Методическая разработка. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Степанова Анна Юрьевна
Широкий круг образовательно-воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста.

Степанова Анна Юрьевна, воспитатель.

ГБДОУ детский сад №1 Московского района Санкт-Петербурга.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Как указывала Н.К. Крупская, каждый ребенок нуждается в игре, эту потребность можно объяснить тем, что таким образом ребёнок стремится познакомиться с окружающим, подражая взрослым и проявляя активные действия.

В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Игрушка – один из самых древних видов декоративно – прикладного искусства, т. е  искусства, украшающего наш быт, имеющего совершенно определенное назначение – служить человеку и радовать его. Первые игрушки  возникли на этапе развития общества, когда труд взрослых стал недоступным для ребенка. Они представляли собой уменьшенные копии орудий труда, с которыми дети могли упражняться в условиях, приближенных к деятельности взрослых. В России, начиная с 12 века, появляются народные промыслы игрушек – глиняных, резных. Фабричное производство игрушек отсутствовало. На территории Тамбовской области была распространена народная игрушка – глиняная и тряпичная. Но уже в начале 20 в. в процесс обучения и воспитания детей включали игрушки, которые в современных психолого-педагогических исследованиях получили название дидактические игрушки.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Игрушка в познавательном отношении выступает для ребенка в качестве своеобразного обобщенного эталона окружающей материальной действительности. Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне.

Является ли игрушка реалистической, условной по образному решению или предметом, ее заменяющим, она всегда представляет собой обобщенное явление - знак по отношению к своему прототипу (реальному человеку, телефону, ложке, космическому кораблю или компьютеру). Исследования по вопросам игры и игрушки, основанные на изучении организации игровой деятельности детей в условиях общественного воспитания и в семье, показали, что не может быть одинакового для всех возрастов подхода к созданию и отбору игрушек, обязательно должны учитываться возрастные закономерности игровой деятельности.

Широкий круг образовательно-воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

В ряде исследований, основанных на изучении игровой деятельности дошкольников (Е.А. Флериной, Е.А. Коссаковской, Р.И. Жуковской, Д.В. Менджерицкой и др.), показано значение игрушки в развитии познавательной активности детей, любознательности, сенсорных способностей, эмоциональной сферы, коммуникативных навыков и др. [2; 3; 5]. Кроме того, доказано, что необходимо дифференцировать игрушки по возрастам и обучать детей игровым действиям с ними.

В основу классификации игрушек положены психофизиологические особенности развития детей в различном возрасте. Дети разных возрастных категорий отличаются уровнем умственного и физического развития, разной степенью проявления интересов к окружающей среде, поэтому правильный подбор игрушек в соответствии с возрастными особенностями ребенка весьма важен в деле воспитания детей.

По возрасту детей игрушки принято условно делить на три группы: для детей ясельного возраста (до 3 лет), дошкольного (от 3 до 7 лет) и школьного (от 7 до 17 лет).

Для детей ясельного возраста рекомендуются различные подвески, яркие шары и погремушки, резиновые и пластмассовые кольца, платформы на колесах, ходилочки, каталки, куклы голыши фигуры животных. Для более старшего ясельного возраста предназначены разные пирамиды, разборные деревянные игрушки, кубики, тележки, лошадки на колесах, автобусы, мячи разных размеров, куклы разные, фигуры животных, птиц, песочные наборы и т. п.

Дошкольный возраст, принято делить на младший (от 3 до 4), средний (от 4 до 5 лет) и старший (от 5 до 6 лет включительно).

Для детей младшего дошкольного возраста рекомендуются сравнительно несложные сенсорно-моторные игрушки, сюжетно-образные, некоторые дидактические материалы, музыкальные игрушки и игрушки-забавы.

Для детей среднего дошкольного возраста рекомендуется тот же набор игрушек, но более усложненный.

Для детей старшего дошкольного возраста рекомендуются:

  1. политехнические - это игрушки, которые знакомят детей с элементами науки и техники. К ним относят конструкторы, действующие модели машин, механизмы и приборы, химические и электромонтажные наборы, электронные, электротехнические, аэродинамические, магнитные, пневматические игрушки, радио- и электромеханические игрушки, телеигры.
  2.  трудовые - это  игрушки, знакомящие детей с трудовыми процессами: лопатки, грабли и другой садово-огородный инвентарь, предметы для детского технического творчества (наборы столярного и слесарного инструментов, детали, полуфабрикаты), переводные картинки, детские швейные машинки и др.
  3. театрально-художественные игрушки:  различные виды кукол, кукольных театров, костюмы и элементы костюмов, элементы декораций, маски, бутафория, наборы сюжетных фигурок для разыгрывания сценок по сказкам и инсценировок, специально изготовленные предметы для детских театрализованных игр.

Но существует ещё одна, не менее важная группа — предметы-заместители. Она включает в себя, с точки зрения взрослого, совершенно ненужные вещи, а точнее — мусор, но для ребёнка это наиценнейший материал для развития фантазии и творчества. Это всевозможные лоскутки, тряпочки, коробочки, обрубки дощечек или палочек, кружочки, обломки чего-нибудь и т. д. Введение этих предметов целесообразно с 2–3-х лет, так как именно в этот период происходит развитие активной речи, а предметы-заместители ставят малыша перед необходимостью называния их реально существующим и принятым по отношению к тому или иному предмету словом. Кроме того, они способствуют расширению жизненного пространства за счёт введения воображаемой ситуации.

Велика роль детских игрушек в процессе социализации. Игрушки и игры помогают девочкам практиковаться в тех видах деятельности, которые касаются подготовки к материнству и ведению домашнего хозяйства, развивают умение общаться и навыки сотрудничества. У мальчиков же игрушки побуждают к изобретательству, преобразованию окружающего мира, помогают развить навыки, которые позже лягут в основу пространственных и математических способностей, поощряют независимое, соревновательное и лидерское поведение. Игрушка позволяет моделировать, отображать реальные действия взрослых (шоферу нужен автомобиль, летчику – самолет). В этом и есть её главное назначение: выполнение активных действий, самореализация, выражение собственных мыслей и чувств. Хорошая игрушка мотивирует ребенка к размышлениям, ставя перед ним разнообразные игровые задачи, и тем самым развивая инициативу и  познавательные способности. Например, техническая игрушка демонстрирует устройство конкретного автомобиля или велосипеда, способ приведения его в движение, т.е. знакомит с элементами механики.

Строительный материал и конструкторы, модели для изготовления самодельных игрушек развивают творческие конструктивные способности, стимулируют развитие пространственной ориентировки и логическое мышление. Особое место в этом смысле принадлежит Лего-конструированию и робототехнике, освоение которых значительно расширяет технические познания дошкольников и, в силу их огромного развивающего потенциала, сегодня представляет одно из перспективных направлений дошкольного образования.

Игрушки классифицируют по материалам, из которых изготовлены игрушки, по способам изготовления, по способу использования детьми и их воспитательному воздействию.

В современной педагогической литературе классификация игрушек строится на основе их использования в разных видах игр:

  1. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
  • Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных играх:
  1. куклы;
  2. фигурки людей и животных;
  3. предметы игрового обихода;
  4. театральные;
  5. празднично-карнавалные;
  6. технические.
  • Дидактические игрушки предназначены для дидактических игр, в содержании или конструкции которых заложены обучающие (развивающие) задачи:
  1. собственно дидактические - основаны на принципе самоконтроля;
  2. дидактические игры (наборы) с правилами - предназначены преимущественно для игр на столе (полиграфические и прочие);
  3. конструкторы и строительные наборы;
  4. игры-головоломки;
  5. музыкальные игрушки.
  • Спортивные игрушки.
  • Игрушки - забавы
  1. Игрушки по степени готовности:
  1. Готовые.
  2. Сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся частей и деталей.
  3. Заготовки и полуфабрикаты для игрушек-самоделок.
  4. Набор различных материалов для создания игрушек-самоделок.
  1. Игрушки по виду применяемого сырья:
  1. Деревянные.
  2. Пластмассовые.
  3. Металлические.
  4. Из тканей, в том числе набивные игрушки.
  5. Резиновые.
  6. Из бумаги и картона.
  7. Из керамики, фарфора и фаянса.
  8. Из древесных материалов, папье-маше.
  9. Из новых синтетических материалов.
  1. Игрушки по величине:
  1. Мелкие (размером от 3 до 10 см).
  2. Средние (размером от 10 до 50 см).
  3. Крупногабаритные (соразмерные росту детей в разные возрастные периоды).
  1. По функциональным свойствам:
  1. Пневматические.
  2. Магнитные.
  3. Электрифицированные (в том числе электротехнические, электромеханические, радиофицированные, на электронной элементной основе).
  4. Электронные (на компьютерной основе).
  5. Наборы игрушек (или деталей) — совокупность деталей одной или нескольких игрушек, связанных между собой по назначению или функциональному признаку.
  6. Игровые комплекты, объединённые единой темой (задачей).
  1. Игрушки по художественно-образному решению:
  1. Реалистические.
  2. Условные.
  3. Конструктивные.

При выборе игрушек важно учитывать не только их красоту и санитарно-гигиенические свойства, но и возможный психологический эффект для развития ребенка. Оценивая игрушку нужно опираться наследующие критерии:

Основные психолого-педагогические требования к игрушке.

Игрушки, не должны:

1. Провоцировать ребенка на агрессивные действия.

2 .Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным), роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый).

3. Вызывать проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.).

4. Провоцировать игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием.

5. Вызывать нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста.

Игрушка должна, соответствовать следующим требованиям:

  1. Полифункциональность игрушки. Игрушка может быть гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.
  2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию ее одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия (коллективные постройки, совместные игры и др.).
  3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например электрифицированные и электронные игры и игрушки.
  4. Принадлежность игрушки к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Детская игрушка должна быть художественно и технически хорошо выполнена, т.е. полностью воспроизводить оригинал по форме, пропорциям, окраске и давать правдивый, реальный образ изображаемого предмета.

По своей конструкции игрушки не должны оказывать травмирующего действия на ребенка, они должны исключать возможность несчастных случаев: в игрушках для любого возраста недопустимо наличие острых углов, режущих краев, колющих концов. Поверхность игрушек должна быть ровной, гладкой, без шероховатостей и заусениц.

Максимальная масса игрушки или отдельного элемента игры должны соответствовать силе ребенка и не превышать 400 г. для детей дошкольного возраста.

Для озвученных игрушек интенсивность издаваемого шума не должна превышать 65дБ. В электромеханических игрушках с микроэлектродвигателями электрическое напряжение питания допускается не более 12В

В целом, соблюдая требования к детской игрушке и осуществляя грамотный их отбор в соответствии с возрастом, особенностями и интересами конкретных детей, возможно реализовать образовательные задачи и обеспечить оптимальные условия для развития всех сторон личности дошкольника.

Таким образом, можно сказать, что игрушки позволяют ребенку исследовать мир, складывать и проявлять свои творческие способности, выражать чувства, учат общаться и познавать себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка дидактических игр по развитию внимания детей дошкольного возраста

Методическая разработка дидактических игр по  развитию внимания детей дошкольного возраста...

Учебно-методическая разработка на тему: «Средства развития у детей дошкольного возраста речевого творчества»

Современное общество направлено высокообразованное молодое поколение, умеющие мыслить и обладать высоким уровнем речевого творчества. Развитие речи начинается с самого рождения и интенсивно продолжает...

«Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности детей дошкольного возраста».

laquo;Значение совместного творчества детей и родителей в развитии личности детей дошкольного возраста»....

Методическая разработка "Лэпбук - как средство развития речи детей дошкольного возраста"

Одним из принципов  ФГОС  дошкольного образования  является  формирование речи  у  дошкольников.   Своевременное  и  полноценное  формирование...

«Методическая разработка по формированию речевого развития у детей дошкольного возраста с использованием ТРИЗ технологии»

laquo;Методическая разработка по формированиюречевого развития у детей дошкольноговозраста с использованием ТРИЗ технологии»...

Методическая разработка "ТЕХНОЛОГИЯ ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР"

В данной методической разработке представлен опыт создания электронного альбома логопедического обследования детей старшего и подготовительного дошкольного возраста, представлены этапы, формы, методы ...

Статья. Значение игрушки в развитии личности детей дошкольного возраста.

Игрушка важна для развития личности ребенка. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в нар...