Программа по читательской грамотности
методическая разработка
Предварительный просмотр:
Принято: Утверждаю:
Педагогическим советом Заведующий
Протокол № ______ МБДОУ «Детский сад №41»
От «___» _________ 2023 ________________ Ю.С Тимошина
«____» _________ 2023г.
ПРОГРАММА
Рабочая программа
по формированию предпосылок
читательской грамотности
«Граматей-ка»
детей дошкольного возраста
под ред. Данилович Т.Г.
Срок реализации программы – 2023/2025 учебный год
г.Лесосибирск. 2023г.
Рабочая программа по формированию читательской грамотности у детей дошкольного возраста
Целевой раздел
- Пояснительная записка
- Цели и задачи программы
- Принципы и подходы к формированию программы
- Возрастные особенности детей
- Интеграция с другими областями
- Планируемые результаты. Целевые ориентиры
Содержательный раздел
Описание образовательной деятельности
- Планирование НОД
- Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов
- Контроль реализации программы
- Модель взаимодействия в образовательном процессе
Организационный раздел
- Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
- Материально-техническое оснащение программы
- Методическое обеспечение: перечень программ, технологий, пособий
Приложение
1. Возрастные особенности детей
2. Целевые ориентиры
3. Комплексно-тематический план
4. Вариативные формы и методы
5. Поддержка детской инициативы
6. Взаимодействие с социальными партнерами
7. Перспективный план взаимодействия с родителями
8. Взаимодействие со специалистами
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………………...4
Цели и задачи программы……………………………………………………………………….6
Принципы и подходы к формированию программы……………….……6
Содержательный раздел………………………………………………………10
Описание образовательной деятельности……………………………….10
Планирование НОД по формированию читательской грамотности…..11
Контроль реализации программы………………………………….…….14
Модель взаимодействия в образовательном процессе…………….…..15
Организационный раздел…………………………………………………….17
Особенности организации развивающей предметно-
пространственной среды ………………………………………………….…17
Материально-техническое оснащение программы………………….…17
Возрастные особенности детей…………………………………………...…19
- первая младшая группа………………………………………..……………19
- вторая младшая группа (3-4 года)…………………………………………20
- средняя группа (от 4 до 5 лет)…………………………………………..…24
- старшая группа (от 5-6 лет)……………………………………………......30
- подготовительная группа. (от 6-7 лет)…………………………………….38
Литература……………………………………………………………………41
Пояснительная записка
Если вы хотите, чтобы ваши дети были умны, читайте им сказки. Если вы хотите, чтобы они были еще умнее, читайте им еще больше сказок». Альберт Эйнштейн
«Мы дружны с печатным словом,
Если б не было его,
Ни о старом, ни о новом
Мы не знали б ничего!
Ты представь себе на миг,
Как бы жили мы без книг?»
С.Михалков
Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребёнка к чтению. Во многом благодаря чтению книг происходит формирование духовной культуры личности, нравственное воспитание, обогащение человека знаниями. В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению.
Формирование читательской грамотности обучающихся - это одна из актуальных проблем современного образования.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования второго поколения в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования». Дошкольное детство — именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры. Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.
Чтение является универсальной техникой получения знаний. В процессе чтения совершенствуется оперативная память и устойчивость внимания. От этих двух показателей в свою очередь зависит умственная работоспособность.
Нередко уже дети старшего дошкольного возраста умеют читать. Научиться читать знаки с определенной скоростью, еще не все. Как говорил еще в 19 веке «учитель русских учителей» Константин Дмитриевич Ушинский: «Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное – вот в чем главное».
«Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Современные дети - это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится неинтересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие - низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.
Про какого бы рода информацию мы ни говорили, всё упирается в чтение. Именно поэтому читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Если есть непонимание в чтении, то возникает и нелюбовь к тексту. Если ребенок не умеет читать и не понимает прочитанного, у него, естественно, возникают затруднения в учебе, потому что любой предмет построен на чтении. А если у него возникают учебные затруднения, ему не нравится и сложно учиться, то откуда в таком случае появится любовь к этому процессу, процессу познания? Прослеживается вполне закономерная цепочка .
Рабочая программа «Грамотей-ка» - это система коллективных игр и занятий, способная увеличить эффективность основной программы, разнообразить виды детской деятельности, развить у детей творческое мышление, и позволяющая осуществить естественным образом личностно-ориентированный подход, что особенно актуально в контексте ФГОС ДО.
Данная программа разработана с учетом требований ФГОС ДО к условиям, содержанию и результатам дошкольного образования и на основе примерной образовательной программы «От рождения до школы». Под редакцией. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, которая предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях.
Одним из социально значимых приоритетов современного общества и нашего детского сада является задача развития творческой личности и личностного потенциала ребенка, подготовленного к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности в процессе воспитания и обучения, поставленная в Федеральном законе «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273 – ФЗ и Федеральным государственным образовательном стандартом, утвержденном приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155.)
Цели программы:
- воспитание грамотного читателя, развитие читательской, а в последствие и функциональной грамотности.
- Создание условий для формирования читательской грамотности дошкольников
Задачи:
- изучить лучший педагогический опыт по теме, педагогическую литературу, интернет-ресурсы;
- повысить эффективность работы по приобщению детей к книге во взаимодействии всех участников образовательного процесса через обновление форм и методов работы с детьми;
- прививать интерес и любовь к чтению, воспитывать интерес к самостоятельному чтению детских книг;
- повысить компетенцию семьи в вопросах читательской грамотности, возродить традиции домашнего чтения;
- повысить компетенцию педагогического персонала в рамках проекта;
- обновить традиционные и внедрить новые педагогические приемы и формы работы по формированию читательской грамотности у детей;
- расширять практические возможности интеграции образовательного процесса через взаимодействие воспитателя с учителем-логопедом, педагогом-психологом, музыкальным руководителем, а также с работниками городской библиотеки.
Принципы и подходы к формированию программы
Программа «Грамотей-ка» разработана с учетом дидактических принципов развивающего обучения, возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников, ориентации на зону ближайшего развития.
- Принцип свободы выбора – в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора.
- Принцип открытости – нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения). В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения.
- Принцип деятельности в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность.
- Принцип обратной связи – педагог может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.
- Принцип идеальности – творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.
- Принцип природосообразности- задачи познавательного развития решаются с учетом «природы» детей – возрастных особенностей и индивидуальных способностей.
- Принцип системности - все в мире взаимосвязано, и любое явление должно рассматриваться в развитии.
Рабочая программа разработана в соответствии с возрастными особенностями детей (Приложение № 1), с учётом принципа интеграции образовательных областей (Приложение № 2), которые учитываются при организации образовательного процесса. В основу организации образовательного процесса положен комплексно - тематический принцип с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей. Под самостоятельной деятельностью детей понимается свободная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей среды, которая обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. Самостоятельная деятельность является результатом обучения в процессе совместной деятельности педагога с детьми, в семье и возникает на основе накопленного ребенком опыта.
В качестве адекватных форм работы с детьми дошкольного возраста используются: экспериментирование, беседы, наблюдения, решение проблемных ситуаций, игра и т.д. В образовательный процесс внедряется проектная деятельность.
Образовательная деятельность, в зависимости от программного содержания, осуществляется фронтально, по подгруппам или индивидуально. Педагогам предоставляется право варьировать место осуществления непосредственно образовательной деятельности в зависимости от поставленных образовательных, развивающих и воспитательных задач, интереса детей.
Целевые ориентиры дошкольного образования, представленные в ФГОС ДО, рассматриваются как социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка. Это ориентир для педагогов и родителей, обозначающий направленность воспитательной деятельности взрослых.
Результатом реализации рабочей программы «Грамотей-ка» следует считать:
- Ребенок овладел основными способами познавательной деятельности - пользуется средствами восприятия (анализаторами); распознает признаки объекта, формулирует вопросы; устанавливает причинно-следственные связи; использует модели мышления; проявляет инициативу и самостоятельность в познавательной деятельности; способен выбирать себе род занятий и участников по совместной познавательной деятельности.
- Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства (уверен в себе, чувствует себя значимым человеком, понимает, что его уважают, с ним считаются, и прилагает собственные усилия, чтобы добыть необходимые знания).
- Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, где дети усваивают огромное количество необходимой информации: названия предметов, действий, свойств, отношение взрослых ко всему окружающему и позволяют дошкольникам применить знания и умения полученные ранее.
- Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в отношении объектов окружающего мира.
- У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими, благодаря чему у ребенка снимается напряжение.
- Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в познавательной деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены, что способствует становлению сознания дошкольника
- Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
- Эти результаты соответствуют целевым ориентирам возможных достижений ребенка в образовательной области «Познавательное развитие» (Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования, приказ № 1115 от 17.10. 2013 г., раздел 2, пункт 2.6.)
Содержательный раздел.
Описание образовательной деятельности
Образовательная деятельность ориентирована на разностороннее развитие дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. При этом решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей, так и в самостоятельной деятельности дошкольников.
Воспитание грамотного читателя – процесс длительный, состоящий из ряда этапов, каждому из которых соответствуют свои задачи. Исключить из этого процесса период дошкольного детства невозможно, поскольку он связан с последующими ступенями литературного образования и во многом определяет их. Понятие «грамотный читатель» условно для дошкольного детства, так как сам ребенок в этот период не умеет читать и является слушателем читаемого ему.
Дошкольное детство - именно то время, когда стоит приобщать ребенка к книге. Речь идет не столько об обучении детей дошкольного возраста чтению, как, прежде всего, о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.
Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем), это пора воспитания в малыше слушателя.
Среди множества методов и приемов формирования читательской грамотности дошкольников, можно выделить наиболее распространенные:
чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста;
- прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериалов;
- беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному;
- чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге, вызывающее радость от встречи с полюбившимися героями;
- разучивание стихотворений;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала;
- проектная деятельность (изготовление книжек-самоделок с рисунками о произведениях, создание тематических журналов и детских энциклопедий на основе знакомства с литературными произведениями), в ходе которой совершенствуются умения детей отражать результаты восприятия произведений в разных видах художественно-речевой и изобразительной деятельности;
- самостоятельное обсуждение прочитанного, в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями;
Во время формирования базовых навыков читательской грамотности, у дошкольников гораздо легче выработать стратегию верного понимания и использования текстов, так как дети гораздо обширнее видят текст.
Планирование НОД по формированию читательской грамотности
Формы, способы и методы реализации программы
1. Аналитический:
- изучение литературы и интернет-ресурсов по данной теме;
- выработка стратегии;
- отбор и систематизация материала;
- разработка планирования целенаправленной работы педагогов ДОУ в рамках проекта.
2. Практический:
Предполагает практическое проведение всех запланированных мероприятий, направленных на реализацию задач проекта через различные формы работы.
3. Заключительный:
Предусматривает анализ проведенной работы за год, выявления эффективности использованных форм, методов и приемов в работе с детьми по формированию читательской грамотности
Формы работы:
1. Традиционные – досуги, литературные викторины, праздники, книжные выставки, конкурсы чтецов, театрализованные постановки, кукольный, настольный и теневой театры, совместные с музыкальным руководителем постановки сказок, мюзиклов, театрализованных утренников
2. Обновленные – тематический час, литературная копилка, литературные конкурсы для родителей, брейн-ринги для педагогов.
3. Индивидуальные, подгрупповые, групповые – чтение художественных произведений согласно возраста детей, сюжетно-ролевые игры по мотивам прочитанных произведений, игра-драматизация, экскурсия в общесадовский книжный уголок, сочинение загадок, разучивание стихов, потешек, ознакомление и заучивание пословиц и поговорок, отгадывание загадок в книжном уголке, индивидуальные и общие беседы после чтения.
Технология продуктивного чтения – это образовательная технология, обеспечивающая полноценное восприятие текста читателем, активную читательскую позицию по отношению к тексту и его автору. Данная технология предполагает несколько этапов работы с текстом.
1. Работа с текстом до чтения.
Главная задача взрослого – вызвать у ребёнка желание, мотивацию прочитать книгу.
2. Работа с текстом во время чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить восприятие текста. Дошкольники слушают чтение взрослого в режиме диалога с автором, комментированного чтения. Словарная работа (объяснение и уточнение значений слов) ведётся в основном по ходу чтения.
3.Работа с текстом после чтения.
Главная задача взрослого – обеспечить углубление восприятия текста, корректировку первичного восприятия.
Базовый вид деятельности | Периодичность | |||
Младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная | |
НОД Познавательное развитие | 1 раз в неделю 15 минут | 1 раз в неделю 20 минут | 1 раз в неделю 25 минут | 1раз в неделю 30 минут |
Ситуативные беседы при проведении режимных моментов | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно |
Прогулки | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно |
Самостоятельная деятельность детей в центрах развития | Ежедневно | Ежедневно | Ежедневно |
Контроль реализации программы
Контроль реализации программы осуществляется в форме мониторинга или диагностического обследования и проводится 2 раза в год.
Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребенком вариативной образовательной программы и влияние образовательного процесса на развитие ребенка. Для правильной организации образовательного процесса необходимо знать изначальный уровень познавательного развития детей.
№ п\п | Ф.И. ребенка | Может высказать желание послушать определенное произведение | Может с интересом рассматривать иллюстрированные детские книги | Может назвать любимую сказку и автора | Умеет анализировать «Понравилось ли произведение?», «Почему?» | Интерес к автору книги | |||||
н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | н.г. | к.г. | ||
Мониторинг должен проходить в естественных для детей условиях - в повседневном общении, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей, на открытых мероприятиях для родителей. Основным методом мониторинга является педагогическое наблюдение.
Модель взаимодействия в образовательном процессе.
Программа «Грамотей-ка» предполагает тесное сотрудничество и интеграцию всех участников образовательных отношений ДОУ, и сотрудничество с социальными партнерами - городской детской библиотекой, музеем.
Взаимодействие со специалистами выстраивается через:
тематическое планирование деятельности всех педагогов ДОУ и определение направлений работы каждого из них;
Работа педагогов. Создать электронный сборник методических материалов. Интерактивные формы, помогут уточнить и систематизировать знания педагогов по детской литературе, повысят их профессиональную компетентность; помогут поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы и поиску новых идей, методов и приемов работы с детьми дошкольного возраста..
План организации работы по читательской грамоте (для педагогов)
Месяц | Форма работы | Продукт деятельности |
Сентябрь | Заседание творческой группы по разработке годового плана по читательской грамотности. | |
Октябрь Консультация для педагогов: «Как подготовить литературную викторину для детей?» | «Литературная викторина для детей» (описание работы кратко). | «Литературная викторина для детей» |
Ноябрь Консультация для педагогов: «Как организовать театральную постановку?» | Театральная постановка (описание работы кратко). От групп фотоколлаж «Театральное представление». | Фотоколлаж |
Декабрь Консультация для педагогов: «Как подготовить уголок для родителей «Читаем дома»». | Создание в группе уголков для родителей «Читаем дома» (по возрастам). | Памятки для педагогов. |
Январь Круглый стол для педагогов «Как изготовить книжку-малышку?» | Взаимодействие с родителями–конкурс «Книжки своими руками» - «Моя любимая сказка». | Книга своими руками. |
Февраль Клубный час для педагогов «Познакомить с традициями и внедрить новые формы работы по формированию читательской грамоте у детей». | Клубный час «Сказка на новый лад» | «Сказка на новый лад». |
Март | Консультация для педагогов «Почему детям необходимо читать» - оформление стенда (фотоотчёт). | Консультация |
Апрель Консультация для педагогов: «Как организовать фотовыставку?» | Фотовыставка «Ребёнок и его любимая сказка» | Фотовыставка |
Май | Отчёт о проделанной работе за год. |
Планирование и проведение совместных мероприятий в форме интегрированных и комплексных занятий, мастер классов развлечений, утренников, досугов и способствовать развитию речевой одаренности у дошкольников средствами организации «Детского телевидения в ДОУ».
Задачи взаимодействия с семьей:
- установление доверительных, партнёрских отношений с семьями воспитанников;
- создание условий для развития разнообразного по содержанию и формам участия родителей (и других членов семьи) в жизни детского сада;
- оказание психолого-педагогической поддержки родителям, содействие их самообразованию в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей;
- поддержание инициатив заинтересованных сторон (педагогов, родителей), касающихся содержания образовательных программ, как детей, так и взрослых;
- непрерывное саморазвитие педагогов, повышение их профессиональной компетентности в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Взаимодействие с семьёй выстраивается по следующим направлениям:
- Информационно-аналитическое: анкетирование, беседы, опросы родителей по выявлению их интересов и предпочтений, уровня осведомленности в вопросах познавательного развития детей.
- Познавательное: консультации, беседы, тематические сообщения, семинары-практикумы для повышения компетентности родителей в вопросах развития читательского интереса ребёнка
- Наглядно-информационное: подбор теоретической информации для родительского уголка и практических рекомендаций по реализации развития ребенка в соответствии с задачами программы
- Развлекательное: праздничные развлекательные программы, театрализованные представления, концерты.
- Создание предметно-развивающей среды.
Организационный раздел.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
В соответствии с требованиями ФГОС развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства, материалов, оборудования для развития детей и соответствовать возрастным особенностям. Пространство должно быть оснащено различными средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).
Развивающая предметно-пространственная среда:
- служит носителем разносторонней информации об окружающем;
- создает благоприятные условия для обучения ребенка в процессе его самостоятельной деятельности;
- обеспечивает разные виды активности ребенка (умственной, игровой, физической и др.), становится основой для его самостоятельной деятельности, условием для самообразования;
- раскрывает индивидуальность каждого ребенка, повышает его активность и заинтересованность;
- побуждает воспитанников делать сознательный выбор, выдвигать и реализовывать собственные инициативы, развивает способность принимать и осуществлять самостоятельные решения — идти по пути творческого саморазвития;
- обогащает развитие специфических видов детской деятельности;
- обеспечивает «зону ближайшего развития» ребенка, является составным компонентом обучения, способствует развитию задатков у детей;
- выступает условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности;
- способствует формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Материально-техническое оснащение программы
Материально технические | помещения детского сада № 41 «Лесная сказка»: групповое помещение. территория детского сада. |
Информационно методические | телевизор, музыкальный центр, ноутбук, аудио и видеоматериалы (записи сказок, спектаклей ). |
Учебно-материальные | иллюстрации к сказкам, рассказам, стихам, потешкам, таблицы, схемы, мнемотаблицы. альбомы, открытки. атрибуты к играм, игры, художественная литература, дидактические игры. оборудование и материалы для продуктивной, двигательной, музыкально - художественной, театрализованной детской деятельности, коррекционной работы. |
Методическое обеспечение: программы, технологии, пособия:
- От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
- Веракса Н.Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.
- Гербова, В. В. Занятия по развитию речи в средней, старшей, подготовительной группах детского сада: планы занятий
- Евдокимова, Е. С. Детский сад и семья. Методика работы с родителями: пособие для педагогов и родителей
- Елисеева, Л. Н. Хрестоматия для маленьких
- Загик, Л. В. Воспитателю о работе с семьей: пособие для воспитателя детского сада
- «Азбука общения» (для детей от 3 до 6 лет) Шипицина Л. М., Нилова Т. А., 2004 г., Изд.: Детство-пресс
- «Добрые досуги по произведениям детских писателей» Белоусова Людмила, 2004 г., Изд.: Детство-пресс
- «Знакомим со сказочно-былинной живописью»: Учебно-наглядное пособие Курочкина Надежда, 2007 г., Изд.: Детство-пресс
- «Театр на столе» Петрова Ирина, 2005 г., Изд.: Детство-пресс
- «Учимся по сказке». Большева Т. В. СПб.: «Детсво-Пресс», 2005.
- «Знакомим дошкольников с литературой» О.С.Ушакова, Н.В.Гавриш М.,Т.Ц.1999г.;
- «Методика работы со сказкой». Рыжова Л.В. СПб: Детство-Пресс, 2012.
- Интернет-ресурсы
Возрастные особенности детей
Первая младшая группа от 1.5 до 3 лет.
Целевые ориентиры
- ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- владеет активной речью, включенной в общение;
- может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых;
- знает названия окружающих предметов и игрушек; стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;
- проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку;
- эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
-у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
План проведения недели читательской грамотности в группе раннего возраста от 1,5 до 3 лет «Книга – друг человека»
День недели | Мероприятие | Цели и задачи |
Понедельник | День скороговорки (чтение и разучивание; запоминание на слух). Игра «Комарики» | Учить детей отчетливо произносить скороговорку (чистоговорку); формировать умение общаться и взаимодействовать с детьми; развивать память и внимание. Автоматизировать изолированный звук «з». |
Вторник | Чтение сказки «Курочка Ряба» Рассказывание сказки «Курочка Ряба» Чтение сказки «Репка» | Познакомить детей со сказкой; познакомить с героями сказки: курочка, мышка, баба, дед; познакомить с издаваемыми звуками. Побуждать детей участвовать в рассказывании сказки; формировать понятие «рассказ». Учить детей слушать сказку; создавать положительный эмоциональный настрой в группе. |
Среда | Показ сказки «Колобок» (театральная деятельность) Обыгрывание сказки «Колобок» с помощью фигурок (сделанные из стаканчиков). | Учить детей прослушивать сказку до конца; воспитывать положительный настрой от прослушивания сказки, желание участвовать; формировать способность к общению со сверстниками. Развивать речь детей; учить запоминать речевые обороты; воспитывать отзывчивость и доброту. |
Четверг | Просмотр книг с иллюстрациями к знакомым сказкам («Теремок»). Просмотр мультфильмов («Рукавичка») | Учить рассматривать картинки в книгах; воспитывать бережное отношение к книгам. Учить детей внимательно слушать и смотреть сказку; учить принимать участие в рассказывании и показывании. |
Пятница | Викторина: «В гостях у сказки» (показ картинки, вопросы: «Кто посадил «Репку» и т.д.). | Учить детей узнавать знакомые сказки; учить отвечать на вопросы по содержанию; воспитывать художественный интерес к художественной литературе. |
Вторая младшая группа (3-4 года)
Младший возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с предметным миром. В раннем возрасте ребенок многому научился: освоил ходьбу, разнообразные действия с предметами, у него успешно развивается понимание речи и активная речь, он получил ценный опыт общения с взрослыми, почувствовал их заботу и поддержку. Все это вызывает у него радостное ощущение роста своих возможностей и стремление к самостоятельности, к активному взаимодействию с окружающим миром.
Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка. Для успешного формирования личности ребенка родители должны правильно руководить им. Но отношения в этом возрасте должны складываться не как «взрослый — малыш», а на равных, как с другом.
Целевые ориентиры:
· ребенок с удовольствием вступает в общение со знакомыми взрослыми людьми: понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, используя простые распространенные предложения;
- Ребенок может запомнить и прочесть наизусть небольшое стихотворение. Может составить небольшой рассказ-описание игрушки или краткий пересказ произведения. Совместно со взрослым охотно пересказывает потешки, знакомые сказки, играет со звуками, рифмами, словом;
- Показывает разных героев сказки движениями туловища, рук, пальцев (как владение в то же время произвольными движениями рук), голосом, позой.
- Ребенок подбирает заместители к персонажам сказок. Поднимает соответствующие заместители во время чтения сказки, перемещает их на столе, макете. Разыгрывает сказки с помощью условных заместителей во время чтения взрослым сказки.
Перспективный план по развитию речи на год по ФГОС
Месяц | 1 неделя | 2 неделя | 3 неделя | 4 неделя |
Сентябрь
| Пересказ сказки «Курочка Ряба»
(О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.16) | Рассматривание игрушек – поезда, коровы, кукушки, петуха. (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.18) | Описание игрушек
(О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.20) | Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.23) |
Октябрь | Описание внешнего вида куклы Оли
(О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.25) | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек совместно с воспитателем (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.29) | Составление рассказа об игрушках – котенке, зайчонке (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.31)
| Описание игрушек – козлика, ослика, парохода (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.35)
|
Ноябрь | Пересказ сказки «Репка» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.38) | Описание предметов одежды куклы Оли (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.40)
| Составление описательного рассказа об игрушках – мишке и мышке (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.43) | Составление описательного рассказа об игрушках – кошке, мишке, мышке (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.45) |
Декабрь | Составление рассказа по картине «Катаемся на санках» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.47)
| Описание кукол Даши и Димы (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.49) | Проведение игры «Что в мешке у Буратино» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с. 52) | Составление описательного рассказа о животных по картинкам (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.55) |
Январь | Пересказ сказки К. Чуковского «Цыпленок» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.57)
| Составление рассказа по картине «Троллейбус и игрушки» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.59) | Составление описательного рассказа об игрушках – пароходе, лисе, петухе (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.61) | Проведение игры «У Кати день рождения» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.63) |
Февраль | Составление описательного рассказа об игрушках - лисенке, медвежонке (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.66) | Составление сюжетного рассказа по набору игрушек (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.69) | Описание овощей и фруктов (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.72) | Составление сюжетного рассказа о куклах Фае и Феде (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.74) |
Март | Пересказ сказки «Козлята и волк» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.77)
| Описание предметов посуды (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.78) | Называние предметов мебели. Употребление пространственных предлогов (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.81) | Составление рассказа на тему личного опыта (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.83) |
Апрель | Составление рассказа по картине «Кошка с котятами» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.85)
| Составление рассказа по картине «Куры»
(О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.87)
| Составление описательного рассказа о животных по картинкам (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.90) | Составление описания по предметной картине (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.91) |
Май | 3 занятие (повторение) Описание игрушек (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.20)
| 4занятие (повторение) Рассматривание картины «Мы играем в кубики, строим дом» (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.23 | 26 занятие (повторение) Описание предметов посуды (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.78) | 28занятие (повторение) Составление рассказа на тему личного опыт (О.С. Ушакова. Развитие речи детей 3 – 5 лет, с.83) |
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
В четыре года познавательное развитие ребенка переходит на другую ступень, более высокую и качественно отличную от предыдущей. Это вызвано физиологическими и психологическими изменениями в общем развитии ребенка.
В возрасте 4-5 лет можно выделить 4 основных направления познавательной активности детей:
- Знакомство с предметами, явлениями, событиями, находящимися за пределами непосредственного восприятия и опыта детей;
- Установление связей и зависимостей между предметами, явлениями и событиями, приводящих к появлению в сознании ребенка целостной системы представлений;
- Удовлетворение первых проявлений избирательных интересов детей;
- Формирование положительного отношения к окружающему миру.
Достигнутый к четырем годам уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в познавательном развитии – дети 4-5 лет активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. Это – сложное занятие для маленького ребенка, но очень приятное и интересное.
Более того, он испытывает постоянное неосознанное желание разобрать «завалы» полученных сведений о мире, навести в них «смысловой» порядок. В этом ему большую помощь оказывают взрослые. Ребенок начинает находить в окружающей действительности, выстраивать элементарные связи в зависимости между отдельными событиями, явлениями, предметами ближайшего окружения, которые в основном уже находятся в опыте ребенка.
Все говорит о том, что у четырехлетних детей начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.
Целевые ориентиры.
- Отличается высокой активностью и любознательностью. Задает много вопросов поискового характера: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?», стремится установить связи и зависимости в природе, социальном мире.
- Владеет основными способами познания, имеет некоторый опыт деятельности и запас представлений об окружающем;
с помощью воспитателя активно включается в деятельность экспериментирования.
- В процессе совместной исследовательской деятельности активно познает и называет свойства и качества предметов, особенности объектов природы, обследовательские действия. Объединяет предметы и объекты в видовые категории с указанием характерных признаков.
Планирование читательской грамотности дошкольников средняя группа
Сентябрь. «выставка книг русской народной сказки» | ||
1 неделя | пн | Рассматривание обновленного книжного уголка |
вт | Чтение произведения «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» обр. А.Н.Толстого | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
2 неделя | пн | Рассматривание оборудования для ремонта книг |
вт | Чтение произведения «Жихарка» обр. И.Карнауховой | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
3 неделя | пн | Рассматривание книжного уголка |
вт | Чтение «Война грибов с ягодами» обр. В.Даля | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
4 неделя | пн | Ремонт поврежденных книг |
вт | Чтение «Лиса и козел» обр.О.Капицы | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
Октябрь. «Книги о природе» | ||
1 неделя Посвящ. Дню рождения С.Есенина | пн | Рассматривание уголка |
вт | Чтение стихов «Черемуха», «Отговорила роща золотая» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
2 неделя | пн | Ремонт поврежденных книг |
вт | «Белая береза», «поет зима аукает..» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
3 неделя Посвящ. 150-летию И.Бунина | пн | Рассматривание новых книг |
вт | Чтение «Листопад» | |
ср | Обсуждение прочитанного, заучивание | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
4 неделя посвящ. 100- летию Д.Родари | пн | Рассматривание книжного уголка |
вт | Чтение «Большая морковка» Д.Родари | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
Ноябрь. Народный фольклор | ||
1 неделя | пн | Рассматривание выставки |
вт | Чтение «Зайчишка – трусишка» | |
ср | Обсуждение прочитанного, заучивание | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
2 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Чтение «Сидит,сидит зайка» | |
ср | Обсуждение прочитанного, заучивание | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
3 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Чтение «Идет лисичка по мосту» | |
ср | Обсуждение прочитанного, заучивание | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
4 неделя | пн | Ремонт поврежденных книг |
вт | Чтение «Иди,весна,иди,красна…» | |
ср | Обсуждение прочитанного, заучивание | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
Декабрь.Поэты | ||
1 неделя Посвящ. Дню рождения А.Фета | пн | Рассматривание книг |
вт | Чтение «Мама!глянь – ка из окошка..» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
Выставка книг С.Маршака | ||
2 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Чтение «Вот какой рассеянный» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
3 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Чтение «Про все на свете» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
4 неделя | пн | Ремонт поврежденных книг |
вт | Чтение «Багаж» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
Январь. Выставка книг о животных | ||
1 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Чтение К.Ушинский «Бодливая корова» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
2 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про комара – комаровича…» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
3 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Д.Самойлов «У слоненка день рожденье» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
4 неделя | пн | Ремонт поврежденных книг |
вт | А.Милн «Винни – пух и все,все,все» (главы из книги) | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
Февраль. Выставка книг К.Чуковского | ||
1 неделя | пн | Рассматривание книжного уголка |
вт | Чтение «Телефон» | |
ср | Обсуждение прочитанного, заучивание, обыгрывание | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
2 неделя | пн | Рассказ детям о К.Чуковском |
вт | Чтение «Тараканище» | |
ср | Обсуждение прочитанного, заучивание, обыгрывание | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
3 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Чтение «Федорино горе» | |
ср | Обсуждение прочитанного, заучивание, обыгрывание | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
4 неделя | пн | Ремонт поврежденных книг |
вт | Чтение «Мойдодыр» | |
ср | Обсуждение прочитанного, заучивание, обыгрывание | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
Март. Я и моя семья. | ||
1 неделя | пн | Рассматривание книжного уголка |
вт | Ш. Перро «Красная шапочка» пер. Т.Габбе | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
2 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Л.Пантелеев «На море» (глава «Рассказы о Белочке и Тамарочке») | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
3 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Л.Толстой басня «Отец приказал сыновьям» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
4 неделя | пн | Ремонт поврежденных книг |
вт | Д.Биссет «Про мальчика, который рычал на тигров» пер. Л.Брауде | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
Апрель. О птицах. | ||
1 неделя | пн | Рассматривание книжного уголка |
вт | М.Горький «Воробьишко» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
2 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | Р.Н.С. «Петушок и бобовое зернышко» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
3 неделя | пн | Рассматривание книг |
вт | В.Бианки «Подкидыш» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
4 неделя | пн | Ремонт поврежденных книг |
вт | Г.Скребицкий «Скворушка» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
Май | ||
1 неделя произ-ия о войне, рассказы | пн | Чтение А.Митяев «Почему Армия родная» |
вт | Чтение С.Георгиевская «Галина мама» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
2 неделя произ-ия о войне, стихи | пн | Рассматривание уголка |
вт | Я.Абидов «Мать – земля»,М.Исаковский «Навек запомни», Т.Трутнева «Победой кончилась война» | |
ср | Обсуждение прочитанного, пересказ | |
чт | Обсуждение сказки дома, написание отзывов родителей о произведении | |
пт | Детские работы по мотивам произведения | |
3 неделя Общерос. День библиотек | пн | Беседа о библиотеке |
вт | Посещение библиотеки д/с | |
ср | Обсуждение и закрепление знаний о библиотеке | |
чт | Посещение с родителями библиотеки | |
пт | Детские работы | |
4 неделя | пн | Театральная постановка сказки |
вт | ||
ср | ||
чт | ||
пт |
Старшая группа (от 5-6 лет)
Является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные качества, формируется образ «Я», половая идентификация. В этом возрасте дети имеют представление о своей гендерной принадлежности по существенным признакам. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослыми или взрослым и ребенком. 90% всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Ведущая функция – воображение, у детей бурно развивается фантазия.. Детей необходимо обучать умению планировать предстоящую деятельность, использовать воображение для развития внутреннего плана действий и осуществлять внешний контроль посредством речи.
Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.
Творческая активность проявляется во всех видах деятельности, необходимо создавать условия для развития у детей творческого потенциала. Ведущая деятельность – игра.
Целевые ориентиры. Старшая группа
Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты, способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности, ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.
в игровой деятельности дети уже могут распределять роли и строить своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью.
Тематическое планирование в старшей и подготовительной группах
Дата | Название мероприятия | Содержание | Место мероприятия | Ответственный |
Октябрь 1 неделя | Знакомство с библиотекой Любимые сказки «Репка» | Беседа «Библиотека» Чтение сказки «Случай в библиотеке» (ст., подг. группы) С\р игра «Библиотека» Разыгрывание коротких сценок с использованием кукол БИ-БА-БО | Библиотека Группы | Воспитатели Воспитатели |
2 неделя | Всемирный день мытья рук. | Беседа «Зачем и когда мыть руки» Просмотр мультфильма «Микробус», Чтение К. Чуковский «Мойдодыр» Раскраска «Мойдодыр» | Библиотека группы | Воспитатели |
3 неделя | Создание уголков «Читаем дома» Клубный час «Книги – наши друзья» | Подборка литературы для домашнего чтения, консультация для родителей. Прохождение центров развития. | Группы Территория детского сада | Воспитатели Воспитатели, муз.рук., учитель-логопед |
4 неделя | Международный день анимации Конкурс «Книжки-витамишки» своими руками | Чтение сказок – мультфильмов Видеофильм «Как делают мультфильмы» Создаем мультфильм сами. Изготовление книг-пособий родителями для работы с детьми. Обогащение предметно-развивающей среды. | Библиотека группы группы | Воспитатели Воспитатели |
Ноябрь 1 неделя | 130 лет со дня рождения С.Я. Маршака | Рассказ детям о С.Я.Маршаке Просмотр мультфильма «Книжка про книжки» Чтение на выбор: «Детки в клетках», «Усатый полосатый» «Вот какой рассеянный», «Почта», «Двеннадцать месяцев»…. | Библиотека | Воспитатели |
Посещение Детского музыкального театра с родителями | Просмотр спектакля «Царевна лягушка» | Театр | Воспитатели | |
2 неделя | 165 лет Д.Мамин-Сибиряк Литературно-экологический досуг «Краски осени» | Просмотр мультфильма или чтение сказки «Серая шейка» Проведение беседы после прочтения: - раскраски к сказке. Инсценировании сказки «Краски осени» | Библиотека Музыкальный зал | Воспитатели |
3 неделя | Поэзия осени. Досуг. Встреча с школьниками. | Чтение стихов об осени. | Библиотека | Воспитатели |
4 неделя | День матери. (Литературная гостинная) Конкурс чтецов «Стихи такие разные, любимые, прекрасные…» | Чтение произведений о маме: «Как Миша хотел маму перехитрить», «Мамино горе» Е. Пермяк «Рассказы о маме» Б.Емельянов «Кукушка» (Ненецк.) обр. К. Шарова Стихи: «Разлука», «Разговор с мамой», «Мама ходит на работу» А.Барто, «А что у вас» С.Михалков. Чтение поэтических произведений Б. Заходера, А. Барто, К. Чуковского, С. Михалкова. | Библиотека, группы Музыкальный зал | Воспитатели Учитель-логопед |
5 неделя | 115 лет со дня рождения Е.А. Пермяка | Чтение произведений писателя. | Библиотека | Воспитатели |
Декабрь 1 неделя | Басни. | Чтение и инсценировка басней И. А.Крылова, Л.Толстого | Библиотека | Воспитатели |
Оформление и подбор информации для родительского стенда «Зимние сказки» | Чтение детям дома зимних сказок: «Шелкунчик», «Ёлка» Сутеева, «Двенадцать месяцев», «Зимняя сказка», «Зимовье», «Рукавичка», «Морозко» и т.д | Группы | Воспитатели | |
2 неделя | Малые фольклорные формы. | Старшие дети ходят к младшим и рассказывают пословицы, учат народным играм с запевами, загадывают загадки, разучивают вместе считалки. | Группы | Воспитатели |
Конкурс «Любимые сказки» своими руками | Изготовление книг своими руками родителями для детей. Обогащение книжного уголка. | Группы | Воспитатели | |
3 неделя | 80 лет со дня рождения Э. Н. Успенского | Чтение произведений «Твой друг – чебурашка» Чтение «Про мальчика Яшу», «Твой друг дядя Федор». Просмотр мультфильма «Зима в Простоквашино" | Библиотека, группы | Воспитатели |
4 неделя | День спасателей Сказки Х.К. Андерсена | 1.Чтение произведений об отважных людях, поступках. 2. Рассказы детей об отважных поступках (своих, родителей, друзей и др.) Театрализация сказки «Снежная королева», показ родителям и детям младшего возраста | Группы Музыкальный зал | Воспитатели Муз.рук. |
Январь 2 неделя | Святки (Малые фольклорные формы) Литературная гостиная «Рождественские посиделки» (для педагогов) | Частушки, святочные песни (колядки), пословицы, поговорки, считалки. Дети разных групп ходят друг другу в гости со своими колядками, частушками, загадками. Беседы, чтение, развлечения. | Группы Метод. кабинет | Воспитатели, муз, рук. Педагоги |
3 неделя | 10 янв.135 лет со дня рождения А.Н. Толстой | Чтение произведений: «Приключение Буратино», «Прожорливый башмак» «Бобовое зернышко», «Теремок» и др. | Библиотека | Воспитатели |
Консультация для родителей, оформления стенда «7 причин, почему детям необходимо читать» | Подбор материал на данную тему. | Группы | Воспитатели | |
4 неделя | 12 янв. 390 лет со дня рождения Ш.Перро Сказка «Золушка» Литературный брейн-ринг для педагогов | Чтение произведений Ш.Перро «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик» Дети подг. групп рассказывают и инсценируют сказку «Золушка» для родителей и младших школьников (детям первого класса) Командная игра. | Библиотека Музыкальный зал Метод.кабинет | Воспитатели Воспитатели, муз.рук. ст. воспитатель, учитель-логопед |
Февраль 1 неделя | 145 лет со дня рождения М.М.Пришвина Литературный досуг, посвященный произведениям А.Барто | Чтение произведений М.М.Пришвина Чтение и инсценировка произведений А.Барто совместно с родителями | Библиотека Музыкальный зал | Воспитатели Воспитатели |
2 неделя | Международный день родного языка Вечер с родителями «Люби и храни наш великий язык!» Клубный час «Сказки А.С.Пушкина» Литературный досуг по сказкам А.С.Пушкина | Подборка стихов, рассказов о родном языке. Посещение центров развития. Прослушивание произведений. | Библиотека Территория сада Муз.досуг | Воспитатели Воспитатели, муз.рук., учитель-логопед Воспитатели, муз.рук. |
3 неделя | Всемирный день радио | Прослушивание аудиокниг, сказкотерапия Чтение, беседа. | Библиотека, группы Группы | Воспитатели Психолог, воспитатели |
4 неделя | Всемирный день экскурсовода | В каждой группе есть мини-музей. Дети выступают в роли экскурсоводов, представляя свой музей. | Группы | Воспитатели |
Консультация для родителей «Как превратить чтение в удовольствие» собрание для родителей «Прививаем интерес к чтению, читаем вместе с детьми» | Подбор материал на данную тему. Практические советы для родителей по чтению художественной литературы, заучиванию стихотворений | Группы | Воспитатели Воспитатели, ст.воспитатель | |
Март 1неделя | День оптимиста Конкурс чтецов «Весенний перезвон» | Дети придумывают или рассказывают смешные рассказы, случаи из жизни. Чтение поэтических произведений | Группы Музыкальный зал | Воспитатели Учитель – логопед, воспитатели |
2 неделя | Всемирный день писателя Сказки дедушки Корнея Викторина «Наш любимый С.Я. Маршак» | Беседа с детьми. Чтение произведений писателя. Командная игра. | Группы библиотека Группы, библиотека Муз. зал | Воспитатели Воспитатели Воспитатели |
Посещение кукольного театра совместно с родителями | Просмотр спектакля «По- щучьему велению» | Театр | Воспитатели | |
3 неделя | Межд. День детского телевидения и радиовещания 105 лет со дня рождения С.Михалкова | Интервью берут старшие дети у сверстниковв. Инсценировки и съемки сказок, историй. Чтение произведений писателя. | Группы Библиотека | Воспитатели Воспитатели |
3 неделя | Международный день кукольника | Показ кукольного спектакля силами детей старшего дошк. возраста. | Муз.зал | Воспитатели |
4 неделя | 150 лет со дня рождения М.Горького | Чтение произведений М.Горького | Библиотека | Воспитатели |
Оформление стенда для родителей «Ребёнок и книга» | Подбор материал на данную тему. | Группы | Воспитатели | |
Апрель 1неделя | С.А.Могилевская Международный день детской книги | Чтение произведений С.А.Могилевской Создаем книги. | Библиотека Группы | Воспитатели Воспитатели |
Читательская гостиная для родителей и детей. | Беседа, чтение произведений детских писателей родителями. | Библиотека | Воспитатели, родители | |
2 неделя | Всемирный день здоровья | Литературный досуг «Будем здоровы» | Муз. зал | Воспитатели, муз.рук. |
3 неделя | В.Д.Берестов - 90 лет Клубный час по сказкам Ш.Перро | Чтение произведений. Посещение центров развития. | Библиотека Территория сада | Воспитатели Воспитатели, муз.рук., учитель-логопед |
4 неделя | день земли 110 лет со дня рождения Веры Чаплиной | Создание плакатов. Чтение энциклопедий о Земле. Читаем рассказы о животных. С.Р. игра «Зоопарк» | Библиотека, группы | Воспитатели |
Консультация для родителей и оформление стенда «Помоги своему ребёнку стать читателем» | Подбор материал на данную тему. | Группы | Воспитатели | |
Май 1 неделя | Международный день солидарности трудящихся Е.Шварц «Сказка о потерянном времени» | Читаем произведения о труде Инсценировка сказки воспитателями и детьми. | Группы, библиотека Муз. зал | Воспитатели Воспитатели, учитель – логопед, муз. рук. |
2 | 9 мая | Чтение произведения о войне. | Группы Библиотека | Воспитатели |
3 | Конкурс-викторина «Знайка» Театральная постановка «Что за чудо эти сказки!» | Состязание команд. Инсценировка и просмотр сказки «Волк и семеро козлят» | Группы Муз. зал | Воспитатели, учитель – логопед, муз. рук Воспитатели, учитель – логопед, муз. рук |
Оформление стенда для родителей « Критерии подбора книг для детей разного возраста» | Подбор материал на данную тему. | Группы | Воспитатели | |
4 | 115 лет Е.А.Благинина Общероссийский день библиотек. Театральная постановка сказки «Дюймовочка» | Чтение произведений. Посещение районной библиотеки. Инсценировка сказки педагогами. | Библиотека Библиотека Музыкальный зал | Воспитатели Воспитатели Воспитатели, учитель – логопед, муз. рук |
Подготовительная группа. (от 6-7 лет)
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми; развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста дети подготовительных групп начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в данных группах. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Целевые ориентиры. Подготовительная группа
У ребёнка активно развиваются психолого-познавательные процессы, побуждающие его активно и самостоятельно изучать окружающую среду как ближайшего окружения, так и всего мира в целом. Благодаря телевизору, кинофильмам, компьютеру и книгам ребята могут знать о разнообразных явлениях и фактах вдалеке от своего дома существенно больше, чем об окружающих предметах. Эти качества способствуют формированию нового вида деятельности – учебной.
Открыт новому, то есть проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе.
Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде.
Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т.д.).
Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональное™, важнейших исторических событиях.
Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные тендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.
Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших.
Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность.
Вариативные методы и приемы
Словосочетание «читательская грамотность» появилось в контексте международного тестирования в 1991 г. - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Существует несколько групп умений:
Группа 1 – дети должны показать, что понимают, о чем говорится в тексте, определить тему и главную мысль; найти и выявить в тексте информацию, которая представлена в различном виде; сформулировать прямые выводы и заключения на основе фактов, которые имеются в тексте.
Группа 2 - дети анализируют, интерпретируют и обобщают информацию, которая представлена в тексте, формулируют на ее основе сложные выводы и оценочные суждения.
Группа 3- используют информацию из текста для различных целей: решают познавательные и практические задачи без привлечения или с привлечением дополнительных знаний и личного опыта.
Для того чтобы умения по этим трём группам были сформированы, детей нужно учить:
- различать свой личный опыт и реальность текста;
- отвечать на вопрос точно и кратко
- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
- переформулировать вопрос и сообщения текста;
Развитие самостоятельности и детской инициативы:
1. Игровая - игры дают возможность активному проявлению индивидуальности ребенка, его находчивости, сообразительности, воображения. Особое место занимают игры, которые создаются самими детьми – творческие (в том числе сюжетно-ролевые). Игра как самостоятельная деятельность детей способствует приобретению ими опыта организации совместной деятельности на основе предварительного обдумывания, обсуждения общей цели, совместных усилий к ее достижению, общих интересов и переживаний. При организации игры педагог стремится к тому, чтобы дети могли проявить творческую активность и инициативу, помогает детям «погрузиться» в игровую ситуацию и решать возникшие вопросы самостоятельно.
2. Коммуникативная - Для поддержки речевой активности педагог проводит беседы с детьми, направляющие их внимание на воплощение интересных событий в словесные игры и самостоятельных рассказов, и сказок. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в речи, слушать собеседника. Для «пробуждения» детской инициативы педагоги задают детям разнообразные вопросы - уточняющие, наводящие, проблемные и др.
Детская инициатива должна всячески поддерживаться педагогом. Нужно поощрять желание ребенка знакомиться с новыми произведениями, темы которых вызывают наибольший интерес у ребенка, уважать вкусовые пристрастия и индивидуальное мнение. Необходимо поощрять желание ребенка делать свои умозаключения, выслушивать его рассуждения, поддерживать театрализованную деятельность детей в игре.
Педагог должен спокойно реагировать на неуспех ребенка и предлагать ему варианты исправления ошибок, поощрять стремление ребенка работать над ошибками, учиться новому. К критике ребенка должны привлекаться игровые персонажи и от их имени должны вноситься предложения и замечания.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка – его характер, темперамент, пристрастия в игре. Активно использовать полученные ребенком знания и умения в общественной жизни группы (на утренниках, выступлениях, занятиях).
Взаимодействие с социальными партнерами.
В социальном партнерстве с библиотекой и музеем организовывать такие методы и приемы работы, как экскурсии, создание тематических выставок с работами детей, беседы по книгам, рассказы библиотечных работников о книгах, авторах, событиях, проводимые как в библиотеке, музее, так и на базе детского сада.
Взаимодействие с родителями
Чтобы привить потребность детей к чтению необходимо взаимодействовать с семьей.
- Ежедневное чтение детям художественных произведений.
- Использование для чтения рукописных книг, созданных детьми
- Подбор детской литературы, беседы о прочитанном, о литературе, о пользе чтения;
- Чтение с продолжением. Побуждать удерживать в памяти содержание прочитанного;
- Обучение ребенка правильному обращению с книгой, привлечение внимания к тому, как называется, кем создана книга, кто ее иллюстрировал;
- Создание детской домашней библиотеки
- Организация литературных досугов, посвященных определенному автору или теме.
- Консультации для родителей по теме: «Подари мне чтения доброго»
- Консультация для родителей: «Роль книги в воспитании дошкольников».
- Разработка маршрута выходного дня (посещение библиотеки по желанию)
- Создание совместно с родителями книжек-малышек на такие темы, как «Моя любимая сказка», «Мы сказочники и иллюстраторы». Такая форма позволяет заинтересовать воспитанников и их родителей к предстоящему чтению, создать атмосферу поиска, а также расширить границы творческой способности дошкольников.
-При подготовке и проведении утренников, тематических занятий, книжных выставок, праздничных мероприятий привлечь родителей к подготовке и разучиванию ролей, изготовлению декораций, костюмов, масок.
Родители могут быть не только зрителями, но и участниками театрального действия
-При организации в детском саду конкурсов детско-родительского творчества (3-4 раза в год) необходимо стараться связать тематическую направленность выставки с книгой (например, во время традиционной осенней ярмарки, при проведении праздника Масленицы, перед празднованием Нового года и Дня Победы и т.п.). Это также способствует обогащению предметно-пространственной развивающей среды групп.
Вывод:
сформировать предпосылки ЧГ дошкольника (предпосылки функциональной грамотности) для того, чтобы будущий выпускник мог опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе (и далее в жизни).
Литература
1.Загашев И. О., Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В., Учим детей мыслить критически. - С-Пб: “Альянс “Дельта” совм. С издательством “Речь”, 2003.
2.Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. - 2012. - № 6
3.Орлова Э.А. Рекомендации по повышению уровня читательской компетенции в рамках Национальной программы поддержки и развития чтения. Пособие для работников образовательных учреждений, М.:2008
4.Сметанникова Н.Н. Через чтение в мировое образовательное пространство.-М.,2001
5.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
6.Цукерман Г. А. Оценка читательской грамотности. РАО:Москва,2010
Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательская грамотность – базовый навык функциональной грамотности
Выступление старшего воспитателя МДОУ "ЦРР-Д/с № 127" г. Магнитогорска Севостьяновой Натальи Васильевны, в рамках работы ресурсного центра города Магнитогорска "Формирование предпосылок...
Рабочая программа дополнительного образования по формированию читательской грамотности у детей 4-5лет «Книги-корабли мысли»
Рабочая программа «Книги - корабли мысли» - это система коллективных игр и занятий, способная увеличить эффективность основной программы, раз...
«Читательская грамотность как базовый навык функциональной грамотности»
Тема: Базовым навыком функциональной грамотности является читательская грамотность.Что такое функциональная грамотность и почему мы теперь так часто о ней говорим?Великий психолог и лингвист А. А. Лео...
5 УРОВНЕЙ ЧИТАТЕЛЬСКИХ _УМЕНИЙ_Читательская грамотность - это не синоним начитанности или хорошей техники чтения, а способность понимать_эксперты Государственного института русского языка им. А. С. Пушкина_на ММСО_2022
Эксперт Клевцова ЛюдмилаНаблюдается дефицит таких умений, как формулировать вопросы; обосновывать, доказывать; использовать простейшие приемы исследования; строить развернутые высказывания; уст...
«Читательская грамотность детей дошкольного возраста, как основа формирования функциональной грамотности»
Одна из важнейших задач современного образования –формирование функционально грамотных людей.В образовательных стандартах одной из главных функционал...
Читательская грамотность - основа функциональной грамотности образованного человека.
В выступлении даны определения функциональной грамотности, основные составляющие функциональной грамотности, роль дошкольного образования в формировании функциональной грамотности, целевые ориентиры д...
Аналитическая справка о проделанной работе по программе формированию читательской грамотности дошкольников 4-7 лет.
Большинство родителей дошкольников стремятся, чтобы ребенок еще в детском саду научился читать, имел интерес к чтению, считая это умение одним из основных показателей его готовности к школе....