Познавательный проект на тему: «Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» (старшая группа)
проект (старшая группа)
Развивать у детей с ОВЗ умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект 2024 | 28.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 113
Утвержда
Заведующий МАДОУ д/с № 113
_______________Арчинова Н.В.
«___»__________20___ г.
Познавательный проект
на тему:
«Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
(старшая группа)
Разработчики:
Буздырина О.Б. - учитель-дефектолог
Семченкова Т.А. - воспитатель
Сивандаева Е.Г. - воспитатель
г. Калининград
2024 год
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное развития составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное воспитание необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе.
Чтобы улучшить сенсорное развитие ребёнка, необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т.е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Таким образом, сенсорное развитие – это основа для умственного развития и совершенствования практической деятельности современного человека.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Мониторинг по развитию сенсорных эталонов, проведённый в начале учебного года показал недостаточный уровень сенсорного развития у детей с ОВЗ по некоторым показателям (форма, величина). В результате проведенного обследования возникла необходимость в разработке и реализации данной программы, направленной на развитие и интеграцию сенсорных эталонов.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Развивать у детей с ОВЗ умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Расширение знаний о сенсорных эталонах и закрепление представлений о сенсорных эталонах.
- Расширение умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования. (соотнесение локализации)
- Развитие навыка выполнения сенсорных операций, которые являются частью обследовательских перцептивных действий.
- Расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети:
- у детей будут расширяться знания о сенсорных эталонах и закрепляться представления о них;
- улучшится состояние психических функций: мышление, внимание, память, воображение;
- овладеют сенсорными эталонами при анализе предметов;
- вовлекать родителей в процесс педагогической коррекции по формированию у детей сенсорных эталонов;
Педагоги:
- повысят уровень педагогической компетентности по формированию представлений о сенсомоторной интеграции детей;
- разнообразят предметно-развивающую среду дидактическими играми;
- установят более тесные и доверительные отношения с детьми;
Родители:
- повысят компетентность по формированию у детей сенсорных эталонов;
- изготовят игры по сенсорному воспитанию в домашних условиях;
Вид проекта: долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий
Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели старшей группы №10, родители (законные представители), дети с ОВЗ.
Сроки реализации проекта: октябрь 2024 — май 2025
Этапы реализации проекта:
Организационный
Продуктивный
Заключительный
Реализация проекта проходит в три этапа:
I этап – организационный
На первом этапе были поставлены следующие задачи:
- проведение мониторинга;
- анализ полученных результатов, выводы;
-изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному развитию детей в соответствии с ФГОСТ;
- формулировка проблемы проекта;
- постановка цели и задач, определение продуктов проекта;
- создание мотивации для участия родителей в проекте;
- проведение анкетирования родителей «В какие игры вы играете дома»;
- прогнозирование ожидаемых результатов;
Мониторинг по развитию сенсорных эталонов, проведённый в начале учебного года, показал недостаточный уровень сенсорного развития у детей с ОВЗ по всем показателям.
У детей возникли трудности в овладении сенсорными эталонами, ориентировке в пространстве на себе (от себя), временными представлениями;
II этап – продуктивный
На втором основном этапе были поставлены следующие задачи:
- расширить и пополнить развивающую предметно-пространственную среду;
- подготовить материалы для работы с родителями;
- провести беседы с родителями о роли развивающих игр для детей с ОВЗ;
- наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей»; памятка «Во что играем дома»;
- консультация для родителей «Сенсорные игры в домашних условиях»
III этап – заключительный
- анализ результатов проекта: в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование сенсорных игр;
- у детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию;
- родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения сенсорных игр, консультации по изготовлению дидактических игр;- дети овладели сенсорными эталонами при анализе предметов;
Перспективное планирование работы группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Виды и формы работы |
Октябрь | 1 | Диагностика сенсорного развития детей. | Определить уровень сенсорного развития каждого ребенка | Цвет: Пособие «Коврик и цветы», «Составь дорожку» (оттенки). Форма: «Узнай и назови», «Подбери по форме», «Какой формы предмет на картинке?» Величина: «Составь пирамидку», «Красная шапочка», «Разложи по порядку». |
2 | «Овощи и фрукты» (цвет) | Закреплять умения обследовать и анализировать предметы по их при знакам (цвет). Узнавать и называть точным словом фиолетовый цвет. Расширять представления о дарах осени. | Д/игра «Назови цвет овощей и фруктов», «Выбери одинаковые по цвету», «Соотнеси натуральные овощи и фрукты по цвету с картинкой» Практическое задание- Закрасить контур баклажана, назвать его цвет. | |
3 | «Сбор урожая» (величина) | Учить сравнивать предметы по величине, создавать сериационные ряды из 6-8 предметов в убывающей (возрастающей ) последовательности. Учить устанавливать правильное расположение предметов в сериационном ряду; находить место пропущенному предмету. | Д/игры: «Назови овощи и фрукты» (цвет, форма, величина), «Сравни овощи и фрукты», «Построй ряд» (силуэты овощей и фруктов), «Что изменилось?» | |
Ноябрь | 1 | «Чудесный мешочек» (форма) | Учить различать и называть формы геометрических фигур (круг, овал. квадрат, треугольник, прямоугольник) и объемные тела ((шар, куб, конус, цилиндр, эллипсоид (яйцо). Формировать умение использовать формы в практической деятельности как эталон для анализа основной формы предметов. | «Узнай и назови» (плоские и объемные тела), «Чудесный мешочек». (Сначала плоские, затем объемные формы). «Определи форму овощей» и «Соотнеси овощи по форме», «Найди овощ по форме» Практическое задание – рисование и обводка геометрических фигур. |
2 | «Дикие животные» (цвет) | Учить моделировать простые сюжеты на коврографе из цветных силуэтных изображений. Закрепить знание основных цветов и их оттенков. Учить подбирать фон бумаги и краски для изображения солнечной и пасмурной погоды. | «Узнай и назови», «Сравни животных по цвету», «Расскажи по картинке», Практическое задание: Моделирование картины из цветных силуэтов. Раскрашивание изображений диких животных разных оттенков. | |
Декабрь | 1 | «Учимся сравнивать» (величина) | Развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Учить составлять сериационные ряды из 6-8 предметов по высоте в убывающей и возрастающей последовательности. Учить правильно определять место пропущенному предмету | «Сравни столы», «Сложи дощечки», «Разложи по схеме» Поисковая деятельность- «Найди место» |
2 | «Назови форму» (форма) | Учить узнавать и называть точным словом основные фигуры. Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику. | «Различение и называние», «Сделай, как я» «Выполни по инструкции» Практическое задание- раскрась геометрические фигуры по точкам. | |
Январь | 1 | «Зима» (цвет) | Учить создавать цветные картины, панно по образцу. Словесному описанию из контурных цветных и одноцветных силуэтов. Учить локализовывать из основных цветов оттенки: темные из темных, светлые из светлых. Развивать зрительное внимание, память, воображение. . | «Соотнеси цветной силуэт с изображением на картине». «Выложи картину по словесному описанию». Практическое задание- Аппликация с изображением цветных силуэтов диких зверей, деревьев, кустов (сравнение цвета). |
2 | «Новогодние приготовления» (величина) | Совершенствовать навык зрительного анализа величины предметов. Учить выбирать предметы по величине. Учить понимать и словесно обозначать длину, ширину и высоту предметов и соотносить эти признаки. | «Определи величину елки» «Отбери полоски», «Разные цепочки». Практическое задание- «Наряди елку» | |
Февраль | 1 | «Четырехугольники» (Форма) | Формировать понятие о четырехугольниках: квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб. Учить анализировать основные части геометрических фигур, определять их сходство и различие. Развивать зрительное внимание, глазомер. Мелкую моторику. | «Узнай и назови» «Назови одним словом» Практическая работа- Дорисовывание четырехугольников, раскрашивание их карандашом. |
2 | «Оттенки» (Цвет) | Развивать умение различать 5-7 оттенков основных цветов. Развивать зрительное внимание, память. Формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности. | «Выложи дорожку» (от темного до светлого). «Найди предмет такого же оттенка». «Составь узор». Практическая работа- аппликация»Композиция цветов разных оттенков» | |
Март | 1 | «Сравнение предметов по длине и ширине» (величина) | Учить сравнивать предметы по длине и ширине, отображать величину практической деятельности по заданным условиям. Формировать умение локализовывать предметы по величине. | «Узнай величину», Задание по словесной инструкции: покажи самую длинную ленту, широкую, короткую. Практическое задание- найди и раскрась. |
2 | «Птицы» (форма) | Совершенствовать умение использовать геометрические фигуры и объемные тела как эталон для анализа формы реальных предметов. Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, воображение. | «Птица в полете» «Конструирование птицы из модулей, конструкторов. «Составь птицу счастья» Практическая работа – аппликация птицы из геометрических фигур. | |
3 | «Путешествие к речке» («воздушно- пузырьковая колонна»- сенсорная комната) | Формировать представление о весенних изменениях в природе (журчание ручья, пение птиц) | Прослушивание звуков природы весной. Практическая работа –«Световой стол для рисования песком»: нарисуй солнце, птиц, ручей. Муз. Чайковского П.И. «Времена года. Весна». | |
Апрель | 1 | «Поиск оттенка» (цвет) | Совершенствовать умение различать до5-7 оттенков красного, зеленого, синего и до 5 оттенков оранжевого, фиолетового цветов. Развивать зрительное внимание, цветоразличение, память. | «Разложи от темного к светлому и наоборот» «Найди Найди на кубике такой же оттенок, как на карточке» Практическая работа- закрашивание контуров одежды от темного к светлому». |
2 | «Спасём домашних животных» (сенсорная комната) | Закрепить представление о домашних животных и их детёнышей. Развивать тактильное восприятие, кинестетическую чувствительность, внимание, воображение. | Игры с «тактильной панелью»- домашние животные. Д\игра «Напои животных водой Световой стол для рисования песком- Д/игра «Построй домики для животных» | |
Май | 1 | «Обезьянка» (форма) | Совершенствовать умение различать геометрические фигуры, обучать использованию формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов. Развивать зрительное внимание и мелкую моторику рук. | «Чудесный мешочек» «Обезьянка», стр. 23. Практическое задание- «Дорисуй квадрат», «Дорисуй ромб» |
2 | «Путешествие на лесную поляну» (сенсорная комната) | Закрепить представление о диких животных, птицах. Учить составлять узор из шариков на сенсорном столе. Развивать цветовосприятие, внимание, воображение. Улучшать психоэмоциональное состояние. | Слушание звуков леса. Работа с воздушно- пузырьковой панелью- наблюдение за изменением цвета (Д/игра «Назови цвет») Работа за сенсорным столиком «Составь узор». |
Диагностика развития сенсорных эталонов группа №10 2024 год
№ п/п | Фамилия, имя | Цвет | Форма | Величина | Тактильное восприятие | Слуховое восприятие | Психические функции (память, внимание, мышление) | ||||||
Н.Г.. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | Н.Г. | К.Г. | ||
1. | Кухарь Вова | ||||||||||||
2. | Кучеренко Маша | ||||||||||||
3. | Лавренова Настя | ||||||||||||
4. | Маруняк Даня | ||||||||||||
5. | Пивненко Данила | ||||||||||||
6. | Стержанов Филипп | ||||||||||||
7. | Вихренко Давид | ||||||||||||
8. | Азарян Лилит |
*Н - начало года
*К - конец года
Методические источники:
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.
3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.
5. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Просвещение. 1963. - 364с.
6. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - 392
7. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М. : Новое знание, 2006. - 345с.
8. Буянова Р. Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 – 2006
9. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. :БрГУ, 2007. - 195с.
10. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.
11.Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната -- волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. -- СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. -- с.
12.Чевычелова Е.А. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Старшая группа – Волгоград, издательство «Учитель» - 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения
Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...
Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов Лекотеки
Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только для развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично ...
Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная деятельность детей связано с развитием речи ...
Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»
1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...
Познавательное и сенсорное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье говорится о проблемах воспитания и обучения детей с ОВЗ...
Статья: "Использование приемов сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"
Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восп...
Познавательный проект: "Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ОВЗ"
Познавательный проект направлен на развитие и интеграцию сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....