План по самообразованию "Развитие мелкой моторики через дидактические игры у младших дошкольников"
методическая разработка (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План по самообразованию по теме
«Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»
В группе общеразвивающей направленности для детей
3-4лет
Разработала:
Воспитатель МДОАУ №6
Шатая Е.С.
г Оренбург 2023-2024г.
План по самообразованию
1.ФИО педагога-Шатая Е.С.
2.Образование- среднее-специальное.
3.Тема самообразования: «Развитие мелкой моторики у младших дошкольников через дидактические игры»
4.Работа начата-1сентября 2023г.
5.Предполагается закончить-30 мая.
«Истоки способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев».
В.А Сухомлинский
Актуальность
На начальном этапе жизни именно мелкая моторика отражает то, как развивается ребенок, свидетельствуют о его интеллектуальных способностях. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш могут застегнуть пуговицы, шнуровать ботинки. Им бывает трудно собрать рассыпавшие детали конструктора, работать с пазлами, счетными палочками, мозаикой. Они отказываются от любимых другими детьми лепки и аппликации, не успевают на занятиях.
Таким образом, возможности освоения мира детьми оказывается обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстниками. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, на его самооценку. С течением времени уровень развития формирует школьные трудности.
Мелкая моторика-способность манипулировать мелкими предметами, передавать объекты из рук в руки, а также выполнять задачи, требующие скоординировать работы глаз и рук. Мелкая моторика связана с нервной системой зрением вниманием памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге человека есть центры, которые отвечают за речь и движения пальцев. Расположены они очень близко. Поэтому, развивая мелкую моторику мы активируем зоны, отвечающие за становление детской речи и повышающие работоспособность ребенка его внимание, умственную активность, интеллектуальность и творческую деятельность.
И поэтому, в дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От того насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие. Наряду с развитием мелкой моторики развивается память, внимание, а также словарный запас.
Цель: создать условия для развития и совершенствования мелкой моторики рук у младшего дошкольного возраста.
Задачи:
1.Улучшить моторику координацию движения кистей, пальцев рук детей младшего дошкольного возраста;
2.Способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством пальчиковых игр и гимнастик;
3.Развивать воображение, логическое мышление произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность;
4.Повысить компетентность родителей, педагогов в значимости пальчиковых игр, упражнение для детей дошкольного возраста;
5.Способность формирование благоприятного эмоционального фона в детском коллективе.
Ожидаемый результат:
- у детей развита мелкая моторика они могут правильно держать столовые приборы и принадлежности для письма.
-получают удовольствие от творческой деятельности
-стремятся к познанию окружающего мира, задают вопросы.
Этапы работы
- Изучение литературы по теме.
В течение года изучить необходимую методическую литературу, а так же журналов, ознакомиться с материалами интернет источник.
1. | Тимофеева Е.Ю., Чернова Е.И. Пальчиковые шаги. Упражнения на развитие мелкой моторики. Издательство :СПб .:Корона –Векгод:2007 |
2. | Ткаченко Т.А. Развиваем мелкую моторику. М,:Эскимо,2007. |
3. | Османова Г.А.: Превращение ладошки. Играем и развиваем мелкую моторику. |
4. | Еракова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей.-СПб: изд.дом Литература 2006 |
5. | Крупенчук О.И. Пальчиковые игры .-СПб Изд.ом.»Литература»2007 |
6. | Пименова Е.П. Пальчиковые игры Ростов- на Дону:Феникс,2007 |
- Внедрение в практику
В своей работе по данному направлению я применяю накопленный опыт современных педагогов и использую основные принципы:
-систематичность проведения игр и упражнений.
-последовательность от простого к сложному.
-индивидуальный и дифференцируемый подход.
3.Диагностика представления опыта работы по теме
Сроки | Содержание работы | Д/И Использование |
Сентябрь | Проведение диагностического исследования (первичное). | Выявление уровня развития мелкой моторики рук (у детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности: непосредственно-образовательной, познавательной, физической и т.д.) |
Октябрь | Д/И «Шнуровка» «Мозайка» «Пазлы» | Развивать все познавательные функции (восприятие внимание память мышление речь.Развивать моторику посредством чувствительности как основы ручного интеллекта. |
Ноябрь | Д\И «Пуговицы» «Бусы для мамы» «Цепочка» | Цель: укрепление и развитие мелкой моторики пальцев рук повышение чувствительности пальцев. |
Декабрь Январь | Д\И Игры на липучках «Посуда» «МАтрешка» «Гусеница» «Веселый клоун» Д/И«Веселые упражнения с карандашами» «Моталочки» | Развивать мелкую моторику детей. Способствовать расширению и обогащению словаря детей развитию связной речи совершенствовать координацию руки и глаза.развивать пространственное логическое мышление зрительное восприятие память. Развивать у детей мелкую моторику координацию движения ловкость а так жек учить их ориентироваться по сигналу и взаимодействиях в парах. |
Февраль | «Д/И « с сыпучими материалами» сухой бассейн. | Укреплять развивать мелкую моторику пальцев рук повышенной чувствительности пальцев. |
Март | Д/И «Прищепки» | Научить ребенка самостоятельно прищеплять прищепки. Воспитывать усидчивость умение принимать воображаемую игровую ситуацию. |
Апрель | Д/И-"Чудесный мешочек" | Учить детей определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения. Развивать речь ребенка. Активизировать движения пальцев рук. |
Май | Отчет по самообразованию | Презентация |
4.Работа с родителями и воспитателями
1.Консультация для родителей « Развиваем мелкую моторику детей» | Октябрь | |
2.Памятка для родителей по пальчиковой гимнастике | Ноябрь | |
3.Оформление папки –передвижки «Игры с пальчиками» | Декабрь | |
4.Консультация «Родителям о речи ребенка» | Январь | |
5.Памята для родителей «Игры с прищепками» | февраль | |
6.Консультация для родителей «Крупная польза мелкой моторики» | март | |
7.Консультация «что происходит когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой» | апрель | |
8.Памятка «значение мелкой моторики» | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики через дидактические игры.
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи, формирования навыков самообслуживания и подготовки к письму. От т...
Проект" Развитие мелкой моторики через дидактическую игру" (Подобран весь материал и реализован)
Мелкая моторика напрямую развивает такие необходимо важные процессы, как воображение, внимание, наблюдательность, память (зрительную и двигательную), мышление, словарный запас ребенка, координация дви...
Консультации для родителей внутри проекта "Развитие мелкой моторики через дидактическую игру"
Развивая мелкую маторику, мы развиваем речь ребёнка!...
Мастер-класс « Развитие мелкой моторики через дидактические игры»
Мастер-класс « Развитие мелкой моторики через дидактические игры»...
Мастер-класс « Развитие мелкой моторики через дидактические игры»
Мастер-класс « Развитие мелкой моторики через дидактические игры»...
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗ ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ЧЕРЕЗДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики через дидактическую игру"
Совершенствования ручной моторики...