Игровая технология (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н.)
учебно-методический материал

Артемова Екатерина Алексеевна

Игровая образовательная технология способствует, созданию благоприятного психологического климата дружеской атмосферы, при этом сохраняет элемент конкуренции и соревнования внутри групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_igrovoy_deyatelnosti.docx33.79 КБ

Предварительный просмотр:

 Игровая технология

Наименование технологии, автор

Игровая технология (Выгодский Л.С., Леонтьев А.Н.)

Цель внедрения технологии

Развивать познавательную активность у воспитанников. Повысить интерес к занятиям, каждого воспитанника. Разнообразить занятия и другие виды деятельности различными методами и приемами. Увеличить двигательную активность детей. Повысить эмоциональный фон на занятиях и других видах деятельности

Описание технологии

Характерной чертой этой технологии является моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Технология игры помогает воспитанникам раскрыться в полной мере. Игра это неотъемлемая часть режима. Игра – это тот вид деятельности где дети в полную меру учатся общаться друг с другом, дружить, уважать мнение сверстника. Поэтому этот вид деятельности вызывает наибольшее количество откликов и эмоций.

Результат

Игровая образовательная технология способствует, созданию благоприятного психологического климата дружеской атмосферы, при этом сохраняет элемент конкуренции и соревнования внутри групп

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Не удивительно, что проблема игры привлекала и привлекает к себе внимание исследователей: педагогов, психологов, философов, социологов, искусствоведов, биологов.

 

В исследованиях Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина игра определяется как ведущий вид деятельности, который возникает не путём спонтанного созревания, а формируется под влиянием социальных условий жизни и воспитания. В игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

 

Игра - ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность. В игре создается базис для новой ведущей деятельности – учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

 

Функции игры:

 1.Развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес у ребенка) 

2. Коммуникативная 

3. Диагностическая (выявление отношений от нормального поведения, самопознание в процессе игры) 

4. Коррекционная (внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей)

 5. Социализация (включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития)

 

Выделяют три класса игр:

 1.Игры, возникающие по инициативе ребенка: 

• Игра-экспериментирование; 

• Самостоятельные сюжетные игры; 

2. Игры, возникающие по инициативе взрослого, который внедряет их с образовательной и воспитательной целями: 

• Игры обучающие:

 • Досуговые игры 

3. Игры, идущие от исторически сложившихся традиций этноса (народные, которые могут возникнуть по инициативе как взрослого, таки более старших детей:

 •Традиционные или народные

 

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

 

Главной и ведущей деятельностью дошкольного возраста являются творческие игры. 

Сюжетно-ролевая игра – одна из творческих игр. В сюжетно-ролевой игре дети берут на себя те или иные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) деятельность взрослых и отношения между ними. В такой игре наиболее интенсивно формируются все психические качества и особенности личности ребенка.

 

Режиссерская игра является разновидностью творческих игр. Она близка к сюжетно-ролевой, но отличается от нее тем, что действующими лицами в ней выступают не другие люди (взрослые или сверстники, а игрушки, изображающие различных персонажей. Ребенок сам дает роли этим игрушкам, как бы одушевляя их, сам говорит за них разными голосами и сам действует за них. Куклы, игрушечные мишки, зайчики или солдатики становятся действующими лицами игры ребенка, а он сам выступает как режиссер, управляющий и руководящий действиями своих «актеров», поэтому такая игра и получила название режиссерской.

 

В театрализованных играх (играх-драматизациях) актерами являются сами дети, которые берут на себя роли литературных или сказочных персонажей. Сценарий и сюжет такой игры дети не придумывают сами, а заимствуют из сказок, рассказов, фильмов или спектаклей. Задача такой игры состоит в том, чтобы, не отступая от известного сюжета, как можно точнее воспроизвести роль взятого на себя персонажа. Герои литературных произведений становятся действующими лицами, а их приключения, события жизни, изменение детской фантазией – сюжетом игры. Театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей.

 

Помимо творческих игр существуют и другие виды игр, среди которых обычно игры с правилами (подвижные и настольные) Игры с правилами не предполагают какой-то определенной роли. Действия ребенка и его отношения с другими участниками игры регламентируются здесь правилами, которые должны выполняться всеми. Настольно-печатные игры, которые сейчас получили широкое распространение, также являются играми с правилами. Все эти игры обычно носят соревновательный характер: в отличие от игр с ролью в них есть выигравшие и проигравшие. Главная задача таких игр — неукоснительно соблюдать правила, поэтому они требуют высокой степени произвольного поведения и, в свою очередь, формируют его. Такие игры характерны в основном для старших дошкольников.

 

Особо следует упомянуть дидактические игры, которые создаются и организуются взрослыми и направлены на формирование определенных качеств ребенка. Эти игры широко используются в детских садах как средство обучения и воспитания дошкольников. Ребенка привлекает в игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Однако, если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата.

 

Игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: 

• Расширять и уточнять знания детей 

• Развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, различение, обобщение, классификация) 

• Совершенствовать речь 

• Развивать все психические процессы

 

Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки, в которых дети выполняют определенные роли, например продавца, покупателя в играх типа «Магазин». В таких играх воспитывается терпение, настойчивость, сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве. 

 

Настольно-печатные игры разнообразны по содержанию, обучающими задачами, оформлению. Они помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, систематизировать знания, развивать мыслительные процессы.

 

Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят в основном с детьми среднего и старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками, перевёртышами, игры-загадки («Какое это время года? », игры-предположения («Что было бы, если бы.? ») .

 

Как доказано в исследованиях Н. Я. Михайленко, Е. Е. Кравцовой, игры развиваются в следующей последовательности:

 • младший возраст – ролевая игра (игра-диалог) ;

 • средний возраст – игра с правилами, театрализованная игра; 

• старший возраст – игра с правилами, режиссёрская (игра – фантазия, игра-драматизация) 

Достаточно весомый вклад в формирование у детей двигательных умений и навыков вносят подвижные игры, которые включаются в режимные моменты с младшего возраста. Каждый вид игры отвечает своим целям и задачам и определяет организацию игрового пространства в группе.

 

Так для детей младшего возраста педагоги создают личное игровое оснащение (ширмы, строитель, атрибуты для ролевых игр, предметы – заместители, дидактические игры, дающие опыт разнообразного использования объекта, на собственном примере показывают детям, как пользоваться ролевой речью, звукоподражанием, подсказывают реплики, объясняют действия.

 

В средней группе воспитатели вместе с детьми изготавливают предметы заместители, так как задача педагога – научить  детей отражать роль словесного, без опоры на реальный предмет. Педагог выделяет игровые зоны, в которых дети разворачивают любые сюжетно – ролевые игры, объединяясь в не большие группы. Организуя игру, педагог занимает позицию включённого партнёра: он просит ребёнка пояснить смысл действий, побуждая к ролевой речи и беря на себя определённую роль.

 

В старшей группе педагоги организуют игровое пространство, ведущие место, в котором занимают опорные, специальные игрушки и предметы. Дети свободно проявляют свои игровые умения, самостоятельно сочиняют игру.

Дети старшей возраста проявляют большой интерес к режиссерским играм. Опорой для них служат не только образные мелкие игрушки ( зайчики, куколки, но и разнообразные предметы  - ткань, брусок, шарик и т.д.)

 

Содержанием этих игр являются фантастические сюжеты, в которых реальность переплетается с событиями из мультфильмов и книг. Организации игр предшествует обсуждению общего замысла. Участвуя в играх, педагог выступает, как носитель умения проигрывать часть сюжета на основе приёма «как будто» (например, «как будто  мы побывали в космосе и теперь возвращаемся на Землю»). Педагогическое сопровождение игр направленно на сохранение самостоятельной игры и побуждения игровоо творчества. Педагоги стремятся пробудить у детей способность к импровизации, насыщении сюжетов оригинальными событиями.

 

Таким образом, к феномену игры стоит относиться как к уникальному явлению детства. Игра – это не только имитация жизни, это очень серьезная деятельность, которая позволяет ребенку самоутвердиться, самореализоваться. Участвуя в различных играх, ребенок выбирает для себя персонажи, которые наиболее близки ему, соответствуют его нравственным ценностям и социальным установкам. Игра становится фактором социального развития личности.

 

«Применение игровых технологий в образовательном процессе ДОУ в свете ФГОС ДО»

(из опыта работы)

Эффективное применение игровой технологии требует от педагогов знаний:

технологического процесса всех видов игр, грамотного руководства игрой.

Актуальность

Использование игр способствует развитию индивидуальности дошкольника.

Это является своего рода фундаментом всего образовательного процесса в ДОУ в свете ФГОС.

В свете ФГОС ДО личность ребенка выводится на первый план и теперь все дошкольное детство должно быть посвящено игре. Использование игровых технологий способствует развитию индивидуальности дошкольника. Это является своего рода фундаментом всего образовательного прогресса. Цель игровой технологии - не менять ребенка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

     В ходе наблюдения за играми детей хочется отметить, что в играх детей наблюдается не сложный сюжет. Ребенок стремится определить для себя роль, может на какое-то время увлечься ею. Однако интересы детей еще не устойчивы, ребенок часто переключается с одной роли на другую, зачастую неоправданнно меняет сюжет игры. Моя задача сформировать игровые умения при комплексном руководстве включающем в себя взаимосвязанные компоненты игровых технологий.

Именно игра оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления, учит логике, формирует память, внимание, воображение, речь.

ФГОС ДО требует сделать образовательный процесс привлекательным, ненавязчивым, радостным. Как же «разбудить» познавательный интерес ребенка?

Я стараюсь выстраивать образовательную деятельность в группе, чтобы каждый ребёнок  активно и увлеченно занимался. Предлагая детям задания различного содержания, при этом я учитывала, их индивидуальные способности и предпочтения будут различными и поэтому задания носили сугубо индивидуальный характер.

Например: на занятии по ФЭМП стараюсь, чтобы образовательный процесс был эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Не заметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.

Моя задача, как воспитателя - поддержать интерес ребенка!

Используя игровые технологии в образовательном процессе, я всегда обладаю доброжелательностью, осуществляю эмоциональную поддержку, создаю радостную обстановку, поощряю любые выдумки и фантазию ребенка. Только в этом случае я считаю игра будет полезной для развития ребенка и создания положительной атмосферы сотрудничества со взрослым. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

Сначала игровые технологии использовала, как отдельные игровые моменты – это «Бабушкины блины» (бабушка пекла блины, большие и маленькие. Большие для мамы с папой, маленькие для внуков. Но все блины перепутались. Нужно помочь бабушке разложить блины по тарелкам.) Они очень важны в педагогическом процессе, особенно в период адаптации детей в детском учреждении. Моя основная задача - это формирование эмоционального контакта, доверия детей ко мне, умения видеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама), интересного партнера в игре.

Интересные задания в игровой форме помогают детям познать много нового и интересного.

Существует много дидактических игр. Все эти задания я предлагаю детям делать, играя. Главное, чтобы во время проведения игры детям было весело и интересно.

Особое внимание уделяю  насыщенности развивающей предметно-пространственной среды, которая направлена на развитие сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения, речи, логического мышления. Так,  были приобретены различные современные развивающие игры: паровозик с фигурами в деревянном ящике, различные виды шнуровок, мозаики и пр.

Используя различные дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые игры, убедилась в том, что играя, дети лучше усваивают программный материал, правильно выполняют сложные задания Применение игр повышает эффективность педагогического процесса, кроме того они способствуют развитию памяти, мышления у детей, оказывая огромное влияние на умственное развитие ребенка. Обучая  детей в процессе игры, стремлюсь к тому, чтобы радость от игр перешла в радость учения.     

                При проведении занятий использую стихи, пословицы.    (Раз, два, три, четыре, пять, вышли зайчики гулять. Раз, два, три, четыре, пять, в домик спрятались опять).Это помогает разнообразить обучение и сделать его эмоционально насыщенным. Предлагаю детям подсказывать некоторые строчки или последнее слово в строке, например:

    Мы делили апельсин

    Много нас, а он …(один).

В работе с детьми использую игровые технологии, направленные на развитие восприятия– это игровая ситуация “Что катится?” - дети при этом организованы в веселую игру – соревнование: “Кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных ворот?”.

Игровые технологии  направлены и на развитие внимания.

В дошкольном возрасте происходит постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно, но этому необходимо учить детей,  используя игровые приемы.

Была организована  игровая ситуация на внимание: "Найди такой же” – предлагаю малышу выбрать из 4-6 шариков, кубиков, фигурок (по цвету, величине, игрушек) "такой же”, как у него.

Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. В этом детям помогут игры типа «Найди пару», «Закрой окошки», «Найди такую же» и другие.    

 

Занятия «обыгрываю» в сказочной форме: собираем «цветочки» или «грибочки» в разные корзиночки. Для начала предлагаю самые простые игры и упражнения, цель которых освоение свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, цвету, размеру:

1) «Сортируем по признаку». Выкладываю на стол все блоки и прошу отделить все красные. Затем – все жёлтые и не круглые и т. д.

2) «Найди такой же». Найти такой же по цвету (форме). Затем – «не такой же».

3) Перед детьми выкладывала три детали и предлагала считалочкой «Раз, два, три, четыре, пять, будем глазки закрывать!» дети закрывали глаза,я убирала одну из фигур.  Произносила считалочку: «Раз, два, три, четыре, пять, можно глазки открывать!» просила открыть глаза затем спрашивала « Какую «конфетку» съел Мишка?»

         С целью использования различных сенсорных анализаторов и расширения сенсорного опыта детей использую «Волшебный мешочек»: в красочный тканевый мешочек складываю фигуры и прошу найти на ощупь большой (или маленький) шарик, кубик.

В результате к концу учебного года дети самостоятельно выделяют, и называют цвет, форму, размер предметов, группируют и соотносят их по выделенным свойствам, свободно умеют выделять в предмете 3-4 признака.

В процессе разнообразных действий дети учатся сравнивать, обобщать, классифицировать предметы по различным признакам, что очень важно не только в плане предматематической подготовки, но и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Детей учим играть по правилам. Соблюдения правил в д/и, п/и - это выполнение игровой задачи, проявление внимания к партнеру в игре, взаимопомощи.

По-прежнему любимыми остаются с/р игры. Например, прочитав сказку К.И.Чуковского “Айболит”- рассмотрев иллюстрации , побеседовав по содержанию, это помогло в развитии сюжетной игры “Больница для игрушек”. Также была проведена беседа о труде врача, мед. сестры, пополнили ранее полученные знания, проведена экскурсия в мед. кабинет.

В игре “Семья”- закрепляли представления о семье, об обязанностях членов семьи. Знакомились с разной посудой (столовой, кухонной, чайной), формировали умение действовать в сюжете: готовить обед, накрывать на стол, кормить, взаимодействовать друг с другом.

В игре «Строим дом» - знакомились с профессией строителей; знакомились с техникой облегчающей труд строителей, сооружали постройки не сложной конструкции. При этом нужно не забывать, что во время игры развивается речь и обогащается словарный запас ребенка. Постепенно мы усложняем и обогащаем предметно-развивающую среду и способствуем возникновению новых игр на темы из окружающей жизни, по мотивам литературных произведений (потешек, сказок, песенок, стихов) обыгрыванию новых игрушек в форме театрализованного представления.

Все названные выше игровые технологии направлены на то, чтобы игра стала для детей интересной, увлекательной, самостоятельной деятельностью, чтобы каждый ребенок мог проявлять в ней свои способности, умение устанавливать эмоционально-положительные контакты со сверстниками. В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть: игра имеет колоссальный развивающий потенциал при условии, если останется самостоятельной деятельностью детей. В игре нет места педагогической директиве, но есть место для партнерства, основанного на глубоком и искреннем уважении к внутреннему миру другого, пусть и маленького человека, заглянуть в который нам и помогает окошко с волшебным названием «Игра»…..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игровые технологии". Совместная познавательно-исследовательская деятельность детей с использованием метода проектов и игровых технологий в условиях внедрения ФГОС ДО".

  Игра - одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась в...

Игровые технологии. Презентация к докладу «Игровые технологии по формированию элементарных математических представлений у дошкольников». Выступление на педсовете.

Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его лич...

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности . 2.Использование театрально-игровых технологий в песенном творчестве

1.Использование театрально-игровых технологий в театральной деятельности«Стихотворение, которое подходит по своему содержанию  к сюжету музыкального произведения»2. Использование теат...

Презентация Отличительные особенности игровых технологий и обоснование алгоритма разработки и совершенствования современных игровых технологий в ДОО и разных видах детской деятельности

Эмоция, возникающая по поводу игровой роли, и выполняющая функцию побудителя действия, начинает распространяться на всю игровую ситуацию и образовательную задачу в целом. Воображаемая ситуации и роль ...