.

141730,  Московская область                                                                                        тел./факс:8(495) 577-15-21

г. Лобня, ул. Букинское шоссе, д.19                                                                              e-mail:lobn_sh7@mosreg.ru

ОКПО 45066752           ОГРН 1025003081839            ИНН/ КПП 5025009734/ 504701001

Статья: 

Школа. От Древней Руси, до наших дней.

Выполнила: воспитатель

Болбат С.А.

Когда были открыты первые школы на Руси

Многие россияне считают, что первые школы на Руси были открыты только после Крещения Руси. Однако Федор Долгих, кандидат исторических наук, заведующий кафедрой фундаментальных юридических и социально-гуманитарных дисциплин, уверяет, что обучались дети и ранее:

«Согласно информации из устных источников (восточнославянских сказок), первые подобия учебных заведений существовали на Руси еще в языческую эпоху. Учителем выступал языческий жрец, которому родители передавали для обучения своих сыновей, достигших семи лет. Из них готовили служителей языческого культа. Обучение осуществлялось при языческих святилищах и заключалось в освоении счета и письма, ознакомлении с языческими ритуалами, календарем сельскохозяйственных работ, со способами лечения больных и так далее».

Первые школы на Руси

988 год — это время крещения Руси и зарождения школьного образования

Князь Владимир Святославич издаёт указ: дети бояр должны учиться книжному делу. Так появилась школа под названием «Книжное учение». Там учеников делили на небольшие группы, и в каждой был свой учитель грамоты и чтения.

Впоследствии первые учебные заведения открылись при монастырях в Киеве, Новгороде, Смоленске, Суздале и Курске. Учителями были монахи, а программу утверждал сам князь Владимир.

Спустя столетие, в 1086 году, Анна Всеволодовна, сестра Владимира Мономаха, открыла первое женское училище при церкви, где девочки из зажиточного населения обучались грамоте, чтению и пению

В начале XV века на смену церквям при монастырях приходят частные школы — «Мастера грамоты», которые стали новым этапом в развитии обучения на Руси. Там обучались мальчики богатых родителей, в программу входило письмо, чтение и зарубежная литература

Во время татаро-монгольского ига произошёл регресс образования, и развитие обучения сильно замедлилось. Только школы при церквях продолжали вести минимальную образовательную деятельность.

Школы в допетровской России

До Петра I развитие образования шло медленно. Изредка открывались частные школы, а также была создана Славяно-греко-латинская академия — первое высшее учреждение в стране

Для знатных мальчиков 8–12 лет открылись училища, где обучение строилось по особым сборникам школьных правил — «Азбуковникам». Сначала изучалась письменность, затем уроки становились более разнообразными. В этих учебных заведениях изучали «семь свободных искусств»: 

 - грамматику,

 - диалектику,

 - риторику,

 - церковное пение,

 - землемерие,

 - географию,

 - звёздознание.

Зарубежные языки (латынь, греческий) в школах учили только будущие священники и дипломаты.

Школьное образование при Петре I

Значительные изменения в обучении произошли при Петре I. Он провёл реформу образования, которая коснулась многих аспектов в развитии школ в России:

В 1701 году открыл школу математических и навигационных наук. В ней учились мальчики всех сословий с 12 лет. После освоения программы дети бедных родителей шли служить, а дети бояр поступали в «верхнюю» школу. Такие юноши учили немецкий язык, географию и навигацию.

В 1714 году появились цифирные школы. Ученики углублённо изучали математику и геометрию. К 1723 году в стране было минимум 42 таких школы.

В 1724 году Пётр I учредил Академию наук, но открылась она год спустя, уже после его смерти. Академия состояла из гимназии и университета. В гимназии дети учились 7 лет, изучали латынь, немецкий и французский языки, историю и географию.

Смольный институт Екатерины II

До Екатерины II фактически учиться могли только юноши (робкие попытки Анны Всеволодовны — не в счёт). В 1764 году право получить образование дали и девушкам. Императрица открыла Смольный институт — Воспитательное общество благородных девиц:

В 6–9 лет девочек обучали математике, иностранным языкам, творчеству

В 9–12 лет в программу входило изучение истории и географии.

В 12 лет девушки читали познавательную литературу, практиковались в ведении хозяйства, постигали азы физики, архитектуры и скульптуры.

В 15–18 лет ученицы завершали обучение и повторяли все предметы, углублённо изучали закон божий

Мужское образование в России также получило новую веху при Екатерине II. Шляхетский сухопутный кадетский корпус, основанный в 1732 году, работал по новым правилам. Образование для юношей отличалось от женского:

Мальчики учились с 5 лет до 21 года — более долгий срок обучения.

Упор был на точные науки — физику, химию, военное искусство.

Изучали юриспруденцию и государственную экономию.

Под влиянием французского просвещения юноши обучались танцам, творчеству и фехтованию.

Школьная система XIX века в России

Важный шаг к улучшению образования произошёл в 1802 году. Александр I создал министерство народного просвещения, которое определило дальнейшую историю развития школ в России

Устав министерства предусматривал следующие учебные заведения:

Приходские училища для бедного населения. Обучение длилось один год. Ученики с 6 лет изучали чтение, религию и письменность. Проходили подготовку к поступлению в уездные училища

Уездные училища принимали мальчиков 7–8 лет. Учёба шла два года, дети изучали около 15 предметов, в числе которых были черчение, геометрия, арифметика.

Гимназии. В них могли учиться только дети дворян для подготовки к службе или поступлению в университет. Обучение было насыщенным: философия, экономика, математика, этика и многое другое. В гимназиях были не только учителя, но и контролёры, следившие за поведением. Всего в стране было пять гимназий.

Университеты считались привилегированными учебными заведениями и функционировали только в Москве и Санкт-Петербурге

Ещё одно знаменательное событие в истории системы образования — открытие Императорского Царскосельского лицея в октябре 1811 года. Там обучался Александр Пушкин и другие именитые люди того времени. Система обучения была следующей:

Мальчиков высших сословий принимали в лицей с 10–12 лет. Срок обучения был 6 лет.

Изучали разные предметы: физику, химию, языки, рисование, политику

Был чёткий распорядок дня, на учёбу отводилось 7 часов, плюс время на выполнение домашних заданий. Юноши не только учились, но и жили в лицее

В 1864 году были созданы земские школы, которые действовали на основе положения «О начальных народных училищах»:

Учёба в земских школах была бесплатной и длилась три года, была доступна для мальчиков и девочек с 8 лет

Уроки вели педагоги и священники. Занятия были в одной комнате с одним учителем.

Дети изучали религию, русский язык, церковное пение.

Школа советского периода

Становление советской системы образования можно разделить на следующие этапы:

В 1918 году были приняты «Положение о единой трудовой школе» и «Декларация о единой трудовой школе». Введён запрет на религиозные учения. Школа стала двухступенчатой: на первой ступени обучали детей с 8 до 13 лет, на второй — с 14 до 17 лет. Открылись бесплатные трудовые школы, где изучали письмо, чтение, математику, но уклон был на труд

В 1930-х годах школа стала авторитарной — утратилась ценность личности и главной целью обучения стало воспитание коммунистов. В это время введено обязательное начальное образование.

В годы войны образование пережило сильный кризис — не хватало учителей, учебной литературы, ученики работали на заводах

В 1958 году началась школьная реформа. Обучение стало 10-летним, а получение среднего образования — обязательным.

С 1980 года появился 11 класс, но распространённой практикой было пропускать один год, так что многие всё равно учились 10 лет.

Новая школа в России

В 2012 году был принят действующий закон «Об образовании в Российской Федерации». Он считается одним из самых демократичных в мире, поскольку выделяет такую форму получения образования, как семейное обучение. Это очень важный этап в истории образования в России, который определил его дальнейшее развитие. В наши дни ребёнок абсолютно легально может не посещать обычную школу с её классно-урочной системой, а осваивать программу самостоятельно или в онлайн-школе

В Домашней школе Фоксфорда обучаются дети из 47 стран мира. Занятия ведут преподаватели из МГУ, МФТИ, ВШЭ. Уроки можно просматривать в режиме реального времени или в записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деловая игра для педагогов "ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ""

Систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам....

ДЕЛОВАЯ ИГРА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА: С ДРЕВНЕЙ РУСИ ДО НАШИХ ДНЕЙ»

систематизировать знания педагогов об исторических личностях и событиях по блокам:а) «Богатыри земли русской»;б) «Князья -...

Презентация на тему: "Защитники России: от Древней Руси до наших дней"

С Днем защитника Отечества в детских садах и семьях взрослые поздравляют мальчиков как будущих воинов, будущих защитников страны, потому что существует распространенное мнение: 23 февраля – "день всех...

Познавательный, информационно - творческий проект "Защитники Отечества: с Древней Руси до наших дней" 24.02.16г.

Систематизировать знания детей по данной теме, формирование у детей патриотических чувств....

Презентация проекта. Тема: «От защитников Древней Руси до наших дней"

В преддверии 70-летия ВОВ проводилась работа по патриотическому воспитанию с детьми подготовительной группы....

Настольная игра «Защитники Отечества с Древней Руси до наших дней»

Задачи: - Познакомить детей с представителями военной службы, начиная с Древней Руси и до наших дней. Дать представление об особенностях ратной службы в разные исторические промежутки времени (какое б...

«Героические защитники Родины (от древней Руси до наших дней)»

Проект «Героические защитники Отечества: с Древней Руси и до наших дней».Вид проекта: игровой, творческий;по областям – речевое развитие, познавательное развитие, физическое раз...