Индивидуальный план работы по самообразованию Тема: «Роль башкирских народных сказок в духовно- нравственном воспитании дошкольников»
материал (подготовительная группа)

Азаматова Фаниля Салимовна

. С древнейших времён сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения потому, что сказка - неиссякаемый источник для воспитания детей. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovavnie_v_podgotovishkah.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

Центр развития ребенка детский сад «Березка»

городского округа город Сибай Республики Башкортостан

   

Индивидуальный план работы

по самообразованию

 

Тема: «Роль башкирских народных сказок

в духовно- нравственном воспитании дошкольников»

 

на 2024 – 2025 учебный год

в подготовительной группе «Теремок»

     

Воспитатель: Азаматова Ф.С

 «Роль башкирских народных сказок

в духовно- нравственном воспитании дошкольников»

Актуальность

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости.

Нравственное воспитание – важнейшая сторона воспитания ребёнка. Закладывать основы нравственности, воспитывать моральные ценности следует с самого раннего возраста, когда формируются характер, отношение к миру, окружающим людям.

Самые элементарные и в тоже время самые важные представления– об уме и глупости, о хитрости и прямодушии, о добре и зле, о героизме и трусости – ложатся в сознание и определяют в дальнейшем для ребенка нормы поведения. Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Среди многих жанров устной прозы (сказки, предания, сказы, былины, легенды) сказка занимает особое место. С древнейших времён сказки служили верную службу в нравственном и эстетическом воспитании подрастающего поколения потому, что сказка - неиссякаемый источник для воспитания детей. Она учит человека жить, вселяет в него оптимизм, веру в торжество добра и справедливости. 

Однако сегодня, во многом сложилась такая ситуация, что сказка стала сдавать свои позиции обучения, так как на смену книге пришли компьютерные игры, зарубежные мультики, в которых зачастую отсутствует нравственное и воспитательное содержание.

По итогам бесед с родителями, видно, что башкирским сказкам не уделяется должного внимания. Поэтому я решила заинтересовать детей чтением башкирских сказок.

Башкирские народные сказки выражают национальные черты, быт и обычаи народа.

Богатырские сказки повествуют о борьбе с чудовищами, об испытаниях, связанных с решением трудных задач. Батыр покидает дом, чтобы повидать свет, себя показать и найти применение своим силам. Егеты (добрые молодцы) и батыры (храбрые воины) прекрасно владеют луком, метко стреляют, совершают добрые дела, помогают людям.

В бытовых сказках приветствуется о жизни народа, его повседневных трудах и заботах, об отношениях между людьми (богатыми и бедными, добрыми и злыми и так далее). В таких сказках рассказывается о тяжёлой жизни бедняков, сирот.

Башкирские сказки восхваляют честность и великодушие, клеймят трусость тех, кто бросает товарищей в беде, призывают к труду, изучению ремёсел, учат ценить и почитать старых людей. Башкирские сказки зло высмеивают притеснителей народа: падишахов, ханов, баев.

В волшебных сказках присутствуют волшебные превращения – предметов, людей, зверей и птиц.

Шуточные сказки проникнуты добродушным юмором, в них обычно высмеивается глупость. Нередко в таких сказках действующими лицами являются шайтаны, дэвы, ведьмы, которых отличает беспричинная жестокость и глупость.

Цель: Прививать любовь и интерес к башкирским народным сказкам.

Задачи:

• Расширять знания детей о башкирских народных сказках.

• Формировать умение слушать и понимать идею башкирских народных сказок, пересказывать их, опираясь на иллюстрации, называть героев сказок, драматизировать их через разные виды театра.

• Формировать представления о нравственных качествах (честность, доброта, отзывчивость) посредством башкирских народных сказок.

• Усилить связь детского сада с семьей. Повысить компетентность родителей в вопросах познавательного и художественно-эстетического развития дошкольников.

• Развивать интонационную выразительность речи, обогащать словарный запас.

• Развивать творчество, фантазию, воображение, артистизм.

• Воспитывать интерес к башкирскому народному творчеству, любовь к сказкам, книгам;

• Воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу, чувство сопереживания, желание помочь другим, бережное отношение к природе, ко всем живым существам.

Ожидаемые результаты:

• У детей повысился интерес к башкирским народным сказкам.

• Дети с интересом слушают башкирские народные сказки, понимают идею, пересказывают их, опираясь на иллюстрации, называют героев сказок, драматизируют их через разные виды театра.

• Повысился творческий потенциал детей, развито творческое воображение, эмоциональная отзывчивость,

• Развиты коммуникативные способности, артистизм, выразительность речи.

• Имеют представления о понятиях как честность, правдивость, доброта , отзывчивость , доброжелательность.

План  работы на 2024-2025 учебный год

Сентябрь.

Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Роль башкирской сказки в нравственном воспитании детей»:

  • Подбор методической и художественной литературы;
  • Поиск информации для родителей;
  • Подбор башкирских народных сказок и иллюстрации к ним; изготовление атрибутов к сказке;
  • Создание альбома, презентации «Башкирские народные сказки»;
  • Беседа «Знакомство с башкирским народным творчеством» (башкирскими сказками, пословицами, поговорками, загадками);
  • Рассматривание книг, просмотр видеофильмов «Башкирские сказки»;


Октябрь.

1.Изучение темы: «Использование сказок в работе с детьми». 

  • Чтение башкирских сказок «Гульбика», «Курай»;
  • Беседа об уважительном отношении к старшим; на основе сравнения двух сказок, сделать выводы, какими могут быть люди, что добро всегда побеждает зло.
  • Сюжетно – ролевая игра  «В гости бабушка пришла»
  • Подвижная башкирская игра «Курай»
  • Художественное творчество (аппликация)  « Подарок любимой бабушке».
  • Д/и «Угадай, из какой сказки прочитан отрывок?»
  • Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).
  • В уголке для родителей поместить рублику советов и пожеланий по поводу того, как организовать чтение ребенка в домашних условиях. Темы: «Личная библиотека вашего ребенка», «Как и когда рассказывать сказки».
  • Выставка работ «Любимый сказочный герой».

Ноябрь.

1. Создание картотеки сказок для работы с детьми.

  • Рассказывание башкирской сказки «Медведь и пчелы»;
  • Беседа о труде пчеловода и о пользе пчёл;
  • П/и «Медведь и пчелы»
  • Аппликация по сказке «Медведь и пчелы»;
  • Решение проблемных ситуаций по сказке «Медведь и пчелы»;
  • Разучивание подвижных игр: «Пчелы и медведи» Ш.Кульбарисов,, «У медведя во бору».
  • Дидактическая игра «Загадки по сказкам».

Декабрь.

Изучение темы: «Роль сказки в развитии речи детей».

  • Экскурсия в детскую библиотеку;
  • Рассказывание башкирской сказки «Как собака нашла себе хозяина»;
  • Драматизация сказки «Как собака нашла себе хозяина»;
  • Художественное творчество «Нарисуй сказку»;
  • П/и «Медный пень»;
  • Обыгрывание отдельных моментов из сказки с использованием пальчикового театра;
  • Пополнение библиотеки группы новыми красочными книгами с башкирскими народными сказками, дисками.
  • Конструирование из бросового материала по содержанию башкирских народных сказок.
  • Разучивание башкирских поговорок, пословиц.

Январь.

1. Изучение темы: «Сказка как средство духовно – нравственного развития личности ребёнка».

  • Рассказывание башкирской сказки «Лиса плотник».
  • Рассматривание иллюстраций к сказке.
  • Словарная работа «курятник», «насест», «лазейка», «оглушил»
  • Конструирование из бросового материала по содержанию башкирских народных сказок.
  • П/и «Улетели, улетели»
  • Выставка книг по башкирским народным сказкам.
  • Рассказывание сказки с новой концовкой: «Лиса плотник»

Февраль.

1. Изучение темы «Роль сказки в воспитании детей».

  • Рассказывание башкирской сказки «Тан-батыр».
  • Знакомство с башкирскими словами:

Убыр-эби (Баба-Яга),  дэв.

  • Художественное творчество (лепка).
  • Просмотр мультфильмов по башкирским сказкам;
  • Д/и «Узнай сказку по картинке».

Март

1. Изучение темы: «Влияние сказок на психику ребёнка».

  • Рассказывание сказки «Сарбай»
  • Просмотр мультфильма по сказке.
  • Рисование любимых героев сказки.
  • Дидактическая игра: «Из какой сказки герой».

Приобрести, распечатать раскраски по башкирским народным сказкам.

Беседы с детьми о книгах из домашней библиотеки.

Апрель

1. Изучение темы «Театрализация сказок как средство духовно- нравственного воспитания детей».

Беседы с детьми о сказках, о героях башкирских народных сказок, об их нравственных качествах.

Добавить материал в театральный уголок.

  • Дидактическая игра «Угадай сказку по отрывку», «Узнай сказку по картинке»
  • Настольно – печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото).

Май

1. Самоанализ плана по самообразованию.

2. Выставка работ детей и родителей: «Наши любимые сказки», «Рисуем сказку»;

  • Фотовыставка «Дети и сказки», фотоотчёт о проделанной работе;
  • Викторина «Башкирские народные сказки» 
  • Итоговое мероприятие - драматизация музыкальной сказки на новый лад «Как медведь подружился с пчелами» по мотивам башкирской народной сказки «Медведь и пчелы».

Работа с родителями.

  1. Консультации для родителей: 
  • «Как подружить ребёнка с книгой».
  • «Приобщение детей к традициям башкирского народа».
  • «Роль сказок в развитии детей», 
  • «Учите детей любить книгу»
  • «Роль художественной литературы в развитии речи детей дошкольного возраста»
  • «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказку».
  • «Сказка - ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!» 
  •  «Как выбрать полезную сказку для малыша».
  •  «Воспитание ребёнка средствами родного языка и народного творчества.

  1. Беседа индивидуальная с родителями ребёнка на тему: «Как подружить ребёнка с книгой»  о пользе домашнего чтения.

  1. Участие родителей в оформлении книги рисунков «Наши любимые сказки»

  1. Участие родителей в акции «Подари книгу с автографом»

  1. Привлечение родителей к изготовлению шапочек – масок для театрального уголка.

  1. Привлечение родителей к изготовлению декораций к сказке «Как медведь подружился с пчелами».

  1. Привлечение родителей к изготовлению разных видов театра: настольный, вязаные шапки-маски, музыкально – шумовой.

  1. Привлечение родителей к организации экскурсии в детскую библиотеку.

Работа с педагогами  

Консультации 

  1. «Роль сказки в воспитании детей младшего дошкольного возраста»
  2. «По следам сказок...»
  3. «Использование сказки в развитии связной речи дошкольников»
  4. «Воспитание нравственных чувств у детей дошкольного возраста через сказку»

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста».

Деловая игра для воспитателей «В гостях у сказки».

Список использованной литературы:

  1. Азнабаева Ф.Г., Фаизова М.И., Агзамова З.А. Академия детства: Хрестоматия к региональной программе, формируемой участниками образовательных отношений дошкольного образования Республики Башкортостан.- Уфа: Издательство ИРО РБ, 2016.-304с.
  2. Башкирские народные сказки. Сказки о животных. Бытовые сказки. -Уфа: Башкирское книжное издательство,2016.
  3. Гасанова Р. Х., Кузьмищева Т. Б. Фольклорная педагогика в воспитании и дошкольников: Методические рекомендации в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений. Уфа - БИРО, 2014.
  4. Агишева, Р.Л. «Фольклор и литература Башкортостана» 2011, Уфа: Китап;
  5. Башкирские народные сказки и легенды. – Уфа: Китап, 1996. стр. 89 – 92.
  6. Гасанова, Л.Н. «Словесное творчество старших дошкольников на основе национальной культуры Башкирского народа»,2012,Уфа: ИРО РБ;
  7. Гасанова, Р.Х. « Я Родину хочу свою познать» 2007,Уфа: БИРО;
  8. Гасанова, Р.Х. «Фольклорная педагогика» 2004,Уфа: БИРО;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Роль народных праздников в духовно-нравственном воспитании дошкольников»

Статья на тему "роль народных праздников в духовно - нравственном воспитании дошкольников"...

«Роль народной игрушки в духовно – нравственном воспитании дошкольников»

знакомить с различными игрушками, с их историей и с процессом изготовления  собственными руками....

Роль русских народных сказок в духовно - нравственном воспитании детей (из опыта работы)

Если вы хотите , чтоб ваши дети были умными - читайте им сказки . Есле вы хотите , чтоб они были ещё умнее - читайте им больше сказок. А. Эйнштейн...

Конспект НОД по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Цель: Формировать представления у детей о русских традициях, истории русского костюма, культуре русского народа, культуре быта; развитие основ духовно-нравственной культуры.  Задачи:Пробужда...

Проект по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Тема: «В хороводе народных традиций (формирование духовно-нравственных качеств дошкольников посредством ознакомления с народными традициями)».

Данный проект представляет педагогическое обоснование достижения целей и задач, планирование, ряд мероприятий по улучшению материально-технического состояния МБДОУ и мероприятий педагогического характ...