Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Роль башкирских народных сказок в духовно- нравственном воспитании дошкольников»
материал (подготовительная группа)
. С древнейших времён сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения потому, что сказка - неиссякаемый источник для воспитания детей. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovavnie_v_podgotovishkah.docx | 33.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
Центр развития ребенка детский сад «Березка»
городского округа город Сибай Республики Башкортостан
Индивидуальный план работы
по самообразованию
Тема: «Роль башкирских народных сказок
в духовно- нравственном воспитании дошкольников»
на 2024 – 2025 учебный год
в подготовительной группе «Теремок»
Воспитатель: Азаматова Ф.С |
«Роль башкирских народных сказок
в духовно- нравственном воспитании дошкольников»
Актуальность
В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.
Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.
Самые элементарные и в тоже время самые важные представления– об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют в дальнейшем для ребенка нормы поведения. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. С древнейших времён сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения потому, что сказка - неиссякаемый источник для воспитания детей. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости.
Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание.
По итогам бесед с родителями, видно, что башкирским сказкам не уделяется должного внимания. Поэтому я решила заинтересовать детей чтением башкирских сказок.
Башкирские народные сказки выражают национальные черты, быт и обычаи народа.
Богатырские сказки повествуют о борьбе с чудовищами, об испытаниях, связанных с решением трудных задач. Батыр покидает дом, чтобы повидать свет, себя показать и найти применение своим силам. Егеты (добрые молодцы) и батыры (храбрые воины) прекрасно владеют луком, метко стреляют, совершают добрые дела, помогают людям.
В бытовых сказках приветствуется о жизни народа, его повседневных трудах и заботах, об отношениях между людьми (богатыми и бедными, добрыми и злыми и так далее). В таких сказках рассказывается о тяжёлой жизни бедняков, сирот.
Башкирские сказки восхваляют честность и великодушие, клеймят трусость тех, кто бросает товарищей в беде, призывают к труду, изучению ремёсел, учат ценить и почитать старых людей. Башкирские сказки зло высмеивают притеснителей народа: падишахов, ханов, баев.
В волшебных сказках присутствуют волшебные превращения – предметов, людей, зверей и птиц.
Шуточные сказки проникнуты добродушным юмором, в них обычно высмеивается глупость. Нередко в таких сказках действующими лицами являются шайтаны, дэвы, ведьмы, которых отличает беспричинная жестокость и глупость.
Цель: Прививать любовь и интерес к башкирским народным сказкам.
Задачи:
• Расширять знания детей о башкирских народных сказках.
• Формировать умение слушать и понимать идею башкирских народных сказок, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, драматизировать их через разные виды театра.
• Формировать представления о нравственных качествах (честность, доброта, отзывчивость) посредством башкирских народных сказок.
• Усилить связь детского сада с семьей. Повысить компетентность родителей в вопросах познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников.
• Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас.
• Развивать творчество, фантазию, воображение, артистизм.
• Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, любовь к сказкам, книгам;
• Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, бережное отношение к природе, ко всем живым существам.
Ожидаемые результаты:
• У детей повысился интерес к башкирским народным сказкам.
• Дети с интересом слушают башкирские народные сказки, понимают идею, пересказывают их, опираясь на иллюстрации, называют героев сказок, драматизируют их через разные виды театра.
• Повысился творческий потенциал детей, развито творческое воображение, эмоциональная отзывчивость,
• Развиты коммуникативные способности, артистизм, выразительность речи.
• Имеют представления о понятиях как честность, правдивость, доброта , отзывчивость , доброжелательность.
План работы на 2024-2025 учебный год
Сентябрь. | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Роль башкирской сказки в нравственном воспитании детей»:
|
| 1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми».
|
Ноябрь. | 1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.
|
Декабрь. | Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».
|
Январь. | 1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».
|
Февраль. | 1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».
Убыр-эби (Баба-Яга), дэв.
|
Март | 1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».
Приобрести, распечатать раскраски по башкирским народным сказкам. Беседы с детьми о книгах из домашней библиотеки. |
Апрель | 1. Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей». Беседы с детьми о сказках, о героях башкирских народных сказок, об их нравственных качествах. Добавить материал в театральный уголок.
|
Май | 1. Самоанализ плана по самообразованию. 2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Рисуем сказку»;
|
Работа с родителями.
- Консультации для родителей:
- «Как подружить ребёнка с книгой».
- «Приобщение детей к традициям башкирского народа».
- «Роль сказок в развитии детей»,
- «Учите детей любить книгу»
- «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
- «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
- «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
- «Как выбрать полезную сказку для малыша».
- «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества.
- Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой» о пользе домашнего чтения.
- Участие родителей в оформлении книги рисунков «Наши любимые сказки»
- Участие родителей в акции «Подари книгу с автографом»
- Привлечение родителей к изготовлению шапочек – масок для театрального уголка.
- Привлечение родителей к изготовлению декораций к сказке «Как медведь подружился с пчелами».
- Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра: настольный, вязаные шапки-маски, музыкально – шумовой.
- Привлечение родителей к организации экскурсии в детскую библиотеку.
Работа с педагогами
Консультации
- «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
- «По следам сказок...»
- «Использование сказки в развитии связной речи дошкольников»
- «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через сказку»
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».
Деловая игра для воспитателей «В гостях у сказки».
Список использованной литературы:
- Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Хрестоматия к региональной программе, формируемой участниками образовательных отношений дошкольного образования Республики Башкортостан.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016.-304с.
- Башкирские народные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки. -Уфа: Башкирское книжное издательство,2016.
- Гасанова Р. Х., Кузьмищева Т. Б. Фольклорная педагогика в воспитании и дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Уфа - БИРО, 2014.
- Агишева, Р.Л. «Фольклор и литература Башкортостана» 2011, Уфа: Китап;
- Башкирские народные сказки и легенды. – Уфа: Китап, 1996. стр. 89 – 92.
- Гасанова, Л.Н. «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры Башкирского народа»,2012,Уфа: ИРО РБ;
- Гасанова, Р.Х. « Я Родину хочу свою познать» 2007,Уфа: БИРО;
- Гасанова, Р.Х. «Фольклорная педагогика» 2004,Уфа: БИРО;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»
Статья на тему "роль народных праздников в духовно - нравственном воспитании дошкольников"...
«Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»
знакомить с различными игрушками, с их историей и с процессом изготовления собственными руками....
Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)
Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн...
Проект по духовно-нравственному воспитанию " Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному воспитанию дошкольниов...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию "Значение устного-народного творчества в духовно-нравственном воспитании дошкольников".
Проект по духовно-нравственному восптанию....
Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры. Задачи:Пробужда...
Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».
Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...