конспект мастеркласса для педагогов "Моделирование маленькими человечками"
консультация

Коренева Елена Павловна

Цель: Познакомить педагогов с методом ТРИЗ - технологии «Моделирование маленькими человечками» в познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми;

Задачи: Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность. Укреплять субъективную позицию педагогов. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazhdyy_rebyonok_iznachalno_talantliv_i_dazhe_genialen.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

«Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален,

но его надо научить ориентироваться в современном мире,

чтобы при минимуме затрат

достичь максимального эффекта».

Генрих Саулович Альтшуллер.

Цель: Познакомить педагогов с методом ТРИЗ - технологии «Моделирование маленькими человечками» в познавательно-исследовательской деятельности педагога с детьми;

Задачи: Активизировать и поддерживать творческий потенциал педагогов, развивать профессиональную компетентность. Укреплять субъективную позицию педагогов. Активизировать использование полученных знаний и практических умений в профессиональной деятельности.

План мастер – класса:

Рассказ о методе ТРИЗ-технологии - Моделирование Маленькими

Человечками.

Моделирование на взрослых использования данного метода.

Модель взаимодействия: «Педагог - педагоги»

Оборудование:  Схемы твёрдых жидких газообразных веществ, материал для проведения опытов.

        

        Ход:

Метод технологии ТРИЗ - Моделирование Маленькими Человечками (ММЧ), помогает реализовать следующие задачи в работе с детьми:

        Развитие познавательно-исследовательской деятельности;

        Формирование первичных представлений детей о явлениях и процессах, происходящих в неживой природе;

        Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;

        Развитие воображения и творческой активности;

        Развитие умения моделировать объекты и явления неживой природы.

Метод Маленьких Человечков увлекательный и интересный как для педагога, так и для детей. Он разработан на основе синектики (символической и личной аналогии), позволяющий наглядно увидеть и почувствовать природные явления, характер взаимодействия предметов и их элементов; представления о внутренней структуре тел живой и неживой природы, предметов. Это прием, позволяющий наглядно описать агрегатное состояние вещества, объяснить и смоделировать внутреннее строение объектов и взаимодействия между ними. Всё существующее вокруг нас – стол, дерево,  лужа, игрушки, состоит из мельчайших частиц, которые можно увидеть только в микроскоп. Назовём эти частицы маленькими человечками.

Работа с детьми по ознакомлению с методом ММЧ состоит из трех основных этапов:

         1 этап - Построение с детьми простейших моделей.

         2 этап – Моделирование взаимодействий двух веществ, переход из одного состояния в другое.

3 этап – Моделирование сложных взаимодействий и состояния окружающих предметов.

Работу с Маленькими человечками начинаем с предварительной беседы: рассказываем детям, что предметы состоят из частей. Обобщая ответы детей, рассказываем, что «маленькие частички» называются «молекулы», о которых дети узнают в школе, а мы будем называть их «маленькими человечками».

Предлагаю вам послушать сказку «Жили-были маленькие человечки, и отправились они гулять по белу свету. Они были такие маленькие, что их никто не замечал. Маленьким человечкам так стало обидно, что они стали топать ногами и кричать, но их все равно никто не видел. Тогда один из них предложил: «Давайте возьмемся крепко за руки и пойдем из этой страны, где нас никто не замечал» так человечки и сделали. Но тут вот что случилось. Только маленькие человечки взялись крепко за руки, как все их увидели. «Посмотрите, какая большая гора, какой твердый камень, какое прочное стекло, железо и дерево», - говорили все вокруг. «Что это с нами случилось, - удивились человечки - мы стали деревом, металлом, стеклом и камнем". Им стало так хорошо и весело, что малыши захлопали в ладоши. Но как только они перестали держаться за руки, с гор побежала вода. «Значит, если мы будем крепко держаться за руки, то будем твердыми веществами, а если будем просто стоять рядом, то будем жидкостями»,- сказали человечки. А самые непослушные малыши не хотели держаться за руки и стоять рядом. Они стали бегать, прыгать, кувыркаться и превратились в воздух, дым над костром и в запах маминых духов. Так теперь и живут маленькие человечки. В твердых веществах они крепко держатся за руки, и чтобы их разъединить, нужно приложить усилие. В жидкостях они стоят рядом друг с другом. Эта связь непрочная, их можно разъединить (например, перелить воду). В газообразных веществах они бегают и прыгают и могут жить в различных запахах, пузырьках».

        

Давайте попробуем провести эксперименты:

1. Попробуем проткнуть деревянной палочкой деревянный брусок, стеклянное блюдце, камень. В результате опыта мы выясняем, что это сделать невозможно! Значит эти вещества - твердые!

Теперь давайте попробуем проткнуть деревянной палочкой воду в стаканчике. В результате опыта мы  выявляем, что палочка достаточно легко проходит через воду и молоко. В воде живут жидкие человечки, и такие вещества называются - жидкими.

А как же нам найти третьих человечков? Я предлагаю вам поймать воздух! Возьмем пакет, он пустой? А сейчас, возьмем пакет за верхние уголки и попробуем его закручивать. У нас в пакете появилось? (пакет надувается, как шарик). Воздух находится вокруг нас! В воздухе живут газообразные человечки.

2. А, сейчас проведем еще эксперимент: в  пакет наберем немного воды и плотно завяжем. Кладем в банку и прокалываем пакет. В итоге вода сначала начинает вытекать фонтанчиком, а потом прекращает. Почему?

С человечками этот эксперимент объясняется очень просто и главное понятно для детей. Сначала человечкам очень тесно в пакете с водой. Это похоже на душную комнату, в которую набилось очень много людей. Всем хочется выйти. И когда открывают дверь - делают прокол, то те человечки, что стоят рядом тут же начинают выбираться наружу. А те, что стоят далеко от входа ждут своей очереди. Но в какой-то момент, человечкам снаружи становится также тесно, как и внутри. Выходить уже нет смысла, и человечки перестают выходить из пакета.

Ещё один эксперимент: В стакан с водой кидаем маленький бумажный шарик. Воду переливаем из стакана в стакан, и шарик тоже двигается вместе с потоком воды.

Опять моделируем ситуацию с помощью маленьких человечков. Вы оказались в толпе людей, очень сложно оставаться неподвижным или идти в другую сторону - самое, простое — идти вместе со всеми. Тоже самое происходит с нашими человечками. Жидкие толкают твердых и несут вместе с собой вперед.

Рассмотрим пример перехода вещества из одного состояния в другое.

Сосулька зимой не тает. Почему? Потому что МЧ (маленьким человечкам) льда холодно, и они крепко держатся друг за друга. Но вот пришла весна, стало солнце пригревать. Человечки согрелись, начали двигаться, перестали держаться за руки – они лишь касаются друг друга. Лед из твердого состояния перешел в жидкое, т. е. получилась вода. Солнце греет сильнее, человечкам становится жарко. Они сначала отодвинулись друг от друга, а потом разбежались в разные стороны. Вода исчезла, превратилась в пар, т. е. испарилась.

Также на модели маленьких человечков можно объяснить детям три агрегатных состояния воды и круговорот воды в природе. (Рассматривание схем)

                С помощью ММЧ можно обыграть различные режимные моменты, объясняя сущность того или иного процесса или ситуации. Например, вот мыло. Мыльные человечки крепко держатся за руки пока сухие. Крепко прижимаются друг к другу пока между ними никого нет. Но вот мыльные человечки встречаются с водой, с которой они дружат. И начинают плавать, нырять, плескаться, невольно опуская руки и отделяясь от остальных. Сначала они плавают поодиночке, потом некоторые, взявшись за руки, водят в воде хоровод. Посмотрите, какие мыльные пузыри плывут по воде. Но они быстро лопаются, так как руки у мыльных человечков мокрые, скользкие, им трудно держаться друг за друга.

        Предлагаю вам поиграть и отгадать, какой предмет изображен на схеме.

Работа с карточками «Маленьких человечков»

Схема: твердые человечки, жидкие и газообразные.

Картинки кубик, ваза, карандаш, мяч, костер, бутылка с лимонадом, пакет с соком.

В методе моделирования маленькими челочками можно работать не только со схемами, маленькими человечками могут быть и сами дети.

Давайте поиграем в игру «Мы - маленькие человечки». Нам нужно, встать в круг и в зависимости от того, какое слово я буду произносить вы выполняете, движения тех человечков, которые живут в этих предметах и веществах. (камень, лужа, пар, гора, вода, молоко, дым, запах)

Игра «Компот». А, сейчас мы вместе с вами сварим компот. Что, нам нужно для компота? (кастрюля, фрукты, вода) Из каких человечков состоит кастрюля? А, фрукты? Что нам еще нужно, чтобы получился компот? Вода – это какие человечки? Ну, вот наш компот закипел и вкусно пахнет, какие появились человечки? (педагоги выполняют действия, соответствующие действиям маленьких человечков).

Игра с мячом «Твердое,  жидкое, газообразное».  Давайте, закрепим то, что узнали сегодня о маленьких человечках. Я буду бросать вам мяч и называть человечков, тот кто ловит мяч, называет предметы, в котрых живут эти человечки.

Где ещё можно использовать ММЧ:

С помощью ММЧ можно обыграть любой режимный момент (Например, когда дети моют руки, накрывают на столы, ухаживают за комнатными растениями)

С использования ММЧ интересно проводить познавательные занятия, эксперименты, игры по обучению грамоте, ознакомлению с окружающими (например, эксперимент с чашкой изо льда. При обучении грамоте составление слов или словосочетаний из Маленьких. Человечков, где синие человечки согласные, а красные гласные).

Использовать моделирование НОД по ФЭМП (например, посвященное изменению длины предметов), где выступают человечками сами дети.

ММЧ можно использовать в НОД по художественному творчеству (смешивание красок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ФЭ М П в подготовительной группе "Приключение в городе маленьких человечков".

Выявить уровень знаний детей по Ф.Э.М.П.Способствовать формированию мыслительных операций выполняя задания сказочных героев по разделам "Количество и счет", "Геометрические фигуры", "обучение гр...

Конспект по ФЭМП "В стране маленьких человечков"

Конспект по ФЭМП "В стране маленьких человечков"...

ТРИЗ. Конспект совместной деятельности по экспериментированию с использованием метода моделирования "маленькими человечками" "Тайны мыла"

Содержание конспекта позволяет в интересной и занимательной для детей форме познакомить со свойствами мыла и воды...

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ

Авторская программа "Маленький исследователь" (экспериментирование с использованием моделирования "маленькими человечками" Технология ТРИЗ...