План по самообразованию "Развитие мелкой моторики через дидактические игры у младших дошкольников"
методическая разработка (младшая группа)

Елена Сергеевна Шатая

план самообразованию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_po_samoobrazovaniyu_po_teme.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

План по самообразованию по теме

«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»

В группе общеразвивающей направленности для детей

3-4лет

Разработала:

Воспитатель МДОАУ №6

Шатая Е.С.

г Оренбург 2023-2024г.

План по самообразованию

1.ФИО педагога-Шатая Е.С.

2.Образование- среднее-специальное.

3.Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»

4.Работа начата-1сентября 2023г.

5.Предполагается закончить-30 мая.

«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».

В.А Сухомлинский

Актуальность

На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствуют о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают на занятиях.

Таким образом, возможности освоения мира детьми оказывается обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстниками. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.

Мелкая моторика-способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординировать работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой зрением вниманием памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка его внимание, умственную активность, интеллектуальность и творческую деятельность.

И поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас.

Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.

Задачи:

1.Улучшить моторику координацию движения кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;

2.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;

3.Развивать воображение, логическое мышление произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;

4.Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнение для детей дошкольного возраста;

5.Способность формирование благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.

Ожидаемый результат:

- у детей развита мелкая моторика они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма.

-получают удовольствие от творческой деятельности

-стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.

Этапы работы

  1. Изучение литературы по теме.

В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так  же журналов, ознакомиться с материалами интернет источник.

1.

Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги.  Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство :СПб .:Корона –Векгод:2007

2.

Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику.  М,:Эскимо,2007.

3.

Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику.

4.

Еракова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей.-СПб: изд.дом Литература 2006

5.

Крупенчук О.И. Пальчиковые игры .-СПб Изд.ом.»Литература»2007

6.

Пименова Е.П. Пальчиковые игры Ростов- на Дону:Феникс,2007

  1. Внедрение в практику

В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:

-систематичность проведения игр и упражнений.

-последовательность от простого к сложному.

-индивидуальный и дифференцируемый подход.

3.Диагностика представления опыта работы по теме

Сроки

Содержание работы

Д/И Использование

Сентябрь

Проведение диагностического исследования (первичное).

 Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.)

Октябрь

Д/И «Шнуровка»

«Мозайка»

«Пазлы»

Развивать все познавательные функции (восприятие внимание  память мышление речь.Развивать моторику посредством чувствительности как основы ручного интеллекта.

Ноябрь

Д\И «Пуговицы»

«Бусы для мамы»

«Цепочка»

Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук повышение чувствительности  пальцев.

Декабрь

Январь

Д\И Игры на липучках

«Посуда»

«МАтрешка»

«Гусеница»

«Веселый клоун»

Д/И«Веселые упражнения с карандашами»

«Моталочки»

Развивать мелкую моторику детей.

Способствовать расширению и обогащению словаря детей развитию связной речи  совершенствовать координацию руки и глаза.развивать пространственное логическое мышление зрительное восприятие память.

Развивать у детей мелкую моторику координацию движения ловкость а так жек учить их ориентироваться по сигналу и взаимодействиях в парах.

Февраль

«Д/И « с сыпучими материалами» сухой бассейн.

Укреплять развивать мелкую моторику пальцев рук повышенной чувствительности пальцев.

Март

Д/И «Прищепки»

Научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Воспитывать усидчивость умение принимать воображаемую игровую ситуацию.

Апрель

Д/И-"Чудесный мешочек"

Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка.

Активизировать движения пальцев рук.

Май

Отчет по самообразованию

Презентация

 4.Работа с родителями и воспитателями

1.Консультация для родителей

« Развиваем мелкую моторику детей»

Октябрь

2.Памятка для родителей по пальчиковой  гимнастике

Ноябрь

3.Оформление папки –передвижки «Игры с пальчиками»

Декабрь

4.Консультация  «Родителям о речи ребенка»

Январь

5.Памята для родителей «Игры с прищепками»

февраль

6.Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики»

март

7.Консультация  «что происходит когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой»

апрель

8.Памятка «значение мелкой моторики»

май

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики через дидактические игры.

В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...

Проект" Развитие мелкой моторики через дидактическую игру" (Подобран весь материал и реализован)

Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация дви...

Мастер-класс « Развитие мелкой моторики через дидактические игры»

Мастер-класс « Развитие мелкой моторики через дидактические игры»...

Мастер-класс « Развитие мелкой моторики через дидактические игры»

Мастер-класс « Развитие мелкой моторики через дидактические игры»...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ...