Познавательный проект: "Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ОВЗ"
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)
Познавательный проект направлен на развитие и интеграцию сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_2023.docx | 24.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА ДЕТСКИЙ САД № 113
Познавательный проект
на тему:
«Развитие и интеграция сенсорных эталонов у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»
(средняя группа)
Разработчики:
Буздырина О.Б. - учитель-дефектолог
Семченкова Т.А. - воспитатель
Бондарь М.С. - воспитатель
г. Калининград
2023 год
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формиров
ание представлений о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное развития составляет фундамент общего умственного развития ребёнка, имеет самостоятельное значение, т.к. полноценное воспитание необходимо для успешного обучения ребёнка в детском саду и в школе.
Чтобы улучшить сенсорное развитие ребёнка, необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т.е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Таким образом, сенсорное развитие – это основа для умственного развития и совершенствования практической деятельности современного человека.
ПРОБЛЕМА ПРОЕКТА
Мониторинг по развитию сенсорных эталонов, проведённый в начале учебного года, показал недостаточный уровень сенсорного развития у детей с ОВЗ по всем показателям. В основном преобладал низкий и средний уровни. В результате проведенного обследования возникла необходимость в разработке и реализации данной программы, направленной на развитие и интеграцию сенсорных эталонов.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Обеспечить накопление у детей с ОВЗ представлений о цвете, форме, величине предметов, их свойствах, которые составляют фундамент общего умственного развития.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Формировать представление о сенсорных эталонах;
- развивать высшие психические функции: мышление, внимание, память, воображение;
- развивать познавательный интерес и любознательность;
- повышать уровень педагогической компетентности по формированию представлений о сенсомоторной интеграции детей;
- вовлекать родителей в процесс педагогической коррекции по формированию у детей сенсорных эталонов;
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Дети:
- у детей будут сформированы сенсорные эталоны цвета, формы и величины предметов;
- улучшится состояние психических функций: мышление, внимание, память, воображение;
- повысится познавательный интерес, речевая активность, творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость;
- вовлекать родителей в процесс педагогической коррекции по формированию у детей сенсорных эталонов;
Педагоги:
- повысят уровень педагогической компетентности по формированию представлений о сенсомоторной интеграции детей;
- разнообразят предметно-развивающую среду дидактическими играми;
- установят более тесные и доверительные отношения с детьми;
Родители:
- повысят компетентность по формированию у детей сенсорных эталонов;
- изготовят игры по сенсорному воспитанию в домашних условиях;
Вид проекта: долгосрочный (9 месяцев)
Тип проекта: познавательный, исследовательский, творческий
Участники проекта: учитель-дефектолог, воспитатели средней группы №10, родители (законные представители), дети с ОВЗ.
Сроки реализации проекта: ноябрь 2023 — май 2024
Этапы реализации проекта:
Организационный
Продуктивный
Заключительный
Реализация проекта проходит в три этапа:
I этап – организационный
На первом этапе были поставлены следующие задачи:
- проведение мониторинга;
- анализ полученных результатов, выводы;
-изучение современных требований к содержанию и организации работы по сенсорному развитию детей в соответствии с ФГОСТ;
- формулировка проблемы проекта;
- постановка цели и задач, определение продуктов проекта;
- создание мотивации для участия родителей в проекте;
- проведение анкетирования родителей «В какие игры вы играете дома»;
- прогнозирование ожидаемых результатов;
Мониторинг по развитию сенсорных эталонов, проведённый в начале учебного года, показал недостаточный уровень сенсорного развития у детей с ОВЗ по всем показателям.
У детей возникли трудности в овладении сенсорными эталонами, ориентировке в пространстве на себе (от себя), временными представлениями;
II этап – продуктивный
На втором основном этапе были поставлены следующие задачи:
- расширить и пополнить развивающую предметно-пространственную среду;
- подготовить материалы для работы с родителями;
- провести беседы с родителями о роли развивающих игр для детей с ОВЗ;
- наглядная информация: папки-передвижки «Значение сенсорного воспитания в познавательном развитии детей»; памятка «Во что играем дома»;
- консультация для родителей «Сенсорные игры в домашних условиях»
III этап – заключительный
- анализ результатов проекта: в ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование сенсорных игр;
- у детей повысился уровень знаний по сенсорному развитию;
- родители получили методические рекомендации по закреплению у детей навыков сенсорного воспитания, созданию условий проведения сенсорных игр, консультации по изготовлению дидактических игр;
Перспективное планирование работы группы компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения
Месяц | Неделя | Тема | Программное содержание | Виды и формы работы |
Октябрь | 1 | Диагностика сенсорного развития детей. | Определить уровень сенсорного развития каждого ребенка | Три полых куба различной величины, пирамидка, деревянный конструктор, 4 фона и одежда 4 основных цветов, три пары варежек (синяя, красная, желтая) |
2 | «Краски осени» (цвет) | Закрепить знания названий основных цветов, формировать умение анализировать цвет предметов. | д/игра «Назови цвет овощей», «Листья осени» Практическое задание- выложить на коврографе картину «Краски осени» (по образцу) | |
3 | «Домашние животные» (форма) | Формировать навыки простейшего анализа предметов по форме. Учить различать и называть формы геометрических фигур (круг, овал. квадрат, треугольник). | «Узнай и назови», «Волшебный мешочек», «Каждой игрушке своё место» Выбрать игрушки круглой, квадратной, овальной формы. Практическое задание- составь узор из геометрических фигур по образцу. | |
4 | «Большие и маленькие» (величина) | Закрепить представление о величине предметов, относительной величины- «большой- маленький», «больше, меньше»; учить находить два одинаковых предмета среди пяти разной величины. | Разложить мячи по величине- (большие, средние, маленькие) в обруч; «Найди пару»; «Найди свой домик» (медведю, лисе и зайцу) | |
Ноябрь | 1 | «Оранжевые превращения» (цвет) | Учить называть точным словом оранжевый цвет, формировать интерес к экспериментальным действиям с красками, смешивание, получение нового цвета; | Д/ игры «Воздушные шары», «Спрячь мышку» Выбери оранжевую геометрическую из фигур основных цветов. Практическое задание на коврогрофе- выложи дерево с оранжевыми листьями. Смешать красную и жёлтую краску до получения оранжевой, закрасить листья в оранжевый цвет. |
2 | «Длинные и короткие» (величина) | Закрепить представление о длине предметов; упражнять в сравнении трёх группах предметов; учить располагать предметы в убывающей и возрастающей последовательности; | «Сравни дорожки», «Прокати мяч по длинной, короткой дорожке», «Сравни ленты». Практическое задание- построй лесенку. | |
3 | «Мебель» (форма) | Учить анализировать форму предметов в конфигурацию которых входит две- три простые формы, группировать предметы по форме. | «Назови форму мебели» Практическая работа- конструирование мебели (стол, стул, кровать) Поисковая деятельность- какой части нет у мебели. | |
4 | «Моё тело» (ориентировка в пространстве) | Учить различать и правильно называть части своего тела, части тел других детей(кукол) соотносить со своим телом; Формировать представление о пространственном расположении частей тела (голова вверху, ноги внизу) | «Назови и покажи части тела в (зеркальном отражении)» «Назови части тела друга» «Отремонтируй куклу» | |
Декабрь | 1 | «Назови цвет» (цвет) | Закрепить знание основных цветов, учить называть точным словом фиолетовый цвет | «Украсим чайник», «Воздушные шары». «Выбери все фиолетовые круги» Практическое задание- закрась контур баклажана. |
2 | «Дикие животные» (форма) | Закрепить умения воссоздавать целое изображение предмета, умение соотносить форму предмета с геометрической фигурой | «Узнай и назови геометрическую фигуру (объёмное геометрическое тело)» «Выбери из геометрических фигур прямоугольники, квадраты, треугольники» Практическое задание- составь из геометрических фигур дикое животное. | |
3 | «Ширина» (величина) | Закреплять представление о ширине предметов, учить сравнивать предметы по ширине; располагать 5 предметов в убывающей последовательности (возрастающей) | «Сравни дощечки по ширине» «Каждую машину в свой гараж» «Расставь по порядку» «Расставь машины на дорожке по ширине» | |
4 | «Правая, левая» (ориентировка) | Учить различать правую, левую руку, ориентироваться по разным звукам в окружающей обстановке; Познакомить с названием каждого пальца на руке; | Задание по словесной инструкции (покажи правую- левую руку, правую- левую ногу (ухо, глаз, бок); дай правой рукой кубик) «Что умеют пальцы, рука» | |
Январь | 1 | «Цветные пирамидки» (цвет) | Учить раскладывать цветные предметы (геометрические тела, фигуры) в определённой последовательности, чередуя цвет. Закреплять знания названий основных цветов. | «Назови цвет объёмного геометрического тела, геометрической фигуры (овал, круг, треугольник, круг, прямоугольник)» Соотнеси объёмное тело с плоской геометрической фигурой такого же цвета. Разложи геометрические объёмные цвета по цвету. Практическое задание- закрасить кольца пирамидки. |
Методические источники:
1. Айрес Э. Джин «Ребенок и сенсорная интеграция» понимание скрытых проблем ребёнка с практическими рекомендациями для специалистов и родителей. М.: «Теревинф», 2019 – 272с.
2. Венгер Л. А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя дет. сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер; Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1988. -144 с: ил.
3. Кислинг, Улла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / Улла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой; [пер. с нем. К.А. Шарр]. - М.: Теревинф, 2010. - 240 с.
4. Крановиц Кэрол Сток «Разбалансированный ребенок» Ретор, 2012. – 396с.
5. Сенсорное воспитание дошкольников. / Под ред. А.В. Запорожца, А.П. Усовой. - М. : Просвещение. 1963. - 364с.
6. Поддьяков Н.Н. Способы сенсорного воспитания в детском саду. - М, 1965. - 392
7. Курашова Р.А. Сенсорное развитие дошкольников, - М. : Новое знание, 2006. - 345с.
8. Буянова Р. Сенсорное развитие детей//Социальная работа - №12 – 20
9. Вартан В.П. Сенсорное развитие дошкольников, - Мн. :БрГУ, 2007. - 195с.
10. Колос Г.Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении: Практические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2011.
11.Кальмова С. Е., Орлова Л. Ф., Яворовская Т. В. Сенсорная комната -- волшебный мир здоровья: Учебно-методическое пособие / Под ред. Л. Б. Баряевой. -- СПб.: НОУ «СОЮЗ», 2006. -- с.
12.Чевычелова Е.А. Развернутое тематическое планирование по программе под редакцией Л.И. Плаксиной. Средняя группа – Волгоград, издательство «Учитель» - 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое описание дидактической игры "Куб для развития основных сенсорных эталонов у дошкольников"
В методическом материале дано подробное описание дидактической игры, ее вид и функциональное использование. Фото прилагается....
Использование нетрадиционных методик при формировании сенсорных эталонов у дошкольников с нарушением интеллекта.
Аннотация: В статье представлены особенности формирования сенсорного восприятия дошкольников с нарушением интеллекта, а также формы и методы направленные на создание мотивации ...
Формирование сенсорных эталонов у дошкольников
Сенсорное развитие ребёнка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе и...
Значение изобразительной деятельности в процессе формирования сенсорных эталонов у дошкольников с ЗПР
Формирование целостного образа предметов - результат сложного взаимодействия ощущений и уже имеющихся в коре головного мозга следов восприятий. Именно это взаимодействие и оказывается нарушенным у дет...
Консультация "Формирование сенсорных эталонов у дошкольников"
цель:повышение уровня компетентности педагогов и родителей по данной теме....
"Фомирование сенсорных эталонов у дошкольников"
сенсорный...
Специфика процесса формирования представлений о сенсорных эталонах у дошкольников.
В статье представлена специфика процесса формирования представлений о сенсорных эталонах у дошкольников разного возраста....