Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)
Рабочая программа кружка
детей 2 - 3 лет
«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа кружка детей 2 - 3 лет «Русские народные сказки" | 37.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Анцрский детский сад»
Рабочая программа кружка
детей 2 - 3 лет
«Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста» 2023 - 2024 уч. год
Составитель программы:
Батина Л.А.
Анцирь
2023
Содержание
Актуальность программы……………..………………………………………3
Пояснительная записка………………………………………………..………4
Цели и задачи программы…………………………………………………….4
Методы совместной деятельности взрослого и
детей…………………………………………………………………………..5
Тематическое планирование на год по работе с детьми
2-3 лет.…………………………………………………………………….…..7
Перспективное планирование на год по работе с
детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года)…...……………………8
Перспективный план работы с родителями…………………...……………12
Планируемый результат освоения программы……………………..………12
Список литературы…………………………………………………………..13
«Сказка развивает внутренние силы ребенка,
благодаря которым человек не может не делать добра,
то есть учит сопереживать, а также формировать
языковую культуру ребенка».
В.А. Сухомлинский
Актуальность программы
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножать богатство своей страны. Как бы ни менялось общество, воспитание у подрастающего поколения любви к своей стране, гордости за неё необходимо всегда. Какая притягательная сила заключается в том, что окружает нас с детства? Почему, даже уехав из родных мест на долгие годы, человек вспоминает их с теплотой, он постоянно с гордостью рассказывает о красоте, богатстве своего родного края?
Патриотическое воспитание невозможно без нравственного воспитания. В развитии всех этих качеств, прекрасно помогает ознакомление детей с русскими народными сказками, которые Л.Толстой называл «кладезем мудрости народа».
Сказка – благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Патриотическая идея сказки – в глубине ее содержания, созданные народом сказочные образы, живущие тысячелетия, доносят к сердцу и уму ребенка могучий творческий дух трудового народа, его взгляды на жизнь, идеалы, стремления. Сказка воспитывает любовь к родной земле уже потому, что она – творение народа. Сказка – это духовные богатства народной культуры, познавая которые, ребенок познает сердцем родной народ.
Сказка является одним из ведущих компонентов устного народного творчества нации, этноса. В ней достаточно ярко выражаются нравственные нормы и принципы, патриотизм, эстетические идеалы. Победа добра над злом здесь обязательна.
Во многих сказках воспеваются удачливость, находчивость, взаимопомощь и дружба. В сатирических сказках народ высмеивает безделье, желание «без труда вытащить рыбку из пруда», чванство, жадность и другие человеческие недостатки.
Народные сказки воспитывают ребенка в традициях народа, сообщают ему основанное на духовно – нравственных народных воззрениях видение жизни. Роль русских народных сказок в воспитании, становлении духовного и нравственного мира ребенка неоценима. Строятся эти сказки по определенному ритму, тому самому, который организовывал людей сезонными сельскохозяйственными работами, сезонными изменениями в жизни и годовым церковным кругом. Русский народ бережно хранил и передавал из поколения в поколение не только сюжет, но и речевые обороты сказок.
Сказка развивается и в настоящее время. В ней используются новейшие достижения науки и техники, особенности современного быта, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, патриотизме, взаимной поддержке и др. Сказка имеет огромное психолого-педагогическое значение для обучения, развития и воспитания дошкольников.
Сказка относится к такому типу учебных материалов, использование которых дает возможность решать воспитательные и развивающие задачи обучения, особенно в работе с дошкольниками.
Я предполагаю, что использование русских народных сказок окажет позитивное влияние на развитие нравственно-патриотических качеств детей младшего дошкольного возраста.
Пояснительная записка
Вид кружка: Познавательно – творческий, игровой.
Программа духовно-нравственного направления.
Программа рассчитана для детей 2-3 лет.
Срок реализации - 1 год.
Режим работы кружка - занятия проводятся 1 раз в неделю.
Продолжительность занятия - 15 минут, во вторую половину дня.
Участники кружка: Дети, родители, воспитатели.
Постановка проблемы: Дети знают мало русских народных сказок.
Цели и задачи программы
Цель: Создать условия для духовно-нравственного развития ребенка.
Достижение поставленной цели нравственно-патриотического воспитания детей через русскую народную сказку осуществляется при решении следующих задач, а именно:
Обучающие задачи:
- формировать нравственные представления (эталоны) о нормах социальных отношений и моделях поведения;
- помогать усвоению детьми духовно – нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни;
- расширить представления детей об окружающем мире посредством введения их в литературную культуру и декоративно-прикладное искусство;
Развивающие задачи:
- развитие познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
- содействовать развитию речи детей, обогащению словаря, развитию образного строя и навыкам связной речи;
- развивать способность детей отличать хорошее от плохого в сказке и в жизни, умение делать нравственный выбор;
- развивать у детей социальные умения и навыки поведения;
- развитие мотивационной сферы: формированию стремления подражать положительным героям сказок;
- развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности;
- развивать условия для активного включения детей в речевую, музыкальную, художественную, игровую деятельность, связанную с образным строем и сюжетом сказки;
- развивать эстетический вкус, умение видеть, ценить и беречь красоту;
Воспитательные задачи:
- воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь;
- способствовать формированию нравственных качеств, в процессе установления позитивных межличностных отношений. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие;
- воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое дело до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Методы совместной деятельности взрослого и детей
В работе мной используется наглядный метод (демонстрация иллюстраций и картин, показ способов действий); словесный метод (коллективное чтение, заучивание наизусть по ролям, сочинение сказок); игровые формы (игры-драматизации, игры-инсценировки, дидактические игры, настольно-печатные игры). Речевые и музыкальные народные игры, танцы, песни находят отклик в душе каждого ребенка.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателя, т. е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей.
Очень важно обращать внимание на выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ. При подборе сказок, учитывается возраст детей и особенности их психического развития. С детьми младшего дошкольного возраста работа начиналась с таких сказок как «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок», «Репка», «Заюшкина избушка». Содержание этих сказок близко и понятно детям.
Следующий метод – рассказывание, т. е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать, чтобы дети заслушивались.
Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Нужно учить ребенка внимательно, долго рассматривать иллюстрации, узнавать на них героев прочитанной сказки. А так же с обложкой. Обложка – это лицо книги. Обычно на обложку художник выносит один из наиболее характерных эпизодов сказки.
Следующий прием – беседа по сказке. Продумывая вопросы для беседы о прочитанном, я стремлюсь помочь ребенку разобраться в образе и высказать свое отношение к нему. Очень важно побуждать детей по собственной инициативе высказываться по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои собственные отрицательные и положительные поступки.
Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок.
На занятиях по ознакомлению детей со сказкой применяются и технические средства обучения. В качестве приема используется просмотр сказок в мультимедийном варианте либо прослушивание в записи известных мастеров сцены.
Инсценирование является одной из форм активного восприятия сказки. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа. Привлечением детей к участию в инсценировании сказки удается развить у них выразительную речь, произвольное внимание, воображение. Инсценирование способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность, выразительность речи.
Инсценирование используется в сочетании с другими приемами только после повторного рассказывания или чтения, когда дети частично усвоили содержание сказки.
Для младших дошкольников доступной формой инсценирования является настольный театр, театр мягкой игрушки, пальчиковый театр, теневой театр, театр на фланелеграфе и другие виды театра.
Драматизация – более сложный вид театральной деятельности. Поэтому на заключительном этапе нашего проекта мы планируем приготовить с детьми сказку «Заюшкина избушка» и показать её родителям.
Знакомство со сказкой заканчивается продуктивной деятельностью: лепка персонажей сказки, построение нового дома для зверей, раскрашивание иллюстраций к сказкам и т. д.
Тематическое планирование на год
по работе с детьми 2-3 лет.
№ | Месяц | Тема: | Часы |
1 | сентябрь | Русская народная сказка «Репка», «Колобок» | 1 час (4 занятия по 15 мин) |
2 | октябрь | Русская народная сказка «Теремок» | 1 час (4 занятия по 15 мин) |
3 | ноябрь | Русская народная сказка «Маша и Медведь», «Три медведя» | 1 час (4 занятия по 15 мин) |
4 | декабрь | Русская народная сказка «Снегурочка», «Снегурочка и лиса» | 1 час (4 занятия по 15 мин)
|
5 | январь | Русская народная сказка «Волк и козлята» | 1 час (4 занятия по 15 мин) |
6 | февраль | Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | 1 час (4 занятия по 15 мин) |
7 | март | Русская народная сказка «Лиса и заяц» | 1 час (4 занятия по 15 мин) |
8 | апрель | Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» | 1 час (4 занятия по 15 мин) |
9 | май | Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | 1 час (4 занятия по 15 мин) |
10 | Итого: | 9 часов |
Перспективное планирование на год по работе с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года)
Тема занятия | Содержание |
Русская народная сказка «Репка», «Колобок» | |
Показ сказки на фланелеграфе «Колобок» | помогать эмоционально и активно воспринимать сказку, участвовать в рассказывании; |
Рисование по сказке Колобок во 2 младшей группе | научить детей поэтапно создавать рисунок, дополненный необходимыми деталями. |
Заучивание сказки «Репка» | Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты. |
Заучивание сказки «Репка» Распределение ролей по сказке «Репка» | Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты. |
Русская народная сказка «Теремок» | |
Инсценировка сказки «Репка» | Помочь осмыслению сказки. Учить детей говорить по ролям. Воспитывать смелость, память, пробуждать интерес к театрально – игровой деятельности. |
Показ настольного театра | воспитывать у детей любовь к народному творчеству, желание приобщиться к нему. |
ИГРА- инсценировка «Весёлый теремок». | развивать коммуникативные способности детей с учетом личностного и творческого потенциала ребенка; формировать у детей интерес к театрализованной деятельности. |
Словесно – дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет? | Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты. |
Театрализованная хороводная игра по сказке «Теремок» | Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест. |
Русская народная сказка «Маша и Медведь», «Три медведя» | |
Показ пальчикового театра «Маша и медведь» | Продолжать приучать детей внимательно слушать сказки. |
Рассказывание русской народной сказки «Маша и медведь» | знакомство детей с русской народной сказкой “Маша и медведь”. |
Показ настольного театра «Три медведя» | познакомить со сказкой «Три медведя»; воспитывать послушание и чувство сопереживания за девочку, заблудившуюся в лесу; |
Физкультурное развлечение «Поиграй с Медведем» | Популяризация здорового образа жизни. Вызвать у. детей эмоциональный отклик и желание участвовать в подвижных играх |
Русская народная сказка «Снегурочка», «Снегурочка и лиса» | |
Чтение сказки «Снегурочка и лиса» | познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурочка и лиса» |
Распределение ролей по сказки «Снегурочка и лиса» | Развивать память, учить правильно использовать интонацию, мимику, жесты. |
Разыгрывание по ролям сказку «Снегурочка и лиса» | Формировать у детей умение слушать сказку, отвечать на вопросы взрослого, сопереживать героям сказки, совершенствовать умение инсценировать знакомую сказку |
чтение русской народной сказки «Снегурочка» | Знакомство с русской народной сказкой «Снегурочка» |
Русская народная сказка «Волк и козлята» | |
чтение русской народной сказки «Волк и козлята» | Знакомство с русской народной сказкой «Волк и козлята» |
Рассказывание русской народной сказки по мнемотаблице «Волк и козлята» | Развивать связную речь детей через рассказывание сказки по мнемотаблице к сказке «волк и козлята» |
Театрализованная по сказке «Волк и козлята» | Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест. |
Русская народная сказка «Заюшкина избушка» | |
Чтение сказки «Заюшкина избушка» | Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка» |
Показ театра по сказке «Заюшкина игрушка» | Учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию. |
Подвижная игра «Лиса и зайки» | Помогать детям, используя разные приёмы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать героям. |
Аппликация «Избушка для лисы» | Развитие продуктивной деятельности и воплощение коллективного замысла в аппликации. |
Русская народная сказка «Лиса и заяц» | |
Показ сказки на фланелеграфе «Лиса и заяц» | Познакомить детей с новой сказкой. Учить эмоционально, воспринимать содержание сказки, отвечать на вопросы по содержанию, |
Драматизация сказки «Лиса и заяц» | Развивать у детей интерес к театрально- игровой деятельности. Помогать разыгрывать представления, используя интонацию, мимику, жест. |
Подвижная игра «Лиса и зайцы» | Развитие слуховое восприятие, поднятие слухового фона детей |
Викторина по сказке «Лиса и заяц» | Развивать воображение, фантазию детей, побуждать их самих к сочинительству через путешествие в мир сказки. Поддерживать интерес к книгам и литературным произведениям. |
Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» | |
Чтение народной сказки «Кот, петух и лиса» | познакомить детей с новой русской народной сказкой «Кот, петух и лиса». Продолжать учить следить за развитие действий, сопереживать героям. Учить отвечать на вопросы по содержанию сказки. |
Игра импровизация по русской народной сказке «Кот, петух и лиса» | Развивать речь у детей. |
Беседа с детьми «Всем нужна доброта» | воспитывать в детях общечеловеческие ценности (доброту и отзывчивость) формировать осуждающее отношение к таким недостаткам, как равнодушие, душевная черствость, жестокость. |
развлечения по сказке “Кот, петух и лиса” | Расширять словарный запас детей с помощью прилагательных и глаголов, применяемых при описании внешнего вида, характера и действий персонажа – петушка. Укреплять память при запоминании песенок, прибауток, учить интонационно – выразительно воспроизводить их в процессе инсценировки. Развивать у детей понимание, какое поведение может привести к беде. |
Русская народная сказка «Гуси-лебеди» | |
чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»» | Познакомить детей со сказкой "Гуси- лебеди", вызвать желание у детей послушать сказку еще раз. |
Путешествие по сказке «Гуси – лебеди» | Через игровые, проблемные ситуации воспитывать у детей положительные взаимоотношения, отзывчивость, чувство сопереживания. |
Сказочная игра – КВН «Угадай сказку!» | Расширить, углубить и проверить знания детей по знакомым сказкам. Развивать познавательную активность. Прививать интерес к сказкам, рассказам и русскому фольклору. |
Выставка рисунков и поделок к сказкам. | Закрепить полученные за год знания. |
Перспективный план работы с родителями
Месяц | Содержание |
сентябрь | Анкета «Сказка в жизни вашего ребёнка» |
октябрь | Консультация «Какие сказки читать детям?» |
Ноябрь | Акция «Подари книгу детскому саду» |
декабрь | Выставка работ детей и родителей «Я люблю сказки» |
Январь | Консультация «Мама, почитай мне сказку» |
февраль | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» |
Март | Мастер-класс по изготовлению настольного театра |
Апрель | Конкурс «Сочини сказку» |
Май | Вечер сказок |
Рефлексивно-оценочный этап:
В конце кружка организовать:
Совместный досуг: «Путешествие по сказкам».
Выставка рисунков и поделок к сказкам.
Планируемый результат освоения программы
Реализация данной программы позволит:
- заложить основу патриотического воспитания у детей, привить любовь к Родине;
- приобщить детей к общечеловеческим нравственным ценностям;
- к концу учебного года, дети должны иметь сформированные представление о богатстве русской народной культуры, национальных особенностях характера и быта русского человека. Дети научаться понимать смысл сказок;
- Отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;
- Будут относиться с чувством уважения к истории и культуре нашей Родины;
- Кружок поможет детям привить чувство собственного достоинства, чувство ответственности за младших сестёр и братьев;
- Дети станут менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль;
Таким образом, целенаправленная, систематическая деятельность, разработка кружка позволяет реализовать возможности воспитания патриотизма у детей в младшем возрасте. Реализация кружка показывает важность инициативы, творческой направленности педагога и родителей, как образцов патриотизма.
Список литературы
- Интернет ресурс: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2017/10/25/programma-i-plan-raboty-kruzhka-russkie-narodnye-skazki-kak-sredstvo
- Основная образовательная программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой/Мозайка Синтез/2015
- М. Г. Борисенко, Н. А. Лукина «КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ
ЗАНЯТИЙ ПО СКАЗКАМ С ДЕТЬМИ 3-4 ЛЕТ»/Санкт-Петербург
«Паритет»/2006
- Интернет ресурс: https://vk.com/wall-148734517_60965
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию на тему: «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"
ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА ТЕМУ: "Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста"...
Программа и план работы кружка «Русские народные сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Программа и план работы...
Рабочая программа для детей 3-4 лет «Сказки - как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к род...
«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Здесь вы сможете познакомиться с планом по самообразованию...
Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Образовательный проект : «Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»...
«Русская народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста»
Цель: развивать и воспитывать в душе каждого ребенка духовное начало, чувства, чтобы он не вырос бездушным, равнодушным человеком....