Познавательный проект: "Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Познавательный проект направлен на развитие и интеграцию сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_2023.docx24.08 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 113

Познавательный проект

на тему:

«Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

(средняя группа)

Разработчики:

Буздырина О.Б. - учитель-дефектолог              

Семченкова Т.А. - воспитатель

Бондарь М.С. - воспитатель

г. Калининград

2023 год

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формиров

ание представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.

Сенсорное развития составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, имеет   самостоятельное значение, т.к. полноценное воспитание необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе.

Чтобы улучшить сенсорное развитие ребёнка, необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т.е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.

Таким образом, сенсорное развитие – это основа для умственного развития и совершенствования практической деятельности современного человека.

ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА

Мониторинг по развитию сенсорных эталонов, проведённый в начале учебного года, показал недостаточный уровень сенсорного развития у детей с ОВЗ по всем показателям. В основном преобладал низкий и средний уровни. В результате проведенного обследования возникла необходимость в разработке и реализации данной программы, направленной на развитие и интеграцию сенсорных эталонов.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА

Обеспечить накопление у детей с ОВЗ представлений о цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития.

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

- Формировать представление о сенсорных эталонах;

- развивать высшие психические функции: мышление, внимание, память, воображение;

- развивать познавательный интерес и любознательность;

- повышать уровень педагогической компетентности по формированию представлений о сенсомоторной интеграции детей;

- вовлекать родителей в процесс педагогической коррекции по формированию у детей сенсорных эталонов;

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Дети:

- у детей будут сформированы сенсорные эталоны цвета, формы и величины предметов;

- улучшится состояние психических функций: мышление, внимание, память, воображение;

- повысится познавательный интерес, речевая активность, творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость;

- вовлекать родителей в процесс педагогической коррекции по формированию у детей сенсорных эталонов;

Педагоги:

- повысят уровень педагогической компетентности по формированию представлений о сенсомоторной интеграции детей;

- разнообразят предметно-развивающую среду дидактическими играми;

- установят более тесные и доверительные отношения с детьми;

Родители:

- повысят компетентность по формированию у детей сенсорных эталонов;

- изготовят игры по сенсорному воспитанию в домашних условиях;

Вид проекта: долгосрочный (9 месяцев)

Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий

Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели средней группы №10, родители (законные представители), дети с ОВЗ.

Сроки реализации проекта: ноябрь 2023 — май 2024

Этапы реализации проекта:

Организационный

Продуктивный

Заключительный

Реализация проекта проходит в три этапа:

I этап – организационный

На первом этапе были поставлены следующие задачи:

- проведение мониторинга;

- анализ полученных результатов, выводы;

-изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному развитию детей в соответствии с ФГОСТ;

- формулировка проблемы проекта;

- постановка цели и задач, определение продуктов проекта;

- создание мотивации для участия родителей в проекте;

- проведение анкетирования родителей «В какие игры вы играете дома»;

-  прогнозирование ожидаемых результатов;

Мониторинг по развитию сенсорных эталонов, проведённый в начале учебного года, показал недостаточный уровень сенсорного развития у детей с ОВЗ по всем показателям.

У детей возникли трудности в овладении сенсорными эталонами, ориентировке в пространстве на себе (от себя), временными представлениями;

II этап – продуктивный

На втором основном этапе были поставлены следующие задачи:

- расширить и пополнить развивающую предметно-пространственную среду;

- подготовить материалы для работы с родителями;

- провести беседы с родителями о роли развивающих игр для детей с ОВЗ;

- наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей»; памятка «Во что играем дома»;

- консультация для родителей «Сенсорные игры в домашних условиях»

 III этап – заключительный

- анализ результатов проекта: в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование сенсорных игр;

- у детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию;

- родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения сенсорных игр, консультации по изготовлению дидактических игр;

Перспективное планирование работы группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения

Месяц

Неделя

Тема

Программное содержание

Виды и формы работы

Октябрь

1

Диагностика сенсорного развития детей.

Определить уровень сенсорного развития каждого ребенка

Три полых куба различной величины, пирамидка, деревянный конструктор, 4 фона и одежда 4 основных цветов, три пары варежек (синяя, красная, желтая)

2

«Краски осени»

(цвет)

Закрепить знания названий основных цветов, формировать умение анализировать цвет предметов.

д/игра «Назови цвет овощей», «Листья осени»

Практическое задание- выложить на коврографе картину «Краски осени» (по образцу)

3

«Домашние животные»

(форма)

Формировать навыки простейшего анализа предметов по форме. Учить различать и называть формы геометрических фигур (круг, овал. квадрат, треугольник).

«Узнай и назови», «Волшебный мешочек», «Каждой игрушке своё место»

Выбрать игрушки круглой, квадратной, овальной формы.

Практическое задание- составь узор из геометрических фигур по образцу.

4

«Большие и маленькие»

(величина)

Закрепить представление о величине предметов, относительной величины- «большой- маленький», «больше, меньше»; учить находить два одинаковых предмета среди пяти разной величины.

Разложить мячи по величине- (большие, средние, маленькие) в обруч;

«Найди пару»;

«Найди свой домик» (медведю, лисе и зайцу)

Ноябрь

1

«Оранжевые превращения»

(цвет)

Учить называть точным словом оранжевый цвет, формировать интерес к экспериментальным действиям с красками, смешивание, получение нового цвета;

Д/ игры

«Воздушные шары», «Спрячь мышку»

Выбери оранжевую геометрическую из фигур основных цветов.

Практическое задание на коврогрофе- выложи дерево с оранжевыми листьями.

Смешать красную и жёлтую краску до получения оранжевой, закрасить листья в оранжевый цвет.

2

«Длинные и короткие»

(величина)

Закрепить представление о длине предметов; упражнять в сравнении трёх группах предметов; учить располагать предметы в убывающей и возрастающей последовательности;

«Сравни дорожки», «Прокати мяч по длинной, короткой дорожке», «Сравни ленты».

Практическое задание- построй лесенку.

3

«Мебель»

(форма)

Учить анализировать форму предметов в конфигурацию которых входит две- три простые формы, группировать предметы по форме.

«Назови форму мебели»

Практическая работа- конструирование мебели (стол, стул, кровать)

Поисковая деятельность- какой части нет у мебели.

4

«Моё тело»

(ориентировка в пространстве)

Учить различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей(кукол) соотносить со своим телом;

Формировать представление о пространственном   расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу)

«Назови и покажи части тела в (зеркальном отражении)»

«Назови части тела друга»

«Отремонтируй куклу»

Декабрь

1

«Назови цвет»

(цвет)

Закрепить знание основных цветов, учить называть точным словом фиолетовый цвет

«Украсим чайник», «Воздушные шары».

«Выбери все фиолетовые круги»

Практическое задание- закрась контур баклажана.

2

«Дикие животные»

(форма)

Закрепить умения воссоздавать целое изображение предмета, умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой

«Узнай и назови геометрическую фигуру (объёмное геометрическое тело)»

«Выбери из геометрических фигур прямоугольники, квадраты, треугольники»

Практическое задание- составь из геометрических фигур дикое животное.

3

«Ширина»

(величина)

Закреплять представление о ширине предметов, учить сравнивать предметы по ширине; располагать 5 предметов в убывающей последовательности (возрастающей)

«Сравни дощечки по ширине»

«Каждую машину в свой гараж»

«Расставь по порядку»

«Расставь машины на дорожке по ширине»

4

«Правая, левая»

(ориентировка)

Учить различать правую, левую руку, ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке;

Познакомить с названием каждого пальца на руке;

Задание по словесной инструкции (покажи правую- левую руку, правую- левую ногу (ухо, глаз, бок); дай правой рукой кубик)

«Что умеют пальцы, рука»

Январь

1

«Цветные пирамидки»

(цвет)

Учить раскладывать цветные предметы (геометрические тела, фигуры) в определённой последовательности, чередуя цвет.

Закреплять знания названий основных цветов.

«Назови цвет объёмного геометрического тела, геометрической фигуры (овал, круг, треугольник, круг, прямоугольник)»

Соотнеси объёмное тело с плоской геометрической фигурой такого же цвета.

Разложи геометрические объёмные цвета по цвету.

Практическое задание- закрасить кольца пирамидки.

Методические источники:

1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.

2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.

3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.

4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Ретор, 2012. – 396с.

5. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Просвещение. 1963. - 364с.

6. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - 392

7. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М. : Новое знание, 2006. - 345с.

8. Буянова Р. Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 – 20

9. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. :БрГУ, 2007. - 195с.

10. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.

11.Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната -- волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. -- СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. -- с.

12.Чевычелова Е.А. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Средняя группа – Волгоград, издательство «Учитель» - 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое описание дидактической игры "Куб для развития основных сенсорных эталонов у дошкольников"

В методическом материале дано подробное описание  дидактической игры, ее вид и функциональное использование. Фото прилагается....

Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.

Аннотация: В статье представлены особенности  формирования сенсорного восприятия  дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации ...

Формирование сенсорных эталонов у дошкольников

Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и...

Значение изобразительной деятельности в процессе формирования сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР

Формирование целостного образа предметов - результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у дет...

Консультация "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников"

цель:повышение уровня компетентности педагогов и родителей по данной теме....