Познавательный проект на тему: «Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)» (старшая группа)
проект (старшая группа)

семченкова татьяна анатольевна

Развивать у детей с ОВЗ умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект 202428.68 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 113

Утвержда

Заведующий МАДОУ д/с № 113

_______________Арчинова Н.В.

«___»__________20___ г.

Познавательный проект

на тему:

«Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

(старшая группа)

Разработчики:

Буздырина О.Б. - учитель-дефектолог              

Семченкова Т.А. - воспитатель

Сивандаева Е.Г. - воспитатель

г. Калининград

2024 год

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развития составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, имеет   самостоятельное значение, т.к. полноценное воспитание необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе.

Чтобы улучшить сенсорное развитие ребёнка, необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т.е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Таким образом, сенсорное развитие – это основа для умственного развития и совершенствования практической деятельности современного человека.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

Мониторинг по развитию сенсорных эталонов, проведённый в начале учебного года показал недостаточный уровень сенсорного развития у детей с ОВЗ по некоторым показателям (форма, величина). В результате проведенного обследования возникла необходимость в разработке и реализации данной программы, направленной на развитие и интеграцию сенсорных эталонов.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

 Развивать у детей с ОВЗ умение пользоваться сенсорными эталонами при анализе предметов.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

- Расширение знаний о сенсорных эталонах и закрепление представлений о сенсорных эталонах.

- Расширение умение пользоваться сенсорными эталонами на уровне называния, узнавания, оперирования. (соотнесение локализации)

- Развитие навыка выполнения сенсорных операций, которые являются частью обследовательских перцептивных действий.

- Расширение представлений о свойствах и качествах предметов реального мира.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети:

- у детей будут расширяться знания о сенсорных эталонах и закрепляться представления о них;

- улучшится состояние психических функций: мышление, внимание, память, воображение;

- овладеют сенсорными эталонами при анализе предметов;

- вовлекать родителей в процесс педагогической коррекции по формированию у детей сенсорных эталонов;

Педагоги:

- повысят уровень педагогической компетентности по формированию представлений о сенсомоторной интеграции детей;

- разнообразят предметно-развивающую среду дидактическими играми;

- установят более тесные и доверительные отношения с детьми;

Родители:

- повысят компетентность по формированию у детей сенсорных эталонов;

- изготовят игры по сенсорному воспитанию в домашних условиях;

Вид проекта: долгосрочный (9 месяцев)

Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий

Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели старшей группы №10, родители (законные представители), дети с ОВЗ.

Сроки реализации проекта: октябрь 2024 — май 2025

Этапы реализации проекта:

Организационный

Продуктивный

Заключительный

Реализация проекта проходит в три этапа:

I этап – организационный

На первом этапе были поставлены следующие задачи:

- проведение мониторинга;

- анализ полученных результатов, выводы;

-изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному развитию детей в соответствии с ФГОСТ;

- формулировка проблемы проекта;

- постановка цели и задач, определение продуктов проекта;

- создание мотивации для участия родителей в проекте;

- проведение анкетирования родителей «В какие игры вы играете дома»;

-  прогнозирование ожидаемых результатов;

Мониторинг по развитию сенсорных эталонов, проведённый в начале учебного года, показал недостаточный уровень сенсорного развития у детей с ОВЗ по всем показателям.

У детей возникли трудности в овладении сенсорными эталонами, ориентировке в пространстве на себе (от себя), временными представлениями;

II этап – продуктивный

На втором основном этапе были поставлены следующие задачи:

- расширить и пополнить развивающую предметно-пространственную среду;

- подготовить материалы для работы с родителями;

- провести беседы с родителями о роли развивающих игр для детей с ОВЗ;

- наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей»; памятка «Во что играем дома»;

- консультация для родителей «Сенсорные игры в домашних условиях»

 III этап – заключительный

- анализ результатов проекта: в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование сенсорных игр;

- у детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию;

- родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения сенсорных игр, консультации по изготовлению дидактических игр;- дети овладели  сенсорными эталонами при анализе предметов;

Перспективное планирование работы группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Виды и формы работы

Октябрь

1

Диагностика сенсорного развития детей.

Определить уровень сенсорного развития каждого ребенка

    Цвет: Пособие «Коврик и цветы», «Составь дорожку» (оттенки).

    Форма: «Узнай и назови», «Подбери по форме», «Какой формы предмет на картинке?»

    Величина: «Составь пирамидку», «Красная шапочка», «Разложи по порядку».

2

«Овощи и фрукты»

(цвет)

   Закреплять умения обследовать и анализировать предметы по их при знакам (цвет).

   Узнавать и называть точным словом фиолетовый цвет.

  Расширять представления о дарах осени.

Д/игра «Назови цвет овощей и фруктов», «Выбери одинаковые по цвету», «Соотнеси натуральные овощи и фрукты по цвету с картинкой»

Практическое задание- Закрасить контур баклажана, назвать его цвет.

3

«Сбор урожая»

(величина)

Учить сравнивать предметы по величине, создавать сериационные ряды из 6-8 предметов в убывающей (возрастающей ) последовательности.

Учить устанавливать правильное расположение предметов в сериационном ряду; находить место пропущенному предмету.

Д/игры: «Назови овощи и фрукты» (цвет, форма, величина), «Сравни овощи и фрукты», «Построй ряд» (силуэты овощей и фруктов), «Что изменилось?»

Ноябрь

1

«Чудесный мешочек»

(форма)

Учить различать и называть формы геометрических фигур (круг, овал. квадрат, треугольник, прямоугольник) и объемные тела ((шар, куб, конус, цилиндр, эллипсоид (яйцо).

   Формировать умение использовать формы в практической деятельности как эталон для анализа основной формы предметов.

«Узнай и назови» (плоские и объемные тела), «Чудесный мешочек». (Сначала плоские, затем объемные формы).

«Определи форму овощей» и «Соотнеси овощи по форме»,

«Найди овощ по форме»

    Практическое задание – рисование и обводка геометрических фигур.

2

«Дикие животные»

(цвет)

Учить моделировать  простые сюжеты на коврографе из цветных силуэтных изображений.

Закрепить знание основных цветов и их оттенков.

Учить подбирать фон бумаги и краски для изображения солнечной и пасмурной погоды.

«Узнай и назови», «Сравни животных по цвету», «Расскажи по картинке»,

Практическое задание:

Моделирование картины из цветных силуэтов. Раскрашивание изображений диких животных разных оттенков.

Декабрь

1

«Учимся сравнивать»

(величина)

Развивать умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

Учить составлять сериационные ряды из 6-8 предметов по высоте в убывающей и возрастающей последовательности.

Учить правильно определять место пропущенному предмету

«Сравни столы», «Сложи дощечки», «Разложи по схеме»

Поисковая деятельность- «Найди место»

2

«Назови форму»

(форма)

Учить узнавать и называть

точным словом  основные фигуры.

Развивать зрительное внимание, память, мелкую моторику.

«Различение и называние», «Сделай, как я»

«Выполни по инструкции»

Практическое задание- раскрась геометрические фигуры по точкам.

Январь

1

«Зима»

(цвет)

Учить создавать цветные картины, панно по образцу. Словесному описанию из контурных цветных и одноцветных силуэтов.

Учить локализовывать из основных цветов оттенки: темные из темных, светлые из светлых.

Развивать зрительное внимание, память, воображение.

.

«Соотнеси цветной силуэт с изображением на картине».

«Выложи картину по словесному описанию».

Практическое задание- Аппликация с изображением цветных силуэтов диких зверей, деревьев, кустов (сравнение цвета).

2

«Новогодние приготовления» (величина)

Совершенствовать навык зрительного анализа величины предметов.

Учить выбирать предметы по величине.

Учить понимать и словесно обозначать длину, ширину и высоту предметов и соотносить эти признаки.

«Определи величину елки»

«Отбери полоски», «Разные цепочки».

Практическое задание- «Наряди елку»

Февраль

1

«Четырехугольники»

(Форма)

Формировать понятие о четырехугольниках: квадрат, прямоугольник, трапеция, ромб.

Учить анализировать основные части геометрических фигур, определять их сходство и различие.

Развивать зрительное внимание, глазомер. Мелкую моторику.

«Узнай и назови»

«Назови одним словом»

Практическая работа- Дорисовывание четырехугольников, раскрашивание их карандашом.

2

«Оттенки»

(Цвет)

Развивать умение различать 5-7 оттенков основных цветов.

    Развивать зрительное внимание, память.

    Формировать навыки осязания в процессе предметно-практической деятельности.

«Выложи дорожку» (от темного до светлого).

«Найди предмет такого же оттенка».

«Составь узор».

Практическая работа- аппликация»Композиция цветов разных оттенков»

Март

1

«Сравнение предметов по длине и ширине»

(величина)

Учить сравнивать предметы по длине и ширине, отображать величину практической деятельности по заданным условиям.

Формировать умение локализовывать предметы по величине.

«Узнай величину»,

Задание по словесной инструкции: покажи самую длинную ленту, широкую, короткую.

Практическое задание- найди и раскрась.

2

«Птицы»

(форма)

Совершенствовать умение использовать геометрические фигуры и объемные тела как эталон для анализа формы реальных предметов.

Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, воображение.

«Птица в полете»

«Конструирование птицы из модулей, конструкторов.

«Составь птицу счастья»

Практическая работа – аппликация птицы из геометрических фигур.

3

«Путешествие к речке» («воздушно- пузырьковая колонна»- сенсорная комната)

Формировать представление о весенних изменениях в природе (журчание ручья, пение птиц)

Прослушивание звуков природы весной.

Практическая работа –«Световой стол для рисования песком»: нарисуй солнце, птиц, ручей.

Муз. Чайковского П.И. «Времена года. Весна».

Апрель

1

«Поиск оттенка»

(цвет)

Совершенствовать умение различать до5-7 оттенков красного, зеленого, синего и до 5 оттенков оранжевого, фиолетового цветов.

Развивать зрительное внимание, цветоразличение, память.

«Разложи от темного к светлому и наоборот»

 «Найди Найди на кубике такой же оттенок, как на карточке»

Практическая работа- закрашивание контуров одежды от темного к светлому».

2

«Спасём домашних животных»

(сенсорная комната)

Закрепить представление о домашних животных и их детёнышей.

Развивать тактильное восприятие, кинестетическую чувствительность, внимание, воображение.

Игры с «тактильной панелью»- домашние животные.

Д\игра «Напои животных водой

Световой стол для рисования песком- Д/игра «Построй домики для животных»

Май

1

«Обезьянка»

(форма)

Совершенствовать умение различать геометрические фигуры, обучать использованию формы как эталона для анализа основной формы реальных предметов.

Развивать зрительное внимание и мелкую моторику рук.

«Чудесный мешочек»

«Обезьянка», стр. 23.

Практическое задание- «Дорисуй квадрат», «Дорисуй ромб»

2

«Путешествие на лесную поляну» (сенсорная комната)

Закрепить представление о диких животных, птицах.

Учить составлять узор из шариков на сенсорном столе.

Развивать цветовосприятие, внимание, воображение.

Улучшать психоэмоциональное состояние.

Слушание звуков леса.

Работа с воздушно- пузырьковой панелью-

наблюдение за изменением цвета (Д/игра «Назови цвет»)

Работа за сенсорным столиком «Составь узор».

Диагностика развития сенсорных эталонов группа №10 2024 год

№ п/п

Фамилия, имя

Цвет

Форма

Величина

Тактильное восприятие

Слуховое восприятие

Психические функции (память, внимание, мышление)

Н.Г..

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

Н.Г.

К.Г.

1.

Кухарь Вова

2.

Кучеренко Маша

3.

Лавренова

Настя

4.

Маруняк Даня

5.

Пивненко Данила

6.

Стержанов Филипп

7.

Вихренко Давид

8.

Азарян Лилит

*Н - начало года

*К - конец года

Методические источники:

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.

3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Редактор, 2012. – 396с.

5. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Просвещение. 1963. - 364с.

6. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - 392

7. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М. : Новое знание, 2006. - 345с.

8. Буянова Р. Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 – 2006

9. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. :БрГУ, 2007. - 195с.

10. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.

11.Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната -- волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. -- СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. -- с.

12.Чевычелова Е.А. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Старшая группа – Волгоград, издательство «Учитель» - 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательного учреждения

Представлен опыт работы по теме "Коррекция двигательной сферы у старших дошкольниковс ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов дошкольного образовательн...

Коррекция двигательной сферы у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья в аспекте интеграции деятельности специалистов Лекотеки

    Дошкольное образование призвано обеспечить основной фундамент не только для  развития, но и создать максимально благоприятные условия для формирования здорового и гармонично ...

Интеграция двигательной и речевой деятельности в процессе физического воспитания дошкольников с ограниченными возможностями здоровья

Моторная и двигательная активность очень важны для речевого развития, а степень их формирования непосредственно влияет на характер речи. Двигательная  деятельность детей связано с развитием речи ...

Инновационный проект по теме: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ограниченными возможностями здоровья через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»

1. Тема проекта: «Развитие мелкой моторики и координации движений у детей с ОВЗ через современные модели образовательной деятельности с учётом регионального компонента»Авторы проекта: Духи...

Познавательное и сенсорное развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье говорится о проблемах воспитания и обучения детей с ОВЗ...

Статья: "Использование приемов сенсорной интеграции в работе с дошкольниками с ограниченными возможностями здоровья"

Сенсорное развитие ребенка - это развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и пр. С восп...

Познавательный проект: "Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ОВЗ"

Познавательный проект направлен на развитие и интеграцию сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья....